Стили руководства образовательным учреждением | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 02.10.2023

Статья просмотрена: 845 раз

Библиографическое описание:

Аджемян, С. С. Стили руководства образовательным учреждением / С. С. Аджемян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106335/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматривается сущность стилей управления образовательной организацией. Выделены основные факторы формирования стилей управления и их основные преимущества, а также разработаны рекомендации согласно характеристике стилей управления в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: стиль руководства, управление, авторитарный стиль, демократический стиль, либеральный стиль.

The article deals with the essence of management styles in an educational organization. The main factors in the formation of management styles and their main advantages are identified, and recommendations are developed according to the characteristics of management styles in a secondary school.

Keywords: management style, management, authoritarian style, democratic style, liberal style.

Актуальность. Проблема поиска эффективного управления образовательной организацией тесно связана с системой теоретических взглядов на личность менеджеров, их врожденные характеристики и навыки и способности управленческой деятельности, проявляющиеся в человеческих отношениях и поведении.

Конкретный стиль руководства служит характеристикой качества деятельности руководителя, его способности эффективно осуществлять управленческую деятельность, его умения создавать благоприятную атмосферу в коллективе.

Цели и задачи: Анализ и разработка рекомендаций согласно характеристике стилей управления в общеобразовательной школе.

Методы, организация исследований. Основными источниками для написания данной статьи стали работы исследователей, занимавшихся вопросом изучения стилей руководства образовательным учреждением. Первичная информация собиралась в открытых ресурсах сети Интернет, а именно на научных сайтах и в журнальных публикациях. В работе использовались такие методы исследования как анализ и синтез, системный подход, методы сравнения.

Результаты исследования. Принятый стиль руководства может показать характер деятельности руководителя по обеспечению эффективного управления образовательным учреждением. Способствует созданию в коллективе особой атмосферы, которая содействует развитию благоприятных взаимоотношений и в процессе достижения поставленной цели.

Различают такие стили руководства, как авторитарный, демократический и либеральный.

К каждому стилю управления выявлены их основные особенности, прописаны рекомендации к авторитарному, демократическому и либеральному стилю. А также прописаны плюсы и минусы данных стилей управления.

Авторитарный стиль. Основные особенности.

— Соблюдение правил и принципов руководителя.

— Соблюдение субординации, избегать разногласий с руководством.

— Выполнение работы строго в срок, поощрение сотрудников, которые смогли отличится.

Плюсы и минусы авторитарного стиля руководства.

Положительные стороны авторитарного стиля:

+ Высокопродуктивный труд, оперативный отклик на распоряжения;

+ Четкая система руководства, каждый сотрудник знает, что он должен делать;

+ Организованность сотрудников.

Отрицательные стороны авторитарного стиля:

Высокая нагрузка на начальство, дефицит свободного времени.

– Неприятие других соображений и других методов решения в какой-либо ситуации.

– Напряженная атмосфера, стрессовое состояние сотрудников.

Таким образом, руководителям школ необходимо использовать авторитарный стиль руководства в ситуациях, когда требуются быстрые, четкие и решительные команды и установки.

Использование авторитарного стиля рекомендуется в следующих ситуациях:

— Рутинная и повседневная командная деятельность;

— В экстремальных кризисных ситуациях. От четких и своевременных указаний руководителя зависит успех или неудача в достижении поставленных целей: судьба коллектива, жизнь и здоровье учащихся и сотрудников школы.

— На этапе реализации инновационного проекта или программы, принятой командой;

— При управлении плохо подготовленными сотрудниками, требующими подробных инструкций.

Демократический стиль. Основные особенности.

— Используется система мотивации сотрудников;

— Решения принимаются коллективно.

— В коллективе ценится сплоченность, командная работа, доверительные отношения;

— Сотрудники уважают руководителя, потому что он показывает пример трудолюбия, профессиональных знаний и коммуникативных способностей;

— Созданы хорошие условия для труда и отдыха;

Плюсы и минусы демократического стиля управления.

Положительные стороны демократического стиля.

