Просветительская деятельность Д. А. Агренева-Славянского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 25.08.2023

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Шестакова, О. А. Просветительская деятельность Д. А. Агренева-Славянского / О. А. Шестакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 62-63. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105646/ (дата обращения: 08.05.2024).



Дмитрий Александрович Агренев-Славянский — вокалист, хоровой дирижёр, собиратель народных песен, но наибольшую известность он приобрёл как создатель и руководитель хора «Славянская капелла». Начальное музыкальное образование получил в семье, затем поступил в Московский университет, но не окончил его в связи с поступлением на военную службу. На последнем курсе университета он отправляется добровольцем в армию и участвует в Крымской войне и обороне Севастополя. Позже, Д. А. Агренев-Славянский был ранен и отправлен в запас.

Серьёзно заниматься музыкой начинает только в 1850 году, несмотря на то, что ещё во время учёбы в университете, педагогами был отмечен его красивый тенор. Берет частные уроки у хормейстера Императорских Московских театров Славика и в Петербурге у педагога-вокалиста Риччи, затем уезжает учиться заграницу, а именно в Милан, Флоренцию и Париж.

Карьера оперного певца складывалась удачно, но вернувшись в 1862 году на родину, Агренев-Славянский отказывается от неё. Увлекшись идеей пропаганды песен славянских народов, он активно гастролирует по России как солист-исполнитель народных песен, что было характерно для поколения поздних славянофилов, к которым некоторые исследователи причисляют самого Агренева-Славянского. В последствии, Агренев также обращается к формам массовой пропаганды.

В 1868, во время концертной поездки в Прагу, он организовал небольшой мужской хор из славян разных национальностей и назвал его «Славянской капеллой», отсюда, очевидно, и происходит его творческий псевдоним Славянский. Хор, в начале состоявший только из двадцати пяти мужчин, впоследствии расширился до состава из ста-ста пятидесяти высококлассных певцов, в репертуар которого входили песни, былины, сказания, частушки славянских народов (русские, болгарские, чешские, сербские, моравские), которые незыблемо исполнялись на языке оригинала. С 1882 года характерной творческой особенностью капеллы стало выступление в стилизованных боярских костюмах XVI-XVII вв., на соответственно оформленной сцене.

Одними из первых, в 1869 году, капелла выезжает заграницу на свои первые гастроли. В дальнейшем, хор выступал в Англии, Германии, США, Франции, Швейцарии, Японии и других странах. Причём на организацию концертов и содержание хора Агренев тратил также и собственные средства.

Стремясь расширить зрительскую аудиторию, Агренев-Славянский сознательно отошел от аутентичного исполнения: использовал современные интонации в обработке фольклорных произведений, элементы театрализации, декорации, костюмы. Такой новаторский для 19 века подход к народному творчеству иногда неоднозначно оценивался публикой и искусствоведами, но но немало и положительных отзывов о «Славянской капелле» сохранилось в российской прессе. Это видно, например, из публикаций популярной столичной газеты «Новое время». Так, об удачных концертах хора в городе Павловске эта газета писала: «Немало восторга выпало на долю бенефицианта и всех участвующих. Порядочная толика денег попала в карман любимого народного певца».

Благоприятными и нередко восторженными отзывами сопровождались заграничные выступления капеллы. Большой успех выпал на долю гастролей капеллы Д. А. Агренева-Славянского в Австрии. Об этом позволяет судить приводимое ниже сообщение специального корреспондента из Вены, помещённое в газете «Новости и биржевая газета» в январе 1890 году: «Концерты Славянского имеют здесь большой успех… Славянского и его труппу приветствовали несмолкаемыми рукоплесканиями и букетами живых цветов, поднесёнными славянами-студентами».

