Эмоциональные состояния личности: понятия, сущность, классификация | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 17.08.2023

Статья просмотрена: 1327 раз

Библиографическое описание:

Михалькова, Е. И. Эмоциональные состояния личности: понятия, сущность, классификация / Е. И. Михалькова, С. А. Радченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 127-136. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105463/ (дата обращения: 10.10.2024).



Встатье рассматриваются эмоциональные состояния личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «эмоциональное состояние». Для достижение данной цели большее место в работе отведено анализу основных классификаций эмоций. Главное внимание обращается на различные взгляды зарубежных и отечественных исследователей в интерпретации термина «эмоции». В заключение авторы предлагают интерпретацию понятия «эмоциональное состояние» и выделяют его проявления.

Ключевые слова : эмоциональное состояние, эмоциональный интеллект, эмоции, теория эмоций, критерии эмоциональных состояний, типология эмоциональных состояний, определение эмоций, понятие эмоций, содержание эмоционального состояния, виды эмоциональных состояний, эмоция, теория, процесс, эмоциональное состояние, функция, классификация эмоций, роль эмоций, функция эмоций.

Эмоции сопровождают человека на всём протяжении его жизни — это обстоятельство указывает на важность, значимость и ведущую роль эмоционального состояния личности в её жизнедеятельности. Эмоции окрашивают фон взаимодействия с другими людьми, обуславливают повседневное настроение и характеризуют субъекта общества, а также позволяют оценивать и воспринимать различные события жизни, окружающий мир и самого себя. Именно под влиянием эмоций человек осуществляет свои действия, строит коммуникативные связи, оценивает себя и в целом функционирует в жизненном пространстве.

Понятие «эмоции» в психологическом словаре под редакцией Бориса Гурьевича Мещерякова и Владимира Петровича Зинченко определяется как один из классов психических состояний и процессов, которые непосредственно связаны с мотивами, потребностями, инстинктами, отражающимися в форме различных переживаний [18]. Данные формы переживаний обусловлены значимостью влияющих на индивида факторов, исходящих из характера оценки событий. При этом исследователи указывают на важный факт — эмоции способствуют осуществлению жизнедеятельности индивида. Сопровождая фактически все проявления активности личности, эмоции играют ведущую роль в процессах внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека. При этом данное поведение и деятельность направлены на удовлетворение актуальных потребностей. Это определение термина «эмоции» в отечественной психологии является общепринятым. Однако Нина Анатольевна Выскочил [5] считает его недостаточно раскрытым, поскольку не позволяет выделить и провести грань между эмоциональными и неэмоциональными явлениями.

Проанализировав все историко-психологические попытки раскрыть понятие «эмоции», Клаус Шерер [23] пришёл к выводу о том, что не существует полностью удовлетворяющего определения данному психологическому феномену. Такое положение дел представитель когнитивного подхода объяснил тем, что эмоции представляют собой многоаспектный и сложный процесс, объединяющий в себе целый ряд не простых компонентов. По мнению автора, в структуре каждого компонента существует своя, уникальная специфика механизмов, протекающих процессов и функций, общая работа которых вызывает эмоцию в контексте адаптационности к ситуации. Нина Анатольевна Выскочил [5] считает, что к числу таких функций и процессов относятся когнитивная, мониторная, мотивационная, моторная, нейрофизиологическая. Отличие эмоций от других психических состояний и процессов заключается в первую очередь в высокой степени координации или синхронизации деятельности пяти субсистем, выделенных Клаусом Шерером [23], ученым Швейцарского центра эмоциональных наук, Женевского университета. Данные субсистемы, как правило, в отсутствии эмоций ориентированы на выполнение своих специфических функций и действуют относительно автономно друг от друга. Эмоция, как ответная реакция на раздражение какого-либо фактора (внутреннего или внешнего), возникает на стыке этих пяти субсистем в момент их синхронизации [8].

По мнению Нико Анри Фрижда (Фрида, Фрейда) [30], [31] психологический феномен «эмоции» имеет специфическую систему, которая представляет собой сложный, но в тоже время целостный аспект, объединяющий в себе три важных процесса:

– Готовность к действию, ориентированная непосредственно на достижение потребностей организма. Эмоции в этом процессе осуществляют преимущественные функции перед другими психологическими процессами и функциями. Соответственно действия, готовность к которым обусловлены определенными эмоциями, оцениваются как неотложные и выполняются в первую очередь. Исходя из этого, данный процесс является «ядром» в феномене «эмоции».

– Процесс переживания, объединяющий в себе ряд эмоций, отражающих субъективные ощущения специфического содержания. Например, чувство тревоги, при котором в груди ощущается неприятное щекотание. То есть данный процесс всегда сопровождается определенным контекстом телесных изменений и внешней экспрессией.

– Оценка как процесс несознательного или сознательного анализа объекта или события и последующее присвоение его котировки с позиции личностной значимости для организма. При этом отрицательное, положительное или нейтральное воздействие по отношению к этому событию или объекту обусловлено его оценочным содержанием.

Следовательно, Нико Анри Фрижда (Фрида, Фрейда) [29] раскрывает понятие феномена «эмоции» как совокупность готовности организма к действиям, в основе которых лежит значение события или субъекта, направленное на достижение приоритетных целей для организма. При этом направленность на достижения играет ведущую роль при диагностике эмоционального состояния индивида, поскольку он позволяет варьировать субъективным самоотчётом, апеллировать наблюдаемой спецификой поведения и соотносить эту специфику поведения с содержанием конкретной ситуации.

Джек Майер (Mayer J. D.) [39] и Дэвид Р. Карузо (David R.Caruso) [38] раскрывают понятие «эмоции» как конкретизированного состояния, фиксированного по времени. К числу эмоций авторы относят такие состояния, как удивление, тоска, стыд, страх, сочувствие, ревность, разочарование, радость, печаль, облегчение, злость, гордость, вина и т. п. Все эти эмоции имеют отличительные особенности:

– длительность;

– интенсивность;

– валентность;

– актуальность;

– субъективное качество переживания.

