Одной из целей деятельности вневедомственной охраны полиции является реализация в пределах своей компетенции на обслуживаемой территории единой технической политики в области охраны имущества и объектов. [6] Однако в данном вопросе много неясностей. Непонятно, что подразумевается под понятием «единая техническая политика» и каким образом проводить данную политику.
Например, рядом нормативно-правовых актов МВД России определено, [4;5;6] на всей территории Российской Федерации единую техническую политику в области охраны имущества и объектов (далее — единая техническая политика) организует Главное управление вневедомственной охраны МВД России (далее — ГУВО МВД России), а проведение её возлагается на подразделения вневедомственной охраны территориальных органов МВД Российской Федерации на региональном уровне.
В то же время, нормативного документа, раскрывающего данное понятие и определяющего содержание и порядок рассматриваемой деятельности, в системе МВД России не существует. Данный пробел, на наш взгляд, затрудняет реализацию указанной цели подразделениями вневедомственной охраны полиции.
Ряд нормативно-правовых актов и руководящих документов МВД России [5;7] предписывают, что, например, техническое обслуживание средств охраны и технический надзор за их внедрением и эксплуатацией проводятся в целях реализации данной технической политики. Кроме того, в этих же целях ГУВО МВД России сформирован Список технических средств безопасности, [8] рекомендованных для применения подразделениями вневедомственной охраны полиции. В соответствии с данным списком, а также решениями технического совета ГУВО МВД РФ, осуществляется контроль качества серийного производства средств охранной техники, а ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России осуществляет авторский надзор за вносимыми схемными, конструктивными и программными изменениями. Комплекс указанных мер обеспечивает преемственность изделий, определённый технический уровень, улучшенные потребительские свойства с адаптацией их под тактику вневедомственной охраны, гарантирует качество и надёжность технических средств охраны.
Однако, данные документы носят только рекомендательный характер для потребителя и жёсткая позиция по его соблюдению подразделениями вневедомственной охраной полиции, как показывает опыт, часто приводит к спорам, в том числе к судебным, так как можно усмотреть нарушение требований Федерального закона Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [3] и Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300–1 «О защите прав потребителей». [1]
На необходимость решения рассматриваемой проблемы обращали внимание исследователи и практические работники вневедомственной охраны полиции.
Например, Зайцев А. Г. сделав вывод, что система нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность вневедомственной охраны полиции в сфере организации единой технической политики в области охраны имущества и объектов области, не структурирована и не связана единой концепцией, обозначил важность выработки и законодательного закрепления на федеральном уровне государственной политики в данной области с определением полномочий, форм, задач и содержания деятельности государства (в лице вневедомственной охраны полиции) в обеспечении защиты имущества независимо от форм его собственности. [11]
В. В. Савичев, рассматривая данную проблематику, также делает вывод о необходимости упорядочения единой технической политики, направленной на повышение роли и эффективности применения технических средств охраны и безопасности, систематизацию всего их «жизненного» цикла: от проведения поисковых научно-исследовательских работ (НИР) до внедрения, эксплуатации и списания. [12]
Таким образом, анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность подразделений вневедомственной охраны полиции в сфере реализации единой технической политики в области охраны имущества и объектов, а также других источников показал, что правовая основа данной деятельности не в достаточной степени способствует достижению указанной цели.
В целях совершенствования деятельности службы в данной сфере, а также ликвидации указанных пробелов, целесообразно, на наш взгляд, определить в нормативно-правовых актах и технических регламентах, регламентирующих деятельность вневедомственной охраны полиции в рассматриваемой сфере, понятие «единая техническая политика в области охраны имущества и объектов», а также содержание и порядок данной деятельности. Представляется, что дефиницию и содержание такой деятельности следует определить в «Концепции единой технической политики в области охраны имущества и объектов» либо «Положении о единой технической политике в области охраны имущества и объектов», которое определяло бы понятие данной деятельности, её цели и задачи, направления и принципы, субъекты и объекты, критерии, а также систему организации, процесс и порядок деятельности. Нормы данного положения, должны основываться на требованиях Федерального закона Российской Федерации от 23.08.96 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [2] и выработанных технических регламентах средств охранной техники и безопасности. За основу данного документа можно взять существующие положения о технической политике в ряде федеральных организационных структур. [например, 9; 10]
Единая техническая политика в области охраны имущества и объектов, по нашему мнению, должна обеспечиваться также нормами и правилами, являющимися системой общефедеральных нормативных документов, обязательных для всех проектных и монтажных организаций систем охранной техники и безопасности, предприятий науки и промышленности по их разработке и производству.