Но каких только курьёзов ни испытал за свою творческую карьеру Дмитрий Александрович. В самом начале певческой деятельности, в Севске, ему пришлось сначала спеть для урядника, чтобы доказать, что он певец, а для привлечения немногочисленной аудитории организовать бесплатный буфет. Во многих странах Агренева-Славянского принимали за русского эмиссара, призванного будоражить народ: в Загребе и Пеште запрещали его гастроли, а в 1884 году венская полиция заявила, что никогда не пустит на свою территорию сорок восемь казаков с их революционными песнями.

В 1902 году капелла, возвращаясь после гастролей в Маньчжурии, заезжает и останавливается в Томске на неделю. Каждый вечер идёт новая пьеса с участием артистов капеллы, а третьим, заключительным действием становится большое концертное отделение. Список поставленных пьес впечатляет: «Чародейка» И. Шпажинского, «Бедность не порок» А. Н. Островского, «Русская свадьба», «Каширская старина» и драма «Медея» в переработке А. Суворина и В. Буренина.

Курьёзным случаем сейчас выглядит исполненная для томичей переработка оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» под названием «Жизнь за царя, или, Дедушка Сусанин спасает царя и царство». Роль Антониды исполнила Маргарита Дмитриевна Славянская, которая: «пела хорошо, а трепак и барыня лихо отплясывались» . В этом спектакле принял участие томский оркестр, руководимый молодым капельмейстером М. И. Малометом. Успех был оглушительным, денежные сборы были полными. В последний день гастролей утром и вечером были сыграны два спектакля, и ночным поездом капелла отправилась в Омск.

Интересный итог творческой деятельности капеллы Д. А. Агренева-Славянского за 40 лет подвёл Д. Локшин: «Агренев-Славянский выступал со своим хором на четырёх континентах: в Европе, Америке, Азии и Африки, причём в нескольких странах по несколько раз. Его концертная деятельность на родине была поистине огромной. Трудно назвать не только крупные, но и небольшие, часто захолустные города России, где бы не выступал хор Славянского. За 40 лет исполнительской деятельности он со своим хором дал около 15 тысячи концертов».

Но помимо творческого посвящения людей, Дмитрий Александрович занимался и благотворительной деятельностью. Известно, что в течение ряда лет он перечислял митрополиту Белградскому Михаилу часть выручки от концертов на нужды пострадавших старообрядцев. Здесь же стоит упомянуть, что церковная музыка составляла неотьемлимую часть репертуара хора, а сам Д. А. Агренев-Славянский сочинял духовную музыку. Капелла исполняла церковные песнопения как во время богослужений, так и в концертах, в частности во время гастролей в Америке, где Дмитрий Александрович осуществил издание нескольких духовно-музыкальных сочинений для хора.

Заметным событием стал концерт православной церковной музыки в аббатстве Кентербери (Англия), где русские песнопения исполнялись по-английски. Духовной музыке посвящались концерты из сочинений Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, П. Турчанинова, А. Ф. Львова, Н. И. Бахметева, Г. Я. Ломакина и др. На склоне лет Дмитрий Александрович увлёкся идеей создания центра славянской культуры, где были бы собраны славяно-русская библиотека, музыкальный и литературный фольклорный архивы, учреждена первая русско-славянская консерватория.

Однако строительство «Славянского двора», который начали возводить на средства Дмитрия Александровича в Киеве, не было завершено. Феноменальная по своему масштабу концертная деятельность Д. А. Агренева-Славянского трагически оборвалась во время его очередных гастролей в Болгарии, где после блестящих выступлений в течение шести месяцев он в городе Рущуке неожиданно заболел, слёг в больницу и после операции 11 июля 1908 году скончался. В 1912 году «Тверская газета» в своём выпуске с сожалением сообщила, что усадьба Кольцово находится в плачевном состоянии. В настоящее время усадебный дом полностью утрачен, сохранились лишь церковь XVIII века и липовая аллея [2].

Несмотря на сохранившиеся в личных дневниках и переписках отрицательные оценки деятельности Д. А. Агренева-Славянского П. И. Чайковским, Н. А. Римским-Корсаковым и другими композиторами (неудачный, по их мнению, подбор репертуара, примитивность обработки песен), он занимает заметное место в истории русской культуры.

