Методы координатно-временного обеспечения беспилотных летательных аппаратов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №37 (484) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 15.09.2023

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Черных, М. А. Методы координатно-временного обеспечения беспилотных летательных аппаратов / М. А. Черных, Д. А. Черных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/archive/484/105965/ (дата обращения: 02.05.2024).



Ключевые слова: GNSS, спутниковая система навигации, координатно-временное обеспечение.

Введение

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в настоящее время все больше становятся неотъемлемой частью многих сфер деятельности, благодаря их широкому спектру применения — от военных операций до аэрофотосъемки. БПЛА предлагают экономичное и действенное решение для различных задач. Однако одной из ключевых проблем при эксплуатации беспилотных летательных аппаратов является обеспечение точной и надежной поддержки в режиме «координаты-время». В этой статье мы рассмотрим важность координатно-временного обеспечения беспилотных летательных аппаратов и обсудим различные методы, используемые для его достижения.

Координатно-временное обеспечение беспилотных летательных аппаратов относится к способности точно определять и поддерживать местоположение и время движения. Это крайне важно по целому ряду причин. Во-первых, это обеспечивает точную навигацию и управление БПЛА, гарантируя, что он достигнет намеченного пункта назначения и точно выполнит свои задачи. Во-вторых, координатно-временное обеспечение необходимо для координации и синхронизации нескольких беспилотных летательных аппаратов, работающих в одном воздушном пространстве. Это особенно важно в военных операциях или поисково-спасательных миссиях, где нескольким беспилотным летательным аппаратам необходимо работать сообща для достижения общей цели.

Существует несколько методов, используемых для обеспечения координатно-временной поддержки беспилотных летательных аппаратов. Одним из распространенных подходов является использование глобальных навигационных спутниковых систем (GNSS), таких как GPS или ГЛОНАСС. Основная функция GNSS в беспилотных летательных аппаратах заключается в предоставлении точной информации о местоположении. Принимая сигналы с нескольких спутников, бортовой приемник GNSS может вычислять точное местоположение беспилотника в режиме реального времени. Эта информация имеет решающее значение для различных применений, таких как картографирование, геодезия и т. п. Располагая точными данными о местоположении, беспилотные летательные аппараты могут выполнять задачи с высокой точностью и эффективностью, снижая количество человеческих ошибок и повышая производительность.

Еще одним значительным преимуществом GNSS в беспилотных летательных аппаратах является его роль в навигации. Дроны, оснащенные приемниками GNSS, могут определять свой курс, скорость и высоту полета, что позволяет им осуществлять автономную навигацию. Эта возможность особенно полезна в таких приложениях, как службы доставки и воздушные инспекции, где беспилотным летательным аппаратам необходимо следовать определенным маршрутам или выполнять сложные маневры. Спутниковая система навигации позволяет беспилотным летательным аппаратам безопасно перемещаться и избегать препятствий, обеспечивая успех выполнения задач.

Несмотря на свои многочисленные преимущества, GNSS в беспилотных летательных аппаратах также сталкивается с определенными проблемами. Одной из главных проблем является помеха сигналу. На сигналы спутниковых систем навигации могут влиять различные факторы, такие как здания, деревья и электромагнитные помехи. В городских условиях или районах с густой растительностью точность и надежность GNSS могут быть снижены. Эта проблема представляет значительный риск для эксплуатации беспилотных летательных аппаратов, поскольку неточное позиционирование или навигационные данные могут привести к несчастным случаям и негативным последствиям.

Чтобы смягчить проблемы, связанные с помехами сигналу, исследователи и инженеры разрабатывают альтернативные технологии позиционирования и навигации для беспилотных летательных аппаратов. Одной из таких технологий является использование дополнительных датчиков, таких как инерциальные измерительные приборы (IMU) и системы визуальной одометрии. Эти датчики могут дополнять данные GNSS и предоставлять более точную информацию о местоположении и навигации, особенно в сложных условиях. Объединяя несколько датчиков, беспилотные летательные аппараты могут повысить свою автономность и надежность, обеспечивая безопасную и эффективную работу.

