Сергей Воронин и «певец русского казачества» Михаил Шолохов: история творческих взаимоотношений двух писателей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.10.2023

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Кудряшов, Б. О. Сергей Воронин и «певец русского казачества» Михаил Шолохов: история творческих взаимоотношений двух писателей / Б. О. Кудряшов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 369-372. — URL: https://moluch.ru/archive/490/106976/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматривается история взаимоотношений двух русских писателей советского периода: Михаила Шолохова и Сергея Воронина. Анализируются источники, позволяющие сделать вывод о том, как это знакомство повлияло на судьбу и творчество Воронина, который был моложе Шолохова на 8 лет. Текст подготовлен по материалам доклада, зачитанного на || международном форуме «Казачество — сквозь века» 5 октября 2023 года в городе Москве.

Ключевые слова: Михаил Шолохов, Сергей Воронин, русская литература, «Поднятая целина», дружба, «Нева», писатели, книга.

Михаил Шолохов и Сергей Воронин — писатели нелегкой жизненной и творческой судьбы. В той или иной степени они были не только свидетелями, но и активными участниками практически всех событий в истории России советского периода. Но если автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину» и других известных произведений в представлении не нуждается, то о биографии самого Воронина стоит сказать несколько слов. За свою долгую жизнь он создал несколько киносценариев, пьес и детских сказок, более десяти повестей, два романа, но, главным образом, рассказы. И через все его творчество, по словам литературоведа Александра Пыльнева, «проходит одна (но всеобъемлющая!) тема — нравственный облик современника» [7].

Первая встреча в годы войны

Сергей Воронин родился в городе Любиме, расположенном в Ярославской губернии, 13 июля 1913 года. Здесь он провел детство, в подростковом возрасте уехал вместе с семьей в Петроград, где обучался в ФЗУ, работал токарем на заводах, поступил в Горный институт. После окончания первого курса в 1933 году ему пришлось покинуть вуз. По спецнабору Сергея Воронина зачислили в военную авиашколу, но он отказался от учебы, был осужден и провел три года в лагерях. Об этом времени он впоследствии расскажет в повести «Наказание без преступления».

Возвратившись в Ленинград, Воронин продолжил работать токарем, был какое-то время калькировщиком-чертежником. С помощью брата он устроился младшим техником в организацию «Лентранспроект» и следующие восемь лет провел в экспедициях изыскателей железнодорожных трасс.

В 1942 году молодой человек оказался в Сталинграде, где участвовал в строительстве линии «Казань — Сталинград», имевшей оборонное значение. По воспоминаниям будущего писателя [2, с. 3], время было очень тяжелое. Противник активно бомбил Сталинград, также по три раза в день немецкая авиация совершала налеты и на Камышин, где размещался штаб строительства железной дороги. Именно здесь, на пристани города Камышина, Сергей Воронин впервые увидел Шолохова. Позднее он напишет, как в ожидании парохода стал читать книгу. Внезапно подняв голову, молодой человек обратил внимание на группу военных, находившихся неподалеку. Среди них Воронину удалось разглядеть невысокого подтянутого человека в военной форме. Кто-то из пассажиров сказал, что это Шолохов. «Я даже привстал, не веря тому, что вижу того, чье имя в писательском мире всегда было для меня одним из самых дорогих» [1, с. 440], — расскажет Сергей Воронин о своем отношении к Шолохову в повести «Время итогов».

Впервые увидев известного писателя, Воронин сразу вспомнил, как много лет назад он, учащийся ФЗУ, ехал поездом к маминой сестре в Дудергоф (исторический район Ленинграда). По вагону ходил книгоноша, у которого Сергей купил роман-газету. Это была первая книга «Тихого Дона», на ее обложке стояло тогда еще не знакомое юноше имя — Михаил Шолохов. Воронин углубился в чтение и даже не заметил, как пролетело время в пути.

«Словно живые ходили передо мной донские казаки, метался, горяча коня, Григорий Мелехов, кинулась мне в сердце отчаянно красивая Аксинья, и я, никогда не видевший Дона, увидал его, полноводный, с быстрым течением, и степь раскинулась во все края, и небо, и станица — все это вошло в меня, и вошла жизнь, незнакомая мне, неведомая, но такая соседская, что, думается, протяни руку — и достанешь ее» [1, с. 441], — так отзовется Воронин о романе-эпопее.

Сергей Воронин через много лет признавался, что в то время и мечтать не мог о встрече с Шолоховым. Ему было достаточно просто иметь у себя книгу — «Тихий Дон».