При этом актуальность определяется продолжительностью по времени, в период которого индивид переживает определенное эмоциональное состояние (психическое состояние определенной модальности), обусловленное интенсивностью поведенческого реагирования и непосредственно самоощущением в этот период. В тоже время субъективное качество переживания сопровождается поведенческими реакциями, экспрессией и различными физиологическими изменениями. В данном случае в контекст субъективного содержания входит весь ряд внутренних и чувственных переживаний, способствующих составить соответственную субъективную картину, которая характеризует конкретную эмоцию. При этом данное качество представляет собой наличие определенного набора внутренних, скрытых от внешнего наблюдателя, аспектов соответствующей модальности.

По мнению Нины Анатольевны Выскочил [5], определение Джек Майер (Mayer J. D.) [38] наиболее полно раскрывает феномен «эмоции» с позиции феноменологии. Это содержание представляет собой объяснение с позиции того, почему именно так, а не иначе проявляются те или иные эмоции. При этом сущность содержания изучаемого феномена не фиксирует конкретную основу своего наполнения, как это сделано в определении Нико Анри Фрижды (Фрида, Фрейда) [31]. Н. А. Выскочил [5] считает, что отказ от конкретной основы содержания психологического феномена «эмоции» с одной стороны указывает на сложность, а с другой стороны — на его многоаспектность. Следовательно, открывается возможность для более детального и тщательного изучения явления «эмоция», классификации эмоций и функционального обеспечения.

Нина Анатольевна Выскочил [5] акцентирует внимание на том, что в современной психологии нет единого и чёткого определения понятия «эмоциональное состояние». Исходя из этого, отсутствуют четкие критерии разделения эмоциональных состояний и эмоций. Поэтому каждый исследователь даёт своё определение каждому в данной категории психологическому явлению. К числу эмоциональных состояний относят настроение, чувства, аффекты и эмоциональный тон ощущений. Эмоциональные состояния очень разнообразны и, как правило, исследователи разделяют их по интенсивности, модальности, степени выраженности, динамике и качеству эмоций.

Сторонник психофизиологического подхода в изучении эмоциональных состояний человека Керрол Изард [9] в своей известной книге Психология Эмоций (2000) рассматривает эмоции как совокупность нескольких точек возбуждения, которые ведут к изменчивости в интенсивности эмоционального процесса. Поэтому дискретность любого типа переживания невозможна.

Нина Анатольевна Выскочил [5] считает, что под функциями эмоций следует понимать работу, которую выполняют эмоции в организме, имея узкое природное предназначение. При этом под ролью эмоций следует понимать степень и характер их участия в чём-либо. Каждая роль эмоции обусловлена её функциями, а также влиянием на что-либо в зависимости от природного предназначения (вторичное функционирование). Стоит отметить, что выполнение биологических функций эмоций происходит непосредственно и автономно в отношении своей полезности или вредности. В тоже время роль эмоций оценивается через призму личностной позиции: способствует или тормозит та или иная эмоция достижение цели, удовлетворения своей потребности и т. п.

Роли и функции эмоций

Защитная функция. Лев Семенович Выготский в своих трудах [4] писал, что защитная функция эмоций обусловлена с возникающими страхами. В функционал данной эмоции входит предупреждение человека о мнимой или реальной опасности. Такое положение дел способствует тщательному обдумыванию текущей ситуации, лучшему определению вероятности предстоящих событий, на фоне которых можно запланировать шаги достижения успеха или фрустрировать перед не реализованной неудачей. Соответственно, эта функция эмоции защищает человека от возможных неприятностей, негативных последствий и возможно даже от гибели.

Сигнальная функция эмоций Ниной Анатольевной Выскочил [5] определяется характером воздействия человека на другой живой объект. В этом случае эмоция имеет больше внешнее проявление, чем внутренне. Экспрессия позволяет транслировать своё эмоциональное состояние другому человеку. Следовательно, данная функция играет важную роль во взаимопонимании. Так, например, она помогает распознать агрессивное, радостное, печальное, счастливое и др. состояния человека, благодаря чему строится соответствующее поведение. Мобилизующая функция эмоции способствует запуску сил и резервов человека. Как правило, эта функция срабатывает за счёт большого выброса большого количества адреналина в кровь, например, при обороне от преступника (спасение бегством).

Компенсаторная функция эмоций с точки зрения Нины Анатольевны Выскочил [5] подразумевает под собой возмещение дефицита информации в рамках обсуждения чего –либо или для принятия решения. Такая функция возникает в контексте взаимодействия с незнакомым объектом, где она оценивает и воспринимает новый объект через призму взаимоотношений из прошлого опыта с подобными объектами. Иными словами, эта эмоция имеет не только компенсаторную функцию, но и отражательно-оценочную роль. В тоже время отражательно-оценочная функция эмоций предоставляет человеку субъективную оценку всего происходящего вокруг него. Помимо этого, она помогает оценить прошлые, текущие и будущие события, в том числе прогнозируемые.

Перейдем к рассмотрению ролей эмоций:

Управляющая роль эмоций по определению Льва Семеновича Выготского [4] и Нины Анатольевны Выскочил [5] является определяющей в поведении личности, так как эмоции выступают одним из механизмов на психофизиологическом уровне, в рамках которого происходит данное управление. Характер отношения к определенному объекту обуславливает процесс действий и запускает механизмы мотивации, а физиологические изменения формируют качественное содержание работоспособности и жизнедеятельности личности в целом. Стоит отметить, что управляющая роль эмоций выполняет различные функции: сигнальную, мобилизующую, компенсаторную, защитную и другие. При этом не редко многие функции совмещаются друг с другом.

