Со дня окончания Великой Отечественной войны изменилось устройство нашего государства, сменилось ни одно поколение, однако изучение событий прошлого остаётся актуальным как на федеральном, так и на локальном уровне. Целью данной статьи является освещение событий, которые произошли на территории Обоянского района в период Великой Отечественной войны.
Накануне войны в Обоянском районе шло развитие народного хозяйства, подтверждением этого является функционирование кирпичного завода, хлебного и пищевого комбинатов, маслозавода и т. д. В городе проводились социалистические соревнования между школами.
О нападении фашистской Германии обоянцы узнали в 12.00 по радио из сообщения В. М. Молотова, как, собственно, и вся страна [6, с. 23]. В Курской области было объявлено военное положение, как и в ряде отдельных местностей Советского Союза, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня. Решением объединённого заседания бюро Обоянского РК ВКП(б) и исполнительного комитета Обоянского районного совета депутатов трудящихся под председательством секретаря РК ВКП(б) Завсиголова и председателя исполкома районного совета Н. И. Козлова «в соответствии с обязательным постановлением Военного Совета Орловского военного округа от 23.06.1941 года за № 2 п. 4 для обеспечения выполнения к 20 июля сего года незаконченного дорожного строительства и немедленного приведения в исправное состояние существующих дорог и мостов и охраны их» был назначен состав руководителей, ответственных за выполнение данного постановления. В соответствии с «Директивой Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б)» от 29.06.1941 года, жизнь всей страны переключалась на военный лад. Так промышленность Обояни была переориентирована на военные нужды. Происходит эвакуация материальных ценностей, некоторое оборудование предприятий, колхозов, совхозов, МТС [4, с. 37].
Была проведена мобилизация мужчин 1890–1904 гг. и 1922–1923 гг. рождения, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года «О проведении мобилизации военнообязанных». Из музейных и архивных источников известно, что в Обоянском районе формировались добровольческие истребительные батальоны и отряды народного ополчения из представителей партийного и советского актива, отличавшиеся крепкой физической силой, количество которых было доведено до 386 человек, многие были комсомольцами. Началась перестройка на военный лад всего района [3, с. 6].
Уже к ноябрю 1941г. началась эвакуация материальных ценностей, оборудования предприятий, колхозов, совхозов и МТС. В последних числах октября Обоянь покинули работники райкома, райисполкома, военкомата и др. При отступлении были предприняты определённые меры нашими войсками, например, были разрушены и уничтожены хлебные склады, разрушена мельница по улице Луначарского. Примерно с этого времени начинается оборона города и района [4, с. 12].
Красная армия отступала с тяжёлыми материальными потерями и потерями состава. 10 ноября 1941 г. со стороны Нижнее Солотино в село Бавыкино прибыла немецкая разведка, а уже 11 ноября 1941 г. немецко-фашистские войска оккупировали г. Обоянь и район. С этого момента полностью меняется порядок жизни всех жителей.
Все ресурсы района были направлены «на благо Великой Германии». Немецкие войска попытались установить своё управление, начиная с создания администрации по адресу ул. Шмидта 6 и полиции по адресу ул. Шмидта 8. Следующим шагом было установление особых порядков жизни, которые были похожи на крепостные. Оккупационные власти широко практиковали всякого рода поборы и налоги. Из информации УНКВД областного обкома партии, из агентурных источников известно, что «в г.Обояни немцы сняли с врача Степаненко пальто, сапоги, часы, забрали женскую доху. У сторожа гор.торга отобрали пуд муки. За то, что он не хотел отдавать муку, его убили. Около «загот.зерно» немцы убили четырёх колхозников, работавших на очистке элеватора-за то, что они шли позже шести часов вечера». Изучая данные события, можно сделать вывод, что порядки на всех оккупированных территориях Советского Союза мало отличались друг от друга. Основной метод действия оккупантов-кровавый террор, массовые убийства и репрессии. В первые дни оккупации солдаты Вермахта повесили в городе около двадцати девяти человек и расстреляли сотни жителей района. Уже при входе на территорию Обоянского района, встречавшихся жителей, женщин, детей и стариков, расстреливали без разбора, а некоторых вешали на тополях, которые находились на центральной площади города. Всего было истреблено более 1100 и угнано в Германию 1145 человек. Из разведывательных сводок УНКВД известно, что на оккупированной территории действовали пропагандисты, а также распространялись лживые листовки [7, с. 39].