+ Обмен опытом и знаниями между членами команды;

+ Уменьшение количества ошибок, поскольку при возникновении вопроса сотрудник всегда может посоветоваться с коллегами или обратиться за помощью к своему начальнику;

+ Высокая мотивация и независимость сотрудников;

+ Используется убеждение, а не принуждение, просьба, а не команда;

+ Корпоративный дух, доверительные отношения и позитивные отношения в коллективе.

Отрицательные стороны демократического стиля.

Обсуждение деловых вопросов с командой занимает много времени;

– Если роль лидера недостаточно сильна, сотрудники могут стать неорганизованными и пренебрегать работой.

– Иногда становится сложно принять правильное решение из-за множества идей;

– В чрезвычайной ситуации необходимо принимать более авторитарные решения, так как времени на коллективные обсуждения может не быть.

Таким образом, демократический стиль руководства означает стимулирование процессов самоорганизации внутри школы, приоритет косвенных методов управленческого воздействия (пожелания, советы, рекомендации).

Рекомендуется использовать демократический стиль при соблюдении следующих условий:

— Сотрудники школы должны быть профессионалами в своем деле и не нуждаться в руководстве или управлении.

— Необходимо уделять внимание идеям отдельных сотрудников.

— Принятие решений концентрируется не только в руках руководителя, при этом принятые совместные решения утверждаются;

— Инициатива и самостоятельность работников поощряется;

— Ответственность распределяется в соответствии с полномочиями;

— Дисциплина необходима, но нет жестких рамок;

— К каждому работнику применяется дифференцированный подход.

Либеральный стиль. Основные особенности.

— Самый свободный тип руководства, минимальна роль руководителя в процессе работы;

— Руководитель ставит перед сотрудниками цель, создает условия работы, но оставляет право выбирать пути решения проблемы;

— Сотрудники самостоятельно составляют план, распределяют обязанности, контролируют рабочий процесс;

— Руководитель оценивает результат проделанной работы;

— Руководитель занимается стратегическим планированием.

Плюсы и минусы либерального стиля управления.

Положительные стороны либерального стиля.

+ Сотрудник выкладывается по максимуму.

+ Часто сотрудники думают о нововведениях и способах улучшения дела даже в не рабочее время;

+ Команда работает как автономный механизм, руководителю нет необходимости ее контролировать. Появляется время на решение стратегических задач.

Отрицательные стороны либерального стиля.

– Недобросовестные и непрофессиональные сотрудники могут долгое время саботировать рабочий процесс, а руководитель обнаружит это не сразу.

– Чрезмерная свобода и отсутствие четких требований могут привести к сложностям в системе управления.

Таким образом, либеральный стиль руководства требует от руководителя школы высокой культуры и профессионализма.

Либеральный стиль рекомендуется использовать в определенных условиях, например:

Создать условия для командной работы. Чтобы успешно реализовать либеральное управление, нужна команда, которая будет думать в том же направлении.

Необходимо обучать сотрудников.

Чтобы дружеская атмосфера не мешала работе, совместно создайте и расширьте список правил общения.

Обязательно рассказывайте своей команде и отдельным сотрудникам о достигнутых ими успехах. Похвала — лучшая мотивация.

Выводы. От выбора стиля руководства зависят не только авторитет и эффективность работы руководителя, но и атмосфера в коллективе, взаимоотношения между подчиненными и руководителем.

Чтобы более эффективно выполнять свою работу, необходимо сочетать все стили управления в зависимости от ситуации. Только тогда образовательными учреждениями можно будет эффективно управлять.

Литература:

  1. Организационная структура образовательной организации-URL: https://studme.org/169256/pedagogika/organizatsionnaya_struktura_obrazovatelnoy_organizatsii
  2. Организационная структура управления образовательным учреждением- URL: https://studfile.net/preview/6173311/page:5
  3. Петрюкова, К. А. Разработка и реализация эффективной стратегии по управлению персоналом/ К. А. Петрюкова // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. — 2021. — № 2. — С. 96–98.
  4. Поршнев, А. Г. Управление организацией/ А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева, Н. А. Саломатин. — М.: Дело, — 2021. — 305 с.
  5. Стили руководства в образовании — URL: https://studfile.net/preview/11790641/page:2/
  6. Стили управления в образовании- URL: https://mykonspekts.ru/2–6628.html
Основные термины (генерируются автоматически): либеральный стиль, авторитарный стиль, демократический стиль, сотрудник, стиль руководства, стиль управления, командная работа, образовательная организация, образовательное учреждение, общеобразовательная школа.