Дезорганизующая роль эмоций . Лев Семенович Выготский [4] и Нина Анатольевна Выскочил [5] считают, что эмоции могут носить как позитивный, так и негативный характер. В данном случае эмоциональная реакция на какое-либо событие, вызывающее страх, может способствовать запуску пассивно-оборонительной реакции (ступор, фрустрация и т. п.). Дезорганизующая роль может сработать в процессе, когда человек испытывает злость. При неотъемлемом желании достичь поставленной цели, он не редко выполняет по несколько раз одни и те же действия, тем самым неосознанно закрывая доступ для успешности на пути своего достижения.

Важно отметить, что Алексей Николаевич Леонтьев [13] уже в 1978 году определял функции и роли эмоций обеспечивают как положительные последствия, так и отрицательные . При этом последствия отрицательных эмоций может выступать стимулом для положительного явления (например, мотивации или самосовершенствования), а положительные могут сформировать негативные последствия (снижение активности, понижение мотивации, самоуспокоение и т. п.). Роли и функции эмоций чаще всего зависят от условий жизнедеятельности человека и его целеустремленности.

Теории эмоций

При изучении эмоций и эмоциональных состояний личности важно отметить подходы, в рамках которых рассматривались эмоции с точки зрения различных позиций. Следовательно, далее кратко проанализируем основные концепции, рассматривающие природу эмоций. На сегодняшний день существует целый ряд различных теорий, которые рассматривают и объясняют сущность эмоциональных проявлений, эмоциональных состояний личности.

Александра Юрьевна Бергфельд [3] предложила имеющиеся теории эмоций можно условно разделить на две группы:

– врожденная основа проявлений эмоций;

– в основе эмоций лежит взаимоотношение с близким окружением и социумом.

Психофизиологические концепции в представлении природы эмоций постулируют идею о том, что эмоциональные состояния личности обусловлены спецификой набора телесных процессов, которые либо приводят к возникновению тех или иных эмоций, либо отражают содержание эмоций.

В тоже время, Владимир Николаевич Мясищев, в работе «Личность и неврозы» [17], в 1960 году писал, что возникновение эмоций представлено как осознание или ощущение телесных изменений в организме, сопровождающихся определенным поведенческим стилем и степенью выраженности моторных реакций. В данном случае стиль поведения всегда индивидуален и имеет экспрессивное отражение в разных способах внешних проявлений: в манерах, позе, речи, мимике, жестах и т. п. Степень выраженности моторных реакций подразумевает под собой организацию мелких движений: тремор, тонус, сконцентрированность и т. д.

Все психофизиологические теории об эмоциях можно разделить на две подгруппы периферические теории и центральные теории эмоций.

Первая подгруппа психофизиологических теорий — это периферические теории , рассматривающие эмоциональные состояния через призму протекания висцеральных процессов, и центральные, ядом которых является работа ЦНС Антонио Дамасио (Antonio Damasio) [27], Карл Георг Ланге (Carl Georg Lange) [12] и Уильям Джемс (William James) [26], как пишет Евгений Павлович Ильин [10] — это авторы первой подгруппы в основе своих концепций представляют идею о том, что эмоции возникают в результате различных периферических изменений в организме человека и непосредственно процессов восприятия этих изменений. Основной задачей в контексте данного вида теорий является необходимость выявить содержание различных наборов телесных реакций организма как ответных реакций на внешние стимулы.

Вторая подгруппа психофизиологических теорий — это центральные теории эмоций , включает в себя идеи исследователей относительно того, что эмоции возникают в результате определенных мозговых механизмов, которые связаны с восприятием и переработкой внутренних и внешних стимулов. Авторами данного подхода, как пишет Евгений Павлович Ильин [10], являются Уолтер Брэдфорд Ке́ннон (Walter Bradford Cannon) [25], Пола Маклина (Paul D. MacLean) [36], Джеймс Пейпец (James Papez) [42], Йаак Пэнксепп (Jaak Panksepp) [40]. В данном подходе основной задачей является выявление первоочередных систем и механизмов, обеспечивающих возникновение и специфику переживаний различных эмоций. При этом к специфике переживаний сторонники центральных теорий относят все физиологические изменения, способствующие образованию эмоций.

В перечень психофизиологических теорий также входят следующие теории эмоций:

  1. Периферическая теория эмоций (1880 -1890 гг.), разработанная Карлом Георгом Ланге (Carl Georg Lange) [12] и Уильямом Джемсом (William James), [33], основана на идее о том, что эмоции возникают в результате внешних трансформирующих факторов в сферах произвольных и непроизвольных двигательных актов. Эмоциональными переживаниями выступают телесные ощущения, связанные с изменениями. Иными словами, изменения в контексте ограничений, которые ощущает тело, следуют за восприятием значимого для человека фактором, являются эмоциями.
  2. Таламическая теория эмоций, представленная Филиппом Бардом (Philip Bard) и Уолтером Брэдфордом Ке́нноном (Walter Bradford Cannon), [25] постулирует идею: физиологические и психические реакции на восприятие внешнего раздражителя возникают одновременно. Следовательно, когда человек воспринимает содержание события нервные импульсы, эмоции, проходя через таламус расщепляются на два информационных потока, один из которых поступает в гипоталамус, где находится центр управления физиологическими изменениями, а вторая идёт в кору больших полушарий, трансформируясь в субъективное переживание радости, гнева или страха.
  3. Активационная теория (1958 г.), авторами которой являются Дональд Олдинг Хебб (Donald Olding Hebb) и Дональд Бенджамин Линдсли (Lindsly Donald Benjamin), [32] указывает на то, что в основе любой эмоции лежит ретикулярная формация. В результате этого эмоциональные процессы обусловлены континуумом активации, где противоположными полярностями являются состояния крайнего возбуждения или глубокого сна. Именно в контексте восстановления или нарушения баланса между этими состояниями порождает различные эмоции, которые в тоже время коррелируют с составляющими структуры центральной нервной системы человека.
  4. Теории Пола Маклина (Paul D. MacLean) [37], Джеймса Пейпеца (James Papez), [42] Исследователь Дж. Пейпец в своих многочисленных работах пришёл к выводу, что эмоции формируются при помощи активации сразу нескольких структурных отделов мозга, которые функционируют как замкнутая система и тесно связана между собой. В так называемый «круг Пейпеца» входят гипокамп, поясная извилина, передние отделы таламуса и гипоталамус. Позднее эту идею развил П. МакЛин, представив идею о том, что в возникновении эмоций участвуют разные структуры мозга, имеющие отличия в их формировании по времени в онтогенезе и филогенезе.
  5. Теория происхождения эмоций Антонио Дамасио (Antonio Damasio), [27] Это современная теория и в своей основе она имеет мнение о том, что ключевую роль в формировании эмоций играет содержание функционирования мозговых систем, запускающих эмоциональное состояние как репрезентацию мозгом работы психологических и телесных систем. Автор делает акцент на том, что эмоция отзеркаливает субъективный образ изменений в периферической сфере.