Местные жители вели активную борьбу с захватчиками. Подтверждением этому является деятельность бургомистра города Бреславского А. В., который с одной стороны был ярым служителем «новой германской власти», а с другой стороны в своём доме он прятал разведчика Ф. Г. Игошина. Из этого можно сделать вывод, что местные жители подчинялись лишь номинально и всеми способами пытались приблизить освобождение района [2, с. 2].
По мере успехов Красной Армии на фронтах предпринимались попытки освобождения Обоянского района. Одной из таких попыток стала Курско-Обоянская наступательная операция с декабря 1941г. по январь 1942г. Январь 1942 г. был ознаменован жестокими боями, развернувшимися в южных районах Курской области. Основную задачу по наступлению на Обоянь, решали 169-я стрелковая дивизия полковника С. М. Рогачевского и 10-я отдельная танковая бригада полковника В. А. Бунтмана-Дорошкевича. 227-я (командир — полковник Г. А. Тер-Гаспарян) и 297-я (командир — полковник Г. А. Афанасьев) стрелковые дивизии непосредственно действовали против Ольшанско-Прохоровской группировки противника. 227-й стрелковой дивизии предстояло ликвидировать немецкие гарнизоны, расположенные в Верхней, Средней и Нижней Ольшанках, содействуя левому флангу, наступающих на Обоянь. 297-я стрелковая дивизия должна была окружить противника, находящегося в поселке Александровский (ст. Прохоровка). Для осуществления наступления на Обоянь в 21-ю армию генерал-майора В. Н. Гордова из 38-й армии 26 декабря 1941 г. была переброшена 169-я стрелковая дивизия полковника Рогачевского. Развернулись ожесточенные затяжные бои. В журнале боевых действий 556-го полка 169-й стрелковой дивизии за 6 января 1942 г. отмечалось: «Полк ведет бой за овладение г. Обоянь. Противник, усиленно укрепившись, оказывает упорное сопротивление. Батальоны в ночь на 7 января 1942 г. попытались несколько раз ворваться в город. 1-й батальон зашел на улицу Урицкого, но от ураганного огня противника был вынужден занять прежнее положение, понеся потери». Попытки освободить город и район оказались безуспешными [7, с. 133].
После этого неудачного штурма на улице 1-го мая был создан концлагерь, в который попали раненные на поле боя, а также захваченные в плен в последующих боях бойцы Красной Армии. Дальнейшая судьба лагеря и его узников не известна [9, с. 1].
После того, как войска Германии были разгромлены под Сталинградом, начался коренной перелом в войне по всей линии фронта от Ленинграда до Кавказа. Благодаря этим действиям, на территории Курской области вновь были развёрнуты боевые действия. Наступление в рамках Острогожско-Россшанской операции положило начало освобождению Курской области. Данную наступательную операцию провели войска Воронежского фронта под командованием генерал-лейтенанта Ф. И. Голикова с 13 по 27 января 1943г. Войска Воронежского фронта развернули наступление на Курском и Харьковском направлениях. Что в свою очередь привело к тому, что Курская область стала ареной боевых действий. Войсками 60-й армии генерала И. Д. Черняховского был освобождён Курск. А с 12 по 14 февраля 104-я стрелковая бригада 60-й армии начала бои за село Казацкое и г.Обоянь, но данное наступление не увенчалось успехом так как силы противника превосходили и войска были вынуждены отойти. Несмотря на это, все же освобождение Обояни было возложено на части 303-й Сибирской стрелковой дивизии полковника К. С. Федоровского. Город был освобождён 19 февраля 1943 года [3, с. 57].