Исходя из дефиниции государственной научно-технической политики, сформулированной в указанном законе, под которой понимается «составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники», определений содержащихся в указанных положениях о технической политике, а также сути деятельности вневедомственной охраны полиции в данной сфере, можно сформулировать, на наш взгляд, и дефиницию «единая техническая политика в области охраны имущества и объектов». Под данным термином мы предлагаем понимать «систему, устанавливающей цели, задачи, основные принципы, механизмы реализации инженерно-технической деятельности в сфере технического и технологического развития в области охраны имущества и объектов и обеспечения эффективности единого технологического процесса оказания охранных услуг».
Основываясь на общепринятом определении «политика», как направленной деятельности государства в различных сферах, [13] можно, как мы полагаем, сформулировать ещё одну дефиницию «единой технической политики» как деятельности и определить, что «единая техническая политика в области охраны имущества и объектов — это целенаправленная деятельность вневедомственной охраны полиции по осуществлению организационных и технических мероприятий, направленных на технически и экономически оправданный выбор программных и аппаратных технических средств охраны и безопасности, оборудование ими объекта на принципах разумной достаточности и обеспечение эффективного проведения технической эксплуатации».
Таким образом, устранить пробелы и недостатки в рассматриваемой сфере возможно только путём комплексного подхода к решению указанных проблем. Решение их видится в определении на федеральном уровне понятия «единой технической политики в области охраны имущества и объектов», её целей и задач, направлений, принципов, критериев, а также системы организации, процесса и порядка деятельности по её реализации, что позволит совершенствовать использование имеющихся ресурсов и оптимизировать функционирование технического потенциала вневедомственной охраны полиции. Данные меры, в целом, будут способствовать повышению надёжности технических средств охраны и обеспечению имущественной безопасности юридических и физических лиц.
Представляется, что Единая техническая политика в области охраны имущества и объектов станет нормативным документом, регламентирующим современные технические стандарты в данной области, а также программным документом для научно-исследовательских организаций и производителей, определяющим типовые требования к техническим средствам охраны и безопасности.
Литература:
Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300–1 «О защите прав потребителей» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 09.04.1992, № 15, ст. 766
Федеральный закон Российской Федерации от 23.08.96 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст.4137
Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434
Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 677 «Об утверждении Положения о Главном управлении вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Приказ МВД России от 16 июля 2012 года № 689 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений вневедомственной охраны территориальных органов министерства внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны объектов, квартир и мест хранения имущества граждан с помощью технических средств охраны»
Приказ МВД России от 5 мая 2012 года № 418 «Об утверждении Устава Федерального государственного казённого учреждения «Управление вневедомственной охраны МВД по Республике Карелия»
Руководящий документ МВД России РД 78.36.004–2005 МВД России «Рекомендации о техническом надзоре за выполнением проектных, монтажных и пусконаладочных работ по оборудованию объектов техническими средствами охраны»
Список технических средств безопасности, удовлетворяющих «Единым техническим требованиям к системам централизованного наблюдения, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны» и «Единым техническим требованиям к объектовым подсистемам охраны, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны» // Рекомендован заседанием технического совета ГУВО МВД России от 24 апреля 2012. Москва, 2012г.
Концепция единой технической политики ОАО «РЖД» // URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/rxzakony/h6n.htm
Положение о технической политике ОАО «ФСК ЕЭС» // URL: http://www.fskees.ru/media/File/evolution_technology/techpolicy1.pdf
Зайцев А. Г. Государственная техническая политика в области защиты имущества // Журнал «Системы безопасности», 2010 URL: http://www.nsbural.ru/Documents/Detail/9500
Савичев В. В. О перспективах развития охраны имущества физических и юридических лиц // Каталог «Системы безопасности»,2009. http://www.secuteck.ru/articles2/oficial/o-perspektivah-razvitiya-ohrany-imuschestva-fisich-i-yurid-lic
ВикипедиЯ // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %CF %EE %EB %E8 %F2 %E8 %EA %E0