Помимо выше представленных теорий среди основных можно также выделить следующие теории эмоций: эволюционные теории эмоций, теории базовых эмоций, когнитивные теории эмоций.

Эволюционные теории происхождения эмоций постулируют идею о том, что источником любого эмоционального состояния служит адаптационная реакция как ответ на безусловный сигнал. При этом представители этих теорий классифицируют ситуации по содержанию прошлого опыта и особенностях пережитого прошлого. Соответственно, любая реакция как основа для запуска эмоционального фона, обусловлена интерпретацией прошлых ситуаций. Поэтому любая эмоция характеризуется как неосознанное и некатегоризованное явление. Ученые Чарлз Ро́берт Да́рвин (Charles Robert Darwin) [28], Пол Экман (Paul Ekman) [24], Сильван Соломон Томкинс (Silvan Tomkins) [47] в своих исследованиях рассматривают первоэлементы эмоций как основу эмоциональной сферы человека/ При этом стоит отметить, что авторы сходятся во мнении, что каждая эмоция подразумевает под собой совокупность первичных эмоций и различных изменений в их активности.

Теории базовых эмоций . Эту группу подходов не просто отличить от эволюционных теорий, поскольку в основе лежат их ключевые положения. Однако сторонники концепций базовых эмоций развивают свои идеи в различных новых направлениях. Как правило, эти идеи сводятся к тому, что важную роль в формировании эмоций человека играют базовые эмоции, которые существуют в ограниченном количестве. Поэтому важно для сторонников этих теорий выделить и обосновать небольшой, но базовый набор эмоций, представляющих собой биологически заданные психологические и физиологические ответные реакции на стимулы, которые ориентированы непосредственно на удовлетворение витальных потребностей личности. Вместе с тем эмоции несут человеку информацию об окружающих людях, о самом себе и протекании этих эмоциональных состояний в контексте взаимодействия эмоций с различными процессами организма. В контексте данного вида теорий принято считать, что эмоции человека сформировались на фоне эволюционных процессов, когда перед человеком стояла задача приспособиться к окружающей среде. Большое разнообразие человеческих эмоций возникает как сочетание сразу нескольких базовых эмоций в сопровождении различных неэмоциональных процессов в психике индивида.

Евгений Павлович Ильин в своей работе «Эмоции и чувства» [10], изданной в 2001 году пишет, что яркими представителями теорий базовых эмоций являются Кэррол Эллис Изард (Carroll Ellis Izard) [9] и Уильям Мак-Дугалл (William McDougall) [15] рассматривали биологические предпосылки базовых эмоций человека. Ученые Марк Льюис (Marc David Lewis) [14], Кит Оутли (Keith Oatley) [34], Роберт Плутчик (Robert Plutchik) [43], Филип Джонсон-Лэрд (Philip N. Johnson-Laird) [34], которые изучали психологические аспекты формирования базовых эмоций личности.

Среди теории базовых эмоций, особое место занимает группа так называемых «модульных теорий», авторов Йаака Пэнксеппа (Jaak Panksepp) [41], Джона Грея (John Gray) [6] и др. Теория Джона Грея (John Gray) [6]. Эту группу выделил Владимир Николаевич Мясищев в своей книге «Личность и неврозы», 1960 [17].

В модульных теориях, пишет Владимир Николаевич Мясищев [17], акцентируют внимание на идее о том, что эмоциональные состояния — это результат взаимодействия трёх модулей (мозговых систем). Первый модуль — это модуль торможения, ориентированный на блокирование различных поведенческих импульсов как ответ на интенсивные, негативные, неожиданные и врождённо-пугающие стимулы. Второй модуль включает в себя биологическую реакцию на стимулы негативного характера, за которые отвечает бегство и борьба. Третий модуль — это совокупность полезных (желаемых) стимулов и стимулов избегания, обеспечивающих поведение индивида. Совместная работа всех трех модулей обусловлена функционированием спецификой механизмов, происходящих в различных отделах мозга, и обеспечивающих характер протекания эмоционального состояния организма.

Йаак Пэнксепп (Jaak Panksepp) [40] в своей теории подчёркивает значимость сразу нескольких мозговых структур, многообразие которых генерируют содержание эмоционального переживания. Исходя из этого поведение и телесные процессы, сопровождающие различными эмоциональными состояниями, получают непосредственное обеспечение от ряда систем поведения. При этом одно и то же поведение может быть результатом деятельности разных мозговых структур. Так, например, бегство может быть сознательным решением человека, а может быть как автоматическая реакция в случае возникновения неожиданной опасности.

Теории базовых эмоций Роберта Плутчика (Robert Plutchik) [43] Уильяма Мак-Дугалла (William McDougall) [15] и Кэррола Эллиса Изарда (Carroll Ellis Izard) [47].

