Реализация полномочий органов местного самоуправления в вопросах благоустройства территории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №37 (484) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 18.09.2023

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Дворников, Д. С. Реализация полномочий органов местного самоуправления в вопросах благоустройства территории / Д. С. Дворников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/484/105984/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассматривается проблема реализации полномочий органами местного самоуправления в сфере благоустройства.

На основании анализа нормативных правовых актов установлены основные полномочия органов местного самоуправления в вопросах благоустройства территории.

Ключевые слова: компетенция органов местного самоуправления, благоустройство территории, правила благоустройства, муниципальный контроль.

The article examines the problem of the implementation of powers by local governments in the field of improvement. Based on the analysis of regulatory legal acts, the main powers of local governments in matters of territory improvement have been established.

Keywords: competence of local government bodies, landscaping, landscaping rules, municipal control.

В современной юридической науке местное самоуправление признается в качестве демократического института публичной власти, что нашло подтверждение в международных правовых актах, к примеру, в Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г. [1].

Участие органов местного самоуправления в общественных отношениях является одним из факторов, позволяющих охарактеризовать государство как демократическое и правовое, стремящееся к построению гражданского общества и воплощению идеалов конституционализма.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [2].

Полномочия органов местного самоуправления указаны в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем используется понятие «вопросы местного значения», под которыми указанным Федеральным законом понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Кроме того, вопросы ведения органов местного самоуправления прописаны и в других федеральных законах [3].

Так к вопросам местного значения относятся вопросы: утверждения правил благоустройства территории внутригородского района, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории внутригородского района, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории внутригородского района в соответствии с указанными правилами.

Профессор Ю. И. Скуратов отмечает, что установление предметов ведения органов местного самоуправления невозможно без определения «подлинного самоуправления». Под таковым понимается особое общественное устройство, в котором, во-первых, найдено разумное соотношение профессионально-представительского управления и самоосуществления людьми своих запросов; во-вторых, субъекты любых социально значимых интересов обладают действенными средствами (прежде всего — юридическими) заявления и отстаивания своих запросов; в-третьих, институты профессионально-представительского управления (те же органы власти) нацелены на постоянное выявление, справедливое согласование (справедливое — для данного уровня развития общества) и устойчивое удовлетворение всех наличных запросов общества. Самоуправление, по сути, есть управленческий процесс, строящийся на основе этих трех вышеназванных принципов [4].

Профессор И. В. Выдрин определяет местное самоуправление как социальную идею, отмечая, что предназначение последней состоит в выполнении ею особых познавательных функций, поскольку идея дает первоначальные сведения о местном самоуправлении [5].

Благоустройство территории городов и иных поселений является одним из видов градостроительной деятельности, а правила благоустройства городской территории составляют государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельностью, ведение которой, согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы, указанные в федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.

Также стоить отметить, что на территории Российской Федерации реализуется федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».

Реализация указанного проекта повышает ответственность органов местного самоуправления, на которые в соответствии с Федеральным законом Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложены вопросы организации благоустройства территории, поскольку значимая роль в проекте отдана населению.

Постановлением Правительства Свердловской области от 31.10.2017 № 805-ПП (в ред. от 17.02.2022) утверждена государственная программа Свердловской области «Формирование современной городской среды на территории Свердловской области на 2018–2024 годы».

На территории муниципального образования город Екатеринбург реализуется муниципальная программа «Формирование современной городской среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2018–2024 годы» [6].

Данная программа реализуется в соответствии с принципами, заложенными в Стратегическом плане развития Екатеринбурга, а именно повышением эффективности использования городских территорий и комфортности городских общественных пространств [7].

Важными полномочиями органов местного самоуправления являются полномочия в сфере осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства.

Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации [3].

Таким образом основными полномочиями органов местного самоуправления в вопросах благоустройства являются:

– утверждение Правил благоустройства территории муниципального образования;

– реализация муниципальных программ, направленных на создание современной городской среды и улучшение благоустройства;

– осуществление контроля в сфере благоустройства, в том числе муниципального контроля.