Дочь Дмитрия Александровича — Маргарита Дмитриевна, продолжила дело отца и много гастролировала с капеллой зарубежом. 29 июня 2008 года в городе Белый была проведена научно-практическая конференция, посвящённая 175-летию со дня рождения Д. А. Агренева-Славянского. Одним из гостей конференции был правнук Д. А. Агреннва-Славянского — Владимир Алексеевич Карпов. В рамках конференции на стене Бельской межпоселенческой центральной библиотеки состоялось открытие памятной доски «Агренев-Славянский Дмитрий Александрович, 1833–1908. Певец, собиратель народных песен, меценат. В 1833–1858 гг. жил в с. Дунаево Бельского уезда».

Литература:

  1. Вавилов С. П., Киселева И. В., Гастроли «славянской капеллы» в Томске (XIX–XX вв.) // Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 7. С. 25–43
  2. Дмитриева Г. М. Дмитрий Александрович Агренев-Славянский (1834(36)-1908): [Электронный ресурс]. URL: https://litmap.tverlib.ru/agrenev-slavjansky/index.html (Дата обращения: 08.05.2023).
  3. Розанова-Свердловская Л.Г «Тебя Россия прославляет, тебя Европа признает!»..: (Д. А. Агренев-Славянский) // Ялта музыкальная, 1888–1920. Симферополь: Н.Орiанда, 2011. — С.41.
  4. Русская песня и её исполнитель народный певец Дмитрий Александрович Агренев-Славянский: Тридцатилетняя деятельность Славянского и его культурно-исторические заслуги. (Спорт. Славянского) / Сост. А. А. Кондратьев. Екатеринбург, 1898.
  5. Хохлов А. Н. Гастроли капеллы Н. Д. Агреневой-Славянской в Китае до и после 1917 г. // Новый край. № 120 (17 окт. 1901 г.). С. 677–696.
Основные термины (генерируются автоматически): XVI-XVII, Америка, Англия, духовная музыка, капелла, концерт, концертная деятельность, хор.


Похожие статьи

Театральность искусства эпохи барокко | Статья в журнале...

Ключевыеслова: Средневековье, красота, Европа, Бог, христианство, искусство, превосходство духовного над телесным, символизм. Продолжались Средние века с V по XVII века, событием, которое положило конец этой эпохе считается буржуазная революция в Англии.

Корпус Кристи: между религиозной процессией и карнавальным...

Образ иезуита во французской мемуарной литературе конца XVI... Формирования образа иезуита в общественном сознании Франции конца XVI – первой половины XVII века представляет собой сложный и многофакторный.

Королевский двор и католическая церковь в Англии в 30-х годах...

Тремя центрами, где Дягилев показывал свои постановки, были Париж, Лондон и Монте-Карло. Художественный уровень английских балетных постановок рубежа веков был невысок, почти все. Королевский двор и католическая церковь в Англии в 30-х годах XVII века.

Театр эпохи Реставрации и возникновение жанра английской...

Основанная на «Общей истории турков» Ричарда Кноллса (Richard Knolles (?1550–1610) «General History of the Turks» 1603), она сочетала в себе черты героической драмы и музыкального произведения (её рифмованные диалоги перемежались песнями и хором).

Особенности работы над русской духовной музыкой в хоре

А в азбуковнике XVII в. музыка определяется следующим образом: «Мусикия — в ней пишутся песни и кощуны бесовския, их же латины припевают к мусикийских орган согласию, сиречь гудебных сосуд свирянию».

Развитие английской христианской проповеди | Статья в журнале...

Алкуин (735 – 804), известный больше благодаря своей педагогической деятельности, также писал проповеди. В Англии его лучшим произведением считается труд «О вере в Святую Троицу». X век в Англии ознаменовался подъемом религиозного духа.