Концепция эмоций Роберта Плутчика (Robert Plutchik) [43] рассматривает эмоцию как генетическую комплексную реакцию организма, ведущими функциями которой является адаптация и выживание в процессе эволюционных изменений. Исследователь к числу первичных эмоций относит удивление, печаль, страх, радость, отвращение, ожидание, гнев и принятие. В перечень вторичных эмоций входят комбинации базовых эмоций, например, скромность сочетает в себе принятие и страх, а гордость объединяет радость и гнев.

Концепция базовых эмоций Уильяма Мак-Дугалла (William McDougall) [15] постулирует идею о том, что содержание эмоционального состояния зависит от комбинации первичных эмоций и основных инстинктов.

При этом Кэррол Эллис Изард (Carroll Ellis Izard) [9] в своей концепции дифференцированных эмоций, считал, что эмоции — это трехуровневый процесс: переживание эмоции, процессы в различных системах организма (пищеварительной, дыхательной, эндокринной, нервной и т. п.) и процессы, которые можно наблюдать. Следовательно, каждая эмоция имеет феноменологический, нервно-мышечный и нейрофизиологический аспекты. Автор выделяет десять основных эмоций человека: интерес, гнев, вина, отвращение, удивление, стыд, страх, радость, призрение и печаль.

Особняком стоят группы когнитивные и коммуникативные теории эмоций, разработанные зарубежными авторами

Когнитивные теории в рассмотрении эмоций придерживаются мнения о том, что в основе эмоционального проявления лежит ни что иное, как специфика когнитивной переработки полученной информации, а также переработки процессов воображения, припоминания, оценки, восприятия и т. п. На сегодняшний день выделяют две основные группы теорий, в контексте которых ключевая позиция отведена когнитивной оценке эмоциогенного стимула, традиционно занимающая второстепенную роль в формировании эмоций. Подобные теории принято называть «когнитивно-физиологическими», которые постулируют идею о том, что эмоция формируется благодаря физиологическому возбуждению как ответной реакции на стимул, который в обязательном порядке подвергается когнитивной оценке. Стоит отметить, что в случае отсутствия какого-либо из процессов реакции на стимул, реакция в ответ на воздействие стимула не будет эмоциональной. В числе когнитивных теорий двухфакторная теория, автором которой является Стэнли Шехтер (Stanley Schachter) [44], [45]. Ещё одной основной теорией этого подхода является теория когнитивной оценки. Представителями этой теории являются Ричард Лазарус (Richard S. Lazarus) [35], Клаус Райнер Шерер (K. R. Scherer) [46] и другие.

Позиция данной теории в рассмотрении эмоций сводится к следующему тезису: оценка стимула играет определяющую роль в различных составляющих эмоциональной реакции. Это утверждение ученые аргументируют тем, что когнитивная оценка выполняет две важнейших функции: репрезентирует специфику эмоциогенного стимула или события, способствуя тем самым возникновению эмоции, и обуславливает эмоциональную модальность.

Помимо вышеуказанных теорий среди основных можно также выделить:

теорию эмоционального развития Майкла Льюиса (Michael Lewis) [14] (эмоции имеют врожденную природу и развиваются в процессе жизнедеятельности),

теорию когнитивной оценки Арнольда Минделла (Arnold Mindell) [16] (эмоция — это результат последовательных событий, которым присваивается определенная оценка),

когнитивно-мотивационную концепцию Ричарда Лазаруса (Richard S. Lazarus) [35] (эмоции –это следствие двухэтапной оценки происходящего события),

двухфакторная теория Джерома Эверетта Сингера (Jerome Everett Singer) и Стэнли Шехтера (Stanley Schachter) [44] (в становлении эмоций важную роль играют два фактора: когнитивный и физиологический),

динамическая теория об эмоциях Клауса Райнера Шерера (K. R. Scherer) [46] (эмоция — это развитый механизм, позволяющий успешно адаптироваться и функционировать в непредвиденных и изменяющихся условиях жизни).

Коммуникативная теория Кита Оутли (Keith Oatley) и Филипа Н. Джонсона-Лэрда (Philip N. Johnson-Laird) [34] выдвигают мнение о том, что эмоции представляют собой коммуникации по различным мозговым каналам в зависимости от значимости конкретной цели определенного действия.

Кроме этого, необходимо выделить ряд отечественных теорий, изучающих происхождение эмоциональных проявлений личности на разных этапах жизни человека [10].

Биологическая теория эмоций, представленная Петром Кузьмичом Анохиным, [2], постулирует идею о том, что эмоции возникают в процессе формирования потребностей, которые мобилизируют потребность оптимальным способом удовлетворить потребность. Соответственно удовлетворение потребностей окрашивает эмоциональное состояние положительной оценкой, а не удовлетворение, наоборот, отрицательной.

В культурно-исторической концепции Льва Семеновича Выготского [4] эмоции рассматриваются через призму поведения человека. эмоция представляет собой как точку дисбаланса, как реакцию на катастрофические и критические моменты поведения, а также как следствие действий в определенный период времени, обуславливающие дальнейшие формы поведения.

Концепция Сергея Леонидовича Рубинштейна [19] раскрывает эмоции как результат взаимодействий между событиями, формирующими потребности, которые индивид стремиться удовлетворить в процессе своей деятельности, и состоянием органических потребностей, объединяющие в себе витальные функции, обусловливающие жизнедеятельность организма в целом. Такое положение дел способствует тому, что индивид настраивается на определенный характер действий или противодействий. Степень различий между этими двумя психологическими явления в контексте эмоциональных состояний опосредована такими психическими процессами как осмыслением, восприятием, простой рецепцией и сознательным предвосхищением результатов действий или хода событий. В связи с тем, что существует масса различных установок и интересов у человека одно и то же действие или явление в комбинации с различными потребностями может иметь разное (как негативное, так и позитивное) эмоциональное значение. Такое положение дел позволяет констатировать то факт, что чувства не обусловлены соотношением с потребностями, которые взяты изолировано. Соответственно, можно утверждать о том, что они определяются отношением в целом к личности. Эмоции зарождаются на стыке соотношения между положительным и отрицательным результатом действий в контексте удовлетворения потребностей, которые в свою очередь выступают в качестве исходного побудителя и мотива.

