Бизнес-модель как инструмент стратегического управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 17.10.2023

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Мамаду, Муктар Дукуре Ургэу. Бизнес-модель как инструмент стратегического управления / Муктар Дукуре Ургэу Мамаду. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106756/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия.

Ключевые слова: бизнес-модель, стратегическое управление, оптимизация бизнес-процессов.

Стратегическое управление является важнейшим условием успешного развития любой организации. Это процесс позволяет определить направление развития компании, выработать долгосрочные цели и разработать эффективный план для их достижения. Преимущество стратегического управления заключается в том, что оно учитывает уникальные особенности и потребности конкретной организации и способствует выработке индивидуальной стратегии развития.

Основными этапами стратегического управления бизнесом являются: анализ, планирование, реализация и контроль. На первом этапе анализируются внешние и внутренние факторы, которые могут повлиять на организацию: анализ рынка, конкурентов, потребителей, анализ внутренних ресурсов и возможностей компании.

На втором этапе определяются основные цели, задачи и методы их достижения, формируется план. Бизнес-модель представляет собой инструмент стратегического управления, используемый на данном этапе. В широком смысле бизнес-модель — это стратегический план деятельности, который определяет, как компания будет реализовывать свою стратегическую цель: повышение или стабилизация прибыли, расширение рынков сбыта, повышение качества товаров или услуг, укрепление горизонтальных или вертикальных связей и т. д.

Проблема разработки и применения бизнес-модели как инструмента стратегического управления на сегодняшний день является весьма актуальной и рассматривается в работах Ч. Баден-Фюллера, К. Кристенсена, А. Остервальдера, И. А. Ивановой, О. А. Чарыевой, В. В. Шевцова, Ю. В. Шляхтиченко.

В. В. Шевцов определяет бизнес-модель как «наглядную схему, отражающую ключевые компоненты и процессы предприятия» с целью их эффективной организации в структуру, обеспечивающую получение дохода [1]. В качестве элементов бизнес-модели, как правило, выступают: стратегия, финансовые показатели, внутренние и внешние операции, бизнес-единицы, маркетинг, анализ конкурентов и т. д.

Американский исследователь Ч. Баден-Фюллер отмечает, что бизнес-модель как инструмент стратегического управления может выполнять следующие функции:

— наглядное отражение структуры, а также сущности деятельности компании, обеспечивающее стратегическую координацию между подразделениями или отделами предприятия;

— фиксация роли и места, а также отражение ключевых задач всех участников предпринимательской деятельности и, как следствие, обеспечение их эффективного взаимодействия;

— визуализация средств, методов и форм создания потребительской ценности продукта или услуги [3].

Ю. В. Шляхтиченко и М. П. Галимова также отмечают, что одной из важнейших функций бизнес-модели в современных условиях быстрой трансформации экономики является наглядное отражение путей «преобразования инновации в экономическую ценность для бизнеса» [2].

Одним из значимых свойств бизнес-модели считается ее эффективность в обеспечении оптимизации бизнес-процессов и повышении эффективности предприятия. Определение ключевых этапов, задач и распределение ответственности за их выполнение внутри организации позволяет улучшить процессы, минимизировать издержки и увеличить выход продукции или услуги.

Бизнес-модель также играет важную роль в планировании и прогнозировании финансовых результатов предприятия. Она позволяет определить, какой объем продаж требуется для достижения желаемого уровня доходности, а также сформировать стратегию для достижения этих целей. Благодаря бизнес-модели предприятие может лучше контролировать свои финансы и принимать обоснованные решения на основе анализа данных.

Наконец, бизнес-модель помогает предприятию оценить свою конкурентную позицию и рыночную ценность. Анализ конкурентов, определение собственных преимуществ и разработка стратегии роста помогают организации оставаться конкурентоспособной и адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.

Таким образом, бизнес-модель — это фундаментальный элемент стратегического управления любого предприятия, косвенно определяющий его прибыль и конкурентоспособность на рынке. Бизнес-модель является ключевым инструментом для достижения успеха и обеспечения устойчивого развития компании. Важно постоянно анализировать и совершенствовать бизнес-модель для того, чтобы сохранять конкурентоспособность и соответствовать изменяющимся трендам, требованиям рынка и потребностям клиентов.

