Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Отряд «Донбасс», БАМ Укрстрой

Научный руководитель
Спецвыпуск
06.08.2023
180
Поделиться
Библиографическое описание
Савов, Д. В. Отряд «Донбасс», БАМ Укрстрой / Д. В. Савов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 64-65. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105321/.


Работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме, приуроченной к 50-летию строительства БАМа. В статье обобщен и кратко изложен объемный исторический материал об отряде «Донбасс», а также деятельности ССМП БАМ «Укрстрой» на Восточном участке БАМа. Освещена роль БАМа в советские и постсоветские периоды времени. Более подробно раскрыты следующие вопросы: деятельность БАМ Укрстроя, передовой отряд «Донбасс», воспоминания первостроителей БАМа. Предлагается использование собранного материала в познавательных и практических целях, таких как проведение уроков краеведения и классных часов, «Разговоров о важном».

Ключевые слова: Байкало-Амурская магистраль, Дальний Восток, Укрстрой, передовой отряд «Донбасс», первостроители, создание видеоролика-интервью.

В ходе строительства БАМа участие принимал весь Советский Союз. Строительно-монтажные поезда посланцев краев, областей и республик СССР на Восточном участке возводили станционные поселки, в каждом из них предусматривались капитальные вокзалы, депо, торгово-общественные центры, школы, детские сады, жилье для эксплуатационников. Согласно постановлению ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ каждый субъект формировал, направлял и заботился о своем отряде строителей. Украина строила Новый Ургал, Молдавия — станцию Алонка, Таджикистан станцию Солони, Куйбышевская область Этыркен, Пензенская область Амгунь, новосибирцы возводили Постышево, Алтайский край Эворон, Тамбовская область Хурмули, саратовцы Герби. Хабаровскому краю доверили строить станцию Сулук. А всего на БАМе работало 60 шефских строительно-монтажных организаций [1].

Ургал — посёлок, расположенный в геологической впадине. Зимой там едва ли не самая низкая температура на всем БАМе — до минус пятидесяти. Поселок и будущая стройка располагались на вечной мерзлоте. Все дома надо было ставить на сваи, которые забивались на несколько метров в мерзлотные грунты.

В многоголосном хоре этой гигантской стройки слышен голос Украины. Посланцы из УССР трудились на путях от Тайшета до Лены. Эшелоны, пройденные на восток где, везли краны и автомашины, металлоконструкции и железобетонные панели были сделаны руками рабочих Украины [2].

В первую очередь стоит отметить исполнительность ССМП «Укрстрой», за 4 года с момента высадки первого отряда план по строительству был выполнен на 110 %. К концу работы. БАМ «Укрстрой» сдал в эксплуатацию 40 жилых домов на территории поселка Ургал, освоено 108,5 млн руб. из бюджета строительства [4].

Главный итог работы заключался в строительстве дальневосточного кольца железных дорог, с чем успешно справились строители УССР. Именно они укладывали звено рельсов на участке Ургал — Комсомольск-на-Амуре и тем самым открыли непрерывное движение на участке БАМа. Здесь были применены новейшие технологии передовых методов строительства. Благодаря энтузиазму и патриотизму были освоены просторы нетронутой тайги и вечной мерзлоты.

На территорию Верхнебуринского района были принесены быт и культура украинского народа, именно тут они оставили свою частицу, ввели в работу учреждения культуры и быта, сдали в эксплуатацию школу и детские сады, построены объекты торгового, коммунально-бытового назначения. Подавляющее большинство капитальных зданий Нового Ургала строились в 1980-1985 годах, и, например, вокзал был сдан в 1982-м [3].

3 ноября 1974 года на месте будущей станции высадились 320 человек из отряда «Донбасс», который должен был подготовить площадку для еще четырех отрядов: «Киев», «Харьков», «Днепр» и «Карпаты». 7 ноября состоялся митинг, на котором было объявлено, что «город Ургал будет построен коллективом «Укрстрой».

Желающих поехать на БАМ было немало, поэтому отбор производился самый тщательный. Учитывалось всё: и образование, и партийность, и состав семьи, и продолжительность работы на разных предприятиях. С каждым беседовали индивидуально. Кроме того, для того чтобы оказаться в числе посланцев Украины, нужны были ещё рекомендации партийных, комсомольских организаций или руководства предприятия. Возраст основного отряда 23–24 года [5].

Далее из выступления на торжественном собрании, посвященном 40-летию со дня образования посёлка Новый Ургал Жолобнюка Ивана Филипповича — начальника ССМП «Укрстрой», первостроителя посёлка Новый Ургал.

