Святейший правительствующий синод как институт конфликторазрешения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №31 (478) август 2023 г.

Дата публикации: 04.08.2023

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Хасанов, Р. В. Святейший правительствующий синод как институт конфликторазрешения / Р. В. Хасанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31 (478). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105201/ (дата обращения: 06.05.2024).



Статья посвящена рассмотрению Святейшего правительствующего синода как института конфликторазрешения, в период его становления.

Ключевые слова: духовный регламент, институт, Святейший правительствующий синод, синод, святейший синод, конфликт.

Институты конфликторазрешения всегда имели огромное значение в обществе. Благодаря им поддерживается общая стабильность и решаются многие конфликтные ситуации, поэтому на сегодняшний день важно их изучение в научной среде причём не только функционирующих, но и те, что давно не существуют. Описание уже ставших историей институтов может иметь ценность как сугубо историческую, так и практическую в рамках вырабатывания новых стратегий и методов разрешения столкновений в разных сферах социума. Одной из таких сфер является религия, в которой происходит конфликты как внутри конфессий, так и между ними. Можно сказать, что с течением времени религиозные конфликты так и остаются актуальны, а способы более эффективного разрешения ищутся до сих пор. Примером такого способа в своё время являлся святейший правительствующий Синод, разрешавший конфликты в православном обществе тех лет.

Цель статьи охарактеризовать святейший правительствующий синод как институт конфликторазрешения, рассмотрев при этом причины создания такого ведомства и что из себя представляют институты конфликторазрешения.

Исследование основано на статьях и работах, разбирающих духовный регламент и функции синода, и на самом духовном регламенте, также были использованы статья и учебник по институтам конфликторазрешения, с целью выявления характеристик присущим институтам конфликторазрешения, для описания синода.

Святейший Синод появился при правлении Петра Первого во время принятия духовного регламента в 1721 году. Основными причинами появления такого института выделяют несколько. Во-первых, недовольство духовенства принимаемыми реформами. Во-вторых, желание ослабить влияние консервативных сил на внутреннюю политику, так как патриарх невольно становился центром и объединяющим началом всех несогласных с реформами Петра Великого, что в будущем могло спровоцировать религиозные и иные конфликты [7, с. 587]. Попытки по созданию такого ведомства были и раньше, например, монастырский приказ, введённый при Алексее Михайловиче. Приказ ограничивал автономию и влияние патриарха, но из-за назревших конфликтов между светской и духовной властью было принято решение упразднить его [8, с. 296]. Хотя стоит упомянуть, что при Петре приказ возобновил свою работу, выступая, как промежуточный этап в церковной реформе [9, с. 102]. Управление синодом осуществлялось коллегиально, в отличие от патриаршего периода, где вся полнота власти была в руках патриарха. Коллегиальный метод располагал к более справедливым решениям, что подтверждается в духовном регламенте [6, с. 8]. Можно сказать, что создание синода было своего рода возможностью избежать нарастания конфликтных настроений в российском обществе.

Чтобы рассмотреть святейший синод как институт конфликторазрешения, стоит изначально разобраться, чем, собственно, являются институты конфликторазрешения. «Институт конфликторазрешения и поддержания мира представляет собой качественно определенный вид социального института, создание, функционирование и совершенствование которого напрямую связано с удовлетворением общественно значимых потребностей в предупреждении, урегулировании и разрешении многообразных социальных конфликтов, поддержания социальной стабильности и мира во всех сферах общества, а также на всех уровнях социальной реальности» [5, с. 48]. Из самого определения можно выделить, что институты конфликторазрешения занимаются предупреждением, урегулированием и разрешением конфликтных ситуаций возникающие в обществе. Также немаловажно отметить, что институты конфликторазрешения являются социальными институтами со всеми присущими им стандартными и специфическими функциями. В институтах конфликторазрешения в отличие от других социальных институтов, как отмечал Нагайцев В. В., специфичным является крайний уклон в функциях профилактики, предупреждения, урегулирования и разрешения многообразных в целом конфликтов [3, с. 217].

Ещё для описания Синода нам потребуется рассмотреть критерии институтов конфликторазрешения, выделенные В. А. Семеновым. Сами критерии Семенов В. А. делил следующим образом: во-первых, он рассматривал их по уровню социальной реальности конфликта, в котором они были представлены на международный и внутринациональный, во-вторых, в рамках масштаба делил конфликт на -микро -мезо и -макро, далее по общественной сфере, где они представлены и последний критерий выделял по объему исполняемых профильных функций института [4, c. 87].

