Логопедическая работа по обогащению словаря у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 26.10.2023

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Картунова, Н. В. Логопедическая работа по обогащению словаря у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени / Н. В. Картунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 336-337. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107078/ (дата обращения: 02.05.2024).



Речь реализует потребности человека такие как: коммуникативную, информативную, познавательную, развивающую. Особую значимость речевых компетенций приобретают умственно отсталые дети школьного возраста в условиях школы коррекционных школ. Коррекция нарушений речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и придерживаться системности в работе. Предоставляется опыт логопедической работы по обогащению словаря с обучающимися младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени в условиях коррекционной школы.

Ключевые слова: умственная отсталость, предметный словарь, предикативный словарь , словарный запас,речевые компетенции, семантические поля, дифференциация, несформированность, познавательная деятельность, вестибулярная система, мозжечковая стимуляция, доска Бельгоу.

У обучающихся с умственной отсталостью когнитивные функции и различные компетенции необходимы для успешной адаптации в социуме. Нарушения речи у детей с умственной отсталостью являются вторичными в структуре дефекта и проявляются на фоне тотального недоразвития познавательной деятельности. По мнению С. Я. Рубинштейна основными причинами недоразвития речи детей с УО является слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах. Дети с УО значительно позже начинают разговаривать и это накладывает отпечаток на социализацию в обществе, общение. Выраженные дефекты речи детей в школе встречаются более 68 % детей. Проблема развитие речи детей в современном мире стоит очень остро. Речь реализует потребности человека такие как: коммуникативную, информативную, познавательную, развивающую. Особую значимость речевых компетенций приобретают умственно отсталые дети школьного возраста в условиях школы коррекционных школ. Специалисты и педагоги на каждом уроке и занятии формируют одну стратегию — коррекция различных функций школьников, их познавательных и речевых возможностей.

Целесообразно выявить формирование речевых компетенций у школьников с УО. Речевая практика к 1 классу 3–4 года. Первая трудность, которая встречается при адаптации в школе, это отсутствие навыков межличностного общения, как со сверстниками, так и с педагогами. Поэтому со школьниками проводятся речевые игры, на переменах даются настольные игры в паре. Развитие крупной и мелкой моторики протекает медленно, недифференцировано, поэтому на логопедических занятиях включаются упражнения, связанные с мелкой моторикой, нейрогимнастика, логоритмика.

У детей с УО страдает волевая сфера, не всегда понимает слова надо, не сдерживает себя, не совершает волевого усилия над собой. Школьникам с УО в рамках коррекции необходимо развивать познавательную деятельность, мотивацию, для этого целесообразно использовать доску Бельгоу и наборы «Лого мишень для логопедов», «Успех»

Система упражнений позволяет развивать участки головного мозга, отвечающие за формирование высших психических функций, речи и поведения ребенка. В результате совершенствуется координация, развивается память, концентрация, внимание, стабилизируется работа вестибулярной системы. Упражнения служат для активизации речи и обогащения предметного и предикативного словаря в комплексе с мозжечковой стимуляции.

У умственно отсталых детей выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей.

Если спросить у школьника с УО: «Что такое магнит?», то частый ответ: «Это магазин». Таким образом, со школьниками с УО с помощью доработанного и пополненного логопедом комплекта «Макси» можно обогатить предметный словарь (стакан, кружка, чашка), формировать обобщающие понятия (мебель, транспорт, животные). В логопедической работе по обогащению словарного запаса уделяют особое внимание развитию предикативному словарю. В активном словаре умственно отсталых детей отсутствуют многие глаголы. Например, парашютист, велосипедист, водитель — катается . Школьникам 2–3 класса, как правило дети читающие, можно предложить прочитать 4 глагола на поле (идет, ползет, скачет, летит), затем показать картинку или слово (лошадь). Школьник с помощью мешочка или мяча выбирает глагол.

У детей с умственной отсталостью нет абстрактной логики, но конкретно-образное мышление может быть выраженное. Страдает смысловая память в отличие от механической, наличие механической памяти, не означает, что память сохранна. Ребенок с УО может выучить стихотворение довольно длинное или сказку, но рассказать своими словами, как правило, не может. Для этого можно использовать опорные картинки или слова с помощью комплекта «Лого мишень для логопедов».

Упражнения используют как часть логопедического занятия, лучшие результаты в индивидуальной работе или подгрупповой до двух детей.

Коррекция нарушений речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и придерживаться системности в работе.

Литература:

  1. Блайт, Салли, Г. Хорошо сбалансированный ребенок: движение и раннее развитие /Под ред. Н. В. Луниной. — М.: Издательство «Национальное образование», 2020. — 192 с. — ISBN 978–1–903458–63–1
  2. Филичева, Т.Б Логопедия. Теория и практика/ [под редакцией д. п.н. профессора Т. Б. Филичевой].- Издание-3е,исправленное и дополненное. Москва: Эксмо, 2022.- 608с.
  3. Шипилова, Л. В. Основы психологии детей с умственной отсталостью: учебное пособие / Л. В. Шипова. — Саратов, 2017. — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная деятельность, умственная отсталость, ребенок, предикативный словарь, школьник, вестибулярная система, интеллектуальное недоразвитие, логопедическая работа, мелкая моторика, мозжечковая стимуляция.


Ключевые слова

дифференциация, познавательная деятельность, умственная отсталость, словарный запас, предметный словарь, мозжечковая стимуляция, предикативный словарь, речевые компетенции, семантические поля, несформированность, вестибулярная система, доска Бельгоу

Похожие статьи

Задать вопрос