Информационная теория, автором которой является Павел Васильевич Симонов [21]. В данном подходе эмоция рассматривается как отражение мозгом актуальных потребностей (её величины и качества) и непосредственной возможности её удовлетворения. При этом данная возможность обусловлена оценкой мозга на основе ранее приобретенного или генетического опыта. Согласно информационной теории, качество и сила эмоции зависит от произведения специфики актуальной потребности и разности между информацией, необходимой для её удовлетворения и существующими сведениями на текущий момент. Следовательно, эмоций не может быть в двух случаях: первое — это, когда нет потребности, и второе — это когда существует высокая степень возможности получить свою потребность. В тоже время, по мнению П. В. Симонова [20], если человек отрицательно оценивает ход событий, позволяющий удовлетворить свою потребность, то он будет испытывать отрицательные эмоции и, наоборот, в случае положительной оценки процесса получения потребности, индивид будет испытывать соответствующие, то есть положительные эмоции.

Единая концепция эмоций и сознания, выдвинутая в 1995 г. Юрием Иосифовичем Александровым [1] акцентирована на идее о том, что любая эмоция отражает реализацию систем, которые дифференцируются и формируются у человека с самого рождения. Сознание характеризует то, как сформированные на поздних этапах развития, системы реализуются в условиях прогрессирующего процесса дифференцированности в соотношении усложнение поведения и организма-среды. При этом все системы ориентированы на получение положительных адаптивных результатов деятельности и поведения.

Классификация эмоций

На сегодняшний день существует ряд классификаций эмоций. Так, например, Эдвард Брэдфорд Титченер (Edward Bradford Titchener) [22] разделяет все эмоции на два вида: неудовольствие и удовольствие . В отличие от Вильгельма Максимилиана Вундта (Wilhelm Maximilian Wundt), который в основу эмоциональных состояний вкладывает шкалу выраженности чувствования и чувств и считает базовым критерием эмоций, настроения, эмоциональных состояний удовольствие человека.

В классификации Бориса Игнатьевича Додонова [7] эмоции разделяются на отрицательные и положительные. При этом важную роль в жизнедеятельности человека играют именно отрицательные эмоции. Эти эмоции у человека ярко выражены уже с первых дней жизни. В то время как эмоции положительного спектра, по мнению автора, формируются гораздо позже. Положительные эмоции несут в себе радость и чувство возвращенного благополучия. Безусловно, человек быстро адаптируется в контексте положительных эмоций. Совсем другой характер имеют в себе отрицательные эмоции: они имеют особенность медленного наступления и усиления. Помимо этого, они являются застойными, что негативно отражается на здоровье человека. Отрицательные эмоции подразумевают под собой тревогу, отвращение, гнев и страх, а также опасность для жизни и организма.

Борис Игнатьевич Додонов классифицирует эмоции на следующие типы:

– акизитивные;

– альтруистические;

– гедонистические;

– глорические;

– гностические;

– коммуникативные;

– праксические;

– пугнические;

– романтические;

– эстетические.

С точки зрения Кэррола Эллиса Изарда (Carroll Ellis Izard) [9], все эмоции следует классифицировать по принципу интеллектуальной насыщенности, то есть валентная окраска должна отсутствовать в рамках эмоционального содержания. Автор отмечает, что это не чистые эмоции, однако аффективно-когнитивные компоненты являются результатом процесса познания и эмоционального реагирования. По Кэрролу Эллису Изарду (Carroll Ellis Izard) [9] существует десять основных базовых эмоций: вина, гнев, дистресс (страдание-горе), интерес, отвращение, презрение, радость, страх, стыд и удивление.

В классификации Роберта Плутчика (Robert Plutchik) [43] четыре пары основных базовых эмоций, которые указывают на определенное действие:

– ориентация-исследование (удивление — ожидание);

– лишнее — воспроизведение (уныние — радость);

– отвержение — принятие (отвращение — одобрение);

– защита — разрушение (страх — гнев).

В работах Леонида Васильевича Куликова [11] представлена классификация эмоций, разделяющая все эти состояния на активационные, самооценочные и тензионные . В первую категорию входят такие чувства как азарт, бодрость и радость. Во вторую категорию входят растерянность, стыд, вина и печаль. Третья категория представляет собой эмоции напряжения и объединяет в себе тревогу, страх и гнев.

По мнению Евгения Павловича Ильина [10] , не существует общей единой классификации эмоций, так как нет всеобщих критериев, разделяющих и объединяющих эмоции по группам. Условно такими признаками могут быть причины, механизмы, устойчивость и интенсивность эмоциональных состояний, влияющих на деятельность и поведение человека.

В заключении следует отметить, что несмотря на наличие большого количества теорий об эмоциях в различных психологических направлениях, на сегодняшний день не существует единого и чёткого определения понятию «эмоциональное состояние». Исходя из этого, отсутствуют четкие критерии отделения эмоциональных состояний от эмоций. Поэтому каждый исследователь даёт своё определение каждому в данной категории психологическому явлению.

На наш взгляд, эмоциональное состояние — это многоаспектный и сложный процесс, включающий в себя ряд составляющих, к числу которых относятся когнитивная, мотивационная, моторная, нейрофизиологическая.

К числу эмоциональных состояний относят настроение, чувства, аффекты и эмоциональный тон ощущений. Эмоциональные состояния очень разнообразны и разделяются по своей интенсивности, модальности, степени выраженности, динамике и качеству эмоций.

