Особенности организации управления хозяйственным обществом с использованием института управляющей организации в период частичной мобилизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 28.10.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Буевич, О. В. Особенности организации управления хозяйственным обществом с использованием института управляющей организации в период частичной мобилизации / О. В. Буевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 86-90. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107091/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор исследует применимость действующего законодательства о мобилизации в корпоративном управлении; изменение правового статуса участников (учредителей) и лица, исполняющего полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества при проведении мобилизационных мероприятий в стране и связанные с ними особенности организации управления в корпоративных организациях.

Ключевые слова: частичная мобилизация, правовой статус, участник (учредитель) хозяйственного общества, единоличный исполнительный орган хозяйственного общества, управляющая организация.

Привлечение профессиональных управляющих для текущего управления хозяйственными обществами (далее — общество, общества) все больше доказывает свою эффективность. Частичная мобилизация, объявленная Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647, может стать сильным толчком для развития практики применения института управляющих организаций в виду особенностей действующего законодательства в сфере мобилизации.

В теории управления принято считать, что текущее (оперативное) управление обществом может занимать до 80 % от общего числа взаимосвязанных организационных процессов в коммерческой организации.

В случае выхода из состава органов управления, по причине призыва на военную службу по мобилизации, участников (учредителей) хозяйственного общества или лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (далее — ЕИСПО), такая зависимость в организационных процессах может критически влиять на достижение целей создания общества.

В соответствии с Федеральным законом о мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации (далее — Закон о мобилизации) изменяется правовой статус мобилизованного гражданина, выполняющего обязанности члена органа управления хозяйственного общества или должностного лица, на которого возложены функции ЕИСПО (далее — члены органов управления общества).

Законодательство о мобилизации не предусматривает освобождение от прохождения военной службы граждан, входящих в состав высших органов управления или исполнительных органов коммерческих организаций, только на основании выполнения ими таких функций. Исключение составляют категории участников (учредителей) и должностных лиц хозяйственных обществ, отнесенных постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 № 1725 к организациям оборонно-промышленного комплекса.

Частью 7 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон о статусе военнослужащих) установлены запреты на выполнение военнослужащими других трудовых функций, не связанных с прохождением военной службы (кроме педагогической, научной или иной творческой деятельности). Также эта норма запрещает военнослужащим заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями.

Между там, нормы части 2 и 3 статьи 21.1 Закона о мобилизации, при их буквальном толковании, сохраняют право на управление хозяйственным обществом за мобилизованными членам органов управления такого общества, которые приобрели статус военнослужащих в силу Закона. С 21 сентября 2022 года данные нормы распространяются на граждан, являющихся участниками обществ или выполняющих функции ЕИСПО, призванных по мобилизации. При этом нормы статьи 21.1 прямо указывают на отсутствие запретов и ограничений, установленных частью 7 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащего» для граждан-членов органов управления обществом, призванных по мобилизации. Законодатель отнес данную категорию военнослужащих к отдельной и определил особенности связанные с их призывом на военную службу и порядком ее прохождения. К основным особенностям можно отнести право на организацию управления обществом в установленные Законом о мобилизации сроки (ч.1 ст. 21.1.) и право на участие в управлении обществом, имея при этом правовой статус военнослужащего (ч.2 ст. 21.1.).

Частью 1 статьи 21.1 Закона о мобилизации установлен срок, продолжительностью пять рабочих дней, для членов органов управления обществом, с целью решения вопросов, связанных с дальнейшим осуществлением предпринимательской деятельности: в объем таких вопросов могут включаться вопросы, связанные с передачей управления или изменением системы управления хозяйственным обществом.

Нормы действующего законодательства, установленные частью 1 ст. 51 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», сохраняют право на участие в деятельности органа управления коммерческой организации за военнослужащими-членами органов управления хозяйственных обществ.

Таким образом, при приобретении правового статуса военнослужащего в результате частичной мобилизации граждане, являющиеся участниками хозяйственного общества или выполняющие функции ЕИСПО, вправе лично или через доверенных лиц участвовать в управлении коммерческой организацией.

Действующее законодательство хоть и оставляет право на управление коммерческими организациями за мобилизованными военнослужащими — членами органов управления хозяйственными обществами, но объективная реальность выполнения обязанностей военной службы, особенно в зоне боевых действий, налагает ограничение на практическую возможность реализации таких прав.

Одним из механизмов реализации права на управление обществом для участников (учредителей) общества или его генерального директора, призванных по мобилизации, может быть передача функций ЕИСПО хозяйственного общества управляющему или управляющей организации. Наиболее важным преимуществом такого организационного решения является продолжение деятельности общества и обеспечение его устойчивости системы управления в короткие сроки (ч. 1 ст. 21.1 Закона о мобилизации).