Во время первой встречи на Камышинской пристани Сергей Воронин не решился окликнуть Шолохова, подойти, познакомиться. Поэтому писатель невозмутимо прошел мимо него, сел в моторную лодку и уже через минуту был на середине Волги. Второй шанс познакомиться с Михаилом Шолоховым у Воронина появится через много лет, когда он уже станет признанным писателем и возглавит литературно-художественный журнал «Нева» в Ленинграде. Именно это издание, по воспоминаниям Воронина, сблизило его с Шолоховым и позволило ему войти в шолоховский мир.

Знакомство с М. Шолоховым и публикация второй книги романа «Поднятая целина»

После войны Воронин работает корреспондентом ленинградской газеты «Смена». Он постоянно в разъездах, встречается с самыми разными людьми, много пишет. Одна за другой выходят его книги, например, первый сборник рассказов «Встречи» (1947), роман «На своей земле» (1948–1952) о заселении пустующих земель Карельского перешейка ярославскими, вологодскими и вятскими крестьянами. Важным событием стала публикация в 1955 году повести «Ненужная слава».

С 1955 года в Ленинграде начинает выходить журнал «Нева», и Сергея Воронина включают в состав редколлегии. Первый главный редактор нового издания, Александр Иванович Черненко, изначально стремился привлечь Михаила Шолохова к сотрудничеству. Для этой цели уже в самых первых номерах появились статьи и очерки, посвященные станице Вешенской, творческому процессу писателя, подготовке к печати второй книги романа «Поднятая целина».

Евгений Люфанов, автор очерка «В станице Вешенской» [5], делится с читателями впечатлениями от поездки к Шолохову. Корреспондент показывает многогранность личности писателя. Шолохов — большой знаток современной литературы. Шолохов — талантливый художник, способный красочно нарисовать картины природы и изобразить сложный душевный мир человека. Наконец, Шолохов — страстный любитель рыбной ловли и депутат, неравнодушный к трудностям людей.

В своей статье «О прототипах героев «Поднятой целины» И. Лежнев обращает внимание на два значимых события в жизни Шолохова, которые предстоит отметить в 1955 году: 50-летие писателя и 30-летие его творческой деятельности. Автор отмечает, что читатели с большим интересом ждут выхода второй книги «Поднятой целины», ее отдельные главы уже публиковались в газете «Правда» и журнале «Огонек». По словам И. Лежнева, «в новой книге… действуют в основном те же герои и персонажи, что и в первой» [4, с. 158]. Автор статьи подробно излагает историю создания романа, говорит о прототипах некоторых героев, таких как Семен Давыдов, есаул Половцев, дед Щукарь.

Судьба сложилась таким образом, что Александр Черненко лишь наметил контуры предстоящего сотрудничества с Шолоховым. Развить и завершить начатое главный редактор не успел: в конце 1956 года он внезапно умер от инфаркта. В Союзе писателей СССР недолго решали, кто займет ответственную должность, и уже в феврале следующего года новым руководителем «Невы» стал Сергей Воронин.

С приходом Воронина к руководству журналом был, прежде всего, обновлен состав сотрудников редакции и четко определены идейно-эстетические принципы издания, такие как «партийность литературы, чистота и народность писательского языка, бескомпромиссность во всем, что касалось значимости самой литературы» [1, с. 483].

Сергей Воронин продолжил линию на сближение с Шолоховым, начатую в свое время Черненко. Выходят публикации Алексея Югова о народности писательского языка, продолжают печататься статьи, посвященные творчеству Шолохова. Рассуждая о путях художественной индивидуализации, критик и литературовед Александр Хватов знакомит читателей с тем, как Шолохов работает над созданием образов своих героев [10]. Исследователь Борис Ларин делится опытом анализа литературного произведения «Судьба человека» [3].

Новый главный редактор поставил перед собой амбициозную цель: напечатать вторую книгу «Поднятой целины» в журнале «Нева». Публикация была необходима по нескольким причинам. Во-первых, журнал функционировал всего два года и еще только завоевывал доверие читателей. Благодаря второй книге «Поднятой целины» издание могло очень быстро выйти на всесоюзный уровень. Кроме того, появление на страницах «Невы» долгожданного романа Шолохова указывало на то, что сам писатель положительно оценивает деятельность редакции. Наконец, публикация новой книги Шолохова имела большое значение лично для Воронина. Позднее он признавался, что был бы счастлив напечатать произведение классика, которого полюбил еще будучи подростком.

