Перспективы реформирования органов местного самоуправления в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 05.10.2023

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Пономаренко, У. В. Перспективы реформирования органов местного самоуправления в России / У. В. Пономаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106418/ (дата обращения: 08.05.2024).



В статье автор рассматривает текущее состояние реформы местного самоуправления в стране, приводит перспективы реформирования института местного самоуправления. Сделан вывод о необходимости дальнейших преобразований и взвешенного подхода к процессу реформирования, необходимости сохранения смыслового и содержательного значения местного самоуправления, как института прямой демократии и выражения воли народа.

Ключевые слова: реформа, местное самоуправление, законопроект, публичная власть, проблемы, перспективы.

На всем протяжении новейшей российской истории к вопросам реформирования государственного и муниципального управления не снижается интерес авторов научных исследований, ученых, теоретиков и правоприменителей, что связано с важностью оптимального устройства государственного управления и его правового обеспечения для развития страны и обеспечения законности, соблюдения прав граждан. В таких условиях особое значения приобретает организация управления на муниципальном уровне власти, вопросы качества правового регулирования соответствующих общественных отношений. Местное самоуправление как форма реализации населением России власти выступает наиболее приближенным к населению уровнем власти. Тридцатилетний период существования института местного самоуправления позволяет сделать вывод о его эффективности. Вместе с тем, динамика внесения изменений в нормативные акты, определяющие состояние и организацию данного правового института свидетельствует о том, что до настоящего времени модернизация его не завершена. Существенные изменения коснулись правового обеспечения института местного самоуправления с внесением поправок в Конституцию Российской Федерации в 2020 г. Необходимо согласиться с мнением многих отечественных учёных в том, что основополагающим изменением конституционных основ местного самоуправления в процессе конституционных преобразований выступило окончательное огосударствление местного самоуправления, последствия чего до настоящего момента не вполне осознаются научным сообществом [5].

Результатом внесенных в Основной закон страны в 2020 году поправок, касающихся института местного самоуправления, выступило введение в научный оборот правового феномена публичной власти, частью которой выступает сегодня местное самоуправление. Несмотря на то, что указанные изменения уже вступили в силу, до настоящего времени в научной среде нет единого подхода к пониманию феномена публичной власти, законодателем понятие «публичная власть» фактически раскрыто как «федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности» (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2020 года № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» [2]), при этом местное самоуправление, не входившее в систему государственной власти, стало низовым звеном власти «публичной».

Встраивание местного самоуправления в единую систему публичной власти в стране породило множество дискуссионных вопросов, касающихся современной роли местного самоуправления и трансформации его сущности, вопросов соотношения государственной и публичной власти, установления пределов вмешательства государства в организацию института местного самоуправления без потери его автономности и самостоятельности. Следует признать, что введенные законодателем изменения были неоднозначно восприняты научной средой, вызвали множество вопросов, требующих пристального внимания.

В частности, А. Т. Карасев, О. А. Кожевников, А. В. Савоськин, рассматривая вопросы реновации публичного управления в 2020 г., справедливо отмечают, что «ни содержание новелл, ни характер изменений не позволяют однозначно спрогнозировать их синергетический эффект» [7, с. 35]. Усиление централизации всей системы публичной власти, наряду с повышением устойчивости системы государственного управления, одновременно приводит к снижению её гибкости, что может повлечь снижение эффективности управления обществом, особенно на уровне муниципальной власти.

Прежде всего, следует отметить, что встраивание местного самоуправления в единую вертикаль публичной власти неоднозначно воспринято научным сообществом. В частности, О. А. Кожевников приходит к неутешительному выводу о том, что в настоящее время произошла существенная трансформация института местного самоуправления, он изменился как по форме, так и по содержанию, что определило наличие «кризиса современного состояния местного самоуправления в РФ и возможность его «растворения» с введением в правовое поле категории «единой системы публичной власти» [8, с. 49]. М. В. Исобчук полагает, что фактически поправки в отношении организации института местного самоуправления закрепили снижение автономии и повышение подконтрольности муниципалитетов государству [6], высказывая мнение о необходимости повышения «субъектности» муниципалитетов в России (политической, финансовой, организационной и пр.). С. Н. Леонов, Е. С. Барабаш приходят к выводу о том, что формально встроенное в единую систему публичной власти местное самоуправление фактически становится известным еще с советских времен «государственным управлением в муниципальных границах» [9].

