Проблема сохранения исторической памяти на примере подвига защитников Брестской крепости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 07.06.2023

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Гусев, А. В. Проблема сохранения исторической памяти на примере подвига защитников Брестской крепости / А. В. Гусев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 416-418. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103705/ (дата обращения: 19.10.2024).



Проблема сохранения исторической памяти крайне актуальна на сегодняшний день. Для России и государств бывшего СССР она актуальна вдвойне. В сегодняшних условиях, когда идёт неприкрытая и откровенная как идеологическая, так и самая настоящая горячая война против нашей Родины руками украинских нацистов, крайне важно не забывать, кто мы, откуда пошли наши корни и что мы, русский народ, пережили вместе с другими народами Советского Союза, что смогли вместе преодолеть и в каких условиях смогли не просто выстоять, хотя мало за рубежом кто делал уже на это ставку, но и победить. Победить самого страшного врага. Отлично обученного, великолепно экипированного, мотивированного годами гнилой нацистской пропаганды. И сегодня, когда мне говорят, что Советский Союз что-то делал не так, я отвечаю: «Давайте вместе вспомним, чем закончилось это противостояние? Фашистской свастикой над Кремлём или нашим коммунистическим Красным Флагом над Рейхстагом?». Впрочем, к моему большому сожалению, в 1945-м году ничего ещё не закончилось. Начался лишь новый виток противостояния с коллективным Западом, который начали возглавлять США [1]. В условиях начавшейся Холодной Войны против нашей Родины, враги полагали, что все средства хороши. В том числе и искажение исторических фактов. Если сразу после окончания Второй Мировой (для нас — Великой Отечественной) войны, всё было чётко и ясно: Гитлер напал, товарищ Сталин и маршал Жуков — герои, а нацисты — палачи и убийцы, то к концу 80-х враги, при поддержке наших внутренних предателей из высших эшелонов Партии и правительства Советского Союза, начали искажать, казалось бы, незыблемые и выбитые в граните постулаты [2].

Гитлер всё ещё напал, нацисты всё ещё были палачами и убийцами, но товарищ Сталин уже стал «кровавым палачом и диктатором», а маршал Жуков — «мясником, отправлявшим на верную смерть сто тысяч миллионов солдат в минуту». Но и на этом враги нашей Родины не успокоились. Сегодня уже активно продвигается нарратив о том, что, дескать, не всё так однозначно [3]. И вот уже, 23 августа 2019 года, к 80-летней годовщине подписания Пакта Молотова-Риббентропа, Европарламент принял резолюцию, в которой уравнял Третий Рейх и СССР, в том смысле, что, дескать, не только Германия напала на Польше 1 сентября 1939 года, но и СССР напал на неё, но 17 сентября того же года [4]. Более подробно разбирать это здесь не буду, так как материала хватило бы на полноценное историческое исследование ни на одну страницу. Скажу лишь только, что более лицемерного опуса трудно себе представить.

Однако в чём суть? «Наши многоуважаемые западные партнёры и друзья» всё больше расширяют окно Овертона, продвигая идею о том, что «не всё так однозначно». И вот уже не только Сталин с Жуковым стали мясниками, но и то, что 22 июня нацистская Германия напала на СССР, это уже не так уж и плохо и осуждаемо, ведь, по логике наших западных врагов, это была не величайшая битва Добра со Злом, а всего лишь схватка двух диктаторов, не поделивших сферы влияния [5]. Причём Гитлер для них явно лучше Сталина (хотя в открытую они никогда в этом не признаются. Пока что). Ну а почему нет? Европеец, боролся с какими-то там азиатскими ордами пархатых большевистских казаков, как сказано в фильме «17 мгновений весны» режиссёра Юлиана Семёнова. Коммунистов то они ненавидели всегда. Почему? Да потому что коммунисты выступали за социальную справедливость, за равенство всех людей, за братство между ними, за то, чтоб каждый получал согласно своим заслугам. В конце концов, за отсутствие эксплуатации одним человеком другого. За равный доступ всех граждан к духовным и материальным ценностям. Но буржуазные правительства и мировой олигархат не устраивало это.

