Опыт командной работы педагогов с обучающимися педагогических классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гоголева, И. И. Опыт командной работы педагогов с обучающимися педагогических классов / И. И. Гоголева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105288/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрыты особенности организации профориентационной работы с обучающимися педагогических классов. Представлены возможности и особенности педагогической командной работы с учащимися. Раскрыты потенциалы командного взаимодействия педагогов и факторы развития командной работы.

Ключевые слова: педагогический класс, модели педагогических классов, командная работа, команда педагогов, совместная деятельность в команде, командообразование.

Сегодня процесс профессионального самоопределения, выбора педагогических профессий — процесс непрерывный и сложный, требующий взаимодействия, в том числе и сетевого, педагогов образовательных организаций разных уровней, социальных партнеров, заинтересованных лиц. Представляется, что вовлечь разных педагогов/специалистов в работу с педагогическими классами возможно посредством деятельности педагогических команд. При этом отмечается дефицит практик командных методов работы, который возникает, прежде всего, из-за отсутствия опыта командного взаимодействия. Поэтому важно раскрыть особенности и возможности педагогической командной работы с обучающимися педагогических классов, что и является целью данной статьи.

В рамках деятельности краевого инновационного комплекса с 2018 года преподаватели Хабаровского педагогического колледжа (Е. В. Плотникова, И. И. Гоголева, П. В. Ильин) организовали систематическую работу с педагогическим классами.

Педагогический класс — профильное обучение учащихся путем изучения учебных курсов психолого-педагогической и социально-гуманитарной направленности. Характерными признаками данных классов выступают: профилирование учебных предметов, избирательный принцип отбора и социально-педагогическое взаимодействие субъектов, деятельностный подход в обучении школьников, создание социальных образовательно-деятельностных пространств [5].

Работа с обучающимися педклассов ориентирована на расширение представлений о мире профессий, формирование гибких навыков и личных качеств. Педагогами колледжа апробированы различные модели: классы предпрофильной подготовки (8–9 классы), классы профильной подготовки социально-гуманитарной направленности (10 класс), разновозрастные сетевые классы г. Амурска, Солнечного, Вяземского районов Хабаровского края. В работе с педагогическими классами используется широкий формат профориентационных форм: профигры и каникулярные школы, профессиональные пробы, подготовка и защита проектов, индивидуальные и групповые консультации, внеурочные занятия и онлайн-занятия на платформе Сферум и Яндекс.Телемост.

Активное распространение идей проектного, продуктового и командного подходов, а также имеющийся собственный опыт актуализирует командную работу педагогов. В современных коллективах создаются и успешно работают виды педагогических команд: предметные методические объединения, ассоциация молодых педагогов, ассоциация педагогов-исследователей, творческая группа, проектная команда, команда сопровождения и пр.

В психолого-педагогической литературе отсутствует единый подход к пониманию сущности понятия команды педагогов, имеются немногочисленные прикладные междисциплинарные исследования по данному направлению (Е. А. Александрова, И. В. Жуковский, А. В. Жуткин, Е. А. Максимова, М. М. Поташник, Н. А. Соловова, др.)

В исследовании мы понимаем команду педагогов как группу взаимодополняющих друг друга профессионалов, объединенных для совместной работы, имеющих общие интересы и личностные, профессионально значимые цели, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за достижение конечных результатов. Условно выделяют виды педагогических команд (настоящая, потенциальная, высокоэффективная, самоуправляемая, управленческая, проектно-диагностическая), что позволяет учитывать различные аспекты командообразования.

Согласны с позицией Е. А. Максимовой, что термины «команда», «группа», «коллектив» — родственные понятия, имеющие существенные отличия [4]. Команда, в отличие от коллектива и группы, более мобильна, динамична, профессиональна и продуктивна, прагматичная и идеологически независима. Поэтому нам видится, что командное взаимодействие педагогов может выступать в качестве фактора эффективного построения работы с педагогическими классами.

Алгоритм организации педагогических команд представлен в исследовании Е. А. Александровой [1]. Педагогическая команда — открытое социальное объединение, ее члены более свободны в своей деятельности, позитивно взаимозависимы и взаимоответственны. Отметим, что в команду педагоги могут объединяться спонтанно, как в нашем случае, или специально вокруг решения определенной проблемы. Они могут быть членами одного или разных педагогических коллективов. Команда может быть небольшой по составу (3–4 человека), но даже малая команда может достичь больших результатов, нежели один человек (принцип синергии). У педагогов могут быть свои должности и полномочия, но компетентность членов команды должна соответствовать требованиям решаемой задачи. Предпочтительно, чтобы в команду педагогов по работе с педагогическим классом входили:

