Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности при изучении английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (479) август 2023 г.

Дата публикации: 15.08.2023

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Василенко, О. В. Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности при изучении английского языка / О. В. Василенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105442/ (дата обращения: 30.04.2024).



Статья посвящена формированию функциональной грамотностивпроцессе проектной деятельности по английскому языку.

Ключевые слова: функциональная грамотность, проект, практическое применение, критическое мышление.

В настоящее время в мире происходят глобальные процессы, и современному обществу необходимы функционально грамотные специалисты, которые могут осваивать знания и применять их в новых реалиях. Функционально грамотная личность способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

На сегодняшний день функциональная грамотность является одним из центральных понятий в образовательном процессе. При изучении английского языка происходит формирование практически всех направлений функциональная грамотности — читательской грамотности, математической грамотности, финансовой грамотности, естественнонаучной грамотности, глобальных компетенций и креативного мышления. Это связано с тем, что обучение иностранному языку носит метапредметный характер. При изучении английского языка обучающиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни. Математические операции на английском языке и изучение физических явлений углубляют их знания по предметам технической направленности. Знакомство с культурой, историей и традициями стран изучаемого языка связано с уроками истории и географии. Правила поведения человека в экстремальных ситуациях и оказание медицинской помощи изучаются на уроках ОБЖ.

Одной из наиболее активных форм обучения является проектная деятельность, которая формирует функциональную грамотность обучающихся и способствует приобретению необходимого практического опыта. Функциональная грамотность и работа над проектами имеют много общего. Метод проектов по своей сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, обучающиеся оказываются более приспособленными к жизни, так как проектная работа происходит через обучение в действии. Усвоение учебного материала при работе над проектами осуществляется с использованием инновационных технологий, приемов и способов, когда обучающиеся приобретают навыки ориентирования в различных жизненных ситуациях и применяют свои знания на практике.

Хотелось бы поделиться опытом формирования различных компонентов функциональной грамотности при реализации практико-ориентированного проекта по английскому языку на тему «Выживание в условиях автономного существования» в рамках летней практики в кадетском корпусе. Участники проекта — кадеты 7-х классов. Цель проекта — изучить теоретический материал о правилах выживания в условиях автономного существования и найти практическое применение полученным знаниям. В процессе работы над проектом использовались формы и методы обучения, направленные на развитие таких компонентов функциональной грамотности как читательская грамотность, естественно-научная грамотность и креативное мышление. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и при необходимости применять их на практике. Тема выживания человека в экстремальных ситуациях всегда вызывала большой интерес. Можно найти много захватывающих и удивительных историй людей, чудом выживших в одиночку в лесу. Случаи из реальной жизни не только производят впечатление на ребят, но и мотивируют их на погружение в тему. Например, отрывок из книги путешественника Йосси Гинсберга, известного благодаря своей истории выживания в джунглях Амазонии и написавшего впоследствии книгу о своих приключениях Lost in the Jungle, настолько впечатлила участников проекта, что они захотели посмотреть фильма, снятый в 2017 году по этой книге. После просмотра фильма и обсуждения его на английском языке кадеты предложили провести конкурс на самую удивительную историю выживания в лесу, используя Интернет-источники.

При отборе текстов необходимо помнить о том, что объем и сложность текстов должны соответствовать уровню и возрасту обучающихся, расширять их кругозор, а иллюстрации способствовать развитию познавательной активности. При необходимости надо дать перевод незнакомых слов или предоставить возможность воспользоваться словарем.

Для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей используются различные приёмы смыслового чтения, которое предполагает три этапа — предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Одной из задач предтекстового этапа является создание мотива чтения и развитие умения прогнозирования. Так, перед началом работы с текстом о правилах выживания в лесу ребятам предлагалось написать на доске слова, которые ассоциируются с проблемами человека, оказавшегося наедине с дикой природой — страх, убежище, еда, дикие звери (метод мозгового штурма). По мере прочтения текста и выполнения заданий к этим понятиям добавлялись новые слова и словосочетания. В результате составлялась ментальная карта, с помощью которой ребята делали сообщения о прочитанном. На этом этапе обучающиеся должны были догадаться по какому слову заголовка текста можно определить, что речь идёт о выживании человека, или какое слово наводит на мысль о том, что с человеком случилась беда.

Задания текстового этапа направлены на понимание текста, размышление читателя насколько хорошо он понимает прочитанное. На данном этапе формирование читательской грамотности осуществлялось через выполнение следующих заданий:

– разместить предложения по порядку;

– подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;

– выполнить задание на множественный выбор;

– определить правильность или ложность утверждений;

– найти ответы на предложенные вопросы;

– заполнить таблицу во время чтения текста.

