Содействие в трудоустройстве выпускников учреждений среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жумигина, В. Д. Содействие в трудоустройстве выпускников учреждений среднего профессионального образования / В. Д. Жумигина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 32-33. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105301/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье приводятся результаты изучения трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования. Приводятся рекомендации по подготовке обучающихся к собеседованию.

Ключевые слова: резюме, собеседование, критерии отбора, этапы подготовки к собеседованию, рекомендации.

В современных реалиях вопрос трудоустройства выпускников и полной реализации их профессионального и личностного потенциала становится все более насущным. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания среднего профессионального образования, неизбежно сталкиваются с рядом проблем.

И в первую очередь стоит затронуть статистику. Хоть число безработных в прошлом году и сократилось в России на 13,8 % по сравнению с 2021 годом, однако доля молодежи до 25 лет среди безработных составляет 26,3 % [2].

Еще одна трудность с которой сталкиваются выпускники — это страх перед собеседованием, боязнь несоответствия заявленным требованиям работодателя, неумение грамотно себя представить и составить резюме, психологические барьеры и неуверенность в себе.

На протяжении последних лет можно наблюдать одну и ту же проблему. Юные специалисты, завершившие обучение, не получают ожидаемых результатов после окончания учебного заведения. А многочисленные походы на собеседования не дают гарантию отыскать и устроиться на желанную работу.

К сожалению, дети часто попадают под влияние родителей, имеющих большую власть и контроль над ситуацией. Через время, успев полноценно влиться в обучение, молодые люди понимают, что выбор делали не они, и специальность, навязанная родителями, им не интересна. В итоге рынок становится переполнен людьми, у которых отсутствует мотивация и которые не знают, куда себя пристроить. Большинство компаний чаще всего ищут людей с опытом, в то же время многие молодые люди работают неофициально, а некоторые и вовсе решают взять перерыв после учебы и не планируют искать место работы [3].

Еще одной причиной безработицы среди молодого поколения, как отмечают специалисты, является то, что не все работодатели разделяют ценности молодежи, такие как отсутствие формализма и соблюдение строгой иерархии, быстрое развитие, баланс между личным временем и работой и наличие собственного профессионального взгляда на задачи.

Основное назначение собеседования — знакомство работодателя с потенциальным соискателем, определить требования и соответствия данным требованиям, обсудить детали и условия трудоустройства. На собеседовании работодатель задает вопросы, визуально оценивает соискателя, его внешние данные, манеру говорить, умение отвечать на вопросы, уровень подготовки. Поэтому существуют целые методики для тех людей, кто проводит собеседования, в крупных компаниях создаются целые отделы для отбора кандидатов, их адаптации и оценки [1].

Но собеседование важно не только работодателю, но и соискателю тоже. Цель проведения собеседования — показать навыки, знания и опыт, что компетенции соискателя соответствуют требованиям рассматриваемой вакансии. Во время собеседования соискатель должен продемонстрировать сознательность выбора, знание профессии, компании и отрасли, к которой она относится, желание работать именно в этой компании, свою заинтересованность и самое главное уверенность.

Несомненно, прохождение собеседования, это стрессовая ситуация, к которой лучше подготовиться заранее. Для этого необходимо определить, как именно будет проходить собеседование, убедится в правильности ответов и четкости определенных позиций.

Для удобства выпускников авторами были разработаны методические рекомендации с основными типами собеседования и ключевыми аспектами, которая поможет выпускнику составить четкую картину того, что его ожидает на собеседовании у работодателя. В данных рекомендациях были подобраны основные виды собеседований.

Важно пойти дальше, чем просто просмотреть главную страницу сайта. После общих вопросов HR-менеджер перейдет к более профильным, и среди прочего может спросить у соискателя профессиональный совет по сайту. Только единицы кандидатов хорошо отвечают на такие вопросы, поэтому хорошая подготовка точно не помешает и сможет выделить соискателя среди других [4].

Микроклимат компании создается ее сотрудниками. Чем больше соискатель знает о них, тем легче понять внутреннюю работу компании. Для того, чтобы лучше узнать сотрудников компании необходимо познакомиться с их профилями в социальных сетях и ответить на следующие вопросы: как они выросли; что они пишут на своих аккаунтах в социальных сетях; у них консервативный или творческий подход к работе; такой анализ поможет понять, подходит ли вам культура компании; фон и одежда.