Одной из значимых тенденций развития современного местного самоуправления выступает тенденция укрупнения муниципальных образований. Дальнейшие перспективы развития данной тенденции воспроизводит и Законопроект № 40361–8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» [3], предполагающий сохранение только следующих видов муниципальных образований: городских и муниципальных округов, внутригородских территорий городов федерального значения. Данная инициатива законодателя воспринята научными кругами неоднозначно. В частности, некоторые исследователи говорят о том, что следует признать актуальной и своевременной процесс укрупнения муниципальных образований, к такому выводу, например, приходит А. В. Мазеин, считая, что указанные изменения приведут к повышению качества управления на муниципальном уровне публичной власти [10].

Об экономии средств за счёт увеличения масштаба управления, оптимизации штата уровня муниципальной власти говорят, как о позитивных изменениях, некоторые исследователи [9]. Вместе с тем, существуют и диаметрально противоположные точки зрения, говорящие о том, что укрупнение муниципальных образований фактически приведёт к отдалению жителей сельских территорий от управления государством (что осложнит выражение воли народа России посредством выборности должностных лиц муниципальной власти), в частности, Р. В. Бабейкин приходит к выводу о том, что доступность местной власти и местных услуг (ввиду укрупнения муниципальных образований) снижается при одновременном отсутствии видимой бюджетной экономии за счет сокращения аппарата управления муниципальной власти [5].

Одним из ключевых направлений модернизации института местного самоуправления, заложенных в указанном законопроекте [3], выступает переход к одноуровневой системе местного самоуправления с построением на основе принципа привязки к населению [4]. Часть исследователей говорят о том, что действующая двухуровневая система местного самоуправления на протяжении длительного периода времени показала свою эффективность [8]. Приверженцы противоположной точки зрения говорят о том, что переход к одноуровневой системе самоуправления представляется оправданным и своевременным, что согласуется с замыслом инициаторов законопроекта.

Полагаем, что текущее правовое регулирование института МСУ свидетельствует об усилении вертикали власти за счет ослабления МСУ, с явным усилением тенденции снижения автономности, самостоятельности и независимости местного самоуправления.

Таким образом, проведенный обзор современного этапа реформы местного самоуправления позволяет заключить, что на уровне Основного закона страны были внесены существенные изменения, определившие не только встраивание института МСУ в вертикаль единой публичной власти, но и серьезную территориальную и сущностную трансформацию местного самоуправления. В таких условиях острой необходимостью выступает детализация конституционных новелл в федеральном законодательстве. В настоящее время в первом чтении принят Законопроект № 40361–8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Несмотря на то, что основой для разработки данного проекта выступил действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1], к содержанию законопроекта со стороны научных кругов возникло множество вопросов [7]. Законопроектом, по справедливому выражению Н. А. Антоновой, предусмотрено «системное преобразование», фактически новая система организации МСУ (с изменением территориальных, организационных основ МСУ). До настоящего времени новый закон не принят, что не позволяет оценить в полной мере позицию законодателя в отношении трансформации института местного самоуправления, вместе с тем, обозначенные в законопроекте тенденции развития местного самоуправления вызывают обоснованные вопросы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 40. — Ст. 3822.
  2. Федеральный закон от 08.12.2020 № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» // Российская газета. — № 280. — 11.12.2020.
  3. Законопроект № 40361–8 Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти // https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361–8
  4. Антонова Н. А. Проблемы определения компетенции органов местного самоуправления // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. — 2022. — № 3 (34). — С. 12–17.
  5. Бабейкин Р. В. Вызовы и перспективы укрупнения муниципальных образований на примере Московской области // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2023. — № 1. — С. 39–65.
  6. Исобчук М. В. Местное самоуправление в РФ после поправок в Конституцию-2020 // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. — 2023. — Т. 7. — № 2. — С. 210–220.
  7. Карасев А. Т., Кожевников О. А., Савоськин А. В. Отдельные вопросы конституционной трансформации публичного управления в России // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). — 2021. — № 2. — С. 24–37.
  8. Кожевников О. А. Местное самоуправление как конституционная ценность: от истоков к современному состоянию // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2021. — № 4 (92). — С. 49–56.
  9. Леонов С. Н., Барабаш Е. С. Финансовые и структурные перспективы реформы местного самоуправления в России // Известия Байкальского государственного университета. — 2023. — Т. 33. — № 1. — С. 46–56.
  10. Мазеин А. В. Система и структура органов местного самоуправления в условиях реализации принципа единства системы публичной власти и трансформации муниципальных образований // Муниципалитет: экономика и управление. — 2023. — № 1 (42). — С. 56–67.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, публичная власть, единая система, муниципальная власть, Российская Федерация, государственное управление, общий принцип организации, том, государственная власть, научная среда.


