Анализ динамики спроса на алкоголь и тенденции изменения спроса в Южном федеральном округе в 2017–2022 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 24.10.2023

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Волков, С. В. Анализ динамики спроса на алкоголь и тенденции изменения спроса в Южном федеральном округе в 2017–2022 гг. / С. В. Волков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/archive/490/106983/ (дата обращения: 28.04.2024).



Проблемы, связанные с алкоголем и его и влиянием на жизнь общества и человека являются как никогда актуальными. Алкоголь встречается повсеместно, будь то быт людей или традиция, например разбивание бутылки шампанского о борт корабля.

Ключевые слова: алкоголь, спрос, ЮФО, региональная экономика, рынок.

Алкоголь — психотропное вещество, вызывающее зависимость, однако, очень распространённое среди людей. так сложилось исторически, культурно, и, что не менее важно, социально. Алкоголь влияет на все сферы жизни человека, будь то негативное влияние на здоровье, снижение социализации и социального статуса у алкозависимых, но именно на его производство, несмотря на все его недостатки, идет большое количества зерна идет на создание солода и выделяют огромные гектары под виноградную лозу. Алкоголь бывает совершенно разных видов: пиво, пивные напитки, водка, джин, коньяк, настойки и многие другие разновидности встречаются на полках магазина, но для данного исследования были взяты 4 основных на территории РФ: водка, коньяк, вино и пиво. Употребляют алкоголь, как и старшее поколение, так и молодежь. Он есть в любом крупном продуктовом магазине, в том числе отдельные магазины, которые заточены под продажу спиртных напитков. Рынок алкогольной продукции является одним из самых прибыльных в современном мире, но его распространённость не отменяет того факта, что алкоголь приводит к зависимости, портит здоровье и является легальным наркотиком.

Таблица 1

Продажа алкогольных напитков на территории ЮФО

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Водка

5 300,0

5 431,0

5 423,6

5 591,30

5 833,0

6 360,2

Коньяк

1 100,80

1 181,90

1 222,60

1 197,30

1 317,30

1 379,10

Вино

5 004,10

5 051,70

5 039,90

5 250,70

5 690,40

5 534,90

Пиво

61 772,70

69 590,60

61 093,00

66 884,70

66 090,60

62 982,50

Исходя из представленной информации, мы видим, что население ЮФО покупает значительное, и постепенно возрастающее количество алкоголя. С 2017–2022 гг. количество приобретенной водки выросло с 5300 тыс. дал. в 2017 до 6360,2 тыс. декалитров в 2022, т. е. изменилось на 25,66 %. Среднее изменение за данный период составило 3,81 %. Минимальное значение наблюдалось в 2017 г., максимальное в 2022 г, и было на отметках 5300 тыс. дал., и 6360,2 тыс. дал. соответственно. Наибольшее изменение было в 2022 г., с 5833 тыс. дал, до отметки в 6360,2 тыс. дал., т. е. изменилось на 9,04 %. Спрос на коньяк в процентном отношении изменился схожим образом: итоговое изменение по состоянию на 2022 составило 25,25 % по отношению к 2017 г., с 1100,8 тыс. дал. до 1379,1 тыс. дал. В течение 6 лет продажа коньяка менялась в среднем на 5,51 % в год. Минимальное значение наблюдалось в 2017 г. и находилось на отметке в 1100,8 тыс. дал., максимальное в 2022 г, 1379,1 тыс. дал. Сильнее всего разница в реализации коньяка была в 2021 г, когда изменение составило 10,2 %. Сбыт вина в 2017–2022 гг. возрос на 10,61 %, с 5004,1 тыс. дал. на момент 2017 г, до 5534,9 тыс. дал. на 2022 г. В течение всего срока среднее изменение торговли вином составило 3,37 % в год. Наименьший объем продаж наблюдался в 2017 г, наибольший — в 2021 и были равны 5004,1 и 5690,4 тыс. дал. соответственно. Наиболее сильно спрос поменялся в 2021 г., когда изменение достигло отметки 8,37 %. За 6 лет продажи пива изменились на 1,96 %, с 61722,7 тыс. дал, в 2017 г. до отметки в 62982,5 тыс. дал. в 2022 г. Среднее изменение торговли пивом в год составило 8,04 %. Минимальное значение наблюдалось в 2017 г. когда спрос на пиво был на отметке 61772,7 тыс. дал., максимальную величину спрос приобрел в 2018 г., достигнув отметки в 69590,6 тыс. дал. Наибольшее изменение произошло в 2018 г, когда спрос изменился на 12,66 %. Среднее изменение реализации пива находится на уровне 8,08 % за год.