Так, при работе с текстом «Правила выживания в лесу» ребятам было предложено заполнить таблицу на основе текста. В первой графе необходимо было выделить проблемы, с которой человек сталкивается в условиях автономного проживания, во второй — написать решения, исходя из содержания текста, а в третьей — предложить свой вариант выхода из проблемной ситуации на основе своего личный опыта, информации из книг, фильмов, рассказов людей и других источников.

Для проверки понимания прочитанного существуют различные виды послетекстовых заданий, целью которых является контроль формирования умений смыслового чтения с перспективой практического использования полученной информации при необходимости в будущем. Участники проекта должны были:

– высказать свое мнение по поводу прочитанного;

– опровергнуть утверждения или согласиться с ними;

– аргументировать свою точку зрения;

– составить план текста, выделив его основные мысли;

– пересказать/кратко изложить содержание текста;

– рассказать текст от лица главного героя;

– вставить в текст пропущенные слова или выражения.

Формирование естественнонаучной грамотности в данном проекте реализуется в контексте таких тематических областей как «опасности и риски», «здоровье» и «окружающая среда». Научно-популярные тексты «Как выбраться из болота», «Безопасное питание в лесу», «Ориентирование в лесу» «Разжигание костра», «Медицинская помощь» и др. содержат информацию о физических и химических явлениях, лекарственных растениях, способах ориентирования и действиях человека в случае получения физических травм. Таким образом, работа с данными текстами носит метапредметный характер, так как они связаны с такими предметами как физика, химия, география, ОБЖ. С целью поддержания интереса к теме проекта ребятам предлагалось посмотреть видеоматериалы с последующим обсуждением на английском языке сюжета, отдельных ситуаций и поведения героев. В ходе работы над проектом ребята успешно усвоили теоретические знания о том, как вести себя в лесу и какие действия необходимо предпринимать для выживания. Например, сырая вода в лесу может вызвать серьезное отравление, поэтому ее надо вскипятить. А как сделать это, если нет посуды? Решением может быть создание «котелка» из бересты, причем необходимо знать, что делать его надо светлой стороной бересты вовнутрь, так как темная сторона бересты выделяет при кипячении вещество, содержащее ядовитые элементы. А как разжечь костер, если нет спичек и зажигалки? Сделать это можно с помощью чаги, растущей на деревьях, путем трения, и тлеть она будет очень долго благодаря своему химическому составу. Что делать, если ты столкнулся с дикими животным и есть угроза жизни? Для этого надо знать особенности поведения животных и правила, которые позволят сохранить человеку жизнь. В целях закрепления некоторых теоретических навыков в процессе проекта проводились практические занятия в классе, когда ребята рисовали сюжеты из жизни в лесу с инструкциями на английском языке и делали «посуду» из ватмана (имитация бересты), сопровождая свои действия инструктажем на английском языке. Были организованы походы в лес, во время которых ребята пытались разжечь костер без использования спичек, делали раколовку из веток, искали подходящие места для создания убежища в лесу и находили растения, которые можно употребить в пищу или применить в качестве лекарственного средства. Подобные мероприятия не только способствуют развитию естественно-научной грамотности, но и превращают процесс обучения в увлекательное занятие.

Одним из основных компонентов функциональный грамотности является креативное мышление, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, а также решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Проектная деятельность носит практический характер и несомненно способствует развитию креативного мышления участников проекта. Это совместная работа, направленная на решение интересной проблемы, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, продемонстрировать свои знания и показать публично достигнутый результат.

В проекте «Выживание в условиях автономного существования» развитие креативного мышления во многом осуществляется путем применения технологии развития критического мышления. Использование методов мозгового штурма, создание ментальных карт по темам «Опасности», «Выживание в лесу», «Снаряжение» и др. активизируют мыслительную деятельность обучающихся и способствуют более успешному усвоению лексического материала. Эффективным методом для развития креативного мышления является техника «Если бы».... Эта техника полезна тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться определенными представлениями.

