Жамбыл — человек столетия. Акын импровизатор, вещавший суровую правду. М. О. Ауэзов говорил: «Жамбыл — самый ярчайший и даровитый певец нашей эпохи…»
Акын славил свой род, его батыров, его пастбища, табуны, отары и поносил род соперника. А вместе с родом и самого соперника. Он всегда одерживал победу, потому что воспевал только правду, ненавидел несправедливость и жестокость [1, с. 443].
Величие Жамбыла заключается в том, что он сумел стать как бы сознанием самого народа, на сложнейших этапах его исторического развития. В его поэзии, точно в зеркале, отразилась вся жизнь народа за целое столетие.
Акын не только услаждал слух своих соплеменников игрой на домбре и исполнением песен, но сочинял песни на злободневные темы.
Жамбыл обновлял традицию айтыса. Вот в чем победоносная его сила. В годы, когда рождалось и формировалось искусство
Жамбыла, в степи жили и вторили многие другие акыны, как например: Сюимбай, Сарбас и многие другие. Особенно широко стал известен айтыс между Жамбылом и Сарбасом, в котором освящается сказание о великой Домалак ане.
По одной из версии, ее имя происходит от персидского «Дихнат» «Святая Мать» впоследствии трансформировавшегося в Домалак (буквально «Круглая мать»), ее прозвали в народе из-за маленького роста, настоящее ее имя было Нуриля.
Домалак — Ана вошла в народную память как скромная, любящая мать, излучавшая свою любовь на всех детей. Она славилась незаурядным умом и мудростью, чистотой души и святостью. По народным рассказам, своими мудрыми решениями она примиряла враждующие племена, заглушала извечные обиды между ними. Кроме того, была ясновидящей, могла предвидеть будущее.
В айтысе, чтобы сбить с толку Жамбыла, волостные бии рода Дулат с Сарбасом задали следующие вопросы.
Джамбул, перед тем как ответить Сарбасу, сначала скажи: «Кто такая Домалак Ана? Почему ее сына звали Жарыкшак?» [2, c. 231].
Тогда Жамбыл ответил:
Песня смелая вспорхнула,
Воскрешаю в этой песне.
Образ матери чудесной,
Нашей славной Домалак.
Дочерью Макты — Мазана,
Наша Домалак была.
Третьею женой у бая,
Бай не уважал ее.
И не приближал ее,
Сары байбише любил он.
При себе держал ее,
Много было у него коней,
Не было счета табунам. [3, с. 114]
Сын киргиза Аккошкар просит благословенья у Домалак Ана. Жамбыл воспевает это так:
Сын киргиза Аккошар,
Домалак он так сказал.
Дай благословенье,
В смелом нападенье мне.
Нынче я у Байдабека,
Много угоню коней!
Коль благословишь меня,
Будет радость у тебя! [3, с. 101]
Она просит чтобы он оставил саврасого жеребца, который никого не подпускал к себе, не сажал, не катал, аркан тугой петлей, гордой шеи не сажал. Аккошкар выполняет ее просьбу и угоняет весь табун.
Она просит детей старшей жены Байдыбека они не гонялись за вором.
Дети, дети,
Вы за вором не гонитесь.
Зорьки утренней дождитесь,
Возвратятся кони к нам.
А в погоне злая вам,
Смерть, таяся угрожает!
Мольбам матери не вняв,
Ускакали сыновья.
Переправились за Сагу,
И наткнулись на засаду.
Сто киргизов — грозен крик,
Гонят молодцев в тупик.
Восьмерых они схватили,
Головы им отрубили. [3, с. 116].
В летописи Имантая Усыпулы было написано, что сыновья Байдыбека от старшей жены, не послушавшие Домалак — Ана пали, об этом воспевает Жамбыл в своем айтысе с Сарбасом. После того Байдыбек со своим аулом, перекочевал на землю Орта жуз и Киши жуз. [4, с. 16]
Здесь Жамбыл воспевает рождения сына Домалак:
Ночь глухая расступилась,
В небе зорька заискрилась.
С шумом рвутся из степей,
Косяки лихих коней.
Степь гудит от их копыт,
Пыль до облака летит.
Этим утром в новый стан,
С табунами Байдибека.
Вышел шумный караван,
Восемь суток не ночуя.
Шли без отдыха кочуя,
Лишь в просторах Орта — жуз.
Сняли вьюков тяжкий груз,
В схватках бьется Домалак.
Путь — дорога тяжела,
В муках тяжких в этот полдень,
Мать ребенка родила.
Мальчику дают имя Жарыкшак, потому что у него на голове был изъян:
На головке след багряный
На головке сына — рана
Признак ненависти зла:
Мать душою поняла
Сары байбише — колдунья
Эту рану нанесла.
В то время у Киши жуз был умный знахарь, увидев мальчика, он осматривает его.
Он младенца осмотрел,
След руки чужой холодной.
На чем его узрел,
Рану молча он омыл.
И заботливо укрыл,
Костью серой черепахи.
Так спасен ребенк был,
Девяносто дней прошло.
Что болело зажило,
И поправился младенец.
Только шрам покрыл чело,
Выжил маленький казах.
Рада сыну Домалак,
Шрам носящему младенцу.
Дали имя Жарыкшак,
Был он в славе у степей.
Трех могучих сыновей,
Жарыкшак имел при жизни.
От возлюбленной своей,
Был один из них Албан.
Был второй из них Суан,
Третий назван был Дулатом.
Так родившийся когда-то,
К нам дошел старинный сказ.
И живет он в добрый час,
В поучение для нас.
А о нашей Домалак,
Стал сказаньем каждый шаг.
Вся она для нас легенда,
Мать родная — Домалак! [3, с.118].
Великий акын Жамбыл так воспел мудрость, величие, чистоту души святой матери «Домалак».
Именно после айтыса Жамбыла с Сарбасом широко распространилось среди народа сказание о Домалак Ане. Доказательство тому. «Сказ о Байдибек би из Старшего жуза», автором которого является Жайлаубекулы Бузаубай, родом из совхоза «Целинный», Семиозерского района Кустанайской области. В своем сказании он говорит:
Услышав о прошлом,
О роде нашем.
Из уст Жамбыла,
О великой Домалак,
Нам легенда и сейчас. [5]
Рукопись сказания хранится в хранилище рукописей Центральной научной библиотеки, в отделе «Казахские сказания» Также в сказании рассказывается об истории казахского народа на рубеже XV-XIX в. Сказ идет о том, как Керей и Жанибек образовали казахское ханство, о разделении казахов на три жуза, о традициях и обычаях казахского народа. Сказание было записано в стихотворной форме арабскими буквами на четырех тетрадях в 1953–73.
Почти 100 лет прожитых своих дней, Великий поэт Жамбыл, 85 из них посвящает поэзии. Его произведения обладают свойствами высокой поэзии: его точность, емкость, блеск описания, сравнений — составляют неповторимые черты его личности, его стиля и вкуса.
Литература:
Ауэзов М. Шығармаларының он екі томдық жинағы. Алматы, 1962. 11-том.
Садырбайұлы С. Фольклор және Жамбыл. Алматы: Ана тілі, 1996.
Ж.Жабаев Екі томдық шығармалар жинағы. Алматы. 1982
Ергөбеков Қ. Бәйдібек баба мен Домалақ ана. Шымкент: Жібек жолы, 1999.
ОҒК:Қ. 1757. Қазақ шежіресі.