Стоит отметить, что мы в рамках этой статьи будем касаться, только начала формирования синода и духовной коллегии, потому как за время своего существования Синод претерпевал различные изменения. Опираясь на вышеописанные критерии, можно сказать, что в начале своего формирования синод являлся внутринациональным институтом, так как влиял только на население Российской Империи. Масштабы конфликтов были в рамках микроконфликтов и затрагивали только религиозную и социальную сферу, что подтверждается в статье Д. О. Серова. Так, в первую очередь синод выполнял функции суда внутри духовенства, давая возможность разрешать конфликты в религиозных судах, помимо этого синод закреплял возможность обжаловать приговор в случаях несогласия с принятым решением, вне зависимости от духовного сана [2, с. 80]. Тем самым святейший синод регулировал и разрешал конфликты внутри духовенства. Но отметим также те крестьяне, что проживали на церковных землях, подвергались суду синода в рамках гражданских дел, если же дело было уголовным, то оно подпадало под суды общей юрисдикции [2, с. 81]. Из этого можно было бы сделать вывод, что синод являлся монофункциональным институтом, но в период своего становления, помимо судебных обязанностей синод выполнял ряд других функций. В качестве примера рассмотрим, далее другие обязанности синода.

Рассмотрим функции синода, не относящиеся к юридическим. Кратко обязанности приводятся в статье Растимешеной Т. В., и мы рассмотрим только некоторые из них; наблюдение, все ли епископы, пресвитеры, прочие церковные служители, обучающие и учащиеся, мирские люди в делах духовных пребывают в своём звании; наставление и наказание погрешающих; цензура богословских сочинений; рассмотрение проектов преобразования устройства церкви, которые каждый волен представлять в Синод; освидетельствование новопроявляющихся мощей и чудотворных икон; решение некоторых вопросов совести; освидетельствование кандидатов в епископы; наблюдение за тратой церковных средств; упорядочение взаимных отношений приходских священников и прихожан [1 с. 151]. Если всё обобщать, то функции синода выглядят так, имеются судебные, административные, экономические, религиозные и просветительские функции. Из этого мы наглядно можем подтвердить, что святейший правительствующий синод являлся полифункциональным институтом.

Подводя итоги, можно сказать, что Святейший Синод как институт конфликторазрешения проявляет себя в первую очередь как духовной суд, решающий конфликтные ситуации в среде духовенства. Но Синод занимался и обычным гражданскими судами в рамках своих церковных вотчин. Помимо, функций суда Синод имел и ряд других обязанностей. В целом Синод как институт конфликторазрешения является национальным и полифункциональным государственно-церковным ведомством, решающий регулирующий и контролирующий конфликты преимущественно в судебной форме.

Литература:

  1. Растимешина Татьяна Владимировна Святейший Синод как инструмент реализации государственной политики церковного наследия в XVIII–XIX вв. // ЭСГИ. 2016. № 2 (10). С. 148–160
  2. Серов Д. О. Учреждение Синода и реформирование церковной юстиции (1721–1722 гг.)//Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 7. Екатеринбург, 2009. 2 с. 77–88
  3. Нагайцев Виктор Валентинович Проблемы становления социальных институтов конфликторазрешения в российском обществе // Известия АлтГУ. 2010. № 2–2. С. 214–218
  4. Семенов, В. А. История и теория институтов конфликторазрешения: учебное пособие / В. А. Семенов, В. П. Милецкий. — Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 237 c.
  5. Милецкий, В. П. Институты конфликторазрешения и поддержания мира / В. П. Милецкий, Д. Н. Черезов. — Санкт-Петербург: «Фонд развития конфликтологии», 2018. — 137 c.
  6. Феофан Прокопович. Духовный регламент. М.: Синодальная типография, 1776. 112 с.
  7. Платонов Сергей Федорович Полный курс лекций по русской истории/ С. Ф. Платонов — Санкт-Петербург: Издательство «Кристалл», 1997.-838 с.
  8. Назаров Андрей Александрович Формирование системы финансового контроля и хозяйственного управления церковной экономикой в XVIII в. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (8). 294–301 с.
  9. Горчаков М. И. Монастырский приказ 1649–1725 гг.- СПб, 1868. 455 с.
Основные термины (генерируются автоматически): институт, святейший правительствующий синод, Святейший Синод, духовный регламент, конфликт, Синод, функция синода, описание Синода, функция суда.


Ключевые слова

конфликт, институт, Синод, Святейший Синод, Духовный регламент, Святейший правительствующий синод

Похожие статьи

Церковная реформа Петра Великого | Статья в сборнике...

Так же в Духовном Регламенте делается акцент на том, что Синод не имеет ничего общего с прежними Соборам, так как Соборы являются временными, а Синод является «всегдашним».