Литература:

  1. О ратификации Европейской хартии местного самоуправления. Федеральный закон от 11.04.1998 № 55-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 36. Ст. 4466.
  2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001. Опубликование № 0001202007040001729110 от 04 июля 2020 г.
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40 Ст. 3822.
  4. Скуратов Ю. И. Система социалистического самоуправления советского народа. Проблемы конституционной теории и практики. Свердловск, 1987. С. 35–36.
  5. Выдрин И. В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект). Монография. Екатеринбург, 1998. С. 6–7.
  6. Об утверждении Муниципальной программы «Формирование современной городской среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2018–2024 годы. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 28.12.2017 № 2613 (в ред. от 14.01.2022) // «Вечерний Екатеринбург» 12.01.2018 № 3.
  7. О стратегическом плане развития Екатеринбурга. Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 № 40/6 (в ред. от 25.05.2018) // «Вестник Екатеринбургской городской Думы» 21.07.2003 № 65.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальное образование, муниципальный контроль, общий принцип организации, полномочие органов, сфера благоустройства, внутригородской район, местное значение, Свердловская область.


Ключевые слова

муниципальный контроль, благоустройство территории, правила благоустройства, компетенция органов местного самоуправления

Похожие статьи

Благоустройство территории как элемент компетенции органов...

органы местного самоуправления, муниципальный контроль, благоустройство территории, компетенция органов власти, правила благоустройства.

Муниципальный округ как одна из форм территориальной...

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регионы начали процессы преобразования муниципальных образований и образования на своих территориях муниципальных округов.

Решение вопросов благоустройства органами местного...

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

местное самоуправление, благоустройство, земская реформа, городовое положение.

Федеральные источники муниципального права в области...

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и...

Современные тенденции территориальной организации местного...

Так, органы местного самоуправления входящих в муниципальный район поселений, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Понятие территориальной организации местного самоуправления

местная власть, муниципальное управление, местное самоуправление, гражданин, муниципальное образование, Российская... Понятие местного самоуправления в Российской Федерации.

Некоторые вопросы наделения органов местного...

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип, государственная власть, муниципальное образование, полномочие, местный бюджет, общий принцип организации.

Особенности функционирования муниципальных образований...

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное значение, местный орган власти, ресурс, муниципальная собственность. О средствах самообложения граждан: правовой анализ.

Реформирование системы местного самоуправления в 2020 году...

местное самоуправление, муниципальное образование, реформирование местного самоуправления, преобразование, вопросы местного значения, муниципальная собственность, полномочия органов местного самоуправления.

Похожие статьи

Благоустройство территории как элемент компетенции органов...

органы местного самоуправления, муниципальный контроль, благоустройство территории, компетенция органов власти, правила благоустройства.

Муниципальный округ как одна из форм территориальной...

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регионы начали процессы преобразования муниципальных образований и образования на своих территориях муниципальных округов.

Решение вопросов благоустройства органами местного...

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

местное самоуправление, благоустройство, земская реформа, городовое положение.

Федеральные источники муниципального права в области...

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и...

Современные тенденции территориальной организации местного...

Так, органы местного самоуправления входящих в муниципальный район поселений, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Понятие территориальной организации местного самоуправления

местная власть, муниципальное управление, местное самоуправление, гражданин, муниципальное образование, Российская... Понятие местного самоуправления в Российской Федерации.

Некоторые вопросы наделения органов местного...

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип, государственная власть, муниципальное образование, полномочие, местный бюджет, общий принцип организации.

Особенности функционирования муниципальных образований...

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное значение, местный орган власти, ресурс, муниципальная собственность. О средствах самообложения граждан: правовой анализ.

Реформирование системы местного самоуправления в 2020 году...

местное самоуправление, муниципальное образование, реформирование местного самоуправления, преобразование, вопросы местного значения, муниципальная собственность, полномочия органов местного самоуправления.

Задать вопрос