Если это собеседование по онлайн-связи, то в качестве фона не стоит подключаться из спальни, а выбирать более-менее официальную обстановку — настроит на правильный лад. Также желательно проверить подключение к интернету, наличие микрофона и наушников, работоспособность приложения и то, как будет записано имя. Вовремя общения зачитывание заметок или заранее приготовленных ответов необходимо избегать.

« Расскажите нам что-нибудь о себе » — это основной вопрос, с которого часто начинается собеседование. Необходимо подготовить свою историю в пять предложений и выделить 1–2 навыка или особенности опыта работы, которые наиболее актуальны для данной вакансии. Для ответа можно воспользоваться формулой:

«предложение о нынешней должности + пара строк о прошлом, соответствующем опыте + предложение о будущем и о том, чем хотите заниматься в контексте компании и должности, на которую претендуете»

«Каковы ваши слабые стороны?» — этот вопрос-проверка вашей самооценки. Необходимо подумать заранее, что можно указать в качестве слабых сторон. При ответе назвать то, что не так важно для будущей работы и не навредит репутации. Пример: «Я хотел бы выступить на собрании по рабочим вопросам, но пока не уверен в себе в плане публичных выступлений. Я практикую этот навык с другом».

«Каким вы видите себя через пять лет?» Отвечая на этот вопрос, укажите свои цели и амбиции. Можно опустить мечты, не связанные с работой. Расскажите, кем собираетесь стать и как намерены развиваться в этой компании, как по горизонтали, так и по вертикали. Хорошо бы перечислить некоторые навыки, на которых хотите сконцентрироваться и развить их.

«Почему вы хотите работать именно у нас?» Не стоит приводить общие факты или говорить: «Вы позвонили сами» — почитайте отзывы сотрудников или поищите информацию на сайте компании и в социальных сетях. В идеале ответ должен быть связан со сферой деятельности соискателя. Например, по отзывам других работников стало понятно, что в отделе отличная атмосфера и прекрасное общение между сотрудниками.

Чтобы привлечь внимание работодателя, одних только профессиональных достижений или наличия диплома престижного вуза сегодня уже недостаточно. Грамотная структура и аккуратный дизайн анкеты — вот тренд современного рекрутмента. Основные виды резюме остаются неизменными из года в год. Тремя основными являются хронологический, функциональный и комбинированный. Выбирая формат, необходимо помнить об индивидуальной трудовой биографии и должностях, которые соискатель «хочет завоевать». Это довольно важный момент. Не исключено, что для одинаковых позиций в разные компании приходится составлять документ в двух вариантах.

Основными разделами данного резюме может стать: контактная информация соискателя (ФИО, телефон, адрес электронной почты), основные квалификации и навыки, приобретенный опыт в конкретной области или иных областях, и, конечно же, образование и при наличии дополнительное образование.

Литература:

  1. Коулмен Д. Экономическая социология с точки зрения рационального выбора // Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики. — М.: Роспэн, 2004. — С. 161.
  2. Брагин В. А. Образование и занятость: согласование структуры спроса и предложения на российском рынке труда // Сб. науч. трудов ИНП РАН. М., 2003. — Т. 1. — С. 386–399.
  3. Могильчак Е. Л. Экономические ориентации студенчества — их взаимосвязи и методы формирования // Социологические исследования. — 2015. — N 10. — С. 59.
  4. Тухватулина Е. А. Профессиональное образование: «выпускник — работодатель» методы взаимодействия на современном этапе: методические рекомендации. — Хабаровск: ХИИК, 2023. — 120 с.
Основные термины (генерируются автоматически): собеседование, компания, навык, профессиональное образование, соискатель.


Ключевые слова

резюме, собеседование, критерии отбора, рекомендации, этапы подготовки к собеседованию

Похожие статьи

Собеседование как метод отбора персонала | Статья в журнале...

Собеседование с потенциальными кандидатами на вакантные должности состоит из следующих этапов: первый — ознакомительный, второй — переговоры с лучшими кандидатами.

Формирование модели компетенций инспектора по кадрам в ЗАО...