Русская православная церковь в 1825–1855 гг. | Статья в журнале...

Семинаристы также становились в один строй вместе с рядовыми солдатами. Анализируемая нами эпоха заканчивается весьма символично: в 1855 году скончался император Николай I. Обер-прокурор Святейшего Синода граф Н. А. Протасов умер на месяц раньше монарха.

Специальные полномочия высших судебных органов в Российской...

В 1721 г. Синоду был подчинен Монастырский приказ, а в 1725 г. названный приказ был вовсе упразднен и за Синодом закрепилась вся полнота церковного суда.

Характеристика источников права Российской империи 1832–1917 гг.

Многие важные законопроекты стали проходить, минуя его, через Комитет министров, Святейший Правительствующий Синод, Собственную его императорского величества канцелярию и другие центральные ведомства.

Развитие правового регулирования деятельности православных...

Подготовленный по докладу Синода указ от 19 апреля 1801 года «О неделании Обер-священнику никаких распоряжений, без представления Синоду и без его утверждения» [2, №19843] затрагивал все стороны вверенного обер-священнику управления.

Брачно-семейные отношения в России в XIX веке: правовые...

По данным отчётов обер-прокурора Св. Синода, получение церковного развода было сложной процедурой; о чём свидетельствуют статистические данные: в 1840 г. в Российской империи было зарегистрировано 198 разводов, в 1880 г. — 920, в 1890 г. — 942.

Церковная реформа. Петр I | Статья в сборнике международной...

Уничтожение сана главы-церкви автоматически возлагало эти полномочия на царя и подчинение «духовной власти» «светской». Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики.

Конфессиональная политика государства в отношении сектантства...

Данная классификация была установлена в 1842 году по согласованию со Священным Синодом, постановлением Особого комитета по делам раскольников, и в свою очередь, включала деление данных религиозных групп на «вреднейшие, вредные и менее вредные» [3, с. 222–224].

Контролирующие органы Сената Петра I | Статья в журнале...

Сенат своей властью назначал высшее должностное лицо – обер-фискала, аппарат которого в столице и на местах. дело, III, сенат, Преображенский приказ, суд, Военная коллегия, Синод, светский суд, судебная власть, Москва.

Похожие статьи

Церковная реформа Петра Великого | Статья в сборнике...

Так же в Духовном Регламенте делается акцент на том, что Синод не имеет ничего общего с прежними Соборам, так как Соборы являются временными, а Синод является «всегдашним».

Русская православная церковь в 1825–1855 гг. | Статья в журнале...

Семинаристы также становились в один строй вместе с рядовыми солдатами. Анализируемая нами эпоха заканчивается весьма символично: в 1855 году скончался император Николай I. Обер-прокурор Святейшего Синода граф Н. А. Протасов умер на месяц раньше монарха.

Специальные полномочия высших судебных органов в Российской...

В 1721 г. Синоду был подчинен Монастырский приказ, а в 1725 г. названный приказ был вовсе упразднен и за Синодом закрепилась вся полнота церковного суда.

Характеристика источников права Российской империи 1832–1917 гг.

Многие важные законопроекты стали проходить, минуя его, через Комитет министров, Святейший Правительствующий Синод, Собственную его императорского величества канцелярию и другие центральные ведомства.

Развитие правового регулирования деятельности православных...

Подготовленный по докладу Синода указ от 19 апреля 1801 года «О неделании Обер-священнику никаких распоряжений, без представления Синоду и без его утверждения» [2, №19843] затрагивал все стороны вверенного обер-священнику управления.

Брачно-семейные отношения в России в XIX веке: правовые...

По данным отчётов обер-прокурора Св. Синода, получение церковного развода было сложной процедурой; о чём свидетельствуют статистические данные: в 1840 г. в Российской империи было зарегистрировано 198 разводов, в 1880 г. — 920, в 1890 г. — 942.

Церковная реформа. Петр I | Статья в сборнике международной...

Уничтожение сана главы-церкви автоматически возлагало эти полномочия на царя и подчинение «духовной власти» «светской». Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики.

Конфессиональная политика государства в отношении сектантства...

Данная классификация была установлена в 1842 году по согласованию со Священным Синодом, постановлением Особого комитета по делам раскольников, и в свою очередь, включала деление данных религиозных групп на «вреднейшие, вредные и менее вредные» [3, с. 222–224].

Контролирующие органы Сената Петра I | Статья в журнале...

Сенат своей властью назначал высшее должностное лицо – обер-фискала, аппарат которого в столице и на местах. дело, III, сенат, Преображенский приказ, суд, Военная коллегия, Синод, светский суд, судебная власть, Москва.

Задать вопрос