Проблемы противодействия незаконной миграции в Российской Федерации (уголовно-правовой аспект) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.10.2023

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Коршунова, В. А. Проблемы противодействия незаконной миграции в Российской Федерации (уголовно-правовой аспект) / В. А. Коршунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/490/106936/ (дата обращения: 03.05.2024).



Незаконная миграция является актуальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации, требующая совершенствования уголовно-правовых механизмов противодействия ей. В данной работе особое внимание уделяется несоответствию формулировок ст. 322.1 УК РФ судебной практике и международно-правовым нормам, а также проблемам отграничения предусмотренных указанной статьей преступных деяний от административных правонарушений.

Ключевые слова: незаконная миграция, содействие незаконной миграции, иностранцы, лица без гражданства.

Незаконная миграция — форма территориального перемещения мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства), когда в процессе такого перемещения или пребывания в принимающем государстве нарушаются нормы международного права и (или) внутригосударственного права соответствующих государств.

Нарушенными могут быть нормы, устанавливающие порядок, во-первых, въезда и выезда из соответствующей страны или группы стран, в том числе визовый режим; во-вторых, пребывания на территории иностранного государства; в-третьих, порядок занятия трудовой, предпринимательской деятельностью и другие нормы [1, с. 178].

Незаконная миграция является актуальной проблемой многих стран и мирового сообщества в целом, одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Она порождает социальную напряженность, способствует возникновению межэтнических конфликтов, росту преступности и расширению подпольного рынка труда, серьезно ухудшает международный авторитет нашей страны. Установлена взаимосвязь незаконной миграции и терроризма, организованной преступности, коррупции [2, с. 33].

В сложившихся условиях противодействие незаконной миграции становится одной из важнейших задач в деятельности правоохранительных и иных государственных органов, которая требует комплексного подхода, направленного на выявление и устранение обстоятельств, способствующих данному негативному явлению. Противодействие ему включает различные правовые и организационные меры разных уровней (международного, национального).

При этом одним из важнейших компонентов является установление уголовной ответственности за нарушение положений законодательства, регламентирующего миграционные процессы.

Так, в 2000 году Генеральной Ассамблеей ООН принят Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, который ратифицирован Российской Федерацией (далее — Протокол) [3].

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 6 Протокола каждое государство-участник принимает законодательные и другие меры с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно и с целью получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду: незаконный ввоз мигрантов; создание условий для незаконного ввоза мигрантов; изготовление поддельного документа на въезд/выезд или удостоверения личности; приобретение или предоставление такого документа или владение им; предоставление какому-либо лицу, которое не является гражданином соответствующего государства или не проживает постоянно на его территории, возможности находиться в этом государстве без соблюдения необходимых требований для законного пребывания в нем путем использования незаконных средств; а также покушения на указанные преступления, их организацию, руководство ими или участие в них в качестве сообщника.

Указанные деяния криминализированы в различных статьях Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), прежде всего в специальных: ст. 322.1 «Организация незаконной миграции», ст. 322.2 «Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации», ст. 322.3 «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации».

Между тем имеется ряд проблем в их применении.

Так, ст. 322.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за организацию незаконного въезда в Россию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

При этом большинство лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за организацию незаконной миграции, не осуществляет действия организационного характера, а способствуют совершению указанных в объективной стороне ст. 322.1 УК РФ действий, то есть фактически являются пособниками (ст. 33 УК РФ). Но при отсутствии исполнителей действия соответствующих лиц не могут быть оценены как уголовно наказуемые.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» [4] под организацией незаконной миграции понимается умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Россию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд в Россию иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной.

Таким образом, формулировка рассматриваемой статьи не соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации и вышеуказанным положениям Протокола.

Поэтому в ст. 322.1 УК РФ целесообразно внести изменения, предусмотрев уголовную ответственность за содействие незаконному въезду в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконному пребыванию в России или незаконному транзитному проезду через территорию Российской Федерации, что будет соответствовать сложившейся судебной практике и международно-правовым нормам.

Кроме того, такие изменения в формулировках важны для эффективной борьбы с отельными видами содействия незаконной миграции, например путем фиктивных браков для получения вида на жительство, которые актуальны для многих российских регионов [5, с. 6].

Также, следует согласиться с позицией отдельных авторов, считающих, что деяния, предусмотренные в ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), являются частным случаем «организации незаконного пребывания иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации» [6, с. 60].

При этом, предлагаемый ими в качестве критерия разграничения административных правонарушений и преступлений, количественный показатель, когда совершение отдельного правонарушения — административная ответственность, а совокупность деяний, объединенных единым умыслом, — уголовная [7, с. 23], представляется сложно реализуемым практически и необоснованным, поскольку прямо противоречит примечанию к ст. 18.9 КоАП РФ, предусматривающему, что в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Учитывая актуальность и повышенную общественную опасность незаконной миграции, в настоящее время представляется обоснованным привлечение физических лиц к уголовной ответственности за совершение действий, указанных в ст. 322.1 УК РФ, а юридических лиц за совершение таких же действий к административной, в связи с чем, внести соответствующие изменения в законодательство.

Таким образом, незаконная миграция является актуальной проблемой многих стран, и угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

Противодействие ей требует комплексного подхода, включая повышение эффективности уголовно-правовых методов борьбы, в том числе дифференциации уголовной и административной ответственности в сфере противодействия незаконной миграции и точности дефиниций, что требует корректировки уголовного и административного законодательства.

Литература:

  1. Кечеруков, Р. К. Понятия «незаконная миграция» и «незаконный мигрант» в уголовном праве / Р. К. Кечеруков. — Текст: непосредственный // Общество и право. — 2011. — № 5. — С. 177–179.
  2. Хабибулин, А. Г. Противодействие незаконной миграции: проблемы безопасности и правообразования / А. Г. Хабибулин, К. Р. Мурсалимов. — Текст: непосредственный // Миграционное право. — 2022. — № 1. — С. 32–35.
  3. Против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности: Протокол от 15 ноября 2000 года: принят в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121710/ (дата обращения: 30.09.2023).
  4. О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года № 18 [Электронный ресурс] Режим доступа: http: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357060/ (дата обращения: 30.09.2023).
  5. Кожевников, К. М. Борьба с незаконной миграцией требует новых подходов / К. М. Кожевников. — Текст: непосредственный // Законность. — 2011. — № 9. — С. 6–7.
  6. Дядюн, К. В. Отграничение преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК, от смежных административных проступков / К. В. Дядюн. — Текст: непосредственный // Законность. — 2012. — № 9. — С. 57–62.
  7. Козлов, В. Ф. Особенности субъективных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации / В. Ф. Козлов. — Текст: непосредственный // Миграционное право. — 2010. — № 1. — С. 20–24.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, незаконная миграция, УК РФ, уголовная ответственность, лицо, гражданство, жилое помещение, иностранный гражданин, национальная безопасность, административная ответственность.


Ключевые слова

незаконная миграция, лица без гражданства, иностранцы, содействие незаконной миграции

Похожие статьи

Задать вопрос