Связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 17.06.2023

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Шклянская, А. А. Связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста / А. А. Шклянская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104241/ (дата обращения: 07.05.2024).



Исследование направлено на изучение связи между типом привязанности к матери и страхами детей старшего дошкольного возраста. Задачей исследования является выявление типов привязанности у детей и определение наличия связи между привязанностью и различными видами страхов у детей дошкольного возраста. Это позволяет более глубоко понимать механизмы формирования страхов у детей и разрабатывать методы их профилактики и коррекции.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, типы привязанности, страхи детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является весьма сензитивным к развитию эмоционально-чувственной сферы и то, каким образом сформируются психологические особенности данного компонента психики, во многом зависит от наличного опыта развития ребенка, от отношений в семейной системе. Положительное, эмоционально насыщенное отношение родителей обеспечивает жизнь и безопасность ребенка, формирует базовую привязанность, позволяющую в дальнейшем, строить доверительные и безопасные отношения с миром. Постепенно, по мере взросления, принятие всё в большей степени становится функцией социального поддержания и безопасности внутреннего эмоционального и психологического мира личности.

На сегодняшний день проведено большое количество исследований зарубежных и отечественных авторов, в которых были описаны негативные последствия деструктивных детско-родительских отношений (В. Я. Титаренко, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.). Нестабильность, эмоциональная холодность со стороны родителей, весьма негативно влияет на психологическое, физическое и личностное здоровье всех членов семьи и ребёнка в первую очередь. Кроме того, как было отмечено выше, семья — первичный институт социализации. Процесс становления личности как субъекта социально-психологического взаимодействия, помогает реализации его полноценной жизни в мире, через достижение того психологическое состояния, при котором человек может ощущать весь собственный потенциал и свое душевное содержание. Основы и потенциал такого благополучного состояния, закладываются именно в детско-родительских отношениях и весьма значимым периодом этого становления, является дошкольное детство.

Психология семьи сохраняет своей актуальной задачей исследование формирования привязанности и анализ взаимосвязи привязанности в детско-родительских отношениях с особенностями развития личности ребенка в частности. В психолого-педагогической науке, привязанность нередко рассматривалась лишь в рамках диадического взаимодействия матери и ребенка, сегодня ситуация несколько изменилась. Отцовство и материнство рассматриваются как отдельные институты родительства и аспекты привязанности ребенка к взрослому более широко.

Так или иначе, понимание значимости влияния семьи, детско-родительских отношений очевидно. Тем острее и болезненнее являет себя проблема нарушений привязанности. Некоторое время назад было принято считать, что дети способны легко восстанавливаться после тяжелых потрясений, а большинство психологических травм забывают. Однако многолетние исследования доказывают, что «нечувствительность», отвержение, агрессия, противоречивость в отношении к ребенку со стороны значимого взрослого формируют искажения в развитии ребенка, вызывают тревогу и страхи. Исследования отечественных авторов также подтверждают факт наличия страхов и увеличения их разнообразия (Л. С. Акопян, Е. А. Пикалова, Д. И. Фельдштейн и др.) [1; 2; 3].

Таким образом, можно утверждать, что существует как практический, так и научный запрос на комплексное, многомерное изучение взаимосвязи привязанности и страхов детей дошкольного возраста и ресурсов коррекции детских страхов. Вышесказанное обусловливает актуальность и выбор темы исследования: «Связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования привязанность к матери и ее типы.

Предмет исследования связь типа привязанности к матери и страхов детей дошкольного возраста.

Цель исследования изучение связи типа привязанности к матери и страхов детей дошкольного возраста.

Задачи исследования :

  1. анализ подходов к изучению привязанности к матери в отечественной и зарубежной психологии;
  2. изучение феномена страха и тревоги в психологии;
  3. рассмотрение психологических особенностей развития ребёнка дошкольного возраста;
  4. выявление специфики проявления детских страхов;
  5. изучение связи типа привязанности к матери и страхов у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:

– старшие дошкольники с ненадежным типом привязанности к матери в целом в большей степени подвержены страхам, чем дети с надежной привязанностью;

– у старших дошкольников с ненадежным типом привязанности больше распространены страхи смерти, темноты и кошмарных снов, чем у детей с надежным типом привязанности.

Научная новизна исследование позволит систематизировать основные особенности взаимосвязи нарушений привязанности и появления страхов у детей в дошкольном возрасте на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов.

Исследование имеет практическую значимость результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении психологической проблематики для решения актуальных проблем современных семейных отношений, родительства, психотерапии детско-родительских отношений, в работе с детьми и т. д. Основные положения и выводы исследования могут считаться существенными для осмысления и практической работы в консультативной и терапевтической работе.