Само существование СССР, как первого в мире государства, где победила социалистическая система, их не устраивала. Это было для них экзистенциальной угрозой, то есть угрозой самому существованию. Нет, не государств как таковых. А буржуазных правительств, обслуживающих интересы местной буржуазии, и, собственно, самой буржуазии. Поэтому против уничтожения СССР они не только не выступали, но и были, что называется, обеими руками за это. Поэтому и взращивали они Гитлера в первую очередь против нашей с вами Родины [6]. Но снова-таки, прямо сейчас никто на Западе об этом не скажет.

И вот, 22 июня 1941 года Вермахт пересекает границу Союза ССР. Начинается Великая Отечественная война. Одними из первых гитлеровцев встречают защитники Брестской крепости. Они героически сражаются против фашистских захватчиков с 22 июня по 23 июля 1941 года [7]. Умирают, но не сдаются! Суммарные потери немцев (ранеными, убитыми, пропавшими без вести) в Брестской крепости составили 1197 человек, из них 87 офицеров вермахта на Восточном фронте за первую неделю войны [8]. По другим данным, эти потери были несколько выше: 482 убитых (в том числе 32 офицера) и свыше 1000 раненых [9]. И каждый из них не смог продолжить идти в сторону Москвы. А ведь таких «крепостей» было очень много на всей границе СССР! Символом защиты как самой Крепости, так и в целом границы нашей Родины в первые дни и недели той страшной войны, послужили слова одного из защитников, нацарапанные на стене одного из бараков войск НКВД (к разговору о том, что бойцы НКВД, по мнению антисоветски, а значит и русофобски настроенных граждан, могли только в спину своим стрелять): «Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина! 20.07.1941» [10]. Это ли не символ героизма советского народа? Скажу больше: именно благодаря вот таким вот защитникам мы и победили в той войне.

Не менее ярким был также пример полкового комиссара Фомина Ефима Моисеевича, солдаты под руководством которого обороняли Холмские ворота Крепости до 26 июня 1941. И который предпочёл не сдаваться в плен, сказав немецкому офицеру: «Я — комиссар, коммунист, еврей». Есть правда и другая версия, согласно которой его якобы сдал один из солдат, сдавшихся в плен [11].

Последним защитником Брестской крепости был майор Пётр Михайлович Гаврилов. Будучи командиром 44-го стрелкового полка 42-й стрелковой дивизии, он возглавил сопротивление Восточного форта Крепости и который, уже будучи тяжело раненным, попал в плен 23 июля 1941 года [12].

В связи с этим, хотел бы вспомнить фильм «В июне 41-го» режиссёра Александра Франскевич-Лайе по мотивам повести Олега Смирнова «Июнь» [13]. В нём главный герой, лейтенант-пограничник Иван Буров произносит следующие слова, которые запали мне в душу на всю жизнь: «Приказа отступать никто не давал, границы никто не отменял, это наша земля, будем защищать до последнего».

В этом и заключался героизм советского солдата. И я не устану повторять, что именно благодаря вот таким вот Иванам, Ефимам и Петрам мы и смогли одолеть коварных фашистских злодеев. И благодаря памяти наших предков, памяти, которая во многом благодаря устным рассказам и воспоминаниям сохранилась на страницах писем и многих книг, мы помним самые важные события, повлиявшие на судьбу нашей Родины, и, следовательно, судьбу каждого человека. Наша задача на сегодня — не предать эту память, не потерять её и не дать очернить нашим недоброжелателям [14].

В этих условиях немаловажную роль играет именно устная память, устная история. Потому что сегодня крайне важно, что говорят и думают простые граждане о периоде Великой Отечественной войны. Ведь после разрушения внешними и внутренними врагами Страны Советов, отмены сплачивающих народ праздников, таких как 7 ноября (с последующей их замены на суррогаты, вроде 12 июня или 4 ноября), 9 мая, день нашей Великой Победы, одной на всех — это то немногое, что в принципе ещё сплачивает наш народ. И сохранение истории, в том числе и устной, это, как говорится, наша общая цель и задача на сегодня. Кроме нас это не сделает никто. Как пелось в «Интернационале»? «Не бог, не царь и не герой…». Так давайте же сделаем так, чтоб наши дети в будущем, когда будут говорить о тех или иных событиях, не спрашивали: «А вам рассказывать как в учебнике написано или как на самом деле было?».