Обоянь занимала особое место в дальнейшей борьбе с врагом на южном направлении. Противник намеревался прорвать оборону 6 — й гвардейской и 1 — й танковой армии в направлении Обояни, рассечь Воронежский фронт и уничтожить советские войска в районе Курской дуги. Однако данным замыслам не суждено было сбыться, как и плану «Цитадель».
Обоянский фронт не дрогнул под натиском группы Юг. Сразу после изгнания оккупантов началось восстановление района. Начались сенозаготовительные работы. В 1943г. в фонд Красной Армии Обоянским районом было сдано 70 центнеров ржи, 6 центнеров гречихи, 17 центнеров просо, 10 центнеров прочих зерновых [10, с. 208].
В зимний период 1943–1944 гг. начались активные работы по восстановлению и строительству служебных зданий, восстановление пострадавших предприятий. Период 1944–1945 гг. стал самым масштабным по восстановлению народного хозяйства. В Обояни начали строить новые дома, увеличивали посевные площади. Процесс восстановления не был завершён, так как народному хозяйству района был нанесён огромный ущерб. Ещё невозможно было подключить все силы и ресурсы [11, с. 510].
Нельзя забывать, что война продолжалась и после освобождения Обоянского района от захватчика, многие обоянцы отправились на фронт для борьбы с врагом. На стенах Рейхстага до сих пор сохранились надписи: «Мы из Обояни» [1, с. 276].
Таким образом, за время войны городу и району был нанесён невосполнимый ущерб. За период оккупации Обоянский район лишился 17 лучших зданий, 1 коммунального предприятия, 51 медицинского учреждения, почти всех промышленных предприятий, летнего театра, Дома Красной Армии, дома «Матери и ребёнка» и много другого [4, с. 349]. Району был нанесён невосполнимый материально — технический ущерб. Что же касается людских жертв, то данная потеря бесценна и не поддаётся никаким исчислениям, так как невозможно заметить одного человека на другого.
Литература:
- Без срока давности. Преступления нацистов и их пособников против мирного населения в период Второй Мировой войны: документы и материалы. Курская область: Сборник документов/ отв. ред. серии Е. П. Малышева, Е. М. Цунаева; отв. ред. В. В. Раков; отв. сост. О. Н. Аргунов; авт. науч. ст. С. А. Никифоров; авт. археогр. предисл. О. Н. Аргунов, Л. С. Ласочка. М.: Фонд «Связь Эпох». 2020. 488 с.
- Блохина В. Л., Иванова Н. Д. Живая памятка (памятка для читателя). Обоянь. 2008. 4 с.
- Голозубов А. Ф. Обоянские страницы Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. К.: Планета +. 2019. 79 с.
- Гришков И. Г. Курская область в годы Великов Отечественной войны 1941–1945гг. К.: Курский Государственный университет. 1999. 150 с.
- Книга Памяти Т.5. К.: «Курскинформпечать». 1994. 528 с.
- Кравцов П. А. Обоянь (к 350-летию города). Курск. 1989. 40 с.
- Овсянников М. В. 55 лет Курской битве. Курск. 1998. 398 с.
- Никифоров С. А. Политика оккупационных властей на территории Курской области в 1941–1943 гг. Курск. 2007. 253 с.
- Савенков В. А. Концлагерь на Первомайской//Обоянская газета. 2008. № 19–20. С. 1–2.
- Суровая правда войны. 1941 год на Курской земле в документах архивов. Сборник документов. Часть I. Изд. 2 — е, испр. и доп/ред. В. А. Богданов. Курск. 2010. 324 с.
- Суровая правда войны. 1943–1945 гг. на Курской земле в документах архивов. Сборник документов. Часть III./Гл. ред. В. А. Богданов. Курск. 2007. 800 с.