В статье проведен обзор инновационных технологий гостиничного обслуживания гостей, которые используются в целях повышения конкурентоспособности отеля. Актуальность исследования обусловлена развитием новых подходов и способов к организации гостиничных услуг, имеющих более высокую оценку качества.
Ключевые слова: инновационные технологии, обслуживание гостей, конкурентоспособность, отель, гостиничные услуги, индустрия гостеприимства.
Современная индустрия гостеприимства характеризуется, с одной стороны, трудным этапом развития, который вызван принятием масштабных международных санкций. С другой стороны, современная практика гостиничного бизнеса известна различными инновациями и революционными подходами, которые повышают качество обслуживания гостей.
Актуальность применения инновационных технологий при повышении конкурентоспособности отеля в современной индустрии гостеприимства обусловлена влиянием следующих факторов [1; 5]:
— необходимостью совершенствования сервиса предоставления гостиничных услуг;
— необходимостью повышения качества обслуживания гостей;
— необходимостью удержания гостей в отеле;
— активное применение инновационных технологий мировыми сетями гостиниц и отелей.
В особенности на активное применение инновационных технологий при повышении конкурентоспособности отелей в современной индустрии гостеприимства влияет в целом распространение инноваций, что сопровождается тенденций цифровой трансформации. Нынешний этап развития гостиничного бизнеса динамический и быстроизменяющийся, что связано с распространением цифровых технологий в мировой и российской практике. Они приводят к созданию модели цифровой экономики, где функционирование отелей требует внедрения цифровых технологий в целях совершенствования бизнеса. Тем самым происходит процесс цифровой трансформации гостиничных предприятий, которые способствует повышению конкурентоустойчивости субъектов в борьбе с конкурирующими организациями.
Чтобы провести успешный процесс цифровой трансформации руководству отелю необходимо принятие управленческих решений, направленных на следующий алгоритм развития:
— совершенствовать систему управления с применением в менеджменте цифровых технологий;
— разработать соответствующие стратегические планы развития гостиничного бизнеса, где будут учтены цифровые процессы трансформации;
— провести исследование внутренней и внешней среды, включая конкурентный, стратегический и маркетинговый анализ индустрии гостеприимства;
— реализовать программы мотивации персонала для решения проблемы сопротивления инновациям;
— создать надежную систему информационного обеспечения и хранения базы данных;
— обеспечить финансовую, информационную и кадровую безопасность.
Рассмотрим основные инновационные технологии, которые могут применяться в целях повышения конкурентоспособности современного отеля [2; 3; 4]:
1. Разработка мобильного приложения для постоянных клиентов гостиничного предприятия.
Это позволит поддерживать коммуникацию между отелем и посетителями, информируя их о новых гостиничных услугах, номерах, акционных предложениях цены и изменения программы лояльности.
2. Закупка и применение роботизированного оборудования для осуществления уборки и клининга номеров.
Такие технологии позволят снизить неудобства для клиентов, а также увеличить качество обслуживания номеров. Роботизированное оборудование способно определить незаметные участки загрязнения, включая образования плесени, что позволит сократить угрозы в будущем от жалоб посетителей на неудовлетворяющую их чистоту.
3. Высокоэффективное остекление здания гостиницы.
Остекление гостиничного объекта новейшими технологиями позволяет обеспечить снижение потребности здания в энергетических ресурсах на протяжении всего года.
4. Использование новейших систем кондиционирования.
Их технологии должны включать в себя озонобезопасные хладагенты. Например, включение опции «фри кулинг» позволяет охлаждать здания гостиницы за счет низких температур окружающего воздуха, что снижает затраты электроэнергии.
5. Внедрение системы вентиляции с утилизацией тепла выбросного воздуха.
Данный комплекс технологий позволяет в зданиях гостиниц не только снижать потребление тепловой энергии до 60 % в зимний период времени, но и происходит автоматическая регуляция расхода воздуха в помещениях, где переменное количество людей, что увеличивает более комфортную среднюю температуру в гостиничном комплексе для гостей и клиентов.
6. Применение системы BMS.
Данная система отвечает за задачи по управлению климатом, освещением и водоснабжением всего здания отеля и систему стандарта GRMS, предназначенную для создания комфортных условий непосредственно в номерном фонде.
В заключении подытожим, что реализация стратегии внедрения инновационных технологий при управлении конкурентоспособности отеля однозначно требует значительных затрат, как для операционных расходов, так и для проведения капитальных вложений в разработку новых инновационно-инвестиционных проектов. Несмотря на рост финансовых издержек, гостиничный бизнес в долгосрочной перспективе получает сильную отдачу, которая делает выгодным принятия данного решения в определении стратегического вектора развития.
Таким образом, можно считать, что внедрение инновационных технологий — это новый вектор устойчивого и конкурентного развития отелей в современной индустрии гостеприимства. Благодаря применению новейших технологий в управлении бизнес-процессами и гостиничным обслуживанием, совершенствуется экономическая деятельность, создаются посылы для масштабирования самого бизнеса. Именно поэтому в нынешнее время столь большое количество отелей мировой и российской экономики стремиться к реализации проектов, направленных на цифровизацию, а также на изменение своей бизнес-модели.
Литература:
1. Сокирская Н. В. Инновации в гостиничном и ресторанном бизнесе // Молодой ученый. 2020. № 21 (311). С. 190–193.
2. Калинин А. А., Карпова А. А. Инновационные сервисные технологии в гостиничном бизнесе // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2019. № 2.
3. Жукова М. А. Развитие гостиничной индустрии на основе использования информационных технологий // Управление. 2018. № 4 (22).
4. Лесникова О. В. Современные инновации в индустрии гостеприимства // Информационные технологии в науке, бизнесе и образовании. 2020. С. 526–532.
5. Бахаева В. Н., Ладыженская Л. Ф. Применение инновационных технологий в работе службы приема и размещения гостиниц // Междисциплинарная интеграция как двигатель научного прогресса. 2020. С. 449–453.