Цель: Ознакомление детей с Конституцией РФ на доступном для данного возраста уровне; дать детям элементарные знания и представления о Конституции.
Задачи: Формирование основ правовых знаний. Формирование представлений о том, что Конституция РФ является основным законом государства. Познакомить детей с некоторыми правами и обязанностями. Развивать познавательный интерес к своей стране и ее законам. Обогащать словарный запас, расширять кругозор.
— Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть всех деток нашей группы здоровыми и веселыми. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. (звенит колокольчик)
— Начинаем наше занятие. Обратите внимание, ребята, на эту небольшую книгу (показать Конституцию РФ). Это — важная книга. Очень интересная история, как она появилась в нашей жизни.
— И сегодня я с вами поделюсь этой поучительной историей.
Это было очень давно. На берегу моря жили-были рыбаки. Они были дружные и добрые. Вместе ловили рыбу в море, вместе отдыхали, вместе готовили еду. Жили в дружбе и согласии. Жили — не-тужили. Но как-то раз вот что произошло. Два друга-рыбака поссорились. Они, как обычно, ловили рыбу. И первый поймал три рыбки, а второй — одну. «Вот эту красивую рыбку я хотел поймать, отдай ее мне». «Нет, она моя!» — ответил первый. Они очень сильно поругались и обиделись друг на друга. Так и произошла первая ссора .
А дальше стало происходить еще хуже. Люди в рыбацким поселке тоже стали ругаться и обзываться, друг другу показывать кулаки. Они стали ловит много-много рыбы. Никому ее не давали, не делились, а складывали рыбу в большие корзины и прятали у себя дома. Так появилась ЖАДНОСТЬ.
Они даже стали драться из-за улова и отнимать друг у друга рыбу. Так появилась жестокость .
Чем бы это все закончилось — неизвестно. Но нашелся один совестливый человек, который сказал людям, что так поступать не хорошо, что нужно думать о своих близких и друзьях. «Вы все имеете ПРАВО ловить рыбу. Море общее и улова хватит на всех. Нужно относиться ко всем по совести, по справедливости».
Так люди услышали слова хорошо и плохо , должен и обязан , справедливость и право . И тут все опомнились, задумались: «Что мы должны делать? Какие у нас права?» Долго еще расспрашивали люди доброго рыбака, спрашивали у него совета. А затем все советы записали в книгу и назвали ее закон .
Люди научились жить по этим правилам-законам. А потом, когда образовалось несколько таких книг-законов, их объединили в одну и назвали ее Конституция. Конституция — это главный закон государства.
Уже много лет назад,
Как нам люди говорят,
Был в стране придуман ОН
Конституции закон.
И с тех пор за годом год
Его чествует народ.
С Конституцией дружить — Значит, по закону жить!
Физкультминутка.
Игра «Кружок» — выполнять движения в соответствии с текстом, не путаться с нарастанием темпа.
Встаем в круг, держимся за руки. Ведущий предлагает выполнять движение за ним:
Мы сперва пойдем направо,
А потом пойдем на лево
А потом в кружок сойдемся
И присядем на немножко
А теперь назад вернемся
И на месте покружимся
И похлопаем в ладоши
А теперь в кружок все вместе (повторяется несколько раз с ускорением).
—Мы отдохнули, поиграли… Звенит наш колокольчик. Пора возвращаться на занятие.
—Давайте вспомним, как назвали люди книги-законы? (Конституция)
— У каждой страны, у каждого государства есть Конституция. В ней записаны все-все правила, по которым живут люди. И в наше стране есть Конституция.
— Как называется наша страна? (Россия) Россия — наша родина. Это самая большая, самая сильная во всем мире держава. Наша страна, наше государство заботится о нас, защищает нас. И мы с вами должны, ребята, хотя вы еще ходите в детский сад, соблюдать законы нашей страны.
— Ребята, кто сможет ответить, что такое Конституция? (ответы детей) Конституция — это закон, который обязаны соблюдать и взрослые, и дети, все-все без исключения. А какие же правила есть в Конституции? Для вас, для детей, самый главный закон — это то, что каждый ребенок имеет право учиться (и в детском саду и в школе). Это не только наше право, но это и наша обязанность.
—Есть в Конституции Закон
Известен должен быть вам он
Всех ребят учить должны –
Детям знания нужны.
Учиться в нашей стране может любой человек, любой гражданин. Еще одно правило есть в Конституции. Это право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Еще у нас есть право говорить на родном языке (русский, чувашский).
Еще есть право на благоприятную окружающую среду. Государство следит за состоянием природы, за чистотой рек, озер, морей, лесов, гор. А мы, граждане своей страны, должны бережно относиться к природе; не сорить, убирать за собой мусор, беречь водоемы, реки, моря, чтоб вода была чистой; не жечь сухую траву, не разводить в лесу костры — ведь это может привести к пожару, к гибели леса и животных, живущих в нем; нельзя загрязнять воздух.
Еще одно правило — не совершать преступления; соблюдать правила дорожного движения; охранять и защищать свою страну. И много-много других правил.
Кто законы соблюдает,
Тот, конечно, уважает
Конституцию страны.
Это все мы знать должны!
Ребята, вы знаете, что мы тоже должны соблюдать законы нашей страны — прилежно заниматься, охранять природу, соблюдать правила поведения в общественных местах. Знаете, что нужно бережно относиться к своему здоровью, одеваться по погоде, заниматься спортом, правильно питаться, не общаться с незнакомыми людьми.
Творческое задание
Ребята, я вам предлагаю заняться очень серьезным делом — составить конституцию для нашей группы «Почемучки»
Рассмотрим слайды (или карточки) и определим, где наши права , а где наши обязанности .
- права : играть, есть, заниматься, веселится, отдыхать.
- обязанности : учиться, не драться, не кричать, не мешать другим, с уважением относиться к взрослым и детям.
Это будет наша Конституция. И мы обещаем ее соблюдать!
Мы живем в стране особой
Самой дружной, самой доброй.
Мы гордимся ею, Родиной своею.
У нее для всех хватает и вниманья и тепла
И она не забывает малышковые дела,
Мы все больше понимаем,
Что нам надо дорожить,
Дорожить страной — Россией, нашу Родину любить!
—Вот и закончилось наше занятие. Мне очень понравилось какие вы были внимательные и любознательные!
—Ребята, кто сможет ответить, что нового вы узнали сегодня, какие сложные новые слова вы запомнили?
—Что больше всего понравилось вам на нашем занятии?
—Вы такие молодцы! Я очень рада вашим успехам! Предлагаю вам дома поделиться — рассказать о том, что вы узнали сегодня на занятии своим сестренкам и братишкам, мамам и папам. Всего вам хорошего!