«Поменее искусства, но дела больше»: специфика реконструкции...

Паломничество к Шекспиру: зарождение бардомании в США. Великий Бард, Америка, американское общество, Англия, США, английский гений, американский романтизм, культурная изоляция, Святая Троица, твое имя.

Художественные принципы вокальной музыки барокко...

Ключевые слова: Барокко, хоровая музыка Беларуси эпохи Барокко, малоизвестные. Хоровые сочинения композиторов Беларуси эпохи Барокко ( XVII — первая половина XVIII века) условно.

Барокко в английской литературе XVI века: эвфуизм и его влияние...

Барокко — европейское искусство XVII-XVIII веков. Его центром была Италия, откуда оно распространилось в другие европейские страны. Барокко возникло в неспокойную эпоху, когда в результате религиозных войн...

Хоровая музыка Беларуси эпохи барокко: малоизвестные...

Хоровые сочинения композиторов Беларуси эпохи Барокко ( XVII — первая половина XVIII века) условно можно разделить по жанровому составу на «высокие» и «низовые».

Похожие статьи

Театральность искусства эпохи барокко | Статья в журнале...

Ключевыеслова: Средневековье, красота, Европа, Бог, христианство, искусство, превосходство духовного над телесным, символизм. Продолжались Средние века с V по XVII века, событием, которое положило конец этой эпохе считается буржуазная революция в Англии.

Корпус Кристи: между религиозной процессией и карнавальным...

Образ иезуита во французской мемуарной литературе конца XVI... Формирования образа иезуита в общественном сознании Франции конца XVI – первой половины XVII века представляет собой сложный и многофакторный.

Королевский двор и католическая церковь в Англии в 30-х годах...

Тремя центрами, где Дягилев показывал свои постановки, были Париж, Лондон и Монте-Карло. Художественный уровень английских балетных постановок рубежа веков был невысок, почти все. Королевский двор и католическая церковь в Англии в 30-х годах XVII века.

Театр эпохи Реставрации и возникновение жанра английской...

Основанная на «Общей истории турков» Ричарда Кноллса (Richard Knolles (?1550–1610) «General History of the Turks» 1603), она сочетала в себе черты героической драмы и музыкального произведения (её рифмованные диалоги перемежались песнями и хором).

Особенности работы над русской духовной музыкой в хоре

А в азбуковнике XVII в. музыка определяется следующим образом: «Мусикия — в ней пишутся песни и кощуны бесовския, их же латины припевают к мусикийских орган согласию, сиречь гудебных сосуд свирянию».

Развитие английской христианской проповеди | Статья в журнале...

Алкуин (735 – 804), известный больше благодаря своей педагогической деятельности, также писал проповеди. В Англии его лучшим произведением считается труд «О вере в Святую Троицу». X век в Англии ознаменовался подъемом религиозного духа.

«Поменее искусства, но дела больше»: специфика реконструкции...

Паломничество к Шекспиру: зарождение бардомании в США. Великий Бард, Америка, американское общество, Англия, США, английский гений, американский романтизм, культурная изоляция, Святая Троица, твое имя.

Художественные принципы вокальной музыки барокко...

Ключевые слова: Барокко, хоровая музыка Беларуси эпохи Барокко, малоизвестные. Хоровые сочинения композиторов Беларуси эпохи Барокко ( XVII — первая половина XVIII века) условно.

Барокко в английской литературе XVI века: эвфуизм и его влияние...

Барокко — европейское искусство XVII-XVIII веков. Его центром была Италия, откуда оно распространилось в другие европейские страны. Барокко возникло в неспокойную эпоху, когда в результате религиозных войн...

Хоровая музыка Беларуси эпохи барокко: малоизвестные...

Хоровые сочинения композиторов Беларуси эпохи Барокко ( XVII — первая половина XVIII века) условно можно разделить по жанровому составу на «высокие» и «низовые».

Задать вопрос