Организация исследования. Висследовании приняли участие 50 дошкольников из старшей и подготовительной групп дошкольных образовательных учреждений в возрасте от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 6 месяцев. Это старший дошкольный возраст. Это дошкольники с условной нормой физического и психосоциального развития. Из группы — 30 дошкольников воспитываются в полных семьях, 18 дошкольников живут в неполных семьях (воспитываются только мамой), 2 дошкольника воспитываются бабушкой и дедушкой. В группе — 26 девочек и 24 мальчика.

Дети были выбраны из учреждений дополнительного образования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Введениесодержит описание проблемы связи типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста, актуальность исследования, обоснование необходимости изучения связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста. Также представлены теоретико-методологическая основа исследования, объект и предмет исследования, цель, гипотезы и задачи исследования, научная новизна исследования, а кроме того, его практическое значение для психолого-педагогической практики, психологов, психотерапевтов и родителей.

В теоретической части приведен анализ подходов к изучению привязанности в отечественной и зарубежной психологии, анализ феномена страха и тревоги в психологии.

Рассмотрены психологические особенности развития ребёнка дошкольного возраста.

Описана специфика проявления детских страхов, рассмотрены исследования по связи типа привязанности и страхов у детей дошкольного возраста.

Во второй главепредставлены результаты проведенного эмпирического исследования и их интерпретация.

В данной исследовательской работе был использован следующий метод: статистический анализ данных с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Методики исследования:

  1. Методика «Страхи в домиках» А. И. Захаров.
  2. Проективная методика «Мои страхи» А. И. Захаров.
  3. Методика «Рисование птичьего гнезда» Д. Кайзер.

В заключении работы подводятся итоги исследования. Мы выполнили поставленные задачи исследования. Основная гипотеза подтвердилась, выявлены связи между типом привязанности к матери и страхами детей старшего дошкольного возраста.

Выводы

  1. Было выявлено, что в группе из 50 дошкольников 60 % (30 человек) детей с надежным и 40 % (20 человек) детей с ненадежным типом привязанности. Признаком ненадежной привязанности выступал сильный нажим на обилие штриховки. О высокой тревожности и неуверенности может также говорить и обильная штриховка, и с сильным, и с очень слабым / неравномерным нажимом («паутинка» / «перепады») — такие рисунки также встречались. Тревожным показателем являлись также стереотипные, Дети, повторяющиеся линии только по форме круга как показатель невроза и навязчивого состояния.
  2. По результатам диагностики в целом можно констатировать преобладание социально-опосредованных страхов, страха смерти, страха животных, темноты и кошмарных снов, и медицинских страхов в обеих группах дошкольников. Дети с ненадежным типом привязанности 100 % случаев показывают социально опосредованные страхи, показатели по другим видам страхов в этой группе детей также достаточно высокие. В группе детей с надежным типом привязанности также часты социально опосредованные страхи, страх смерти, темноты и кошмарных снов, но их количество в группе ниже. Средние показатели по группам также разнятся. В группе детей с надежной привязанностью в среднем показатель количества страхов по группе равен 8, что являет собой средний показатель с тенденцией к низкому уровню, а у детей с ненадежным типом привязанности количество страхов значительно отличается и является повышенным.
  3. Отмечаются статистически значимые различия по группам детей по наличию медицинских страхов, страхов, связанных с причинением физического ущерба (транспорт, неожиданные звуки, пожар), животных, темноты и кошмарных снов, смерти, по количеству социально-опосредованных страхов.
  4. По полученным результатам можно констатировать, что у детей с ненадежным типом привязанности чаще, чем в группе детей надежной привязанностью встречаются страхи смерти, медицинские страхи, страх животных, темноты и кошмарных снов, есть различия по количеству социально-опосредованных страхов.
  5. Гипотеза эмпирического исследования частично получила свое подтверждение:

– дети с ненадежным типом привязанности в целом в большей степени подвержены страхам, чем дети с надежной привязанностью;

– у детей с ненадежным типом привязанности действительно больше распространены страхи смерти, темноты и кошмарных снов, чем у детей с надежным типом привязанности;

– кроме того, у детей с ненадежным типом привязанности больше распространены страхи животных и стихийных бедствий, чем у детей с надежным типом привязанности.

Литература:

  1. Акопян Л. С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов): автореферат дисс. доктора психологических наук. — Самара: СамГУ, 2011. — 52 с.
  2. Зубанова С. Г., Зубкова А. С. Детские страхи. — Москва: Научная Книга, 2007. — 96 с.
  3. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ненадежный тип привязанности, страх детей, ребенок, старший дошкольный возраст, страх, группа детей, надежная привязанность, надежный тип привязанности, связь типа привязанности.


Ключевые слова

старший дошкольный возраст, типы привязанности, страхи детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Особенности формирования привязанности у детей в условиях...

Признаки того, что у ребенка сформирована тесная привязанность к взрослому

Позднее эти виды привязанности были дополнены дезорганизованным типом.

