Сотрудничество с родителями как условие продуктивного образовательного процесса в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рубцова, Д. С. Сотрудничество с родителями как условие продуктивного образовательного процесса в ДОУ / Д. С. Рубцова, Г. А. Тетерина, А. Г. Айвазян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107036/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье авторы рассматривают актуальные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников. Описывают опыт своего учреждения в данном вопросе.

Ключевые слова : детский сад, родительский клуб, родитель, дошкольное образование, образовательный процесс, родитель воспитанников.

Продуктивный образовательный процесс в дошкольном учреждении сегодня сложно представить без тесного сотрудничества с родителями воспитанников. ФГОС дошкольного образования выделяет как одну из задач — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [1].

Проблема сотрудничества с родителями в дошкольном образовании освещена в работах Виноградовой Н. Ф., Додокиной Н. В., Евдокимовой Е. С., Зверевой О. Л., Марковой Т. А., Островской Л. Ф., Урбанской О. Н.

По мнению Е. Евдокимовой одним из важнейших требований к современному детскому саду является участие родителей в жизни детского сада [2]. Актуальная образовательная концепция подразумевает включённость взрослых не только в воспитание ребёнка дома, но и в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения. Стоит отметить, что многие родители активно взаимодействуют с детским садом на разных уровнях. Конечно, есть и такие семьи, которые дистанцируются от всего, что связано с детским садом и лишь формально включены в этот процесс.

Продуктивность образовательного процесса в дошкольном образовании зависит от совместной работы родителей и педагогов. От такого сотрудничества зависит и уровень педагогической культуры самих родителей, и уровень семейного воспитания [5]

Корлякова С. Г., Чопозова М. А. отмечают, что фактором успешной реализации образовательной программы дошкольного учреждения является сотрудничество с семьями воспитанников, их активная заинтересованность в образовательном процессе [4].

Исследователи выделяют такие аспекты взаимодействия педагогов с родителями как: поощрение интереса родителя к самостоятельным исследованиям, потребность в самообразовании и развитии педагогических навыков, обучение родителей тому, как использовать различные формы работы для работы со своими детьми [3].

Выделяют следующие формы работы с родителями: получение и обмен информацией, совместная творческая и трудовая деятельность педагогов и родителей, психолого-педагогическое просвещение [6].

МАДОУ детский сад № 23 активно использует следующие формы взаимодействия с родителями. Это получение и обмен информацией по разным вопросам: беседы воспитателя с семьёй, посещение семей, круглые столы, группы в социальных сетях, чаты, копилка родительских вопросов. Совместная творческая и трудовая деятельность: проектная деятельность, открытые мероприятия, конкурсы, развлечения. И психолого-педагогическое просвещение — это родительский клуб, индивидуальное консультирование, практикумы, мастер-классы.

В данной статье мы хотим подробно осветить такую форму сотрудничества как родительский клуб. Родительский клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

На сегодняшний день в нашем детском саду функционируют два клуба это «Первоклассные родители» и академия родительства «Вместе рядом» для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Родительский клуб «Первоклассные родители» объединяет всех родителей воспитанников детского сада. Клубная деятельность направлена на просвещение родителей в сфере дошкольной педагогики и психологии, стимулирует стремление родителей к самопознанию, пробуждает интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и cсотрудники детского сада в этом процессе выступают как единомышленники. Целями деятельности родительского клуба являются повышение психолого-педагогической культуры родителей; предоставление возможности общения и обмена опытом и мнениями, создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье; гармонизация семейных отношений.

Задачами клуба выделяются: обеспечение эффективного взаимодействия между дошкольным образовательным учреждением и родителями воспитанников; оказание всесторонней помощи и поддержки родителям (законным представителям); психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей. Заседания родительского клуба проводятся не реже одного раза в 2 месяца, продолжительностью не более 60 минут. План клуба прорабатывается на календарный год. И строится по трём блокам: информационно-аналитический, практический блок, наглядная педагогическая пропаганда. Информационно-аналитический блок включает рекламные объявления и анкетирование родителей. Практический блок включает семинар-практикум, практикум, педагогическую гостиную, мастер-классы. Наглядная пропаганда — это памятки, буклеты, оформление стендов в группах. В текущем календарном году были освещены следующие темы: «Развиваем ребёнка вместе. Фитнес для язычка. Тактильные игры и кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики»; «Здоровый ребёнок-счастливые родители»; «В детский сад с радостью»; практикум «Нетрадиционные техники рисования: пусть не меркнут краски»; «Что должен знать будущий первоклассник? Режим дня будущего первоклассника»; «Учимся, играя»; «Скоро в школу»; «Первый раз в детский сад».

В конце мероприятия родители заполняют форму обратной связи и как правило каждый отмечает важность и значимость таких встреч.

В текущем учебном году наш детский сад посещают 13 детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети имеющие задержку психического развития, расстройства аутистического спектра, тяжёлые нарушения речи. Конечно данная категория детей и их родители требуют особого внимания и заботы. В целях комплексной психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в нашем саду функционирует академия родительства «Вместе и рядом». Целью которой является социальная поддержка родителей детей с ОВЗ и оказание им психологической и педагогической помощи на базе детского сада. Задачи академии родительства «Вместе и рядом»: использование наиболее эффективных форм взаимодействия, установление партнёрских отношений с семьёй воспитанников, приобщение родителей к жизни в группе для детей с ОВЗ, а также оказание консультативной помощи в воспитании и развитии. Встречи проходят не реже одного раза в два месяца. В текущем году были проведены следующие мероприятия: консультирование по теме «Семья и её роль в развитии и воспитании ребёнка»; мастер-класс «родителю важно знать: развитие сенсорной сферы — играем с ребёнком дома», «Родителю важно знать: игры и упражнения. Нейрогимнастика в домашних условиях»; «Родителю важно знать: развиваем речь играя». Все встречи направленны на ознакомление родителей с формами и методами игрового взаимодействия в домашних условиях. По итогу мероприятия родители заполняют форму обратной связи.

Данные формы работы в нашем учреждении всегда востребованы родителями воспитанников и всегда получают высокие отзывы.

Литература:

  1. ФГОС ДО. — Текст: электронный //: [https://rg.ru/documents/2013/11/25/doshk-standart-dok.html]. — URL: (дата обращения: 25.10.2023).
  2. Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. / Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. — 200 c. — Текст: непосредственный.
  3. Игнатова, О. И. Родитель воспитанника ДОУ как участник воспитательно-образовательного процесса / О. И. Игнатова, Е. Ю. Бондаренко. — Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 79–4. — С. 113–114.
  4. Корлякова, С. Г. особенности взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации как фактор успешной реализации образовательной программ / С. Г. Корлякова, М. А. Чопозова. — Текст: непосредственный // Наука, образование и культура № 2 (65). — 2023. — №. — С.67.
  5. Логинова, Л. А. Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе / Л. А. Логинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 171–172. — URL: https://moluch.ru/archive/246/56633/ (дата обращения: 24.10.2023).
  6. Рылькова, Т. А. Современные формы работы с родителями ДОУ в условиях ФГОС / Т. А. Рылькова. — Текст: непосредственный // Инновационная наука. — 2019. — № 5–1. — С. 156–158.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, родительский клуб, родитель воспитанников, дошкольное образование, образовательный процесс, дошкольное образовательное учреждение, ограниченная возможность здоровья, будущий первоклассник, обратная связь.


Похожие статьи

Задать вопрос