Познавательные умения младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 06.07.2023

Статья просмотрена: 491 раз

Библиографическое описание:

Чеботарева, Л. В. Познавательные умения младших школьников / Л. В. Чеботарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104719/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор исследует психологические аспекты познавательных умений младших школьников.

Ключевые слова: познавательные умения, познавательные процессы, познавательная деятельность.

Умением А. Н. Леонтьев называет такое действие, которое может быть выполнено человеком в различных конкретных условиях (задачах) [4]. «Готовность субъекта самостоятельно и осознанно выполнять деятельность, обеспечивающую достижение поставленной цели в условиях, в которых ему приходится действовать» под умением понимает Н. С. Журавлева [1, с. 10].

Характеристика познавательных умений младших школьников напрямую связана с познавательными умениями в целом. Исследователи рассматривают умения в качестве способов совершения определенных действий. В контексте учебной деятельности это способы учебных (предметных) действий, которым педагоги обучают учащихся. При этом выполнение усложняющихся учебных задач связано с усложнением умений. Характерным признаком умений Е. П. Ильин называет «использование правильных способов деятельности в новых или радикально измененных условиях ее осуществления путем сознательного и целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения определенной мыслительной задачи» [2, с. 39].

Тема познавательных умений детей разного возраста всегда находила отражение в педагогической науке. Однако структура умений «отождествлялась со структурой навыков. Умения и навыки считались почти идентичными понятиями, их формирование рассматривалось одновременно, умения понимались как этапы в процессе выработки навыков» [2, с. 40].

Современный исследователь О. В. Литовченко познавательные умения рассматривает, как умения учиться. Исследователь пишет: «Формирование умения учиться предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая мотивы, цель, задачи деятельности и учебные действия по их реализации. Иными словами, психологическое понимание сути учебного действия сопоставимо с его педагогической трактовкой, понимаемой как умение» [5, с. 105].

А. В. Усова познавательными называет умения, посредством которых человек приобретает знания самостоятельно [6]. Познавательные умения обеспечивают плодотворное освоение учебно-познавательной деятельности, успешное решение поисковых задач. Они связаны, в первую очередь, с самостоятельной работой школьников по овладению знаниями.

Изучение способов организации познавательной деятельности учащихся позволило Н. С. Журавлевой выделить основные виды познавательных умений:

1) интеллектуальные;

2) практические;

3) организационные;

4) контрольно-оценочные» [1, с. 12].

Несколько иной подход к классификации познавательных умений предложен А. В. Усовой и А. А. Бобровым. Это:

1) «умение работать с учебной и научно-популярной литературой и на этой основе самостоятельно приобретать и углублять знания;

2) умение проводить наблюдение и на его основе делать выводы; умение самостоятельно моделировать и строить гипотезы;

3) умение самостоятельно ставить эксперимент и на его основе получать новые знания;

4) умение объяснять наблюдаемые факты на основе имеющихся теоретических знаний, предсказывать следствия теорий» [6, с. 24].

Анализ работ педагогов и психологов, посвященных познавательным умениям, позволил нам сделать вывод о том, что в отечественной науке познавательные умения рассматриваются в обобщенном (широком) и узком смысле.

В работах С. Л. Фокиной конкретные познавательные умения рассматриваются в контексте специфики учебного предмета. К обобщенным умениям исследователь относят «умения, которые повторяются в любых предметных действиях. Обобщенные умения являются обязательным компонентом познавательной деятельности при изучении всех учебных дисциплин, и пригодны для решения широкого круга задач» [7, с. 23].

Познавательные умения младших школьников формируются на основе познавательных процессов, представленных в Таблице 1.

Таблица 1

Особенности познавательных процессов детей младшего школьного возраста

Познавательные процессы

Особенности

Мышление

Преобладает наглядно-образное, активно формируется словесно-логическое мышление, мыслительные операции осуществляются только на конкретном, наглядном материале, а не в гипотетическом плане, активное формирование научных понятий, на которых основано понятийное или теоретическое мышление

Восприятие

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно, преобладает анализирующее восприятие, к концу возраста (при соответствующем обучении) — синтезирующее восприятие

Память

Развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности (непроизвольно запоминают интересный, преподнесенный в игровой форме, наглядный учебный материал, но могут произвольно запоминать интересный материал), хорошая механическая память, совершенствование смысловой памяти (рациональных способов запоминания)

Внимание

Могут концентрировать внимание на неинтересных действиях, но непроизвольное внимание преобладает, легкая отвлекаемость, внимание отличается небольшой объем и устойчивость, распределение и переключение. В учебной деятельности развивается произвольное внимание

Воображение

За счёт всё более правильного и полного отражения действительности совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или созданием образов по описанию, макету, иллюстрации и т. д. Развивается творческое воображение, связанное с преобразованием впечатлений прошлого опыта

Кулагина И. Ю. называет мышление доминирующей функцией в младшем школьном возрасте, и отмечает «интенсивное развитие самих мыслительных процессов и зависимость развития других психических функций от уровня мышления» [3, с. 54].