Литература:

  1. Шевцов В. В. Бизнес-модель — конструктивная часть бизнес-плана // Экономика и социум. — 2020. — № 11 (78). — С.1544–1547.
  2. Шляхтиченко Ю. В., Галимова М. П. Бизнес модели в инноватике // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — № 8 (34). — С. 393–398.
  3. Baden-Fuller Сh., Haefliger S. Business Models and Technological Innovation // Long Range Planning. — 2013. — Vol. 46. — No. 8. — Pp. 419–426.
Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое управление, анализ конкурентов, оптимизация бизнес-процессов, повышение эффективности предприятия, этап.


Похожие статьи

Разработка конкурентной стратегии развития предприятий

В статье анализируется сути и разработка конкурентной стратегии развития предприятий, перечислены задачи, элементы и этапы конкурентной стратегии.

Повышение конкурентоспособности предприятия путем...

Особенность связки процессного управления и системы ключевых показателей эффективности заключается в том, что на границе входов выходов процессов происходит оценка результата и затрат понесенных на выполнение того или иного процесса.

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

В данной статье мы дали определение конкурентоспособности предприятия, выяснили какими факторами оно определяется; перечислили пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

В статье исследуются вопросы разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия за счет раскрытия ее основных элементов и направлений.

Выявление конкурентных преимуществ на основе...

Проблема заключается в том, что инструментов стратегического анализа достаточно, и нет никакой гарантии, что компания сможет разработать правильную стратегию. Процесс разработки стратегического плана полностью не формализуем.

Определение эффективности бизнес-процессов компании

В целом, совершенствование и оптимизация бизнес-процессов управления позволяет в значительной мере повысить эффективность общей системы менеджмента организации, её конкурентоспособность и адаптивность к условиям внутренней и внешней среды.

Конкурентная стратегия в системе управления... | Молодой ученый

Таким образом, алгоритм формирования конкурентной стратегии сельскохозяйственного предприятия предусматривает последовательное осуществление действий по развитию предприятия в направлении повышения его конкурентоспособности.

Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности...

Бенчмаркинг благоприятно влияет на повышение конкурентоспособности для поддержания высокого уровня эффективности, а также повышения конкуренции и эффективности бизнес-процессов.

Путь повышения эффективности деятельности предприятия...

Для достижения данной цели отделом кадров по согласованию с высшим руководством должен быть выработан ряд мер, направленных на повышение мотивации сотрудников. Таблица 1. Стратегическая карта повышения эффективности деятельности.

Похожие статьи

Разработка конкурентной стратегии развития предприятий

В статье анализируется сути и разработка конкурентной стратегии развития предприятий, перечислены задачи, элементы и этапы конкурентной стратегии.

Повышение конкурентоспособности предприятия путем...

Особенность связки процессного управления и системы ключевых показателей эффективности заключается в том, что на границе входов выходов процессов происходит оценка результата и затрат понесенных на выполнение того или иного процесса.

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

В данной статье мы дали определение конкурентоспособности предприятия, выяснили какими факторами оно определяется; перечислили пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

В статье исследуются вопросы разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия за счет раскрытия ее основных элементов и направлений.

Выявление конкурентных преимуществ на основе...

Проблема заключается в том, что инструментов стратегического анализа достаточно, и нет никакой гарантии, что компания сможет разработать правильную стратегию. Процесс разработки стратегического плана полностью не формализуем.

Определение эффективности бизнес-процессов компании

В целом, совершенствование и оптимизация бизнес-процессов управления позволяет в значительной мере повысить эффективность общей системы менеджмента организации, её конкурентоспособность и адаптивность к условиям внутренней и внешней среды.

Конкурентная стратегия в системе управления... | Молодой ученый

Таким образом, алгоритм формирования конкурентной стратегии сельскохозяйственного предприятия предусматривает последовательное осуществление действий по развитию предприятия в направлении повышения его конкурентоспособности.

Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности...

Бенчмаркинг благоприятно влияет на повышение конкурентоспособности для поддержания высокого уровня эффективности, а также повышения конкуренции и эффективности бизнес-процессов.

Путь повышения эффективности деятельности предприятия...

Для достижения данной цели отделом кадров по согласованию с высшим руководством должен быть выработан ряд мер, направленных на повышение мотивации сотрудников. Таблица 1. Стратегическая карта повышения эффективности деятельности.

Задать вопрос