Директор организации был привлечен к разработке модели компетенций. Для начала велось обсуждение желаемого результата, то есть того, что подразумевает использование модели компетенций для организации. Сюда были отнесены

Как зарекомендовать себя при трудоустройстве в Китае

2) Во время собеседования с работодателем-китайцем ведите себя скромно и уважительно, смотрите вниз, не сутультесь, говорите спокойным голосом, не кричите, не говорите агрессивно или вызывающе, избегайте проявления чувств и сохраняйте расстояние при общении.

Специфика подбора и отбора кандидатов на управленческие...

В работе проведен анализ особенностей подбора и отбора менеджеров, выявлены основные риски рекрутинга управленческих кадров из внешней среды, а также представлены инструменты подбора и отбора кандидатов на управленческие должности.

Совершенствование компетенций управленческого персонала как...

В статье рассмотрены принципы развития персонала нефтегазодобывающего предприятия на уровне организации, персонала и общества. Проведен анализ формирования компетенций управленческого персонала НГДУ «Нижнесортымскнефть», который позволил выявить...

Разнообразие методов качественного отбора персонала как...

Например, при беседе с кандидатом на позицию офис- менеджера, я предлагаю составить деловое письмо. Точность данного метода в нашей компании составила 45 %. Интервью по компетенциям и структурированное интервью позволяют оценить квалификацию соискателя.

Анализ особенностей российского рекрутинга | Статья в журнале...

Например, большинство работодателей ограничивают возраст на работу 45-ю годами, полагая, что расцвет профессиональных навыков приходится на период от 30 до 46 лет, а дольше происходит спад.

Какие Soft Skills потребуются при поиске стажировки?

Гибкие навыки позволяют людям самосовершенствоваться и идти к навстречу к мечте. Стажировка для студентов, которую вы найдете на платформе Jobby.ai, откроет двери в будущее и прокачает не только профессиональные навыки, но и Soft Skills!

Сущность, основные критерии и источники подбора персонала

В данной статье проведен анализ подходов ученых к сущности понятия «отбор персонала», рассмотрены основные особенности процесса отбора персонала. Определены критерии и источники набора персонала.

Похожие статьи

Собеседование как метод отбора персонала | Статья в журнале...

Собеседование с потенциальными кандидатами на вакантные должности состоит из следующих этапов: первый — ознакомительный, второй — переговоры с лучшими кандидатами.

Формирование модели компетенций инспектора по кадрам в ЗАО...

Директор организации был привлечен к разработке модели компетенций. Для начала велось обсуждение желаемого результата, то есть того, что подразумевает использование модели компетенций для организации. Сюда были отнесены

Как зарекомендовать себя при трудоустройстве в Китае

2) Во время собеседования с работодателем-китайцем ведите себя скромно и уважительно, смотрите вниз, не сутультесь, говорите спокойным голосом, не кричите, не говорите агрессивно или вызывающе, избегайте проявления чувств и сохраняйте расстояние при общении.

Специфика подбора и отбора кандидатов на управленческие...

В работе проведен анализ особенностей подбора и отбора менеджеров, выявлены основные риски рекрутинга управленческих кадров из внешней среды, а также представлены инструменты подбора и отбора кандидатов на управленческие должности.

Совершенствование компетенций управленческого персонала как...

В статье рассмотрены принципы развития персонала нефтегазодобывающего предприятия на уровне организации, персонала и общества. Проведен анализ формирования компетенций управленческого персонала НГДУ «Нижнесортымскнефть», который позволил выявить...

Разнообразие методов качественного отбора персонала как...

Например, при беседе с кандидатом на позицию офис- менеджера, я предлагаю составить деловое письмо. Точность данного метода в нашей компании составила 45 %. Интервью по компетенциям и структурированное интервью позволяют оценить квалификацию соискателя.

Анализ особенностей российского рекрутинга | Статья в журнале...

Например, большинство работодателей ограничивают возраст на работу 45-ю годами, полагая, что расцвет профессиональных навыков приходится на период от 30 до 46 лет, а дольше происходит спад.

Какие Soft Skills потребуются при поиске стажировки?

Гибкие навыки позволяют людям самосовершенствоваться и идти к навстречу к мечте. Стажировка для студентов, которую вы найдете на платформе Jobby.ai, откроет двери в будущее и прокачает не только профессиональные навыки, но и Soft Skills!

Сущность, основные критерии и источники подбора персонала

В данной статье проведен анализ подходов ученых к сущности понятия «отбор персонала», рассмотрены основные особенности процесса отбора персонала. Определены критерии и источники набора персонала.

Задать вопрос