Анализ методик диагностики нарушений устной и письменной речи у обучающихся 5–7-х классов, имеющих интеллектуальные нарушения легкой степени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (484) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 14.09.2023

Статья просмотрена: 264 раза

Библиографическое описание:

Салова, А. В. Анализ методик диагностики нарушений устной и письменной речи у обучающихся 5–7-х классов, имеющих интеллектуальные нарушения легкой степени / А. В. Салова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/archive/484/105952/ (дата обращения: 28.04.2024).



Ключевые слова: письменная речь, диагностика, дисграфия, дислексия, дизорфография.

Известно, что учению о нарушениях письменной речи уже больше ста лет. Но, к сожалению, вопросы диагностики и коррекции нарушений устной и письменной речи являются проработанными не в полном объеме. На сегодняшний день отсутствует единая методика диагностики для обучающихся 5–7 классов, имеющих интеллектуальные нарушения легкой степени.

Исследователи отмечают, что у учащихся с нарушением интеллекта всегда отмечаются нарушения устной и письменной речи, а именно: дисграфия, дислексия, дизорфография. Без грамотного умения писать и умения выражать свои мысли, обучающимся данной категории, будет достаточно сложно социализироваться в обществе. Поэтому выбор правильной методики диагностики письменной речи — это важнейший этап их успешного обучения. Грамотно подобранная диагностика нужна для того, чтобы точно определить индивидуальный образовательный маршрут коррекционного обучения, для успешного усвоения программы обучающихся. Ведь самым важным для учителя-логопеда является своевременное выявление трудностей в освоении письменной речи, так как от этого будет зависеть эффективность дальнейшей коррекционной работы. При несвоевременном выявлении проблем с обучением или не выявлением их вообще, у ребенка в может возникнуть нежелание учиться, вплоть до дальнейшей проблемы социальной адаптации в обществе.

На данный момент количество обучающихся, имеющих нарушения интеллекта, к сожалению, увеличивается с каждым годом. Поэтому вопрос с правильным выбором диагностики и своевременным выявлением нарушений устной и письменной речи у обучающихся, с интеллектуальными нарушениями, является наиболее актуальным. В связи с этим, возникла необходимость анализа имеющихся методик диагностики устной и письменной речи у обучающихся и выбора наиболее оптимальных для применения в работе учителями-логопедами.

Вопросами нарушений устной и письменной речи у обучающихся и дальнейшими разработками методик диагностики занимались следующие известные исследователи: О. Б. Иншакова, И. Н. Садовникова, Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной, Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова, А. Н. Корнев, Л. Н. Ефименкова и другие.

Рассмотрим некоторых из них:

1. Методика обследования письма младших школьников О. Б. Иншаковой. Данная методика является стандартизированной, она помогает выявить нарушения письма, у обучающихся начальных классов. Методика состоит из таких видов работ, как: диктант (который дети пишут на слух) и два вида списывания (с печатного и рукописного текста).

После выполнения учащимися всех видов работ педагогу представлена балльная система оценки выполненных заданий. Данная система позволяет начислять баллы за допущенные ошибки и на основании общей суммы баллов, в дальнейшем оценить степень нарушения письменной речи. Кроме того, методика обследования дает возможность выявить у обучающегося уровень сформированности контроля над процессом письма.

Отличительной особенностью методики является то, что одни и те же задания обучающиеся выполняют по два раза. Задания, которые педагог предлагает выполнить для диагностики по окончании первого класса, применяются также при диагностике в начале второго класса, соответственно задания, используемые при диагностике по окончании второго класса, предлагаются обучающимся вновь в начале третьего класса и так далее. Это дает учителю-логопеду возможность сравнивать две одинаковые работы учащихся, которые выполнены им в разные временные периоды, что позволяет выявить утомляемость, распад сформированных стереотипов письме, который выявляется в начале каждого учебного года. Выявленные нарушения, по результатам диагностики дают возможность учителю-логопеду корректировать индивидуальную программу коррекционной работы обучающихся.

