В статье автор исследует психологические аспекты познавательных умений младших школьников.
Ключевые слова: познавательные умения, познавательные процессы, познавательная деятельность.
Умением А. Н. Леонтьев называет такое действие, которое может быть выполнено человеком в различных конкретных условиях (задачах) [4]. «Готовность субъекта самостоятельно и осознанно выполнять деятельность, обеспечивающую достижение поставленной цели в условиях, в которых ему приходится действовать» под умением понимает Н. С. Журавлева [1, с. 10].
Характеристика познавательных умений младших школьников напрямую связана с познавательными умениями в целом. Исследователи рассматривают умения в качестве способов совершения определенных действий. В контексте учебной деятельности это способы учебных (предметных) действий, которым педагоги обучают учащихся. При этом выполнение усложняющихся учебных задач связано с усложнением умений. Характерным признаком умений Е. П. Ильин называет «использование правильных способов деятельности в новых или радикально измененных условиях ее осуществления путем сознательного и целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения определенной мыслительной задачи» [2, с. 39].
Тема познавательных умений детей разного возраста всегда находила отражение в педагогической науке. Однако структура умений «отождествлялась со структурой навыков. Умения и навыки считались почти идентичными понятиями, их формирование рассматривалось одновременно, умения понимались как этапы в процессе выработки навыков» [2, с. 40].
Современный исследователь О. В. Литовченко познавательные умения рассматривает, как умения учиться. Исследователь пишет: «Формирование умения учиться предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая мотивы, цель, задачи деятельности и учебные действия по их реализации. Иными словами, психологическое понимание сути учебного действия сопоставимо с его педагогической трактовкой, понимаемой как умение» [5, с. 105].
А. В. Усова познавательными называет умения, посредством которых человек приобретает знания самостоятельно [6]. Познавательные умения обеспечивают плодотворное освоение учебно-познавательной деятельности, успешное решение поисковых задач. Они связаны, в первую очередь, с самостоятельной работой школьников по овладению знаниями.
Изучение способов организации познавательной деятельности учащихся позволило Н. С. Журавлевой выделить основные виды познавательных умений:
1) интеллектуальные;
2) практические;
3) организационные;
4) контрольно-оценочные» [1, с. 12].
Несколько иной подход к классификации познавательных умений предложен А. В. Усовой и А. А. Бобровым. Это:
1) «умение работать с учебной и научно-популярной литературой и на этой основе самостоятельно приобретать и углублять знания;
2) умение проводить наблюдение и на его основе делать выводы; умение самостоятельно моделировать и строить гипотезы;
3) умение самостоятельно ставить эксперимент и на его основе получать новые знания;
4) умение объяснять наблюдаемые факты на основе имеющихся теоретических знаний, предсказывать следствия теорий» [6, с. 24].
Анализ работ педагогов и психологов, посвященных познавательным умениям, позволил нам сделать вывод о том, что в отечественной науке познавательные умения рассматриваются в обобщенном (широком) и узком смысле.
В работах С. Л. Фокиной конкретные познавательные умения рассматриваются в контексте специфики учебного предмета. К обобщенным умениям исследователь относят «умения, которые повторяются в любых предметных действиях. Обобщенные умения являются обязательным компонентом познавательной деятельности при изучении всех учебных дисциплин, и пригодны для решения широкого круга задач» [7, с. 23].
Познавательные умения младших школьников формируются на основе познавательных процессов, представленных в Таблице 1.
Таблица 1
Особенности познавательных процессов детей младшего школьного возраста
Познавательные процессы |
Особенности |
Мышление |
Преобладает наглядно-образное, активно формируется словесно-логическое мышление, мыслительные операции осуществляются только на конкретном, наглядном материале, а не в гипотетическом плане, активное формирование научных понятий, на которых основано понятийное или теоретическое мышление |
Восприятие |
В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно, преобладает анализирующее восприятие, к концу возраста (при соответствующем обучении) — синтезирующее восприятие |
Память |
Развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности (непроизвольно запоминают интересный, преподнесенный в игровой форме, наглядный учебный материал, но могут произвольно запоминать интересный материал), хорошая механическая память, совершенствование смысловой памяти (рациональных способов запоминания) |
Внимание |
Могут концентрировать внимание на неинтересных действиях, но непроизвольное внимание преобладает, легкая отвлекаемость, внимание отличается небольшой объем и устойчивость, распределение и переключение. В учебной деятельности развивается произвольное внимание |
Воображение |
За счёт всё более правильного и полного отражения действительности совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или созданием образов по описанию, макету, иллюстрации и т. д. Развивается творческое воображение, связанное с преобразованием впечатлений прошлого опыта |
Кулагина И. Ю. называет мышление доминирующей функцией в младшем школьном возрасте, и отмечает «интенсивное развитие самих мыслительных процессов и зависимость развития других психических функций от уровня мышления» [3, с. 54].
Возрастные особенности познавательной деятельности младших школьников могут спровоцировать определенные трудности при усвоении учебного материала, в обучении в целом. Трудности в обучении мы рассматриваем, как «субъективное переживание несоответствия между требованиями учебной деятельности и интеллектуальными возможностями учащегося» [3, с. 10].
Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и математике, обусловлены недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения, когнитивными составляющими навыков письма, чтения и вычислительных умений, несформированностью регуляторных процессов.
Вследствие конкретности мышления младшие школьники испытывают трудности в понимании переносного значения слов и выражений, математического содержания задачи. Низкий уровень памяти препятствует запоминанию алфавита, стихотворений, правил, сужает словарный запас. Низкий уровень внимания затрудняет формирование навыков чтения, списывания, приводит к ошибкам (не дописывание слов и предложений, лишних вставка букв, пропуск букв, перестановка слогов в словах, «потеря» строки и т. д.).
Таким образом, познавательные умения- это умения, посредством которых человек приобретает знания самостоятельно. Познавательные умения детей младших школьников формируются на основе познавательных процессов- мышления, восприятия, памяти, внимания, и воображения. Их недостаточное развитие приводит к трудностям в обучении.
Литература:
- Журавлёва Н. С. Мониторинг познавательных умений школьников в процессе обучения физике. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Ишим, 2005. —22 с.
- Ильин Е. П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 138−147.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет — М.: Изд-во УРАО, 1999. — 175 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 1975.
- Литовченко О. В. Познавательные умения учащихся: проблемы формирования в современной школе С. 103–111 https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnye-umeniya-uchaschihsya-problemy-formirovaniya-v-sovremennoy-shkole
- Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. — М.: Знание, 1987.
- Фокина С. Л. Формирование обобщенных познавательных умений и их влияние на развитие познавательных интересов учащихся: Дис. … канд. пед. наук. — Л.: Нева, 1977.