«If I met a wild animal in the forest, I would…

«If there were no drinking water around, I would…

«If I went hiking for some days, I would take …

Развитию креативного мышления в процессе реализации проекта способствуют ролевые игры, когда в группе выбирается «проводник», который должен провести инструктаж на английском языке, отвечая на вопросы «участников» похода. Можно разыграть диалоги с участием «репортеров», берущих интервью у «человека, выжившего в экстремальной ситуации в лесу». Задание рекомендуется давать заранее, так как участникам ролевой игры необходимо придумать свою историю и подумать над вопросами. Очень интересным и эффективным приемом, развивающим фантазию и воображение, с моей точки зрения, является задание по составлению рассказа с обязательным использованием определенных слов по теме. Существует много других интересных форм работы для оптимизации учебного процесса, и задача преподавателя состоит в том, чтобы выбрать из них наиболее подходящие для данной группы, учитывая уровень подготовки и возрастные особенности участников проекта.

В заключение можно сделать вывод, что проектная деятельность при изучении английского языка значительно оживляет процесс восприятия нового материала через сознательную деятельность участников проекта и является эффективным средством повышения функциональной грамотности обучающихся.

Литература:

  1. Козлова М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. — С. 116–125
  2. Петросян Н. А.Проектная деятельность в формировании функциональной грамотности на уроках английского языка. [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/proektnaia-deiatelnost-v-formirovanii-funktsionaln.html?ysclid=ll1au2vtyz144189418
  3. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно- познавательной компетентности учащихся на уроке английского языка. [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/articles/6920
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, креативное мышление, функциональная грамотность, лес, проектная деятельность, читательская грамотность, автономное существование, знание, проект, участник проекта.


Похожие статьи

О развитии читательской грамотности учащихся в условиях...

Известно, что термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда функциональная грамотность включала в себя умения читать и писать, используемые в повседневной жизни.

Формирование читательской грамотности на уроках...

Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике показали, что у учащихся существуют проблемы в формировании грамотности чтения.

Индивидуальный проект как эффективная технология...

Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего.

Развитие креативного мышления как компонента...

Термин «функциональная грамотность» впервые прозвучал на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности, проводимой под эгидой ЮНЕСКО (Тегеран, 1965г.).

Развитие функциональной грамотности учащихся через...

Решение этих проблем я вижу через проектную деятельность по краеведению. Через проектную деятельность будет развиваться и функциональная грамотность учащихся. Таким образом, у меня за годы педагогической деятельности накопилась серия проектов.

Креативное мышление в цикле исследований PISA-2022

В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной школьниками, на практике по четырем направлениям: читательская грамотность,математическая грамотность, естественно-научная грамотность и в 2022 году это креативное мышление.

Важность проектной методики при изучении английского языка...

Мы, приводим пример применения метода проектов, как обучения иностранному языку, при котором учащиеся овладевают знаниями в творческом процессе составления планов и самостоятельном выполнении практических заданий.

Формирование функциональной грамотности на уроках...

Креативное мышление представляет собой способность грамотного использования полученных знаний в реальной жизни. Примером использования навыков креативной и читательской грамотности на уроках английского языка является методика ролевой игры.

Формирование функциональной грамотности посредством...

В статье анализируется понятие «формирование функциональной грамотности» через применение стратегий функционального и смыслового чтения на уроках английского языка.

Похожие статьи

О развитии читательской грамотности учащихся в условиях...

Известно, что термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда функциональная грамотность включала в себя умения читать и писать, используемые в повседневной жизни.

Формирование читательской грамотности на уроках...

Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике показали, что у учащихся существуют проблемы в формировании грамотности чтения.

Индивидуальный проект как эффективная технология...

Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего.

Развитие креативного мышления как компонента...

Термин «функциональная грамотность» впервые прозвучал на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности, проводимой под эгидой ЮНЕСКО (Тегеран, 1965г.).

Развитие функциональной грамотности учащихся через...

Решение этих проблем я вижу через проектную деятельность по краеведению. Через проектную деятельность будет развиваться и функциональная грамотность учащихся. Таким образом, у меня за годы педагогической деятельности накопилась серия проектов.

Креативное мышление в цикле исследований PISA-2022

В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной школьниками, на практике по четырем направлениям: читательская грамотность,математическая грамотность, естественно-научная грамотность и в 2022 году это креативное мышление.

Важность проектной методики при изучении английского языка...

Мы, приводим пример применения метода проектов, как обучения иностранному языку, при котором учащиеся овладевают знаниями в творческом процессе составления планов и самостоятельном выполнении практических заданий.

Формирование функциональной грамотности на уроках...

Креативное мышление представляет собой способность грамотного использования полученных знаний в реальной жизни. Примером использования навыков креативной и читательской грамотности на уроках английского языка является методика ролевой игры.

Формирование функциональной грамотности посредством...

В статье анализируется понятие «формирование функциональной грамотности» через применение стратегий функционального и смыслового чтения на уроках английского языка.

Задать вопрос