Ошибки, обнаруженные в результате диагностики, делятся на дисграфические, дизорфографические, аграмматические и метаязыковые, что является удобным для дальнейшей их коррекции специалистом.

2. Методику исследования навыков письма И. Н. Садовниковой.

Предложенная методика исследования включает в себя: «звуки всех фонетических групп; предусматривает позиционную близость звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, а также букв, смешиваемых по кинетическому сходству; включает слова различной сложности слого-ритмической структуры».

Выполнение диагностики И. Н. Садовникова предлагает строить гибко, в зависимости от знаний и умений ученика.

Диагностика проводится при помощи выполнения следующих заданий:

— списывание слова и предложений с рукописного, затем с печатного текста;

— письмо под диктовку строчных, затем прописных букв;

— диктант, состоящий из слогов;

— диктант, состоящий из слов различной структуры;

— диктант, предлагаемый обучающимся записать на слух.

— составление с последующим фиксированием на бумаге рассказа по серии сюжетных картинок (данное задание предлагается для учащихся 2–3 классов).

Задачей такого предъявления заданий является определение овладения грамотой учащимися, с учетом требований школьной программы. Кроме того, данная диагностика позволяет выявить характер специфических ошибок и степень их выраженности на письме.

3. Т. А. Фотекова и Т. В. Ахутина предлагают методику для диагностики речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов .

Нейропсихологические методы, в настоящее время, все чаще применяются в работе с учащимися с системной речевой патологией. Представленная методика имеет в своем содержании два раздела, разделы в свою очередь имеют тестовый характер. Данная методика позволяет определить речевой профиль обучающегося, понять обнаруженные трудности, через его психологические механизмы.

В первом разделе исследуются особенности устной речи. Раздел состоит из двух блоков, с помощью которых можно определить уровень сформированности экспрессивной и импрессивной речи ученика. Каждый блок, в данном разделе, делится на серии, а серии — на группы заданий, которые, в свою очередь, объединяют конкретные речевые пробы. Итак, первый блок состоит из пяти серий, которые позволяют изучить экспрессивную речь (от англ. to еxpress — выражать).

В первой серии оценивается состояние звукопроизношения учащегося, во второй — проверка сформированности навыков словообразования, в третьей — предлагается проверка синтаксиса, грамматического структурирования, в четвертой — исследуется состояние связной речи, в пятой — номинативная функция речи.

Во втором блоке, первого раздела, исследуется импрессивная речь (от лат. impressio — впечатление). Соответственно он состоит из трех серий. В первую серию включены четыре вида заданий по 10 проб в каждом, во вторую — задания на понимание сложных логико-грамматических конструкций, в третью — диагностика особенностей фонематического восприятия.

Второй раздел методики направлен на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, которые представлены в вариантах, несколько отличающихся для первоклассников и учащихся 2–3 классов. 1-я серия исследует предпосылки письменной речи, 2-я направлена на оценку письма, а 3-я проверяет навыки чтения.

Для оценки каждого задания разработана балльная система, которая учитывает степень тяжести и количество ошибок допущенным обучающимся.

Данная методика состоит из 206 проб: 134 пробы направлены на исследование экспрессивной речи; 60 — на исследование импрессивной; соответственно 12 — письменной.

4. Методика диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой.

Предложенная методика имеет тестовую форму, она предназначена для определения особенностей речевого развития у младших школьников. И позволяет выявить: качественную и количественную оценку нарушений, получить анализ структуры дефекта речевого профиля ученика. Данную методику можно применять в двух вариантах: экспресс-диагностика и углубленное исследование. Для оценки результатов выполненных заданий разработана бальная. Диагностика может использоваться в работе специалистов: учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, педагогов.

