Психолого-педагогические условия профилактики буллинга в образовательной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.10.2023

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Бендина, С. В. Психолого-педагогические условия профилактики буллинга в образовательной среде / С. В. Бендина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 302-304. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107027/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье рассматривается актуальная социально-педагогическая проблема буллинга в образовательно й среде. В работе рассмотрены и приведены основные причины возникновения буллинга, его характерные особенности и последствия. Также даны рекомендации по профилактике и предотвращению буллинга в среде обучающихся колледжей и вузов.

Ключевые слова: буллинг, наблюдатель, жертва, агрессор, профилактика буллинга, молодежь.

Проблема буллинга в образовательных учреждениях является очень распространенным явлением. На сегодняшний день данной проблеме не уделяется должного внимания, все чаще ее даже стараются укрыть.

Почти в каждом образовательном учреждении периодически повторяются ситуации, в которых учащиеся конфликтуют между собой и проявляют агрессию к окружающим. В отличие ситуаций, которые не являются регулярными, буллинг — это постоянный конфликт, при котором формируются устойчивые роли агрессора и жертвы.

И. С. Кон под термином «буллинг» понимает запугивание, физический или психологический террор, который может быть направлен на подчинение одного человека другому и на то, чтобы вызвать у второго страх [6].

Проблема буллинга проявляется у детей не только в школьном возрасте, данное явление можно наблюдать также в студенческом возрасте и в профессиональных коллективах различных организаций. В первые это понятие появилось в 1905 году с первыми публикациями по данной теме. Одним из первых, кто исследовал данное понятие, является Д. Олвеус. Под буллингом он понимает особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально [8, с.17]. Буллинг всегда ассиметричен и не бывает справедливым — с одной стороны находится обидчик — агрессор, обладающий физической или психологической силой, с другой стороны пострадавший — жертва, который силой не обладает и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц. Первый в данном случае получает «удовольствие» от нанесённого ущерба (материального и морального) «слабому».

Большую проблему несет в себе буллинг в подростковой среде, так как растущие дети из-за резкого скачка роста и развития внутренних процессов имеют определенные особенности характера, которые включают в себя резкие перепады настроения, недовольство и неудовлетворённость собой и окружающими, обесценивание моральных, нравственных устоев и норм, сложность и противоречивость. На этом этапе часто закладывается основополагающая жизненная программа, ведь, если подросток усвоит позицию «жертвы» либо «агрессора», от нее будет очень сложно избавится, а порой даже и невозможно. Эта позиция жертвы будет преследовать его всю жизнь. Предупреждение и раннее выявление и профилактика буллинга помогает снизить и сократить его проявление. Но не учитывая причин, приводящих к этому явлению, невозможно говорить о его профилактике.

Основными психолого-педагогическими причинами возникновения буллинга в образовательных учреждениях являются:

1) неблагоприятный социально-психологический климат в группе;

2) отсутствие сплоченности группы;

3) игнорирование преподавателями ситуаций проявления буллинга;

4) недостаточная работа по предотвращению и профилактике буллинга в коллективе подростков и студентов.

Очень часто под влияния буллинга попадают учащиеся с низкой самооценкой, из неблагополучных семей или другой национальности. Как правило агрессор путем принижения другого человека пытается добиться расположения и авторитета среди всей группы.

Когда учащийся постоянно подвергается воздействию буллинга в его сторону, это оказывает влияние на всю его дальнейшую жизнь. Он подвергается одиночеству, депрессии и возрастает недоверие к другим людям. Нередко последствия буллинга могут привести учащегося к суициду.

Подходящие условия для буллинга — это среда в колледже, располагающая к травле: там, где никому нет дела до происходящего: учителя стараются не замечать это явление, а однокурсники стараются не вмешиваются.

Очень важными в образовательной среде являются мероприятия по предупреждению и профилактике буллинга, что поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв», наладить взаимоотношения между детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Психолого-педагогические условия профилактики буллинга заключаются в комплексе мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение развития буллинга в общеобразовательном учреждении.

Основное требование к организации профилактической работы среди учащихся — это необходимость повышать осведомленность и вовлеченность в профилактику всех участников образовательного процесса, так как к проявлению травли среди учащихся имеют отношение все участники образовательного процесса.