Существует два типа ненадежной привязанности

Переходным типом от надежной к избегающей привязанности является сдержанный тип, который характеризуется более дистантным характером.

Влияние типа привязанности к родителям на становление...

В первой группе обозначился одинаковый тип привязанности, надежный, и к матери, и к отцу.

У респондентов с надежным типом привязанности (табл. 1) к обоим родителям значения по шкале «тревожность» в отношениях как с матерью (2,65), так и с отцом (2,5) низкие.

Привязанность и ее влияние на процессы сепарации

Ребенок, потерявший привязанность к родителю, воссоздает эту привязанность по

Основные типы привязанности: Надежная привязанность, она проявляется, когда.

Надежная привязанность, основанная на чувстве безопасности, с возрастом находит.

Надежная привязанность характеризуется ощущением безопасности у ребенка рядом с.

Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений...

Функция привязанности, как отмечают авторы, достаточно утилитарна - привязанность

у людей с «надёжным» типом эмоциональной привязанности отмечается более высокое и

у людей с «избегающим» типом привязанности в структуре самоотношения присутствует

ребенок, взрослый, нарушение привязанности, тип привязанности, дом ребенка...

Самоотношение старших подростков с различными типами...

Далее мы выявили взаимосвязи самоотношения старших подростков и различных типов привязанности к матери.

Таким образом, принимается гипотеза: самоотношение старших подростков с надёжным типом привязанности к матери более позитивное.

Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на...

Четвертый тип привязанности не был описан в работах М. Эйнсворт, возможно по причине отсутствия пар мать-ребенок с данным типом привязанности при проведении эксперимента. Дети с дезорганизованной привязанностью — это дети с глубокой эмоциональной травмой.

Детско-родительская привязанность как условие социальной...

Боулби позволили выделить три типа привязанности ребенка к близкому взрослому (матери): 1. надежную, безопасную привязанность (тип В)

3. ненадежную тревожно-сопротивляющуюся привязанность (тип С).

2. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка.

Образ тела у девушек из полных и неполных семей с разными...

Ребёнок с таким типом привязанности будет стандартно исследовать немного, часто настороженно относиться к чужим, даже если родитель присутствует. Когда мать уходит, ребёнок часто сильно огорчен. При этом, когда она вернется, ребёнок будет амбивалентен.

Похожие статьи

Особенности формирования привязанности у детей в условиях...

Признаки того, что у ребенка сформирована тесная привязанность к взрослому

Позднее эти виды привязанности были дополнены дезорганизованным типом.

Существует два типа ненадежной привязанности

Переходным типом от надежной к избегающей привязанности является сдержанный тип, который характеризуется более дистантным характером.

Влияние типа привязанности к родителям на становление...

В первой группе обозначился одинаковый тип привязанности, надежный, и к матери, и к отцу.

У респондентов с надежным типом привязанности (табл. 1) к обоим родителям значения по шкале «тревожность» в отношениях как с матерью (2,65), так и с отцом (2,5) низкие.

Привязанность и ее влияние на процессы сепарации

Ребенок, потерявший привязанность к родителю, воссоздает эту привязанность по

Основные типы привязанности: Надежная привязанность, она проявляется, когда.

Надежная привязанность, основанная на чувстве безопасности, с возрастом находит.

Надежная привязанность характеризуется ощущением безопасности у ребенка рядом с.

Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений...

Функция привязанности, как отмечают авторы, достаточно утилитарна - привязанность

у людей с «надёжным» типом эмоциональной привязанности отмечается более высокое и

у людей с «избегающим» типом привязанности в структуре самоотношения присутствует

ребенок, взрослый, нарушение привязанности, тип привязанности, дом ребенка...

Самоотношение старших подростков с различными типами...

Далее мы выявили взаимосвязи самоотношения старших подростков и различных типов привязанности к матери.

Таким образом, принимается гипотеза: самоотношение старших подростков с надёжным типом привязанности к матери более позитивное.

Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на...

Четвертый тип привязанности не был описан в работах М. Эйнсворт, возможно по причине отсутствия пар мать-ребенок с данным типом привязанности при проведении эксперимента. Дети с дезорганизованной привязанностью — это дети с глубокой эмоциональной травмой.

Детско-родительская привязанность как условие социальной...

Боулби позволили выделить три типа привязанности ребенка к близкому взрослому (матери): 1. надежную, безопасную привязанность (тип В)

3. ненадежную тревожно-сопротивляющуюся привязанность (тип С).

2. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка.

Образ тела у девушек из полных и неполных семей с разными...

Ребёнок с таким типом привязанности будет стандартно исследовать немного, часто настороженно относиться к чужим, даже если родитель присутствует. Когда мать уходит, ребёнок часто сильно огорчен. При этом, когда она вернется, ребёнок будет амбивалентен.

Задать вопрос