Корпоративное законодательство предусматривает порядок передачи оперативного управления хозяйственным обществом управляющей организации посредством заключения с ней договора (ст. 42 ФЗ № 14-ФЗ и ст. 69 ФЗ № 208-ФЗ). Такой порядок передачи функций ЕИСПО управляющей организации отнесен к исключительной компетенции общего собрания участников общества, если уставом общества решение таких вопросов не отнесено к компетенции коллегиального органа управления (ст. 67.1 ГК РФ). Представляется, что в целях соблюдения сроков, установленных Законом о мобилизации для решения вопросов связанных с осуществлением предпринимательской деятельности — 5 рабочих дней — весь порядок передачи полномочий ЕИСПО управляющему или управляющей организации должен быть предусмотрен заблаговременно. В таких условиях, с организационной точки зрения, целесообразно заранее разработать проект договора, согласовать его условия с общим собранием участников, внести изменения во внутренние документы общества и содержать их в готовности к утверждению. В отдельных случаях может возникнуть необходимость принятия решения общим собранием участников (акционеров) о заблаговременном согласовании управляющего (управляющей организации) и поддержание с ним взаимодействия.

Смена ЕИСПО (генерального директора, директора и т. д.) оформляется письменным решением единственного участника общества; издается приказ об освобождении от должности прежнего директора и подписывается договор с управляющей организацией (управляющим); вносятся изменения в ЕГРЮЛ с соблюдением всех юридически значимых действий. Условиями добросовестного поведения могут являться и другие действия руководителя общества, призванного по мобилизации на военную службу: необходимость сообщения о смене директора в финансовые организации; доведение информации об изменениях управляющих директоров до контрагентов и других участников сделок; передача материально-технических, финансовых средств и т. д.

Если генеральный директор (директор), призванный на военную службу по мобилизации, не является единственным учредителем, то у него двойственный правовой статус. С одной стороны, в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности и государственными органами именно он представляет организацию без доверенности. С другой стороны, он сам является работником организации, которую возглавляет.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 278 ТК РФ руководителя организации можно уволить в связи с принятием решения о прекращении трудового договора. Принятым постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2022 № 1677 установлен запрет на увольнение лиц, призванных на военную службу по мобилизации на основании ч.1 ст. 83 ТК РФ. Однако этот запрет не означает, что руководителя нельзя уволить по ст. 278 ТК РФ. Для такого увольнения необходимо провести общее собрание высшего органа общества и оформить решение в протоколе общего собрания учредителей (акционеров). Решением совета директоров прекратить полномочия руководителя досрочно можно, только если такое право закреплено в уставе хозяйственного общества. В противном случае увольнение генерального директора, призванного на военную службу по мобилизации, может быть признано незаконным (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.08.2022 № 88–13538/2022 по делу № 2–3997/2021).

Таким образом, возможно досрочное прекращение полномочий генерального директора: общество вправе прекратить полномочия лица, исполняющего функции ЕИСПО, уволить его и подписать договор с управляющей организацией.

В соответствии со ст. 351.7 ТК РФ работодатель, на основании заявления работника, исполняющего полномочия ЕИСПО, приостанавливает действие трудового договора и сохраняет за директором рабочее место (должность) на время военной службы по мобилизации. Данная норма не ограничивает право на передачу функций ЕИСПО общества управляющему ИП или управляющей организации. В данном случае такой порядок правоотношений будет носить срочный (временный характер).

При этом необходимо уложить всю процедуру передачи управления в сроки, установленные статьей 21.1 Закона о мобилизации — пять рабочих дней.

Общее собрание участников (акционеров) общества вправе принять решение о передаче функций ЕИСПО несколькими лицами, действующими совместно, или передачи полномочий нескольким ЕИСПО, которые будут действовать независимо друг от друга (ч. 3 ст. 65.3 ГК РФ). В качестве одного из таких лиц вправе выступать, как и должностное лицо, призванное на военную службу по мобилизации, так и управляющая организация (управляющий). В договоре в обязательном порядке необходимо распределить полномочия между такими лицами: необходимо конкретно описать передаваемые полномочия, даже если передается часть полномочий.

Таким образом, нормы действующего законодательства применимы к процессу организации оперативного управления хозяйственным обществом с использованием института управляющей организации в условиях частичной мобилизации.

Возникающие правоотношения между управляемым и управляющим обществами регулируются путем заключения договора, имеющим правовую природу договора возмездного оказания услуги, агентского договора или договора доверительного управления имуществом.