Суровая зима испытывала первостроителей на прочность, но даже 50-градусные морозы не помешали продолжению стройки. Перед коллективом стояла задача: в сжатые сроки построить 4 общежития, столовую и котельную с инженерными сетями, чтобы весной 1975 года принять отряды с других областей Украины.

За 5 месяцев на долю первопроходцев выпало столько трудной, произошло столько событий, что в обычных условиях работы их хватило бы на всю человеческую жизнь.

В апреле 1975 г. на помощь первостроителям прибывают отряды «Карпаты», «Харьков», «Днепр», «Киев», которые поселились в благоустроенных общежитиях [5].

К концу года был построен временный посёлок строителей на 1000 человек и начаты работы на объектах постоянного посёлка. Одна из сложностей сооружения заключалась в устройстве фундамента. Трудоемкость и дороговизна — характерная особенность возведения объектов посёлка.

В 1979 году строители полностью освоили объем строительно-монтажных работ, но коллектив принял решение продолжить стройку.

К октябрю 1984, когда сомкнулись рельсы БАМа, трудящиеся поезда ввели в эксплуатацию 94 тыс. кв. метров жилья: здание ж/д вокзала на 300 пассажиров, объекты здравоохранения, образования, коммунальные хозяйства. Посёлок являлся третьим по величине после г. Тында и г. Северобайкальска.

Родина высоко оценила труд украинских строителей. Среди тех, кто сооружал Новый Ургал: герой социалистического труда, два кавалера ордена Ленина, два кавалера ордена трудового Красного Знамени, пять кавалеров орденов «Дружба народов», награждённые орденами трудовой Славы, «За трудовое отличие», медали «за строительство БАМ» — 420 человек.

В продолжении нашей деятельности, посвященной истории БАМа, авторы решили обратиться к истории судеб людей, которые связали свою жизнь с великой стройкой. Целью стало создание видеоролика, рассказывающего о первостроителях и людях, которые обеспечивали быт в суровых, подчас невыносимых условиях.

В 2022 году авторами был разработан план урока (классного часа), на котором студенты получали теоретические знания и возможность пропустить через себя атмосферу БАМовской стройки, использовав настольную игру «В путь по БАМу», в которую играют участники мероприятия.

В преддверии годовщины великой стройки, празднования 50-летия БАМа, было необходимо накопить максимум информации про оставшихся ветеранов великой стройки. Связавшись с Советом Ветеранов Ургальского узла Комсомольского региона Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «РЖД», было выяснено, что ветеранов великой стройки осталось не так много, лишь 11 человек, из них восемь первостроители и трое эксплуатационники.

Авторы встретились с людьми, руками которых был построен посёлок Новый Ургал, с теми, кто в первых рядах прибыл на территорию, на тот момент 3-го разъезда, именно они внесли свою частичку в это значимое и величественное слово БАМ. У каждого из этих великолепных людей было взято интервью.

Набор вопросов имел следующее содержание: «как вас зовут; из какой точки, на тот момент, Советского Союза вы приехали; почему выбрали строить своё будущее на БАМе; кем вы работали на БАМе; как вы думаете, есть ли будущее у БАМа; что вы думаете о нашей деятельности; охарактеризуйте несколькими словами, чем для вас является БАМ; дайте совет поколению строителей БАМа».

После интервью была проведена совместная беседа, в рамках которой совместно с ветеранами обсудили прошлое, настоящее и будущее Верхнебуринского района, сделано совместное фото в одном из залов помещения Совета Ветеранов, где была представлена экспозиция с важной информацией о людях, которые, к сожалению, уже не смогли попасть в кадр.

В дальнейшем результаты проекта планируется использовать в рамках тем «Разговора о важном», «БАМ — 50 лет / Воины железнодорожники, ветераны-бамовцы, участники сооружения и эксплуатации БАМа!».

Литература:

  1. Управление по делам архивов Правительства Хабаровского края, Государственный архив Хабаровского края. БАМ: через годы, через расстояния.... — Хабаровск: издательский дом «Частная коллекция», 2014. — 553 с.
  2. Жолобнюк И. Ф. Выступление на торжественном собрании, посвященном 40-летию со дня образования посёлка Новый Ургал Верхнебуреинского района в ДК железнодорожников / Архивный сектор администрации Верхнебуреинского района. — 2014. — С.4.
  3. Демидова А. Первые посланцы Украины // Рабочее слово. — 1974. — 24.10. — Ст. 128
  4. Демидова А. Юность Донбасса на Ургальской земле // Рабочее слово. — 1974. — 05.11. — Ст. 133
  5. Горлач Л. Н., Тельнюк С. В. От Днепра до Амура. — Киев: «Молодь», 1976. — 269 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Байкало-Амурская магистраль
Дальний Восток
Укрстрой
передовой отряд «Донбасс»
первостроители
создание видеоролика-интервью

Молодой учёный