Литература:

  1. https://historyrussia.org/sobytiya/rech-raskolovshaya-mir-kak-uinston-cherchill-razzheg-kholodnuyu-vojnu.html. Речь, расколовшая мир: как Уинстон Черчилль разжег холодную войну.
  2. «Идеологическая делегитимация Советского режима в конце 80-х гг. как фактор дестабилизации системы», Наврузов З. Г., журнал «Современная научная мысль», 2019.
  3. «К вопросу о фальсификации истории Второй Мировой войны (к 80-летию начала Второй Мировой войны)», Столбов В. П., журнал «Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством», 2019.
  4. Источник: https://vesma.today/news/post/12339-evroparlament-prinyal. Европарламент принял резолюцию к 80-летию начала Второй мировой войны, уравняв Третий Рейх и СССР.
  5. «Искажение истории Второй Мировой войны — угроза безопасности Европы», Васильев В. И., журнал «Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer», 2021.
  6. Источник: https://nstarikov.ru/sovsem-drugoj-lend-liz-sovest-protiv-deneg-103513 . Ленд-лиз наоборот или как Запад помогал Гитлеру.
  7. Источник: https://ria.ru/20210622/oborona-1737945933.html . Оборона Брестской крепости во время Великой Отечественной войны.
  8. Jason Pipes. 45. Infanterie-Division Архивная копия от 8 июля 2012 на Wayback Machine, Feldgrau.com — research on the German armed forces 1918–1945.
  9. Платошкин Н. Н. «Особенно ожесточённо оборонялся гарнизон имеющей важное значение крепости Брест». // Военно-исторический журнал. — 2013. — № 6. — С.16–20.
  10. Источник: https://aif.ru/society/history/ya_umirayu_no_ne_sdayus_kogda_pogib_posledniy_zashchitnik_brestskoy_kreposti. «Я умираю, но не сдаюсь». Когда погиб последний защитник Брестской крепости.
  11. Источник: https://jewish.ru/ru/people/society/3288/ . Комиссар Брестской крепости.
  12. «Цитадель Мужества. Защитники Брестской крепости умирали, но не сдавались», М. Елисеева, ведущий корреспондент, «Армейский сборник», журнал Министерства Обороны Российской Федерации, выпуск от 7 Июня 2021.
  13. Повесть «Июнь.»... Олег Смирнов, изд. Молодая гвардия, 1979 г.
  14. Источник: https://ria.ru/20230118/pamyat-1845725875.html. Путин призвал сохранять историческую память.
Основные термины (генерируются автоматически): Брестская крепость, Советский Союз, СССР, Великая Отечественная война, июнь, маршал Жуков, Родина, сегодня, товарищ Сталин, том, уж.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей и подростков на примере образа князя Александра Невского

Приобщение младших школьников к истории своей страны на примере подвигов женщин в годы Великой Отечественной войны

Дифференциальная диагностика аутизма в работе педагога-психолога

Диагностика социальной адаптации пятиклассников к изменившимся условиям обучения

Патриотическая детерминанта культурно-образовательной среды на примере городского округа Елец

Блокада Ленинграда как героический опыт в памяти поколений

Криминологическая характеристика личности молодежного экстремиста

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

Формирование гносеологической грамотности старшеклассников в условиях научного общества учащихся (на примере программы по истории родного края)

Реабилитация в российском уголовном процессе: актуальные вопросы теории и практики

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей и подростков на примере образа князя Александра Невского

Приобщение младших школьников к истории своей страны на примере подвигов женщин в годы Великой Отечественной войны

Дифференциальная диагностика аутизма в работе педагога-психолога

Диагностика социальной адаптации пятиклассников к изменившимся условиям обучения

Патриотическая детерминанта культурно-образовательной среды на примере городского округа Елец

Блокада Ленинграда как героический опыт в памяти поколений

Криминологическая характеристика личности молодежного экстремиста

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

Формирование гносеологической грамотности старшеклассников в условиях научного общества учащихся (на примере программы по истории родного края)

Реабилитация в российском уголовном процессе: актуальные вопросы теории и практики

Задать вопрос