Т. А. Фотекова в соавторстве с Л. И. Переслени разработали и апробировали стандартизированную методику обследования речи младших школьников. Методика имеет балльно-уровневую систему оценки и является удобной для: проведения диагностики, уточнения речевого нарушения и степени выраженности речевых дефектов, построения индивидуальной коррекционной работы. Также после проведения данной диагностики и выявления общей структуры дефекта очень удобным является комплектование подгрупп обучающихся. Кроме того, можно отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционной работы.

Представленная методика также может успешно применяться в научно-исследовательских целях.

В представленной диагностике представлены задания для обследования и критерии оценки после их выполнения. Для того чтобы было наглядно видно, как применяются эти критерии, предлагается протокол обследования, в котором показаны результаты выполнения проб ребенком, имеющего речевую патологию развития речи и оценки для каждой пробы. Анализ индивидуальных профилей, характеризующих речевой статус детей с разными нарушениями (ОНР, ЗПР, умственной отсталостью с системным речевым дефектом), дает возможность выявления структуры дефекта обучающегося. После получения данных, по результатам исследования, с помощью статистической обработки результатов, есть возможность вывести усредненные показатели, характерные для каждой из указанных категорий учащихся. Соотнесение их дает возможность интерпретации получаемых результатов и обозначении дефекта.

5. Дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма у школьников Р. И. Лалаевой, Л. В. Венедиктовой.

Данная методика разделена на два этапа. Первый этап является предварительным, на нем перед педагогом ставится задача — выявить детей, имеющих нарушения письма и чтения. Чтобы выявить таких детей — учителю-логопеду необходимо проанализировать тетради учащихся, после чего предложить разные виды письменных работ: диктант, списывание и т. д., далее исследовать процесс чтения.

На втором этапе проводится уже специальное обследование детей с выявленными нарушениями письма и чтения. Основной задачей второго этапа является дифференциальная диагностика нарушений письма и чтения, а именно: определение симптомов, видов и механизмов дислексии и дисграфии, и степени их выраженности.

Данная диагностика включает в себя схему обследования детей с нарушениями письма и чтения, кроме того, к схеме прилагается речевой и наглядный материал.

Таким образом, было изучено большое количество диагностических методик, данные методики в основном рассчитаны на детей младшего школьного возраста и являются очень подробными и объемными, что является затруднительным в их применении в практической деятельности в массовых и коррекционных школах.

Поэтому на сегодняшний день существует необходимость разработки экспресс-диагностика выявления нарушений устной и письменной речи для обучающихся 5–7 классов с нарушениями интеллекта, что позволит специалистам в достаточно короткие сроки выявить дефекты развития у данной категории детей и составить индивидуальный образовательный маршрут обучающегося.

Литература:

  1. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. — 3-е изд. — Москва: Владос, 2002. — 680 c. — Текст: непосредственный.
  2. Чиркина, Г. В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей / Г. В. Чиркина, А. Н. Корнев. — Текст: непосредственный // Современные тенденции в изучении дислексии у детей. — 2005. — № 1. — С. 89–93.
  3. Выготский Л. С. Психология. — М.: ЭКСМО, 2002.
  4. Ефименкова Л. Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов” — М., 2001 г.
  5. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: МиМ, 1997.
  6. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. “Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.” — С.-Петербург., Союз, 2001
  7. Садовникова И. Н. “Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников” — М., Владос, 1995 г.
  8. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда/ М.: Издательство ВЛАДОС, 2020. — 279 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).
  9. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников, Изд.: ВЛАДОС, 1997, с. 256
  10. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002. — 136 с.: ил. — (Библиотека практикующего логопеда).
  11. Тестовая методика диагностики устной речи у младших школьников Т. А. Фотековой (Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи у младших школьников — М.: Аркти, 2000. — 55 с.).
  12. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция,- Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): письменная речь, диагностик, методика, обучающийся, задание, нарушение, серия, индивидуальный образовательный маршрут, предложенная методика, устная речь.


Похожие статьи

Диагностические средства оценки логопедического...

Задача логопедического сопровождения — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно усваивать программный материал.