а) член администрации, который в силу своих должностных обязанностей имеет доступ к инструментам, посредством которых можно решить ряд организационно-педагогических задач, ему можно в необходимой ситуации делегировать полномочия по организации процесса обучения и воспитания обучающихся, реализации тех или иных педагогических инициатив;

б) педагог-психолог, который может чувствовать эмоциональную атмосферу, воздействовать на эмоционально-психологический климат класса, отслеживать динамику настроений, социально-эмоционального развития обучающихся и пр.;

в) педагоги, способные эффективно выполнять разные педагогические задачи (интересно проводить занятия, генерировать идеи, мобильно и гибко реагировать на изменения запросов обучающихся, родителей, администрации, работать в разных программах с разными программными средствами пр.).

Командная работа эффективна, когда опыт комплексного решения каких-либо задач находится в стадии становления, т. к. педагогическая команда обладает большим потенциалом: общее видение, согласованность целей и ценностей, оперативное решение сложной задачи или нескольких задач (педагогических, методических, организационных), генерирование нестандартных решений, регулярное обсуждение промежуточных и итоговых результатов работы и пр. Сейчас с учетом развития ИКТ и усовершенствованием межличностной коммуникации члены команды могут эффективно взаимодействовать и оперативно решать общие задачи, находясь в разных метах и в разное время. Согласованность целей и мобильное решение задач создают явные преимущества для педагогов.

Пять лет назад педагогам надо было составить первую рабочую общеобразовательную программу для обучающихся педагогических классов. На основе обсуждения и учета мыслей и идей, согласования целей и смыслов работы преподавателями колледжа было выбрано модульное построение программы внеурочной деятельности. Сейчас разработано и апробировано несколько модулей: «Мой проект», «Я и инфомир», «Мои пробы», «Я и профессия», «Я и мой мир», «Основы педагогики», «Основы психологии» и др. Модульный подход к построению рабочих программ позволяет ежегодно выбрать именно тот набор программ, которые ориентированы на достижение ожидаемых результатов в зависимости запросов обучающихся, а также от условий их реализации (предпрофильные/профильные классы, внеурочная деятельность/дополнительное образование, вариативные курсы, социальная практика и пр.).

На сегодняшний день имеется более 50 примерных рабочих программ учебных предметов в педагогических классах, которые обсуждены и рекомендованы к использованию. Просматривая и анализируя реестр примерных программ, наша команда педагогов понимает, что выбранный модульный принцип построения рабочих программ оказался оптимальным. Вместе с тем мы убедились, что модульный принцип при разработке сетевых программ может выступать риском в тех случаях, если подбор и компоновка модулей не учитывает интересов и потребностей обучающихся, либо их недостаточную мотивированность.

Командная работа эффективна при отладке учебных программ и внутренних процессов. В команде педагогов есть возможность для свободного самовыражения и учета мнений и предложения, которые при обсуждении максимально детализируются и получают свое развитие в серии разнообразных педагогических инициатив и активностей. И это очень важно, потому что работа с педагогическими классами выстраивается с учетом разных уровней мотивации учащихся, разнообразия и вариативности форм. Так в ходе совместного обсуждения родилась идея проведения систематических онлайн-занятий и структура формата вебТРЕКА.

ВебТРЕК — интерактивная форма онлайн-занятия, которое предполагает совместное обсуждение определенных вопросов, ребята имеют возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и о чем думают. Структура онлайн-занятия: ввод в тему, мотивационный этап, краткая информация преподавателя для осмысления, решение педагогических ситуаций, выполнение практических заданий, ответы на проблемные вопросы. Занятие сопровождается презентацией и видеоматериалами. Ведется запись занятия, что позволяет вернуться к теме, пересмотреть.

Педагогической командой успешно реализован вебТРЕК # ищи смысл , предполагающий проведение серии вебинаров «Психологический портрет современного педагога», «Я — за работу в школе!» (Плотникова Е. В.); «Современные педагогические профессии», «Роли учителя» (Гоголева И. И., к. п. н.); «Практические инструменты цифровизации образования», «Педагогическая журналистика: блоги, сайты и статьи» (Ильин П. В.). В ходе трека обсуждается дополнительная интересная информация, рекомендуются к изучению и просмотру конкретные источники, даются советы и пр. Вся работа в треке направлена на обмен мнениями и мыслями, обсуждения. Заинтересовал учащихся педкласса вебТРЕК «Становление педагога: от идеи к опыту». В треке было интервью со студентами-выпускниками колледжа. Ребята могли задать любой вопрос, а студенты, в свою очередь, открыто делились своими достижениями, рассказывали о возможностях профессионального обучения и студенческой жизни.