Похожие статьи

Особенности национальных деловых культур разных стран в системе управления организацией

В статье рассматривается вопрос об особенностях стилей руководства, проводится сравнение стилей управления, а также, рассматриваются их основные отличия, выбирается наиболее эффективный вариант управления организацией.

Характеристика и особенности стилей руководства

В статье рассматриваются стили руководства как важнейшие компоненты взаимодействия руководителя и подчиненных.

Взаимосвязь стиля управления и трудовой мотивации сотрудников

В данной статье рассматривается проблема стиля управления и мотивации персонала. Анализируются результаты эмпирического исследования взаимосвязи стиля управления и мотивации труда персонала с использованием корреляционного анализа Пирсона.

Особенности стратегического управления

В статье рассматривается сущность стратегического управления в организации, исследуются подходы различных исследователей в отношении проблемы стратегического управления на предприятии, анализируется сущность и структурные особенности стратегического ...

Система мотивации в организации: принципы построения

В статье рассматриваются принципы построения системы мотивации в образовательной организации. Автором определяется перечень принципов системного подхода, используемых при построении системы мотивации и дается их описание в разрезе данной системы.

Основные принципы и виды кадровой политики организации

В статье автор исследует общие принципы и виды кадровой политики организации.

Современные модели управления образовательной организацией

В статье рассматриваются современные модели руководства образовательной организацией с точки зрения их эффективности в условиях присоединения школ.

Сравнение стилей руководства

В статье сравниваются три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. В конце работы авторами будет определен наиболее оптимальный стиль управления для руководителей.

Стиль управления как неотъемлемая часть успешной деятельности организации

В данной статье автор раскрывает понятие термина «стиль управления» и его появление, также определяется значимость места, которое занимает стиль управления в деятельности организации.

Условия управления процессом формирования корпоративной культуры в образовательной организации

В статье рассматривается актуальная проблема современного педагогического менеджмента — условия управления процессом формирования корпоративной культуры образовательной организации. Рассматриваются элементы корпоративной культуры, выделяются условия ...

Похожие статьи

Особенности национальных деловых культур разных стран в системе управления организацией

В статье рассматривается вопрос об особенностях стилей руководства, проводится сравнение стилей управления, а также, рассматриваются их основные отличия, выбирается наиболее эффективный вариант управления организацией.

Характеристика и особенности стилей руководства

В статье рассматриваются стили руководства как важнейшие компоненты взаимодействия руководителя и подчиненных.

Взаимосвязь стиля управления и трудовой мотивации сотрудников

В данной статье рассматривается проблема стиля управления и мотивации персонала. Анализируются результаты эмпирического исследования взаимосвязи стиля управления и мотивации труда персонала с использованием корреляционного анализа Пирсона.

Особенности стратегического управления

В статье рассматривается сущность стратегического управления в организации, исследуются подходы различных исследователей в отношении проблемы стратегического управления на предприятии, анализируется сущность и структурные особенности стратегического ...

Система мотивации в организации: принципы построения

В статье рассматриваются принципы построения системы мотивации в образовательной организации. Автором определяется перечень принципов системного подхода, используемых при построении системы мотивации и дается их описание в разрезе данной системы.

Основные принципы и виды кадровой политики организации

В статье автор исследует общие принципы и виды кадровой политики организации.

Современные модели управления образовательной организацией

В статье рассматриваются современные модели руководства образовательной организацией с точки зрения их эффективности в условиях присоединения школ.

Сравнение стилей руководства

В статье сравниваются три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. В конце работы авторами будет определен наиболее оптимальный стиль управления для руководителей.

Стиль управления как неотъемлемая часть успешной деятельности организации

В данной статье автор раскрывает понятие термина «стиль управления» и его появление, также определяется значимость места, которое занимает стиль управления в деятельности организации.

Условия управления процессом формирования корпоративной культуры в образовательной организации

В статье рассматривается актуальная проблема современного педагогического менеджмента — условия управления процессом формирования корпоративной культуры образовательной организации. Рассматриваются элементы корпоративной культуры, выделяются условия ...

Задать вопрос