Представляется, что в случае необходимости, например по причине призыва на военную службу по мобилизации, единственный учредитель, являющийся также генеральным директором общества, может передать свое имущество в доверительное управление управляющему или управляющей организации. В аналогичных условиях единственный учредитель может заключить и договор об оказании услуги по текущему управлению деятельностью хозяйственного общества. В обоих случаях передается лишь функционал, связанный с исполнением полномочий ЕИСПО общества.

Между тем, применение института доверительного управления в корпоративных отношениях накладывает ограничения на распоряжение имуществом, которое находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении хозяйственного общества. В силу статьи 1013 ГК РФ такое имущество не может передаваться в доверительное управление, но его использование может быть необходимым условием для осуществления административно-хозяйственной деятельности организации. Договор возмездного оказания услуг может не предусматривать ограничения на пользование и распоряжением имуществом общества.

Такой подход к передаче управления текущей деятельностью общества может применяться в организациях и с большим числом участников, т. к. возникающие обязательства позволяют в любое время обратиться с требованием к управляющей организации (управляющему).

Статья 421 ГК РФ и существующая судебная практика (Постановление ВС РФ № 49 от 25 декабря 2018 года) однозначно дает право на заключение договора между управляемым и управляющим обществами, в котором могут содержаться элементы различных договоров. Неоднозначность может вызвать только выбор названия такого договора. Основным признаком такого договора будет являться руководство текущей деятельностью общества (ч. 1 ст. 69 ФЗ № 208-ФЗ). Представляется, что в таком договоре достаточно перечислить определенные действия в процессе текущей (обычной, повседневной) деятельности общества, которые определят полномочия, права и обязанностями управляющей организации. Данный тезис означает, что под термином «текущая деятельность» следует понимать правоотношения с другими, как «внешними», так и «внутренними», участниками гражданского оборота.

Представляется, что такой договор будет иметь смешанную правовую природу, но основу такого договора будут составлять условия договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ).

Предметом такого договора будет выступать деятельность по текущему управлению хозяйственным обществом. Название договора предлагается определять как «договор на управление текущей деятельностью коммерческой организации». Полномочия, передаваемые управляющей организации, достаточно определить простым перечислением прав, обязанностей и передаваемых полномочий.

Если в обществе имеются другие исполнительные органы, то возникает необходимость разделения полномочий ЕИСО между несколькими лицами. Действующее законодательство определяет только их совместное действие при вступлении в отношения между другими участниками гражданского оборота, поэтому целесообразно заключать один многосторонний договор между управляемым обществом и управляющими.

В случае передачи текущего управления обществом нескольким ЕИСПО, действующих независимо друг от друга (ч. 3 ст. 65.3 ГК РФ), целесообразно с каждым ЕИСПО подписывать отдельные договоры.

В договор включаются условия об ответственности управляющего (управляющей организации) и оценки ее деятельности. Определение цены и порядка оплаты в договоре повысит ответственность его сторон. Описание цены договора и порядка оплаты необходимо вносить по результатам согласования таких условий сторонами договора. В ином случае цена будет определена по общим правилам — ст. 424 ГК РФ.

Представляется, что такой правовой подход позволит в дальнейшем избежать споров и осуществлять периодический контроль за деятельностью управляющей организацией более качественно.

Договор между управляемым и управляющим обществами не требует обязательной государственной регистрации, сам управленческий процесс может предполагать заблаговременное составление проекта договора и, с организационной точки зрения в условиях сложившейся военно-политической обстановки, заблаговременного принятия решения о внесении соответствующих изменений, обеспечивающих передачу обществом функций текущего управления, в устав организации и внутренние документы.

В заключение следует заметить, что существующий правовой механизм передачи функций единоличного исполнительного органа от управляемого общества к управляющей организации представляется достаточно эффективным при мобилизации участников или руководителей коммерческих организаций при условии проведения заблаговременной правовой подготовки к его применению. Изложенные в статье особенности применения такого механизма позволят участникам (акционерам) сохранить право на управление организацией и положительно скажутся на развитии института корпоративного управления.

Литература:

  1. Гражданский Кодекс РФ ч. 1, 2, 3 — М: Проспект, 2023.
  2. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» — М: Эксмо, 2023.
  3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» — М: Эксмо, 2023.
  4. Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» — М: Эксмо, 2023.
  5. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» — М: Эксмо, 2023.
  6. Указ Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» — электронный доступ http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209210001, 26.10.2023.
Основные термины (генерируются автоматически): управляющая организация, хозяйственное общество, военная служба, ГК РФ, договор, мобилизация, действующее законодательство, общество, генеральный директор, текущее управление.


Ключевые слова

правовой статус, управляющая организация, частичная мобилизация, участник (учредитель) хозяйственного общества, единоличный исполнительный орган хозяйственного общества

Похожие статьи

Задать вопрос