Исходя из представленной выше информации, можно выделить некоторые тенденции:

  1. 1). Алкогольный рынок растет, спрос продолжает увеличиваться, несмотря на возникающее временное снижение спроса на некоторые категории алкоголя, такие как водка, вино и пиво в 2019 г. Рост продажи алкоголя связан с множеством различных факторов, среди которых не только экономические и социальные, но и психологические
  2. 2). Спрос на крепкие алкогольные напитки (водка, коньяк) в процентном отношении растет значительно быстрее, чем другой на алкоголь, это вполне может быть связанно с стрессом, социальной напряженностью и ростом доллара к рублю (с 2017 по 2022 гг. среднегодовая цена на доллар поменялась с 58,5р до 75р что сказывается на повышении цен на импортный алкоголь, население начинает приобретать более доступный отечественный алкоголь, в частности, водку), а значительное повышение продаж в 2022 г. может быть обусловлено уходом иностранных компаний с рынка РФ, что послужило еще одним фактором роста цены на иностранные импортные напитки, благодаря чему водка и коньяк отечественных производителей стали им заменой.
  3. 3). Продажа вина в 2017–2019 почти не изменялась (менее одного процента в год), стабильность могла быть обусловлена множеством факторов среди которых такие как: плохие погодные условия в 2017–2018 г., которые негативно повлияли на количество произведенного вина в России и на его качество, а так же рост цен на вино, что заставило людей переходить на иные напитки или приобретать более дешёвые аналоги, такие как винные напитки.

Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что население ЮФО не готово снижать расходы на алкогольную продукцию, что подтверждено исследованием NielsenIQ. Так же стоит учесть несколько иных обстоятельств, такие как:

1) Приказ Минфина от 11 ноября 2022 г. № 168н “О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 235н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов»

2) Федеральный закон т 31 июля 2023 г. № 389-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса российской федерации, отдельные законодательные акты российской федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой налогового кодекса Российской Федерации”

3) Проект приказа Минфина от 16 октября 2023 г. ID 142736 “О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 235н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов»

Каждый из этих трех документов вместе с инфляцией и дорогим импортным алкоголем прямо и косвенно повлияют на цену алкоголя в ближайшем будущем. Вследствие влияния этих факторов можно ожидать подъема цен на все виды алкоголя в той или иной величине Подобное изменение цены в российских реалиях не может пройти незаметно, т. к. в тренде сейчас экономия, большое количество людей переходят на более дешёвые товары, из низких и средних ценовых сегментов. Можно предположить, что основное повышение цены придется именно на сегмент дешёвых напитков, сделав их менее доступными для обычных россиян, из чего следует, что люди либо буду искать менее дорогой и доступный алкоголь, либо будут увеличивать долю расходов домохозяйства на алкогольную продукцию. Из этого следует, что стоит ожидать появление новых некачественных суррогатных подделок, продаваемых по низкой цене, и в следствии с этим новые случаи массовых отравлений, а также, вполне вероятно уменьшение трат населения в других категориях продуктов. Помимо этого, из-за повышения цен на алкоголь можно ожидать так же повышении самогоноварения, что так же негативно скажется на рыночном спросе на крепкий алкоголь.

Несмотря на повышение цены на алкоголь, стоит ожидать продолжение тенденции к росту спроса на алкоголь, предпосылками к чему являются:

Социальная напряженность, который началась в 2020 из-за коронавируса, продолжилась началом СВО и наложением множества санкций на Россию, уходом иностранных компаний из РФ, ростом безработицы и стресса, что прямо влияет на количество выпитого алкоголя в стране, поскольку человеку свойственно находить “расслабление в стакане”, а так же люди в поселках, деревнях, станицах, депрессивных городах, где не хватает работы так же склонны к алкоголизму, помимо этого на спрос алкоголя в долгосрочной перспективе может повлиять распространение самогоноварения, которое происходит из желания людей сэкономить на все возрастающем в цене алкоголе.

Исходя из вышеперечисленного, становится понятно, что рынок алкогольной продукции в ЮФО продолжит расширяться, спрос будет расти, так же, как и цена, а сам алкоголь имеет немалую роль в жизни простого населения. Рынок алкоголя в России сложен и требует качественного и внимательного регулирования. Немало важно, чтобы государство уделяло повышенное внимание к алкоголю, поскольку подобная ситуация, когда спрос на алкогольные напитки продолжает расти и набирать обороты, приводит к повышению смертности населения, потере производительности населения, увеличения числа зависимых от алкоголя, моральному разложению общества, особенно молодого поколения. Помимо этого, следует уделить особенное внимание нелегальному производству и сбыту алкогольной продукции.

Литература:

  1. Основные показатели, характеризующие рынок алкогольной продукции в 2020–2022 годах, Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками, статистический сборник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fsrar.gov.ru/files/28479_ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %81 %D0 %B1 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %BA %202020–2022.pdf
  2. Основные показатели, характеризующие рынок алкогольной продукции в 2017–2019 годах, Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками, статистический сборник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fsrar.gov.ru/files/21717_ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %81 %D0 %B1 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %BA %20 %D0 %BE %D1 %82 %2031.08.2020.pdf
  3. Шовкаров, С. З. Анализ факторов, влияющих на потребление алкоголя в Российской Федерации / С. З. Шовкаров // Символ науки: международный научный журнал. — 2020. — № 7. — С. 19–21.
Основные термины (генерируются автоматически): алкогольная продукция, алкоголь, Российская Федерация, внесение изменений, минимальное значение, Россия, спрос, изменение торговли, налоговый кодекс, розничная продажа.


Похожие статьи

Задать вопрос