Конструктивный диалог в команде — основа и форма организации работы. В диалоге с коллегами родилась и успешно реализуется в течение ряда лет идея выездных педагогических сессий в МБОУ СОШ № 9 г. Амурска. В ходе сессий преподаватель колледжа:

— проводит специальные обучающие занятия по различным темам психолого-педагогического модуля «Основы психолого-педагогических знаний»;

— организует профессиональные пробы старшеклассников с дошкольниками и младшими школьниками;

— вебинары с участием педагогов школы и преподавателей колледжа.

Выездные сессии — оптимальное средство развития профессиональной мотивации учащихся педагогических классов, для педагогов — средство профессионального самообразования, развития новых форм и способов взаимодействия с коллегами.

Какие факторы способствуют развитию педагогической команды? В нашем случае это: корпоративное обучение и самообразование, оперативное принятие решений, обратная связь, открытая культура.

Команда была собрана для организации деятельности творческого характера педагогического содержания. Корпоративное обучение осуществлялось в команде посредством форм ретроспективного, группового наставничества «педагог — педагог». Наставничество помогало повысить профессиональные компетенции, т. к. передавая кому-то опыт, мы учимся сами.

Нашей командой была предложена и апробирована форма наставничества «студент — ученик». В ходе работы над проектами из обучающихся педагогических классов и студентов были созданы наставнические пары. Учащиеся успешно выполнили проекты, разработали интересные продукты по разным темам: «Свободное время младших школьников — пространство развития», «Сделай свою школу ярче», «Медиабезопасность младших школьников», «Домашние задания: за и против», «Мотивы выбора педагогической профессий» и др. Студенты-наставники приобрели опыт командной и проектной работы с разными возрастами и категориями учащихся, а также делового и неформального общения с преподавателями. Для команды педагогов было важно, что наставничество — это не дискретная встреча, а совместная деятельность и сотрудничество учащихся и студентов [2].

Добровольность участия — важное условие эффективности команды. Каждый педагог в нашей команде делает, что может, в соответствии со своими личностными и профессиональными интересами, возможностями и степенью активности. Важен индивидуальный вклад в решение командной задачи. Движущей силой и источником развития команды выступает удовлетворение и продвижение личностно и профессионально значимых интересов. При этом каждый член команды может пробовать себя в разных ролях, максимально реализовывать свой потенциал, а посредством совместной деятельности достигать личностно значимых результатов. Связывающими команду педагогов элементами выступают: наличие позитивной взаимозависимости, конструктивное межличностное взаимодействие и тесное общение, выраженная личная ответственность, профессионализм каждого участника. Данные элементы обеспечивают общий ожидаемый результат, а не индивидуальный успех.

Работая в команде, педагог становится более терпим, открыт, лоялен, у него формируется уважение чужого мнения, способность грамотно вести переговоры, диалоги, конструктивно разрешать и предотвращать конфликты.

Нам импонирует идея И. В. Жуковского о значимости командной истории, которая складывается день за днём из отдельных событий и решений. Ценность совместных дел и воспоминаний придают значимость прошлой деятельности и связывают ее с настоящим [3]. Работая с педклассами мы можем обратиться к опыту работы прошлых лет. Командная история помогает укрепить комфортную, ненапряженную атмосферу при большой нагрузке педагогов, а также при необходимости мобильного и гибкого решения разного рода актуальных задач. Общая доброжелательная атмосфера команды во многом выигрывает при взаимном уважении, признании и удовлетворенности.

Обратим внимание на недостатки педагогической командной работы. Во-первых, работа в команде требует определенных временных затрат для того, чтобы найти взаимопонимание, «притереться» друг к другу, увидеть индивидуальные «выигрыши» и дополнительные преимущества (престиж, чувство защищенности, стимулы, пр.). Во-вторых, причиной разногласий, даже конфликтов может быть невладение педагогами техникой командной работы, неумение взаимодействовать, слышать и слушать своих партнеров, наличие «некомандных игроков». Все это создает проблемы межличностной коммуникации и увеличивает трудоемкость процесса обмена информацией. Обозначенные недостатки можно рассматривать как резерв повышения эффективности командной работы педагогов, в том числе: составление планов и графиков командной работы, определение контрольных точек и дат, предоставление отчетов, открытость и прозрачность работы команды, публикация материалов, представление «лучших практик» и пр.

Таким образом, педагоги, осуществляющие взаимодействие с обучающимися педагогических классов, должны представлять собой команду единомышленников, союз успешно взаимодействующих профессионалов. Мы по опыту знаем, что «команда сделана из вещей, что нельзя увидеть. Труд, отвага, сила воли, время, стратегия, командная работа, гармония, лидерство»... (Эйр Гир).