Возрастные особенности познавательной деятельности младших школьников могут спровоцировать определенные трудности при усвоении учебного материала, в обучении в целом. Трудности в обучении мы рассматриваем, как «субъективное переживание несоответствия между требованиями учебной деятельности и интеллектуальными возможностями учащегося» [3, с. 10].

Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и математике, обусловлены недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения, когнитивными составляющими навыков письма, чтения и вычислительных умений, несформированностью регуляторных процессов.

Вследствие конкретности мышления младшие школьники испытывают трудности в понимании переносного значения слов и выражений, математического содержания задачи. Низкий уровень памяти препятствует запоминанию алфавита, стихотворений, правил, сужает словарный запас. Низкий уровень внимания затрудняет формирование навыков чтения, списывания, приводит к ошибкам (не дописывание слов и предложений, лишних вставка букв, пропуск букв, перестановка слогов в словах, «потеря» строки и т. д.).

Таким образом, познавательные умения- это умения, посредством которых человек приобретает знания самостоятельно. Познавательные умения детей младших школьников формируются на основе познавательных процессов- мышления, восприятия, памяти, внимания, и воображения. Их недостаточное развитие приводит к трудностям в обучении.

Литература:

  1. Журавлёва Н. С. Мониторинг познавательных умений школьников в процессе обучения физике. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Ишим, 2005. —22 с.
  2. Ильин Е. П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 138−147.
  3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет — М.: Изд-во УРАО, 1999. — 175 с.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 1975.
  5. Литовченко О. В. Познавательные умения учащихся: проблемы формирования в современной школе С. 103–111 https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnye-umeniya-uchaschihsya-problemy-formirovaniya-v-sovremennoy-shkole
  6. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. — М.: Знание, 1987.
  7. Фокина С. Л. Формирование обобщенных познавательных умений и их влияние на развитие познавательных интересов учащихся: Дис. … канд. пед. наук. — Л.: Нева, 1977.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, учебная деятельность, младший школьный возраст, познавательная деятельность, действие, знание, познавательное умение детей, процесс, трудность, учебный материал.


Ключевые слова

познавательная деятельность, познавательные процессы, познавательные умения

Похожие статьи

Познавательный интерес как средство познавательного развития дошкольников

В статье авторы раскрывают важность формирования познавательного интереса, как неотъемлемой составляющей познавательного развития дошкольников.

Формирование познавательной культуры учащихся с помощью содержания образования

В данной статье рассматриваются вопросы стимулирования обучающихся к формированию познавательной культуры, через процесс обучения. Приведены основные задачи, способствующие вызвать познавательный интерес обучающихся к познавательной деятельности.

Формирование познавательного интереса у младших школьников

В статье отражается формирование интереса к познанию младших школьников, описываются методы исследования.

Пути развития познавательного интереса у подростков

В статье рассматривается познавательный интерес подростка, как одно из необходимых существенных критериев, оказывающих влияние на эффективную учебную деятельность.

Познавательный интерес в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности. Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков.

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...

Развитие познавательной активности обучающихся посредством учебной экскурсии

В статье рассматриваются теоретические подходы к понятиям «активность», «познавательная активность»; раскрывается роль учебной экскурсии в развитии познавательной активности обучающихся

Организация работы по развитию исследовательской активности детей в учреждении дополнительного образования

В статье автор рассматривает вопросы развития познавательной активности младших школьников и особенности организации исследовательской работы с обучающимися.

Формирование интереса у младших школьников к миру профессий как психолого-педагогическая проблема

В статье рассматривается понятие формирования интереса младших школьников к миру профессий как психолого-педагогическая проблема.

Похожие статьи

Познавательный интерес как средство познавательного развития дошкольников

В статье авторы раскрывают важность формирования познавательного интереса, как неотъемлемой составляющей познавательного развития дошкольников.

Формирование познавательной культуры учащихся с помощью содержания образования

В данной статье рассматриваются вопросы стимулирования обучающихся к формированию познавательной культуры, через процесс обучения. Приведены основные задачи, способствующие вызвать познавательный интерес обучающихся к познавательной деятельности.

Формирование познавательного интереса у младших школьников

В статье отражается формирование интереса к познанию младших школьников, описываются методы исследования.

Пути развития познавательного интереса у подростков

В статье рассматривается познавательный интерес подростка, как одно из необходимых существенных критериев, оказывающих влияние на эффективную учебную деятельность.

Познавательный интерес в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности. Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков.

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...

Развитие познавательной активности обучающихся посредством учебной экскурсии

В статье рассматриваются теоретические подходы к понятиям «активность», «познавательная активность»; раскрывается роль учебной экскурсии в развитии познавательной активности обучающихся

Организация работы по развитию исследовательской активности детей в учреждении дополнительного образования

В статье автор рассматривает вопросы развития познавательной активности младших школьников и особенности организации исследовательской работы с обучающимися.

Формирование интереса у младших школьников к миру профессий как психолого-педагогическая проблема

В статье рассматривается понятие формирования интереса младших школьников к миру профессий как психолого-педагогическая проблема.

Задать вопрос