Коллектив редакции помогал Сергею Воронину добиться намеченной цели. Заведующий отделом критики журнала «Нева» Александр Хватов познакомился с Федором Шахмагоновым, секретарем Шолохова. В результате переговоров, содержание которых в повести «Время итогов» не раскрывалось, Сергей Воронин, его заместитель Елена Серебровская и Александр Хватов встречали писателя на Московском вокзале Ленинграда.

В конце первого дня знакомства Воронин обратился к Шолохову с предложением опубликовать вторую книгу «Поднятой целины» в журнале «Нева». Писатель согласился и позвал главного редактора в станицу Вешенскую. "...Михаилу Александровичу хотелось показать свой край, свою землю, свой народ, с которым он живет, который любит, уважает» [1, с.503], — отмечал Воронин в книге «Время итогов».

Шолохов показывал главному редактору «Невы» донскую степь и хутор Кружилин, в котором родился, возил на рыбалку, знакомил с жизнью и бытом казаков. И, конечно, было очень много разговоров о литературе.

В следующий раз Воронин пробыл в Вешенской целых 18 дней. Шолохов постоянно переносил отъезд главного редактора, потому что вносил правки в «Поднятую целину». Наконец, вторая книга была подготовлена к печати. Ее полный текст публиковаться в «Неве» в 1959 году (№ 7) и в 1960 году (№ 1).

Шолохов активно помогал Воронину открывать новые имена в литературе. Известно, что 16 марта 1958 года Михаил Александрович отправил главному редактору «Невы» письмо, в котором просил обратить внимание на творчество начинающего литератора Алексея Черкасова, которого называл интересным и самобытным. [1, с.494]. Выполняя просьбу Шолохова, Воронин познакомился с этим человеком. В 1961 году роман «Хмель» Черкасова был опубликован в журнале «Нева» (№ 11–12).

В защиту Воронина и «Невы»

В 1959 году Сергей Воронин написал рассказ «В родных местах». Это произведение, по словам критика Владислава Смирнова, было признано одним из лучших в художественном творчестве Воронина. В рассказе говорилось о судьбе двух бывших солдат-односельчан. Иван Касимов познал весь ужас фашистского плена, но сохранил верность Родине и себе. Второй персонаж — Василий Никитин — стал по малодушию предателем, зато после войны умело скрывал свое сотрудничество с немцами. «Сергей Воронин всем ходом повествования показал, как человеческая совесть становится неумолимым судьей того, кто однажды оступился», — писал Владислав Смирнов [8].

После того как рассказ «В родных местах» был опубликован в журнале «Нева»(№ 9), главный редактор «Литературной газеты» Сергей Смирнов написал статью [9], в которой обвинил Воронина в попытке реабилитировать власовца. Разгорелась дискуссия. Воронин ежедневно получал большое количество писем. Читатели не только поддерживали его, но и осуждали. Звучали предложения исключить главного редактора «Невы» из рядов КПСС. Воронина даже вызвали на заседание бюро Ленинградского обкома партии. Перед этим он звонил Шолохову, интересовался его мнением относительно рассказа.

«— Кто же ему дал право говорить от имени солдат, — донесся из Вешенской голос Михаила Александровича, — я ведь тоже солдат.

— Что вы скажете о рассказе? — спросил я в волнении. От оценки Шолохова для меня зависело все.

— Нормальный рассказ. Надо защищать его, бороться!" [1, с. 484].

Заручившись поддержкой Шолохова, Сергей Воронин сумел отстоять свою точку зрения. Обвинения в его адрес были признаны необоснованными.

Буквально через несколько месяцев, 17 апреля 1960 года, Шолохов пытался заступиться за коллектив «Невы» перед секретарем ЦК КПСС, а впоследствии министром культуры СССР Екатериной Фурцевой. Суть проблемы заключалась в следующем. В начале 1960 года члены редакции «Невы» отправили Эрнесту Хемингуэю на Кубу письмо с просьбой разрешить публикацию романа «По ком звоните колокол» на страницах журнала. Поскольку американский писатель ответил согласием, то уже 19 февраля газета «Советская Россия» выпустила соответствующий анонс. Это вызвало негативную реакцию в партийных кругах, где отметили, что характеристика произведения, содержащаяся в газетной заметке, несостоятельна, а сам факт обращения «Невы» к Хемингуэю является ошибкой.