Другим методом, используемым для координатно-временной поддержки, является использование наземных систем, таких как радар или радиомаяки. Радиомаяки обеспечивают точное позиционирование беспилотных летательных аппаратов. Сами по себе системы GNSS не всегда могут предоставлять точные данные о местоположении, особенно в районах с плохим спутниковым покрытием или в городских условиях с высокими зданиями. Радиомаяки могут выступать в качестве ориентиров, позволяя беспилотным летательным аппаратам определять свое точное положение относительно радиомаяка. Эта информация имеет решающее значение для таких задач, как аэрофотосъемка, поисково-спасательные операции и т. п. Используя радиомаяки, беспилотные летательные аппараты могут достигать сантиметровой точности, обеспечивая точное и надежное позиционирование.

Радиомаяки расширяют навигационные возможности беспилотных летательных аппаратов. В сложных условиях, таких как городские районы или густые леса, сигналы спутниковых систем навигации могут быть заблокированы или ослаблены. Это может привести к навигационным ошибкам и потенциальным столкновениям. Радиомаяки могут служить дополнительными навигационными средствами, обеспечивая беспилотные летательные аппараты надежными сигналами в дополнение к данным спутниковых систем навигации. Используя радиомаяки, беспилотные летательные аппараты могут поддерживать стабильную и точную траекторию полета, избегая препятствий и обеспечивая безопасную эксплуатацию. Это особенно важно в сценариях, когда беспилотным летательным аппаратам необходимо выполнять автономные полеты или в районах с ограниченным охватом спутниковых систем навигации.

Кроме того, радиомаяки способствуют координации действий нескольких беспилотных летательных аппаратов. В таких приложениях, как наблюдение или службы доставки, может потребоваться одновременная работа нескольких беспилотных летательных аппаратов в одном и том же воздушном пространстве. Радиомаяки могут использоваться для установления связи и координации между этими беспилотными летательными аппаратами, гарантируя, что они будут сохранять безопасную дистанцию и избегать столкновений. Обмениваясь информацией о своих местоположениях и траекториях полета, беспилотные летательные аппараты могут эффективно ориентироваться, максимизируя свою производительность. Радиомаяки обеспечивают плавную интеграцию нескольких беспилотных летательных аппаратов, что позволяет выполнять сложные задачи с высоким уровнем координации.

Наконец, радиомаяки обеспечивают временную поддержку беспилотных летательных аппаратов. Точная синхронизация времени имеет решающее значение для различных операций беспилотных летательных аппаратов, таких как сбор данных, обработка изображений и связь. Радиомаяки могут служить ориентирами во времени, позволяя беспилотным летательным аппаратам синхронизировать свои внутренние часы с высокой точностью. Это гарантирует, что различные беспилотные летательные аппараты в составе парка работают в одном и том же масштабе времени, обеспечивая эффективную совместную работу и интеграцию данных. Используя радиомаяки для временной поддержки, беспилотные летательные аппараты могут оптимизировать свои характеристики и повысить общую эффективность своих операций.

В дополнение к GNSS и наземным системам беспилотные летательные аппараты могут также использовать бортовые датчики и алгоритмы для улучшения координатно-временной поддержки. Координация действий нескольких беспилотных летательных аппаратов имеет решающее значение в таких сценариях, как поисково-спасательные операции, операции наблюдения и доставка посылок. Бортовые датчики играют жизненно важную роль в обеспечении эффективной координации между этими транспортными средствами. Используя такие датчики, как GPS, радар и лидар, беспилотные летательные аппараты могут точно определять свое местоположение, высоту и скорость. Затем эта информация передается другим транспортным средствам в сети, что позволяет им корректировать траектории полета и избегать столкновений. Данные в режиме реального времени, предоставляемые этими датчиками, гарантируют, что беспилотные летательные аппараты могут беспрепятственно работать вместе, повышая эффективность и сводя к минимуму риск аварий.