Работа по профилактике буллинга должна основываться на создании благополучного климата в коллективе учащихся, выстраивании взаимоотношений, основанных на взаимопонимании, взаимопомощи в коллективе. Совместная детальность, коллективная работа будет сплачивать учащихся и устранять противоречия и недопонимание в группе.

Рассмотрим методы профилактики буллинга в образовательном учреждении.

Ведущей группой психолого-педагогических методов в профилактике и предотвращении буллинга являются словесные. Их главная роль заключается в передачи большого объема информации за минимальный срок. Для проведения лекции или беседы выбирается тема, которая затрагивает воздействие буллинга, его профилактику и последствия.

Основной задачей данных методов служит выполнение просветительской работы с группой подростков и студентов.

Следующий метод — психологический тренинг. Это метод воздействия на коллектив с помощью игрового моделирования психогенных ситуаций, целью которого является формирование различных психологических качеств и компетентности учащихся, включенных в данный процесс. Он направлен на повышение самосознания в тех или иных ситуациях, способен показать ситуацию со стороны противоположной стороне вовлеченного в похожие ситуации.

Следующим методом является арт-терапия, основанная на применении искусства и творчества. Она может быть направлена на решение задач по профилактике буллинга в образовательной среде.

Арт-терапия может быть не только групповой, но и индивидуальной, включающей различные приемы воздействия посредством искусства. Арт-терапия может иметь разные формы реализации, такие как:

Библиотерапия — направление арт-терапии, применяемое при профилактике буллинга, предполагающее воздействие через литературное произведение.

Изотерапия — главным инструментом профилактики и выявления проблем является средства изобразительного искусства.

М. В. Кисилева считает, что изотерапия предоставляет возможность снять напряжение и способствует развитию уверенности в своих силах, что позволяет добиваться поставленных жизненных целей, приводит к спокойствию, концентрации мыслей. Также различные техники изотерапии позволяют бороться с агрессивным поведением.

Таким образом, использование перечисленных методов способствует созданию оптимальной модели профилактики буллинга в общеобразовательных учреждениях. Ведь, если постоянно использовать систему занятий, направленных на профилактику и предотвращение буллинга с использованием словесных методов (лекции, беседы), психологического тренинга и разнообразных направлений арт-терапии — это позволит снизить риск развития буллинга среди обучающихся студентов колледжей и вузов.

Литература:

  1. Баранов, А. А. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга / А. А. Баранов, С. В. Рожина // Вестник Удмуртского университета. Психология. Педагогика. Философия. — 2015. — № 3. — С.5–8.
  2. Бобровникова, Н. С. Профилактика буллинга в образовательной среде /Н. С. Бобровникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 759–761.
  3. Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2009. — № 105. — С. 159–165.
  4. Дюран Л. Г., Шернук Шрох Дж.К., Панизони Э. П., Джуглард Э. Ф., Серралунга Г. Запугивание в школе: согласие между воспитателями и восприятием детей // Arch Argent Pediatr. — 2017. — Вып. 115. № 1. — С 35–42.
  5. Ерина И. А., Бузни В. А., Корж А. А. Буллинг и пути его профилактики в образовательной практике: [Текст] / Ерина И. А., Бузни В. А., Корж А. А.// Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 1. — С. 81–83.
  6. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. 2006.- № 11. — С. 15–18.
  7. Кондрашкин, А. В. Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru
  8. Ольвеус Д. «Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать» // Норвегия 1993 г.
  9. Робертс В. Б. Хулиган как жертва // Профессиональное школьное консультирование. — 2000. — № 4. — С. 148–156.
  10. Ригби, К. Последствия буллинга в школах // Can J Psychiatry. — 2003. — Вып. 48 (9). — С. 583–590.
  11. Симхович, В. А. Кибербуллинг как социальная проблема современного общества [Электронный ресурс]: http://www.bseu.by:pdf
Основные термины (генерируются автоматически): профилактика, группа, образовательная среда, образовательное учреждение, образовательный процесс, психологический тренинг, ситуация, учащийся.


Ключевые слова

жертва, молодежь, наблюдатель, агрессор, буллинг, профилактика буллинга

Похожие статьи

Задать вопрос