Литература:

  1. Александров, Ю. И. Закономерности актуализации индивидуального опыта и реорганизации его системной структуры: комплексное исследование. [Текст] — М.: Труды института системного анализа Российской Академии Наук, 2011. — Том 63. № 3. — С. 3–24.
  2. Анохин, П. К. Проблемы высшей нервной деятельности. М.: Издательство Академии Медицинских Наук СССР, 1949. — 690 с.
  3. Бергфельд, А. Ю. Особенности восприятия эмоциональных переживаний студентами-психологами. [Текст] — Пермь: Актуальные проблемы современной социальной науки: Сб. статей. 2001. — С. 187–195.
  4. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях. [Текст] — М.: Смысл. Собр. соч., т.6., 1984. — с. 160–284.
  5. Выскочил, Н. А. Детерминанты уровня эмоционального интеллекта. [Текст] — М.: Казанский педагогический журнал, 2009, № 11–12 (77–78). С.123–129.
  6. Грей, Д. А. Нейропсихология темперамента. [Текст] — М.: Иностранная психология. 1993. № 2.С. 24–36.
  7. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность. [Текст] — М.: Политиздат, 1977. — 272 с.
  8. Дроздова, Е. В. Влияние групповой оценки и самооценки внешнего облика на социально-психологический статус в группе. [Текст] — М.: Науч. материалы V съезда РПО, 2012. — Том 2. — С. 241.
  9. Изард, К. А. Психология эмоций. [Текст] — СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
  10. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. [Текст] — СПб: Питер, 2001.- 752 с.
  11. Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. [Текст] — СПб.: Питер, 2009–460 с.
  12. Ланге, К. Г. Эмоции: Психофизиол. этюд. [Текст] — М.: маг. «Книжное дело», 1896. — 95 с.
  13. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. [Текст] — М.: Политиздат, 1978. — 248 с.
  14. Льюис, М., Голдберг, С. и Кэмпбелл, Х. (1969). Развивающее исследование обработки информации в течение первых трех лет жизни: уменьшение реакции на избыточный сигнал. Монографии Общества исследований в области развития ребенка, 34 (9, Серия № 133).
  15. Мак-Дуголл, В. Основные проблемы социальной психологии / У. Мак-Дауголл; Пер. с 4-го англ. изд. М. Н. Смирновой, под ред. Н. Д. Виноградова. [Текст] — М.: Космос, 1916. — XIV, 282 с.
  16. Минделл, А. Сила безмолвия. Как симптомы обогащают жизнь. [Текст] — М.: АСТ, 2003. — 352 с.
  17. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы. [Текст] — М.: ЁЁ Медиа, 2012. — 426 c.
  18. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
  19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст] — М., 1946 (переиздание — СПб.: Питер, 2002) — 720 с.
  20. Симонов, П. В. Информационная теория эмоций. [Текст] — М.: Просвещение, 1987. — с. 232–238.
  21. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг. [Текст] — М.: Наука, 1981. — 215 с.
  22. Титченер, Э. Б. Очерки психологии / An Outline of Psychology (1896). Русское издание: Титченер, Э. Б.: Очерки психологіи, СПб: Типографія Высочайше утвержденнаго Товарищества «Общественная Польза», 1898.
  23. Шерер, К. Р. Компонентные модели эмоций могут помочь в поиске эмоциональной компетентности. Под ред. М. Мэтьюз, и Р. Д. Робертс. Наука об эмоциональном интеллекте: известное и неизвестное. [Текст] — Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2007. — С. 101–126
  24. Экман, П. Психология эмоций [Emotions Revealed: Recognizing Faces and Feelings to Improve Communication and Emotional Life] / Пер. с англ.: В. Кузин. — СПб.: Питер, 2010. — 336 с.
  25. Cannon, Walter (December). «The James-Lange Theory of Emotions: A Critical Examination and an Alternative Theory». The American Journal of Psychology. 39: 1927. — Р. 106–124.
  26. Carr, A., Harris, D., James, Ch. The Derriford Appearance Scale (DAS-59): A new scale to measure individual responses to living with problems of appearance //British Journal of Health Psychology. 2000. № 5.
  27. Damasio, A.R. «The somatic marker hypothesis and the possible functions of the pre-frontal cortex». Transactions of the Royal Society. (London) 351:1413–1420. 1996.
  28. Darwin, Ch. Narrative of the surveying voyages of His Majesty's Ships Adventure and Beagle between the years 1826 and 1836, describing their examination of the southern shores of South America, and the Beagle's circumnavigation of the globe. Journal and remarks. 1832–1836. — London: Henry Colburn, 1839. — Vol. III.
  29. Frijda, N.H. and B. Mesquita: 1992, 'Emoties: natuur of cultuur?', Nederlands Tijdschrift voor de Psychologie, 47, pp. 3–14.
  30. Frijda, N.H.: 1987, De wetten van het gevoel, Rede uitgesproken ter gelegenheid van de zevende Duijkerlezing op woensdag 18 maart 1987 (Van Loghum Slaterus, Deventer).
  31. Frijda, N.H.: 1988, De emoties; een overzicht van onderzoek en theorie (Bert Bakker, Amsterdam).
  32. Hebb, D. O. Textbook of Psychology (Psychology Revivals). D. O. Hebb, D. C. Donderi. Psychology Press, 2013. — 398 p.
  33. James, W. What is an emotion? — Mind, 1884, v. 9, № 34, pp. 188–205.
  34. Johnson-Laird, P.N., Oatley, K. The Language of Emotions: an Analysis of a Semantic Field // Cognition and Emotion, 1989, vol. 3 (2). — P. 81–123.
  35. Lazarus, Richard S. The Nature of Psychological Inquiry, 1964.
  36. MacLean, Paul D. The Triune Brain in Evolution Role in Paleocerebral Functions. — Plenum New York. — 1990.
  37. Markus, H. (1977). Self-schemata and processing information about the self. Journal of Personality and Social Psychology, 35, 63–78.
  38. Mayer, J. D., Panter, A. T., & Caruso, D. R. (2012). Does personal intelligence exist? Evidence from a new ability-based measure. Journal of Personality Assessment, 94, 124–140. doi:10.1080/00223891.2011.646108
  39. Oatley, К. Best laid schemes: the psychology of emotions. Cambridge University Press. 1992. ISBN 978–0–521–42387–8
  40. Panksepp, J., and Davis, K. (2018). The Emotional Foundations of Personality: A Neurobiological and Evolutionary Approach. New York: W. W. Norton & Company.
  41. Panksepp, Jaak, 1943- (1998). Affective neuroscience: the foundations of human and animal emotions. New York: Oxford University Press. ISBN 0195096738. OCLC 38580282.
  42. Papez J. W. 1937. A proposed mechanism of emotion. 1937. J Neuropsychiatry Clin Neurosci. 1995 Winter;7(1):103–12.
  43. Plutchik, R. (1980). A general psychoevolutionary theory of emotion. In R. Plutchik & H. Kellerman (Eds.), Emotion: Theory, research and experience, Theories of emotion (Vol. 1, pp. 3–33). New York: Academic Press.
  44. Schachter, S.A Distinctive Approach To Psychological Research. Edited ByNeil E. Grunberg, R. E. Nisbett, Judith Rodin, Jerome E. Singer. 1st Edition. 1987. — 248 p.
  45. Schachter, S., & Singer, J. (1962). Cognitive, Social, and Physiological Determinants of Emotional State. Psychological Review, 69, pp. 379–399.
  46. Scherer, K. R. (2000). Psychological models of emotion. In J. Borod (Ed.). The neuropsychology of emotion (pp. 137–162). Oxford/New York: Oxford University Press.
  47. Tomkins, Silvan S.; Izard, Carroll E. (1966). «Affect and Behavior: Anxiety as a Negative Affect». In Anxiety and Behavior, edited by Charles D. Spielberger. New York: Academic Press. pp. 81–125.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, теория, эмоциональное состояние, процесс, том, идея, когнитивная оценка, роль эмоций, функция, эмоциональное состояние личности.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, эмоции, эмоция, эмоциональное состояние, процесс, теория, функция, теория эмоций, критерии эмоциональных состояний, типология эмоциональных состояний, определение эмоций, понятие эмоций, содержание эмоционального состояния, виды эмоциональных состояний, классификация эмоций, роль эмоций, функция эмоций