Кроме того, бортовые датчики необходимы для поддержания точной синхронизации времени между беспилотными летательными аппаратами. Синхронизация времени имеет решающее значение для задач, требующих точной координации, таких как формирование воздушных формирований или синхронизированный сбор данных. Используя датчики, которые обеспечивают точные отметки времени, беспилотники могут гарантировать, что их действия синхронизированы с другими транспортными средствами в сети. Такой уровень координации особенно важен в сценариях, где нескольким беспилотным летательным аппаратам необходимо выполнять одновременные действия, такие как сброс полезной нагрузки или захват изображений. Без бортовых датчиков, обеспечивающих точную временную поддержку, эффективность этих операций была бы серьезно снижена.

В дополнение к координации и временной поддержке бортовые датчики также способствуют общей безопасности полетов беспилотных летательных аппаратов. Датчики, такие как системы обнаружения препятствий и обхода их, позволяют беспилотным летательным аппаратам обнаруживать потенциальные опасности в окружающей среде и реагировать на них. Эти датчики используют такие технологии, как инфракрасные, ультразвуковые и оптические датчики для идентификации препятствий, таких как здания, деревья или другие летательные аппараты. Постоянно отслеживая окружающую обстановку, беспилотные летательные аппараты могут в режиме реального времени корректировать траектории своего полета, обеспечивая безопасную навигацию и избегая столкновений. Интеграция этих датчиков с передовыми алгоритмами позволяет беспилотникам автономно ориентироваться в сложных условиях, снижая риск аварий и обеспечивая безопасность как транспортных средств, так и окружающих их людей.

Заключение

В заключение следует отметить, что координатно-временное обеспечение является важнейшим аспектом эксплуатации беспилотных летательных аппаратов. Это обеспечивает точную навигацию, управление и координацию беспилотных летательных аппаратов, позволяя им эффективно выполнять свои задачи. Глобальные навигационные спутниковые системы, наземные системы, бортовые датчики и алгоритмы — все это используется для обеспечения поддержки координат и времени. Комбинируя эти методы, операторы беспилотных летательных аппаратов могут обеспечить надежную и точную работу своих транспортных средств в широком диапазоне условий и применений.

Литература:

  1. Багров, А. В. Координатно-временное обеспечение перелетов между Землей и Луной / А. В. Багров, С. П. Кузин, В. А. Леонов. — Текст: непосредственный // Труды Института прикладной астрономии РАН. — 2019. — № 50.
  2. Способ координатно-временного обеспечения удаленных потребителей на основе мобильной радиоинтерферометрии / А. П. Алёшкин, К. К. Зубарев, Д. В. Иванов, А. А. Макаров. — Текст: непосредственный // Гироскопия и навигация.. — 2020. — № Том 28. № 1 (108).
  3. На конференции в Санкт-Петербурге обсудили координатно-временное обеспечение в РФ. — Текст: электронный // ЕСК: [сайт]. — URL: https://www.ecert.ru/na-konferentsii-v-sankt-peterburge-obsudili-koordinatno-vremennoe-obespechenie-v-rf/ (дата обращения: 16.08.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): GNSS, аппарат, спутниковая система навигации, датчик, координатно-временное обеспечение, радиомаяк, решающее значение, GPS, временная поддержка, координатно-временная поддержка.


Ключевые слова

GNSS, спутниковая система навигации, координатно-временное обеспечение

Похожие статьи

Проблемы и перспективы глобальной навигационной спутниковой...

Навигационная спутниковая система (GNSS) – это очень сложный и дорогостоящий механизм и принадлежит он государству (министерству обороны той страны, где разрабатывался и внедрялся). Проблемы лесного хозяйства в экономике РФ.

Анализ существующих современных радионавигационных систем

Работа системы Galileo базируется на 4-х ключевых службах: Первая — это открытая общедоступная служба OS (Open Service) по обеспечению навигации и определения координат подвижных объектов с передачей данных по мобильной связи.