«Однако по своей главной идейной концепции роман этот реакционен, он отражает глубокую растерянность автора, разочаровавшегося в борьбе, в которой он принимал участие, утверждающего бессмысленность подвига, совершенного испанскими патриотами. Гражданская война в Испании изображается в романе во многом как дело глубоко чуждое простому народу, навязанное ему происками коммунистов и Москвы», — говорилось в записке отдела культуры ЦК КПСС и отдела науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР о попытках издания в СССР романа Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол» [6, с. 241].

Стремясь отстоять позицию «Невы», Шолохов в своем письме Фурцевой отметил, что в журнале работают люди ирициативные, любящие литературу. Благодаря их стараниям «Нева» успешно переросла масштабы областного издания и получила всесоюзное признание. Шолохов указал секретарю ЦК на тот факт, что роман Хемингуэя хотят передать журналу «Иностранная литература». Это, по мнению писателя, несправедливое решение. Оно не только вызовет недоумение у Эрнеста Хемингуэя, но и наглядно покажет зарубежной прессе, что советские журналы не могут по своему усмотрению распоряжаться редакционным портфелями. В заключение Шолохов просил Фурцеву принять сотрудников «Невы» Елену Серебровскую и Александра Хватова [11].

Известно, что указанные в письме работники журнала приглашались к Екатерине Фурцевой, где им было указано на ошибку. В «Неве» роман Хемингуэя так и не вышел, зато в 1962 году он был напечатан издательством «Иностранная литература» и разослан по специальному списку. Широкому кругу читателей произведение стало доступно лишь в 1968 году.

Сергей Воронин ушел с поста главного редактора «Невы» в 1964 году. На данный момент мы не располагаем сведениями о его последующих контактах с Михаилом Шолоховым — взаимоотношения писателей в 1960–1980-е годы станут предметом наших будущих исследований. Известно лишь, что в 1975 году, когда в Советском Союзе широко отмечалось 70-летие Шолохова, Сергей Воронин выступал в печати, характеризуя личность и творчество мастера. «Более объемного писателя я не вижу. По его книгам можно изучать жизнь народа: нравы, психологию, быт, характер, труд. Шолоховская школа, пожалуй, самая трудная. Форме, фразе, интонации — учиться нельзя, — он слишком самобытен. Глубине содержания — вряд ли кому доступен...Что же касается влияния на мое творчество, то, не будь рассказа «Судьба человека», вряд ли бы я написал рассказ «В родных местах», — резюмировал Воронин [1, с.511].

Литература:

  1. Воронин С. А. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1982. Т. 3. 575.с.
  2. Воронин, С. А. Незабываемые встречи/ С. А. Воронин — Текст: непосредственный // Ленинградская правда. — 1975. — 22 мая. — С. 3.
  3. Ларин, Б. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека»(Опыт анализа формы) / Б. Ларин. — Текст: непосредственный // Нева. — 1959. — № 9. — С. 199–205.
  4. Лежнев, И. О прототипах героев «Поднятой целины»/ И. Лежнев. — Текст: непосредственный // Нева. — 1955. — № 2. — С. 158–162.
  5. Люфанов, Евг. В станице Вёшенской / Евг. Люфанов. — Текст: непосредственный // Нева. — 1955. — № 2. — С. 169–172.
  6. Пушкарёва, Л. О писателе Эрнесте Хемингуэе / Л. Пушкарёва. — Текст: непосредственный // Вопросы литературы. — 1993. — № 2. — С. 234–253.
  7. Пыльнев, А. И. В глубины жизни / А. И. Пыльнев. — Текст: непосредственный // Нева. — 1973. — № 7. — С. 189–191.
  8. Смирнов, В. Мера личной ответственности / В. Смирнов. — Текст: непосредственный // Наш современник. — 1973. — № 7. — С. 184–187.
  9. Смирнов, С. С. Именем солдат / С. С. Смирнов. — Текст: непосредственный // Литературная газета. — 1959. — 27 октября. — С.3
  10. Хватов, А. И. О путях художественной индивидуализации / А. И. Хватов. — Текст: непосредственный // Нева. — 1957. — № 7. — С. 194–202.
  11. Шолохов М. А. Письма / М. А. Шолохов; Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН; Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова; под ред. А. А. Козловского.— Москва: ИМЛИ РАН, 2003.— 479 с. — ISBN 5–9208–0147–6.
Основные термины (генерируются автоматически): главный редактор, книга, журнал, Ленинград, Сталинград, книга романа, молодой человек, Москва, писательский язык, советский период.


Ключевые слова

русская литература, книга, Михаил Шолохов, дружба, писатели, Сергей Воронин, «Поднятая целина», «Нева»

Похожие статьи

Задать вопрос