Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тропынина, С. Г. Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты / С. Г. Тропынина, А. С. Захарова, Е. А. Чадная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107064/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольники, экономика, экономическое воспитание, финансовая грамотность.

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. [4]

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др. [6]

Освоение финансовой громадностью в дошкольном возрасте — это объективная реальность нашего времени и официально признана одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует распоряжение правительства РФ от 25.09.2017 года за № 2039 «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг.». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. [1]

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. [2]

Учёные-психологи Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Р. Б. Стеркина подтверждают, что непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда у детей приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. [3]

По мнению А. Д. Шатовой дошкольники должны знать все о труде и обо всем, что с ним связано: технологиях приготовления пищи, изготовления игрушек, денежных единицах и их назначении, стоимости и др. [5]

Ян Амос Коменский, предлагает давать детям «экономические познания», понимание управлением домашним хозяйством, дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. [7]

И. Г. Песталоцци же говорил: «Только труд может создать человечеству счастливое и разумное существование». [5]

Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.

В связи с этим мы предположили, что целенаправленная система работы по финансовой грамотности позволит сформировать основы нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

И выделили следующие задачи:

— создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию интереса к экономической деятельности;

— способствовать становлению авторитета качеств человека-хозяина (бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство и т. д.);

— раскрыть взаимосвязь понятий: труд — продукт (результат труда) — деньги; дать понятие что труд — это способ честно заработать;

— формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т.д.);

— воспитывать бережное отношение ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;

— дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «Экономия ресурсов»;

— воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей;

— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Исходя из актуальности и теоретического материала, мы определили этапы нашей работы: на подготовительном этапе мы изучили современные программы, технологии. Подобрали методическую литературу, диагностические методики.

Разработали план работы с детьми, серии занятий, дидактические игры и пособия. Провели анкетирование родителей, подобрали информационный материал для родителей. Провели анализ развивающей предметно-пространственной среды.

На втором основном этапе мы провели апробацию форм, методов и приемов работы с детьми.

На третьем этапе провели сравнительный анализ результатов, подвели итоги, сделали выводы, определили перспективой план дальнейшей работы.

В своей работе мы использовали диагностические методики Е. А. Курак, А. Д. Шатовой, Л. Н. Галкиной, А. А. Смоленцевой.

В процессе наблюдения за детьми в играх в ходе образовательной деятельности и самостоятельной деятельности, выявилось, что дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их значение. Кроме того, имеют достаточно хорошие знания об окружающем мире, но о природных и энергетических ресурсах знания поверхностные. Имеют представления о «рекламе», не зная о ее роли в финансовом мире. Дети знакомы с понятием «потребности», знают, что необходимо для жизни людям, животным и растениям, но навыки экономии, бережливого подхода к бюджету не сформированы. Дети добросовестно относятся к материальным ценностям, хотя большую заботу проявляют к вещам личного пользования. Не могут объяснить понятия слов бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия). Дети неплохо ориентируются в понятиях «цена», «товар», «деньги», но имеют недостаточно полные представления о товарно- денежных отношениях.

Для реализации поставленных задач мы определили направления своей работы: «Труд — продукт», «Семейный бюджет», «Маленький экономист». Наполняя развивающую предметно — пространственную среду, мы включили предметы, отражающие содержание различных сфер экономики. В соответствии с этим выделили зоны: информационную (произведения художественной литературы экономического содержания), занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и т. д.), деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для сюжетно-ролевой игры и др.).

Осуществляя цель первого блока «Труд — продукт» мы подобрали картотеку бесед: «Труд — основа жизни», «Профессии моих родителей», «Работать и зарабатывать», «Кем бы ты хотел стать?» и др. Игровые ситуации: «Службы нашего города», «Рынок товаров и услуг», «Рекламное агентство», где у детей формируются знания о разнообразных профессиях, специфике деятельности, личных и профессиональных качествах людей разных профессий, где подводим детей к осознанию необходимости серьёзной подготовки для овладения какой-либо профессией. Подобрали и разработали дидактические игры: «Умственный или физический труд», «Товар или услуга», «Три поросёнка», «Собери цепочку» (по профессиям) и др. Играя в эти игры у детей расширяются представления о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. В игре «Собери цепочку» детям необходимо разложить картинки согласно схеме: цель человека той или иной профессии, инструменты, необходимые для его работы, какие действия совершает человек этой профессии и конечный результат. В рамках проектной деятельности были реализованы познавательно-творческие проекты: «Важные профессии», «Путешествие в мир профессий» и др. Детско-родительский проект «Профессии моих родителей», где нами была поставлена цель: расширять и систематизировать знания детей о мире профессий на примере профессий родителей, обобщить знания детей о профессиях их родителей в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей.

Ко второму блоку «Семейный бюджет» мы изготовили серию дидактических игр: «Семейный бюджет», «Движимое и недвижимое имущество», «Хочу и могу», «План покупок», где у детей закрепляются знания об основах планирования семейного бюджета исходя из понимания детьми основных потребностей человека, умение планировать покупки. Изготовили макеты «Экономная лампочка», «ТЕЦ», «Квартира». Рассматривая их и беседуя с детьми, закрепляются навыки и привычки экономически рационального поведения в быту. Вместе с детьми были разработаны схемы-сбережения воды, тепла, света, одежды, игрушек, книг. Для закрепления знаний о планировании, об умении осознанно и бережно относиться ко всему, что создано человеком, мы подобрали сценарии мини-спектаклей: «Всё по плану», «Мишкина копилка», «День рождения», «Бережливые друзья». Подготовила серию альбомов для рассматривания: «Ребёнок в магазине: правила поведения», «Правильные привычки», «Сам умею и смогу».

Для третьего блока «Маленький экономист» мы подобрали и разработали дидактические игры: «Что можно купить за деньги?», «Кому что нужно и кем производится», «Рынок товаров и услуг», «Валюта разных стран» и др. Играя в эти игры, дети закрепляют знания о том, что деньги зарабатываются и ими оплачивают результаты труда людей, как выглядят современные деньги, деньги дальнего и ближнего зарубежья. Подобрали серию бесед: «Обмен и деньги», «Эволюция денег», «Появление первых денег на Руси», где дети знакомятся с историей появления первых денег, с элементарным товарообменом, что деньги бывают разной ценности, где хранятся деньги и как деньги появляются на свет. Изготовили атрибуты для разыгрывания ситуаций: «Банк: обменный пункт», «Рынок», «Турагентство», «Путешествие» и др.

В своей работе мы использовали элементы ранее известных и современных методик, которые помогли нам разработать перспективное планирование, конспекты занятий, создать дидактические пособия, подобрать методические рекомендации для родителей, презентации и проекты для детей, при организации выставок, экскурсий, конкурсов. После проведённой работы с детьми была проведена контрольная диагностика и сравнительный анализ результатов, который показал положительные результаты и эффективность применённой системы нашей совместной работы.

Литература:

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
  2. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А. М. Виноградовой. М.- 1989–159с.
  3. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002- 65с.
  4. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009–176 с.
  5. Шатова, А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№ 7.-с.21–23.
  6. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
  7. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, финансовая грамотность, дошкольный возраст, деньга, игра, профессия, образовательный процесс, развивающая предметно-пространственная среда, старший дошкольный возраст, экономическое воспитание.


Похожие статьи

Задать вопрос