Бланковая методика как средство развития устной и письменной...

Компьютеризация процесса обучения, использование разнообразных форм работы с учащимися одной из которых является бланковая методика, является одним из вариантов обновления коррекционной работы по преодолению письменной речи.

Проведение диагностики и коррекции с обучающимися...

Для изучения сенсорного развития применяются методики диагностики зрительного и осязательного восприятия, направленные на оценку усвоения сенсорных эталонов (различение качеств и свойств предметов: цвета, формы, величины, текстуры), целостного образа предмета.

Диагностический этап экспериментальной работы по...

На текущем этапе эксперимента участвовали 20 детей, которые были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Для обследования детей были применены диагностические методики Р. И. Лалаевой [3] и апробированные методики Ю. Е. Алешиной [1].

Диагностика речевого развития детей, поступающих в первый класс

 Диагностическое обследование детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы, определяет уровень развития устной речи ребёнка и позволяет выявить предрасположенность к дисграфии и дислексии до начала обучения в школе.

Экспресс-обследование речи детей 4–6 лет с общим...

В основе карты экспресс-обследования я использовала методику проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет Н. В. Нищевой [1, с. 268] и схему исследования речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет) [1, с. 233].

Организация обследования устной речи глухих детей...

К. А. Волкова определила основные принципы обследования устной речи глухих учащихся [3]. В первую очередь, весь речевой материал, используемый в обследовании, должен быть насыщен исследуемым звуком.

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся...

Письменная речь — сложная психическая деятельность. Для того чтобы пользоваться письменной речью, необходимо приобрести ряд умений и навыков. Начальный этап овладения письменной речью — усвоение навыков письма и чтения.

Дополнительные технологии диагностики в работе логопеда

На фоне данной задачи в коррекционной педагогике и логопедии продолжает оставаться актуальной проблема выявления, предупреждения и коррекции нарушений речевой деятельности у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. []

Похожие статьи

Диагностические средства оценки логопедического...

Задача логопедического сопровождения — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно усваивать программный материал.

Бланковая методика как средство развития устной и письменной...

Компьютеризация процесса обучения, использование разнообразных форм работы с учащимися одной из которых является бланковая методика, является одним из вариантов обновления коррекционной работы по преодолению письменной речи.

Проведение диагностики и коррекции с обучающимися...

Для изучения сенсорного развития применяются методики диагностики зрительного и осязательного восприятия, направленные на оценку усвоения сенсорных эталонов (различение качеств и свойств предметов: цвета, формы, величины, текстуры), целостного образа предмета.

Диагностический этап экспериментальной работы по...

На текущем этапе эксперимента участвовали 20 детей, которые были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Для обследования детей были применены диагностические методики Р. И. Лалаевой [3] и апробированные методики Ю. Е. Алешиной [1].

Диагностика речевого развития детей, поступающих в первый класс

 Диагностическое обследование детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы, определяет уровень развития устной речи ребёнка и позволяет выявить предрасположенность к дисграфии и дислексии до начала обучения в школе.

Экспресс-обследование речи детей 4–6 лет с общим...

В основе карты экспресс-обследования я использовала методику проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет Н. В. Нищевой [1, с. 268] и схему исследования речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет) [1, с. 233].

Организация обследования устной речи глухих детей...

К. А. Волкова определила основные принципы обследования устной речи глухих учащихся [3]. В первую очередь, весь речевой материал, используемый в обследовании, должен быть насыщен исследуемым звуком.

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся...

Письменная речь — сложная психическая деятельность. Для того чтобы пользоваться письменной речью, необходимо приобрести ряд умений и навыков. Начальный этап овладения письменной речью — усвоение навыков письма и чтения.

Дополнительные технологии диагностики в работе логопеда

На фоне данной задачи в коррекционной педагогике и логопедии продолжает оставаться актуальной проблема выявления, предупреждения и коррекции нарушений речевой деятельности у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. []

Задать вопрос