Похожие статьи

Процесс преобразования институтов местного самоуправления...

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, государственная власть, общий принцип организации, местное значение, российская газета, декабрь, орган, государственное управление, публичная власть.

Единая система публичной власти: особенности...

Основные термины (генерируются автоматически): публичная власть, местное самоуправление, Российская Федерация, единая система, государственная власть, орган, Государственный Совет, общий принцип организации, интерес населения, свобода человека.

Единая система публичной власти: проблемы и перспективы

По сути, здесь усматривается риск того, что исполнительная власть может утратить свои специфические черты и функции, «впитавшись» посредством подконтрольности Государственному Совету в «единую систему публичной власти».

Об организации местного самоуправления в единой системе...

Ключевые слова: местное самоуправление, публичная власть, реформа, федеральная территория, Сириус. В соответствии с поправками, внесенными в Конституцию России в 2020 г. в правовом поле отечественной доктрины был закреплен институт публичной власти.

Понятие полномочий органов публичной власти...

В систему региональных органов исполнительной власти входят министерства, департаменты, управления, комитеты образования, науки и молодежной политики, осуществляющие государственное управление в сфере образования в субъектах Российской Федерации.

Законопроект «Об общих принципах организации местного...»

 В статье раскрыты основные положения законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе органов публичной власти».

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

Основное содержание данного принципа прописано в статье 12 Конституции РФ и звучит следующим образом: «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Историческое развитие муниципального контроля

Учёные, изучающие теорию дуализма, замечают самостоятельность местного самоуправления от государства только в чисто экономических и общественных делах, а в политической сфере оно рассматривается как агент государства и выполняет государственные функции.

Принцип разделения властей как основа организации...

Принцип разделения властей является одним из базовых, определяющих принципов любого современного демократического государства, в том числе и Российской Федерации. Этот принцип фактически закрепляет современный облик политической системы российского...

Местное самоуправление в системе народовластия

- Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. Особенность как элемента политической системы состоит в его государственно-общественном.

Похожие статьи

Процесс преобразования институтов местного самоуправления...

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, государственная власть, общий принцип организации, местное значение, российская газета, декабрь, орган, государственное управление, публичная власть.

Единая система публичной власти: особенности...

Основные термины (генерируются автоматически): публичная власть, местное самоуправление, Российская Федерация, единая система, государственная власть, орган, Государственный Совет, общий принцип организации, интерес населения, свобода человека.

Единая система публичной власти: проблемы и перспективы

По сути, здесь усматривается риск того, что исполнительная власть может утратить свои специфические черты и функции, «впитавшись» посредством подконтрольности Государственному Совету в «единую систему публичной власти».

Об организации местного самоуправления в единой системе...

Ключевые слова: местное самоуправление, публичная власть, реформа, федеральная территория, Сириус. В соответствии с поправками, внесенными в Конституцию России в 2020 г. в правовом поле отечественной доктрины был закреплен институт публичной власти.

Понятие полномочий органов публичной власти...

В систему региональных органов исполнительной власти входят министерства, департаменты, управления, комитеты образования, науки и молодежной политики, осуществляющие государственное управление в сфере образования в субъектах Российской Федерации.

Законопроект «Об общих принципах организации местного...»

 В статье раскрыты основные положения законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе органов публичной власти».

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

Основное содержание данного принципа прописано в статье 12 Конституции РФ и звучит следующим образом: «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Историческое развитие муниципального контроля

Учёные, изучающие теорию дуализма, замечают самостоятельность местного самоуправления от государства только в чисто экономических и общественных делах, а в политической сфере оно рассматривается как агент государства и выполняет государственные функции.

Принцип разделения властей как основа организации...

Принцип разделения властей является одним из базовых, определяющих принципов любого современного демократического государства, в том числе и Российской Федерации. Этот принцип фактически закрепляет современный облик политической системы российского...

Местное самоуправление в системе народовластия

- Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. Особенность как элемента политической системы состоит в его государственно-общественном.

Задать вопрос