Литература:

  1. Александрова Е. А. Педагогические команды как средство активизации инновационной деятельности образовательных учреждений: автореф. дис. канд.пед.наук. / Е. А. Александрова — Санкт-Петербург, 2007. — 23 с.
  2. Гоголева И. И. Реализация модели наставничества «студент — ученик(и)» в процессе подготовки студентов педагогического колледжа / И. И. Гоголева // Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 3. — С.3
  3. Жуковский И. В. Эффективная педагогическая команда / И. В. Жуковский // Народное образование. — 2010. — № 8. — С.141.
  4. Максимова Е. А. Командная работа — ресурс развития школы. / Е. А. Максимова — Москва: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2012. — 144 с.
  5. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. — Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. — 392 с.
Основные термины (генерируются автоматически): команда педагогов, командная работа, класс, команда, педагог, педагогическая команда, педагогический класс, педагогическая командная работа, преподаватель колледжа, совместная деятельность.


Ключевые слова

командная работа, командообразование, педагогический класс, модели педагогических классов, команда педагогов, совместная деятельность в команде

Похожие статьи

Опыт организация деятельности педагогических классов

В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...

Формирование и развитие классного коллектива в условиях кадетского училища

В статье рассматривается проблема формирования и развития классного коллектива, обсуждаются задачи педагогов по диагностике и коррекции взаимоотношений в коллективе, а также роль психологического и педагогического сопровождения для успешного развития...

Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

Психологические особенности конфликтов во временном коллективе детей в условиях загородного лагеря

Статья посвящена обсуждению особенностей возникновения конфликтов в отряде в условиях загородного лагеря на разных стадиях становления коллектива. В ней отдельно рассматриваются характеристики лидеров детского коллектива. Делается акцент на использов...

Студенческое самоуправление как фактор профессионального становления личности специалиста

В статье рассмотрены основные принципы организации и развития студенческого самоуправления как фактора профессионального становления личности будущего специалиста. Описаны направления работы координаторов студенческого самоуправления из числа препода...

Наставничество как условие становления молодого специалиста

В статье представлен опыт работы учителя — логопеда коррекционного образовательного учреждения, с использованием модели наставничества «педагог — педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста,...

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Работа классного руководителя с родителями младших школьников как условие успешной адаптации детей в первом классе

Можно отметить, что работа классного руководителя с родителями младших школьников оказывает существенное влияние на процесс успешной адаптации учеников первого класса. Здесь в работе педагога могут быть использованы следующие направления воспитатель...

Игровая форма работы с первоклассниками на уроке физической культуры. Авторская разработка «Веселая ферма»

Статья отражает авторскую игровую методику проведения «Разминки в комплексе общеразвивающих упражнений» на уроке физической культуры в первом классе. Грамотное применение подобных игровых форм работы на учебных занятиях, способны помочь ребенку переж...

Похожие статьи

Опыт организация деятельности педагогических классов

В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...

Формирование и развитие классного коллектива в условиях кадетского училища

В статье рассматривается проблема формирования и развития классного коллектива, обсуждаются задачи педагогов по диагностике и коррекции взаимоотношений в коллективе, а также роль психологического и педагогического сопровождения для успешного развития...

Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

Психологические особенности конфликтов во временном коллективе детей в условиях загородного лагеря

Статья посвящена обсуждению особенностей возникновения конфликтов в отряде в условиях загородного лагеря на разных стадиях становления коллектива. В ней отдельно рассматриваются характеристики лидеров детского коллектива. Делается акцент на использов...

Студенческое самоуправление как фактор профессионального становления личности специалиста

В статье рассмотрены основные принципы организации и развития студенческого самоуправления как фактора профессионального становления личности будущего специалиста. Описаны направления работы координаторов студенческого самоуправления из числа препода...

Наставничество как условие становления молодого специалиста

В статье представлен опыт работы учителя — логопеда коррекционного образовательного учреждения, с использованием модели наставничества «педагог — педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста,...

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Работа классного руководителя с родителями младших школьников как условие успешной адаптации детей в первом классе

Можно отметить, что работа классного руководителя с родителями младших школьников оказывает существенное влияние на процесс успешной адаптации учеников первого класса. Здесь в работе педагога могут быть использованы следующие направления воспитатель...

Игровая форма работы с первоклассниками на уроке физической культуры. Авторская разработка «Веселая ферма»

Статья отражает авторскую игровую методику проведения «Разминки в комплексе общеразвивающих упражнений» на уроке физической культуры в первом классе. Грамотное применение подобных игровых форм работы на учебных занятиях, способны помочь ребенку переж...

Задать вопрос