Система спутникового мониторинга подвижных объектов

С ее помощью Вы сможете использовать в работе систему управления транспортом, которая будет простой, выгодной и экономичной. Система Neotrack устанавливает связь со спутниковыми каналами GPS-GLONASS или GPS.

Системы навигации подвижных наземных объектов и их...

Система навигации подвижных наземных объектов(ПНО) решает задачи определения координат местоположения, параметров движения и углов ориентации подвижного объекта и обеспечивает выдачу следующих данных: горизонтальных координат (координат), высоты...

Системы навигации подвижных наземных объектов и их...

Система навигации подвижных наземных объектов (ПНО) решает задачи определения координат местоположения, параметров движения и углов ориентации подвижного объекта и выдачу необходимой информации.

Радиосигналы в спутниковых радионавигационных системах...

Частоты ƒм и ƒc обычно кратны опорной синхрочастоте ƒоп (для системы GPS ƒоп=1,023 МГц), поэтому используют запись BOC(2,1) для частоты кода 1,023 МГц и частоты меандра 2,046 МГц.

Автономная система навигации и ориентирования беспилотных...

Автономная система ориентирования беспилотного летательного аппарата: состав и схема функционирования в формате 3D. GPS, прибор, формат, беспилотный летательный аппарат, автономная система ориентирования...

Анализ методов контроля целостности спутниковых...

В статье проанализированы методы контроля целостности спутниковых радионавигационных систем (СРНС) в навигационных системах подвижных наземных объектов.

Точное позиционирование с современными глобальными...

На данный момент уже просматривается более 70 спутников, и около 120 спутников будут доступны после того, как все четыре системы (BeiDou + Galileo + ГЛОНАСС + GPS) будут полностью развернуты в течение следующих нескольких лет.

Похожие статьи

Проблемы и перспективы глобальной навигационной спутниковой...

Навигационная спутниковая система (GNSS) – это очень сложный и дорогостоящий механизм и принадлежит он государству (министерству обороны той страны, где разрабатывался и внедрялся). Проблемы лесного хозяйства в экономике РФ.

Анализ существующих современных радионавигационных систем

Работа системы Galileo базируется на 4-х ключевых службах: Первая — это открытая общедоступная служба OS (Open Service) по обеспечению навигации и определения координат подвижных объектов с передачей данных по мобильной связи.

Система спутникового мониторинга подвижных объектов

С ее помощью Вы сможете использовать в работе систему управления транспортом, которая будет простой, выгодной и экономичной. Система Neotrack устанавливает связь со спутниковыми каналами GPS-GLONASS или GPS.

Системы навигации подвижных наземных объектов и их...

Система навигации подвижных наземных объектов(ПНО) решает задачи определения координат местоположения, параметров движения и углов ориентации подвижного объекта и обеспечивает выдачу следующих данных: горизонтальных координат (координат), высоты...

Системы навигации подвижных наземных объектов и их...

Система навигации подвижных наземных объектов (ПНО) решает задачи определения координат местоположения, параметров движения и углов ориентации подвижного объекта и выдачу необходимой информации.

Радиосигналы в спутниковых радионавигационных системах...

Частоты ƒм и ƒc обычно кратны опорной синхрочастоте ƒоп (для системы GPS ƒоп=1,023 МГц), поэтому используют запись BOC(2,1) для частоты кода 1,023 МГц и частоты меандра 2,046 МГц.

Автономная система навигации и ориентирования беспилотных...

Автономная система ориентирования беспилотного летательного аппарата: состав и схема функционирования в формате 3D. GPS, прибор, формат, беспилотный летательный аппарат, автономная система ориентирования...

Анализ методов контроля целостности спутниковых...

В статье проанализированы методы контроля целостности спутниковых радионавигационных систем (СРНС) в навигационных системах подвижных наземных объектов.

Точное позиционирование с современными глобальными...

На данный момент уже просматривается более 70 спутников, и около 120 спутников будут доступны после того, как все четыре системы (BeiDou + Galileo + ГЛОНАСС + GPS) будут полностью развернуты в течение следующих нескольких лет.

Задать вопрос