Похожие статьи

Краткая история зарубежного психоанализа в контексте изучения эволюции методов исследования психической динамики личности

Настоящая статья посвящена изучению научного спектра психоаналитической методологии. При изучении психоанализа в лицах, даётся краткое описание соответствующих классических и постклассических концепций, с условным разделением двух форм знания в психо...

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Жизнестойкость как личностный ресурс преодоления стресса

В статье рассматривается жизнестойкость личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «жизнестойкость». Для достижение данной цели большая часть в работе отведена изучению к...

Мотивация персонала: сущность и значение как функции управления персоналом

В статье рассматриваются состав и структура мотивации, а также стадии процесса формирования мотивации индивида. Обозначены ключевые различия понятий «мотив» и «стимул». Представлены материальные и нематериальные методы мотивации трудовой деятельности...

Роль эстетического восприятия в формировании мотивационно-оценочной категории личности

В статье развивается психологический подход к пониманию сути эстетического восприятия, проявляющегося в определенном уровне развития художественного вкуса, как к оценочной категории ценностно-смыслового характера.

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация»

В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и...

Методологические и теоретические основы изучения общепсихологической теории деятельности

В статье анализируется взаимодействие идей в изучении основных функций категории деятельности в связи с основными направлениями исследований развития психики. В рамках исторического аспекта рассматриваются основные этапы в разработке методологических...

Феномен одиночества как важное переживание в межличностных отношениях

Публикация посвящена изучению феномена одиночества. Рассмотрены социальные истоки одиночества, личностно обусловленные причины и формы проявлений этого состояния. В рамках представленного понимания одиночество рассматривается как состояние, несущее в...

Самосознание в аспекте психологической безопасности

В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показател...

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

В статье предложен анализ классических и современных трудов по философии и афазиологии, рассмотрены вопросы взаимоотношения категорий «мышление», «сознание», «язык», «речь», освещена структура категории «сознание» и его источники.

Похожие статьи

Краткая история зарубежного психоанализа в контексте изучения эволюции методов исследования психической динамики личности

Настоящая статья посвящена изучению научного спектра психоаналитической методологии. При изучении психоанализа в лицах, даётся краткое описание соответствующих классических и постклассических концепций, с условным разделением двух форм знания в психо...

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Жизнестойкость как личностный ресурс преодоления стресса

В статье рассматривается жизнестойкость личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «жизнестойкость». Для достижение данной цели большая часть в работе отведена изучению к...

Мотивация персонала: сущность и значение как функции управления персоналом

В статье рассматриваются состав и структура мотивации, а также стадии процесса формирования мотивации индивида. Обозначены ключевые различия понятий «мотив» и «стимул». Представлены материальные и нематериальные методы мотивации трудовой деятельности...

Роль эстетического восприятия в формировании мотивационно-оценочной категории личности

В статье развивается психологический подход к пониманию сути эстетического восприятия, проявляющегося в определенном уровне развития художественного вкуса, как к оценочной категории ценностно-смыслового характера.

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация»

В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и...

Методологические и теоретические основы изучения общепсихологической теории деятельности

В статье анализируется взаимодействие идей в изучении основных функций категории деятельности в связи с основными направлениями исследований развития психики. В рамках исторического аспекта рассматриваются основные этапы в разработке методологических...

Феномен одиночества как важное переживание в межличностных отношениях

Публикация посвящена изучению феномена одиночества. Рассмотрены социальные истоки одиночества, личностно обусловленные причины и формы проявлений этого состояния. В рамках представленного понимания одиночество рассматривается как состояние, несущее в...

Самосознание в аспекте психологической безопасности

В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показател...

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

В статье предложен анализ классических и современных трудов по философии и афазиологии, рассмотрены вопросы взаимоотношения категорий «мышление», «сознание», «язык», «речь», освещена структура категории «сознание» и его источники.

Задать вопрос