Развитие человека с ограниченными возможностями здоровья посредством доступного для него вида спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 28.10.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Яцухин, В. Ю. Развитие человека с ограниченными возможностями здоровья посредством доступного для него вида спорта / В. Ю. Яцухин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 290-291. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107114/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье рассматриваются особенности физического, социального и психологического развития людей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий физической культурой и спортом.

Ключевые слова: развитие человека, люди с ОВЗ, инвалидность, спорт, физическая культура.

В современном российском обществе одной из острейших проблем можно назвать растущее число граждан с инвалидизирующими заболеваниями. По состоянию на 06.10.2023 в нашей стране зарегистрировано порядка 10,9 тыс. инвалидов, в том числе 0,7 тыс. человек детей-инвалидов [8]. Заболевания, ограничивающие физические возможности человека затрудняют не только его способность полноценного функционирования в обществе, но и понижают качество жизни.

Людям со статусом «инвалид» приходится сталкиваться в жизни с трудностями, связанными с социальной адаптацией, психологической опустошенностью, сниженной физической активностью.

Решение этих трудностей носит комплексный характер. В РФ на сегодняшний день организована полноценная реабилитационная помощь инвалидам, включающая в себя медицинскую, социально-правовую и психологическую поддержку с учётом индивидуальных потребностей.

Одним их эффективных аспектов реализации решения проблем человека с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) является привлечение его к занятиям физической культурой или доступным для него видом спорта. Сложно переоценить роль физических упражнений в жизни человека, особенно с ограничениями физического состояния, ведь помимо общей объективной пользы физической культуры для здоровья, она развивает характер человека и способствует улучшению его психологического состояния [7].

Законодательно привлечение лиц с ОВЗ к занятию спортом и физической культурой закреплено Федеральным законом № 329-ФЗ от 04.07.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Спорт для инвалидов принято называть «адаптивным спортом». В соответствии со Всероссийским реестром видов спорта существуют нижеприведённые виды «адаптивного спорта» [3]:

– спорт для слепых;

– спорт для глухих;

– спорт для лиц с поражением ОДА (опорно-двигательного аппарата);

– футбол для лиц с заболеванием ЦП (церебральным параличом);

– спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями.

По вышеперечисленным видам спорта на официальном уровне проводятся регулярные спортивные мероприятия как регионального так и мирового уровня: соревнования, Кубки, первенства, чемпионаты, Паралимпийские игры.

Для детей-инвалидов организуются адаптивные спортивные школы, клубы и кружки.

Спорт и физическая культура в развитии человека с ОВЗ как личности выполняет несколько важных функций:

– реабилитационную;

– оздоровительную;

– психотерапевтическую;

– адаптационную;

– образовательную.

Реабилитационные свойства физкультуры и спорта для людей с ОВЗ проявляются в виде снижения проявлений патологических состояний, частичное восстановление или нормализация нарушенных функций организма, повышение мобильности инвалида (при наличии возможности) [5].

Оздоровительная функция для человека со статусом «инвалид» в процессе занятия физической культурой проявляется в виде улучшения его физического состояния, насколько это может позволить диагноз. Психотерапевтическая функция представлена широким спектром положительных изменений у лиц с ОВЗ независимо от возраста — это и стабилизация общего эмоционального фона, и повышение уверенности в себе, и снижение состояния тревожности [4].

Адаптационная функция спорта и физкультуры реализуется в повышении коммуникативных способностей людей с ОВЗ или инвалидностью, что позволяет им легче интегрироваться в социум, не бояться вступать в диалог с окружающими, уметь попросить о помощи или высказать своё мнение. Образовательная функция реализуется в процессе изучения новых спортивных упражнений, тренировок, подготовки к соревнованиям, в этом случае у лиц с ОВЗ, в частности, у детей-инвалидов увеличивается словарный запас, расширяется кругозор, происходит более всестороннее развитие личности [1].

Посещение спортивных кружков или секций сопряжено с общением с тренером или наставником и другими участниками спортивной группы что позволяет людям с ОВЗ улучшать свои социально-адаптивные способности, снижать уровень психологического напряжения, осваивать новые навыки и умения, а соответственно занятие спортом, повышение физической активности, способствует гармоничному развитию человека [2].

Доступность того или иного вида спорта для людей с ОВЗ или инвалидностью определяется индивидуальными физическими возможностями самого человека, в данном случае, безусловно необходима консультация специалиста.

Автор статьи, исходя из собственного жизненного опыта знает и осознаёт степень важности необходимой подготовки специалистов, занимающихся развитием и спортивной подготовкой людей с ОВЗ или инвалидностью всех возрастов, ведь каждому из нуждающихся требуется индивидуальный подход. Наставнику, тренеру или специалисту нужна не только профессиональная подготовка по соответствующему виду спорта, но и наличие психологических особенностей, например таких как отзывчивость, ответственность, доброта, нравственность, терпеливость. По мнению автора, проблему подготовки кадров для спортивного воспитания лиц с ОВЗ, необходимо решать на государственном уровне, а именно — готовить специалистов со знаниями по нескольким направлениям. А самим специалистам постоянно повышать уровень своей квалификации на протяжении всей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. В. Андрюхина [и др.]; под общ. ред. Т. В. Андрюхиной. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 158 с. Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/978–5–8050–0665–5.
  2. Бегидов М. В. Социальная защита инвалидов: учебное пособие для академического бакалавриата / М. В. Бегидов, Т. П. Бегидова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2018. 98 с.
  3. Всероссийский реестр видов спорта
  4. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии: учебное пособие для среднего профессионального образования/ Н. Л. Литош. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 156 с.
  5. Рипа, М. Д. Методы лечебной и адаптивной физической культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования/ М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. — 2-е изд., испр. И доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 158 с
  6. Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
  7. Физическая культура. Инклюзивное образование: физическая культура как ресурс для реализации инклюзии в высшем образовании [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Т. И. Чедова; Пермский государственный национальный исследовательский университет. –Электронные данные. –Пермь, 2021. –2,13 Мб; 167с.
  8. Федеральная служба государственной статистики/Положение инвалидов https://rosstat.gov.ru/folder/13964 дата обращения 06.10.2023г.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, спорт, вид спорта, занятие спортом, лицо, ограниченная возможность здоровья, развитие человека, физическое состояние.


Похожие статьи

Задать вопрос