Налогообложение как предмет контроля Конституционного суда РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.10.2023

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Гундикова, Р. И. Налогообложение как предмет контроля Конституционного суда РФ / Р. И. Гундикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 104-105. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107026/ (дата обращения: 02.05.2024).



Конституцией РФ закреплена обязанность каждого гражданина нашей страны платить налоги и сборы. Это необходимо для обеспечения государства финансовыми ресурсами для эффективной реализации его функций.

Однако, в свете постоянно меняющихся экономических условий и развития новых технологий, возникают ситуации, когда законодательство о налогах и сборах может противоречить конституционным принципам и правам граждан. В таких случаях Конституционный суд РФ играет ключевую роль в защите конституционности налогообложения и определении пределов государственного вмешательства. Потому данная статья посвящена анализу значимых постановлений Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, конституционный контроль, Конституционный Суд Российской Федерации.

В классических доктринах политологии и юриспруденции одним из обязательных признаков любого государства является существование налоговой системы. Налогообложение является одной из важнейших функций государства, позволяющей обеспечить его финансовую устойчивость и выполнение социальных и иных обязательств перед гражданами.

Учитывая столь большую значимость налогообложения для нормальной жизнедеятельности государства, общие положения о налогах и сборах, как правило, содержатся в основных законах государств. Так статьей 57 Конституции РФ [1] закреплена обязанность граждан уплачивать установленные законы и сборы.

Вместе с тем вопросы налогообложения, установленные отраслевым законодательством, часто становятся предметом конституционного контроля, то есть проверки соответствия законодательных актов нормам Основного закона государства. Конституционный контроль направлен на защиту основополагающих прав и свобод человека, а также обеспечение баланса между интересами государства и граждан. Налогообложение как предмет конституционного контроля имеет особую роль в силу своей специфики и широкого распространения.

Компетенция Конституционного суда РФ в сфере налогообложения определена Конституцией РФ и Федеральным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» [2]. Так, согласно статье 125 Основного закона, Конституционный суд осуществляет конституционный контроль в отношении нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, федеральных законов, конституций и уставов субъектов РФ и других нормативных правовых актах.

Одним из основных способов воздействия Конституционного суда РФ на налоговую политику и практику применения законодательства о налогах и сборах является толкование конституционных норм, касающихся налогообложения, которые становятся юридически обязательными для всех государственных органов и должны учитываться при разработке и применении законодательства в области налогообложения. Данное обстоятельство позволяет устанавливать новые правила или изменять действующие, если они не соответствуют конституционным требованиям [5, С. 28].

Кроме того, Конституционный Суд РФ имеет право признавать некоторые нормы закона или его отдельные положения неконституционными и устанавливать сроки для приведения таких норм в соответствие с Конституцией. В случае, когда суд признает налоговую норму неконституционной, это вынуждает государство принять меры по её изменению или отмене. Таким образом, решения Конституционного Суда РФ оказывают прямое воздействие на процесс формирования налоговой политики.

В данной работе будут рассмотрены несколько важнейших актов Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения за последние годы.

Достаточно значимым для теории и практики налогового права является Определение КС РФ от 7 апреля 2022 г. № 821-О [3]. Заявитель — коммерческое юридическое лицо оспаривало конституционность пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), положения которого предоставляют право должностным лицам налоговых органов в установленном порядке истребовать у субъектов хозяйственной деятельности документы вне рамок проведения налоговой проверки.

Заявитель ссылался на неправомерность данной нормы и ее несоответствие Конституции РФ (в первую очередь — положений статьи 34, гарантирующих свободу предпринимательской и иной экономической деятельности, а также статьи 35, в которой закреплен принцип незыблемости права частной собственности). Юридическое лицо полагало, что оспариваемое положение не соответствует духу отечественного законодательства и противоречит основным принципам рыночной экономики, поскольку позволяет налоговым органам без проведения проверок вмешиваться в экономическую деятельность частных субъектов.

Конституционный Суд установил, что оспариваемое положение пункта 2 статьи 93.1 НК РФ предусматривает право должностного лица налогового органа истребовать документы (информацию) без назначения налоговой проверки в случае, если возникает обоснованная необходимость получения сведений по конкретной сделке, притом что такая необходимость должна определяться не произвольно, а в рамках, установленных законодательством о налогах и сборах применительно к составу документов (информации), которые могут быть истребованы. Причем указанная информация обязательно должна относиться только к конкретной сделке, а не к общим вопросам осуществления юридическим лицом хозяйственной деятельности. Соответственно, оспариваемое положение было признано соответствующим Конституции РФ.

Не менее значимым представляется Постановление Конституционного Суда от 23 июня 2022 г. № 26-П [4], поскольку в нем Конституционный Суд сформулировал позицию о вопросах защиты прав и интересов лиц, прекративших осуществление предпринимательской деятельности в статусе индивидуального предпринимателя.

Заявитель оспаривал абз. 2 пункта 1 статьи 47 НК РФ, устанавливающий право налогового органа взыскать недоимку по установленным налогам и сборам с лица, прекратившего деятельность в статусе ИП за счет средств его заработной платы во внесудебном порядке, то есть — на основании акта налогового органа.

Заявитель полагал, что указанное положение противоречит части 3 статьи 35 Конституции РФ, согласно которой не допускается лишение гражданина имущества (в том числе и денежных средств) без наличия соответствующего решения суда. По мнению обратившегося гражданина подобное положение нарушает конституционный принцип неприкосновенности частной собственности, поскольку предоставляет уполномоченному органу (ФНС России) возможность во внесудебном порядке ограничивать право собственности.

Конституционным Судом было установлено, что на основании статьи 46 Основного закона каждый вправе обратиться в суд с жалобой на незаконные действия (бездействие) органа публичной власти. Конституционный Суд пришел к выводу, что в системе действующего правового регулирования предусмотрены гарантии судебной защиты и обеспечения базовых жизненных потребностей такого гражданина и лиц, находящихся на его иждивении. Иными словами, решение налогового органа о взыскании средств может быть обжаловано в административном или судебном порядке при наличии установленных оснований. Соответственно, оспариваемое положение не противоречит Конституции и не умаляет законные права и интересы граждан.

Таким образом, Конституционный суд РФ играет важную роль в обеспечении конституционности налогового законодательства. Он осуществляет особый контроль за соответствием нормативных актов требованиям Конституции РФ и защищает права и интересы налогоплательщиков. При проведении проверки соответствия налоговых актов конституционным принципам, Конституционный суд устанавливает важные прецеденты для развития российской системы налогообложения и защиты прав граждан.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 31.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. N 13 ст. 1447.
  3. Определение Конституционного Суда РФ от 07.04.2022 N 821-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом «Платина Кострома» на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2023 N 28-П «По делу о проверке конституционности статей 248 и 249, пункта 1 статьи 251 и статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1 и 3 статьи 5 и пункта 2 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой общества с ограниченной ответственностью «Предприятие строительных работ энергетики» // СПС «Консультант плюс».
  5. Фирсов В. В. Российский конституционный контроль в сфере обеспечения регулирования налогообложения // Право и практика. 2023. № 1. С. 27–35.
Основные термины (генерируются автоматически): Конституционный суд, Конституционный суд РФ, конституционный контроль, Конституция РФ, налоговый орган, оспариваемое положение, РФ, внесудебный порядок, налоговая политика, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос