Особенности формирования графомоторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных нарушений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (488) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 12.10.2023

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Шафранская, А. И. Особенности формирования графомоторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных нарушений / А. И. Шафранская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41 (488). — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106632/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье представлены краткие сведения о специфике протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта и особенностях формирования графо-моторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных расстройств, а также подчеркивается важность проведения целенаправленной коррекционной работы, необходимой для успешного овладения детьми данной категории письменной речью.

Ключевые слова: графомоторный, навык, письмо, речь, школьники.

Навык письма является достаточно сложным, что приводит к затруднениям при его формировании у многих детей. Письмо, представляющее результат сознательной психической деятельности, как отмечает А. Р. Лурия, предполагает взаимодействие целого ряда психофизиологических компонентов. Обязательным условием такого взаимодействия является устойчивость внимания, сформированное фонематическое восприятие, звукопроизносительная, просодическая, лексическая и грамматическая стороны речи.

Зрительные нарушения определенным образoм сказываются на процессe психического развития ребенка, затрудняют полноценное восприятие им предметного мира, ориентацию в нем, и в цeлом влияют на развитие личности, формирование различных видов деятельности.

Дефекты зрительного анализатора, сочетающиеся с интеллектуальными нарушениями, в той или иной мере отражаются на формировании устной, и, в особенности, письменной речи. Это связано с тем, что при письме в согласованную деятельность включаются кора головного мозга, органы зрения, слуха, многочисленные мышцы тела.

Обучение ребенка с нарушением зрения письму считается одной из актуальных проблем тифлопедагогики, т. к. позволяет расширить возможности в усвоении и переработке им общественного опыта. Освоение письменной речи позволяет детям успешно социализироваться в окружающей среде и адаптироваться к условиям современной жизни.

Поскольку зрительный анализатор у слабовидящих детей значительно отличается от нормального уровня функционирования, освоение письменной речи в большинстве случаев происходит с трудом и растянуто во времени.

Развитие графо-моторных навыков зависит от ряда компонентов: состояния мелкой и общей моторики, точности и координации движений, от уровня сформированности таких психических процессов, как внимание, память, восприятие. Однако центральными функциями, которые способствуют успешному овладению графо-моторными навыками ребенком, являются, прежде всего, зрительное восприятие, мелкая моторика, пространственная ориентировка.

Несовершенство всех этих функций у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта затрудняет овладение ими письмом и рядом других трудовых и учебных навыков.

В формировании графо-моторного навыка значительная роль отводится функциональным возможностям двигательного анализатора.

Необходимая при овладении письмом ассоциация зрительных и слухоречедвигательных представлений с кинестетическим образом букв, осуществляется сложными межанализаторными взаимодействиями, в которых функциональные возможности двигательного анализатора играют значительную роль.

Ряд исследователей (Т. П. Буцыкина, Г. М. Варатпетова, Е. В. Горбатова) указывают на то, что недостаточное развитие мелкой пальцевой моторики, ручных умений, осложняет формирование графо-моторных навыков учеников с ограниченными возможностями здоровья.

У школьников с нарушениями интеллекта и зрения отмечаются недостаточность моторных систем и плохо развитое чувство ритма, что является необходимым условием для развития графо-моторных навыков, как залога успешного усвоения процесса письма.

У детей данной группы, как отмечает В. М. Мозговой, наблюдаются снижение двигательной памяти, значительные нарушения моторики пальцев рук, замедленный темп при переходе от одной позы к другой.

Отмечаются отклонения и в состоянии общей моторики, выражающиеся в затруднениях при переключении движений, снижении двигательной памяти, нарушениях темпа и ритма движений.

Отмеченные выше нарушения обычно сочетаются с дефектами зрительно-моторной координации, которые проявляются в затруднениях или неспособности нарисовать прямую линию, трудностях при изображении букв, цифр, фигур, обусловленных несформированностью правильной траектории движений при их изображении, замедленном темпе письма, нестабильности почерка (разнонаклонные буквы, различные по высоте, ширине и т. д.) и треморе.

Таким образом, дети с нарушениями интеллекта и зрения зачастую не могут правильно держать ручку, проводить ровные линии, писать, не выходя за пределы строки. Это обуславливает трудности процесса формирования графо-моторных навыков у слабовидящих учащихся младших классов с нарушением интеллекта, что в свою очередь приводит к трудностям в овладении письменной речью.

Письмо представляет собой соединение различных взаимосвязанных операций, а не просто двигательный акт. В процесс письма включены зрение, слух, речедвигательный аппарат. Это приводит к тому, что в письме данной категории детей встречаются специфические ошибки, которые у нормально видящих совершенно отсутствуют или наблюдаются значительно реже, и определены имеющимися нарушениями.

Учащийся в процессе письма должен выполнить ряд задач: графических, технических, гигиенических. Даже при сохранном зрении и интеллекте одновременное решение всех этих задач представляет большую трудность для младшего школьника. А для ребенка с ограниченными возможностями здоровья выполнение каждой из них особенно затруднено.

Среди большого многообразия недочетов, имеющихся в письменной речи слабовидящих детей с нарушениями интеллекта, можно выделить ошибки, связанные с недоразвитием речи, и ошибки, обусловленные зрительной патологией.

К нарушениям, возникающим вследствие недостатков зрительного восприятия, как указывает И. Н. Садовникова, относятся замены схожих графически букв на письме, пропуски букв. Эти oшибки объясняются ведущей ролью зрения в процессе письма на этапе вырабатывания графических навыков. Зрительные представления о нормах письменной речи у слабовидящих школьников не обладают устойчивостью и определенностью, поэтому дети часто не видят недочетов в своем письме и не всегда могут предварить их.

Графические нарушения, характерные для письма детей с патологией зрения, делятся, как отмечает С. Л. Коробко, на графические недостатки и графические ошибки. Графические недостатки связаны с расположением элементов и букв на строке и по отношению друг к другу, а также расположения материала на странице тетради. Графические ошибки выражаются в искажениях букв или их заменах, связанных с отсутствием внимания к существенному признаку графической структуры буквы, нарушениями представлений о правильном ее написании. Встречаются и ошибки в пространственном расположении букв или их отдельных элементов, что приводит к искажению буквы или замене ее другой. Большое количество нарушений происходит в искажении конфигурации буквы из-за изменения количества элементов или их расположения относительно друг друга.

Однако, данные ошибки не имеют прямой зависимости от состояния зрения, а в большей степени от недоразвития устной речи.

У детей с патологией зрения графические ошибки и нарушения обусловлены несформированностью графической структуры буквы, нарушениями представлений о графеме.

Графические недостатки у слабовидящих школьников обнаруживаются сравнительно чаще, чем у детей, имеющих нормальное зрение. Это связано с тем, что на начальных этапах обучения письму зрительные представления выступают в качестве основной опоры, а нарушения зрения существенно тормозят овладение графическими навыками.

У учащихся младших классов наблюдается слабый контроль за графической стороной письма, что приводит к следующим ошибкам: формы букв не соответствуют образцу, нарушается наклон, буквы отставлены друг от друга неравномерно, не соблюдается расположение букв по линии строки и т. д.

Особенно выраженными данные ошибки становятся тогда, когда появляются требования к соблюдению орфографии при письме, например, при письме под диктовку, списывании с доски.

Зрительная патология приводит и к нарушению гигиенических правил письма. Дети с нарушением зрения часто используют приемы и способы письма, препятствующие выработке правильных графо-моторных навыков, более того, выработанные самостоятельно приемы не всегда позволяют оптимально использовать имеющиеся у них возможности.

С возрастом графические недостатки сглаживаются, так как у детей формируются наглядные представления о графических нормах и двигательных комплексах. Однако у значительной части учащихся они могут сохраняться и в старших классах, что связано с несоответствием закрепившихся навыков требованиями графических норм письма, а также ослабленным зрительным контролем.

На формирование графо-моторных навыков влияет и характер зрительной патологии. Школьники, страдающие узким полем зрения, пишут сжато, а у учащихся, имеющих нистагм, линии получаются дрожащие.

На нарушение формирования графо-моторных навыков влияет и недоразвитие у детей с нарушением интеллекта и зрения пространственного восприятия и представления (Г. А. Волоскова, М. Ю. Горбачевская, О. В. Елецкая). У таких учащихся зачастую несформированными оказываются зрительно-пространственные и сомато-пространственные представления, они с трудом определяют правую и левую стороны.

Детям сложно написать букву в границах тетрадной строки, ориентироваться в пространстве листа, могут наблюдаться зеркальные изображения букв и т. д.

Слуховое восприятие слабовидящих учащихся с нарушением интеллекта характеризуется теми же особенностями, что и зрительное. На это указывает В. И. Лубовский в своих исследованиях. Затруднения в дифференциации речевых звуков, недостаточная сформированность фонематического слуха у данной категории детей влияют не только на развитие устной речи, но и на письмо. Трудности анализа звукового состава слова, определения последовательности звуков в слове, их пропуск или замена ослабляют внимание ребенка к графическому изображению букв, правильному расположению их на странице.

Речевые дефекты затрагивают основы овладения навыком письма. К ошибкам, связанным с речевым недоразвитием, относятся фонематические замены букв и аграмматизмы. Фонематические и лексико-грамматические дефекты устной речи обуславливают данные нарушения письма, связанные с недостаточной готовностью звуковых и морфологических обобщений.

Трудности в формировании графо-моторных навыков определены прежде всего тем, что любой из процессов, нужных для их овладения, у слабовидящих школьников с нарушение интеллекта крайне несовершенен. Недостаточность фонематического анализа мешает точному распознанию последовательности букв при написании, их пропускам, заменам, смешениями и т. д. Недостатки произношения приводят к трудностям при звуковом анализе и синтезе. Нарушения со стороны двигательной сферы (недостаточная согласованность движений, слабость мышц и т. п.) становятся причиной ошибок в графическом изображении букв, пространственной ориентировки на листе бумаги.

Выделяют (Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова) типичные ошибки, свойственные слабовидящим детям с нарушением интеллекта при письме: неправильное изображение букв, зеркальное их изображение, неверное расположение букв на тетрадном листе и т. д.

Таким образом, формирование графо-моторных навыков у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта осуществляется с характерными трудностями, вызванными интеллектуальными нарушениями и снижением зрения.

Замедленность процесса переработки сенсорной информации, низкий уровень познавательной активности, несформированность межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности, а также недостатки в моторной сфере затрудняют овладение графо-моторными навыками данной категорией детей. Поэтому в формировании данного навыка важно проводить подготовительную работу, направленную на развитие функциональной основы графо-моторного навыка: зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятии, общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Развитие графо-моторных навыков у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта имеет не только образовательное, но и коррекционное значение, так как в данном процессе совершенствуется и развивается глазомер, зрительный анализ, ориентировка в пространстве, коррекция пространственных представлений и т. д.

Литература:

  1. Буцыкина Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т. П. Буцыкина, Г. М. Вартапетова // Логопед. — 2005. — № 3. — С. 84–95.
  2. Вартапетова Г. М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций: диссертация канд.пед.наук. Екатеринбург, 2002. — 242 с.
  3. Волоскова Н. Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов: диссертация канд. пед. наук. М., 1996. — 158 с.
  4. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. В. Горбатова. — Мозырь: Белый Ветер, 2015. — 24 с.

5. Елецкая О. В. Развитие и коррекция грамотности / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская.- М.: Школьная Пресса, 2005. — 96 с.

  1. Коробко С. Л. Нарушение письма у слабовидящих школьников: автореф. канд. пед. наук / С. Л. Коробко. М., 1973. — 24 с.
  2. Лалаева Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. — СПб: Союз, 2004. — 224 с.
  3. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В. И. Лубовский. — М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  4. Лурия А. Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия. — М.: Академия, 2002. — 352 с.
  5. Мозговой В. М. Развитие и коррекция двигательных функций учащихся с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания: диссертация доктора пед. наук. М., 2005. — 361 с.
  6. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение интеллекта, письменная речь, навык, ребенок, письмо, нарушение, ошибка, зрительная патология, категория детей, устная речь.


Ключевые слова

школьники, навык, речь, письмо, графомоторный

Похожие статьи

Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся...

Письменная речь у них сопровождается нарушениями зрительно-моторной координации, буквенного гнозиса, пропуском, перестановкой и заменой букв.

Коррекция моторной дисграфии у младших школьников...

Затем следует моторная операция процесса письма — воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. письменная речь, письмо, устная речь, мысль, процесс письма, развитие, ребенок, слово...

Предупреждение и ранняя коррекция нарушений письменной...

Организационно преодоление нарушений письменной речи является прежде всего задачей логопеда школьного логопункта или (в более сложных случаях) — школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности коррекции нарушений письменной и устной речи...

Психологические занятия с детьми, испытывающими проблемы в устной или письменной речи, включают широкий спектр различных методов арт-терапии, таких как: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, Sandplay терапия и музыкотерапия.

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений...

Письменная речь — это вербальное общение, которое реализуется с помощью письменных текстов, а также её характерным признаком является сложная композиционно-структурная организация.

Особенности речевого развития (устного и письменного)

Письменная речь гораздо сложнее устной. Письменная речь, как и устная, — это способ выхода наружу внутренней речи, только более сложный. Обучение письму связано с проговариванием.

Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей

Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены. Нарушения устной речи впоследствии вызовут массу других проблем, в том числе и неуспеваемость в школе.

Развитие устной речи у учащихся с умеренной, глубокой, тяжелой...

Урокам развития речи отводится особая роль, т. к. успешность обучения и общее развитие детей с интеллектуальной недостаточностью находится в прямой зависимости от степени развития речи.

Изучение нарушений письменной речи у детей в отечественной...

В своем труде «Избранные психологические исследования», Л. С. Выготский указал, что письменная речь представляет собой алгебру речи, наиболее сложную, трудную форму намеренной и сознательной речевой деятельности человека.

Похожие статьи

Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся...

Письменная речь у них сопровождается нарушениями зрительно-моторной координации, буквенного гнозиса, пропуском, перестановкой и заменой букв.

Коррекция моторной дисграфии у младших школьников...

Затем следует моторная операция процесса письма — воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. письменная речь, письмо, устная речь, мысль, процесс письма, развитие, ребенок, слово...

Предупреждение и ранняя коррекция нарушений письменной...

Организационно преодоление нарушений письменной речи является прежде всего задачей логопеда школьного логопункта или (в более сложных случаях) — школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности коррекции нарушений письменной и устной речи...

Психологические занятия с детьми, испытывающими проблемы в устной или письменной речи, включают широкий спектр различных методов арт-терапии, таких как: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, Sandplay терапия и музыкотерапия.

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений...

Письменная речь — это вербальное общение, которое реализуется с помощью письменных текстов, а также её характерным признаком является сложная композиционно-структурная организация.

Особенности речевого развития (устного и письменного)

Письменная речь гораздо сложнее устной. Письменная речь, как и устная, — это способ выхода наружу внутренней речи, только более сложный. Обучение письму связано с проговариванием.

Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей

Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены. Нарушения устной речи впоследствии вызовут массу других проблем, в том числе и неуспеваемость в школе.

Развитие устной речи у учащихся с умеренной, глубокой, тяжелой...

Урокам развития речи отводится особая роль, т. к. успешность обучения и общее развитие детей с интеллектуальной недостаточностью находится в прямой зависимости от степени развития речи.

Изучение нарушений письменной речи у детей в отечественной...

В своем труде «Избранные психологические исследования», Л. С. Выготский указал, что письменная речь представляет собой алгебру речи, наиболее сложную, трудную форму намеренной и сознательной речевой деятельности человека.

Задать вопрос