Медиаобразование как противодействие практикам «постправды» в современной медиасфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.06.2023

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Ширяева, И. А. Медиаобразование как противодействие практикам «постправды» в современной медиасфере / И. А. Ширяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 368-371. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103619/ (дата обращения: 19.11.2024).



Ключевые слова: постправда, медиасфера, медиаобразование.

События, произошедшие в публичной политике с 2016 года, ясно продемонстрировали, что особенность политической коммуникации на современном этапе заключается в том, что выстроена она в основном на принципе внушения. То есть здесь господствует не логика, способствующая самостоятельному участию граждан в современных политических процессах, а манипулирование его эмоциями, обращение к способности индивида воспринимать слова авторитетных политических деятелей и политтехнологов как должное [4, с. 114]. В связи с этим стоит отметить, что политическая стабильность во многом теперь будет зависеть от мер противодействия таким информационным, искусственно созданным угрозам. Главным инструментом здесь выступает развитое критическое мышление.

Успех современных политических кампаний, в ходе которых была применена «постправда», доказал, что на восприятие пользователя влияет то, как подана и оформлена информация. В науке такая технология обозначена как «эффект фрейминга». «Теория фрейминга основывается на предположении, что в зависимости от того, как проблема освещена в СМИ или какая интерпретация ей дана, аудитория будет по-разному воспринимать данную проблему» [2, с. 69].

Особенность человеческой психики такова, что в основном мы неосознанно стремимся оценить все через призму своего опыта и мировоззрения, которого придерживаемся. «Фрейминг работает таким образом, что направляет внимание людей на определённую информацию, формируя необходимую мысль, то есть, «эффект фрейминга» — это некое когнитивное искажение, оказывающее влияние на восприятие какой-либо информации в зависимости от того, каким образом она представлена» [7, с. 2]. То есть несмотря на все попытки представить человека как абсолютно рациональное существо, практика показывает обратное.

Современные исследователи поведения пользователей в медиасфере указывают на то, что развитие критического мышления позволит уменьшить влияние страха и тревоги (которые вызывают специально сконструированные сообщения) на человеческую психику, ведь именно дополнительные смыслы, а также грамотно выстроенная презентация способствуют развитию всего этого [7, с. 4].

Некоторые исследователи делают акцент на том, что необходимо тщательно перерабатывать представленную информацию через модель, предложенную Г. Лассуэлом. Оценка коммуникатора, информации, которую он передает, а также целей, которые он может преследовать [6, с. 99].

Дэниел Левитин в своей работе «Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды» выделяет следующие критерии оценки, представленной информации:

Во-первых, крайне важно найти экспертное мнение по этому вопросу. Для этого важно уделить внимание альтернативным источникам, так как одному довольно сложно быть «и судьей, и присяжными в одном лице» [5, с. 129].

Во-вторых, стоит обратить внимание на причину. Нужно знать, нет ли у коммуникатора другого интереса, кроме как проинформировать.

В-третьих, он обращает внимание на такой феномен как «контрзнание». Это «дезинформация, поданная как факт, в который уже начала верить некая критическая масса людей» [5, с. 165]. Таким образом, получается, что первичное внимание как раз и способно ввести заблуждение. Однако здесь стоит упомянуть и об опасности, которые происходят именно из-за огромного информационного потока, в котором сложно сосредоточиться на чем-либо одном.

Работа над критическим мышление всегда происходит на личностном уровне. Поэтому большое внимание следует уделять мотивационным и этическим когнитивные установки индивидов: автономности мышления, наблюдательности, перманентного самопознания и готовности к метапознанию, пониманию диалектической взаимосвязи между разумом и чувствами, готовности к планированию, интеллектуальному смирению и пониманию эго-социоцентричности, гибкости мышления и интеллектуальной смелости, поиску компромиссных решений, а также терпению и настойчивости [2, с. 5].

Сюда же стоит отнести и развитие такого направления как «фактчекинг», к процедурным элементам которого относятся следующие условия:

  1. Начинать анализ всегда стоит с заголовка с целью определить наличие кликбейта;
  2. Необходимо определить степень доверия к первоисточнику информации;
  3. Немаловажным является также поиск официальных источников информации;
  4. Важно отличать субъективное мнение от объективной информации;
  5. Прежде чем вынести суждение, нужно услышать мнение противоположной стороны, что означает поиск альтернативного источника информации для составления полной картины. Если сравнивать несколько источников, то в процессе могут остаться только общие факты и отсеяться субъективная информация (или идеологическая составляющая);
  6. Культивирование рефлексивного чтения/слушания;
  7. Изначально не следует доверять тексту, необходимо занять критическую позицию, даже если источник представляется достаточно авторитетным;
  8. Точность важнее скорости;
  9. Не должно верить интернету и всем сетям мира; необходимо овладеть контекстом; информацию сообщают, а в фейках, как правило, пытаются убедить [3, с. 7].

Таким образом, противодействие разрушительным тенденциям «постправды» начинает реализовываться, многие исследователи обращают внимание на область медиаобразования, как самую качественную тенденцию в современной политической коммуникации.

Литература:

  1. «Политика постправды» и популизм: Коллективная монография / В. А. Ачкасов, Н. А. Баранов, Д. А. Будко [и др.]. — Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт», 2018. — 216 с. — ISBN 978–5–98620–336–2. — EDN YTTLGX.
  2. Богдан Сергей Сергеевич, Лашкова Лия Луттовна, Лукиянчина Елена Владимировна Формирование критического мышления на основе универсальных когнитивных установок, стратегий и инструментов // Вестник НГПУ. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kriticheskogo-myshleniya-na-osnove-universalnyh-kognitivnyh-ustanovok-strategiy-i-instrumentov
  3. Бочаров А. Б., Демидов М. О. Технология фактчекинга в борьбе с «информационным мусором»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Управленческое консультирование. 2020. № 12 (144). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-faktchekinga-v-borbe-s-informatsionnym-musorom-problemy-i-perspektivy
  4. Булва, В. И. Технологии коммуникативного воздействия — вызов цифрового общества / В. И. Булва // Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы: Материалы Ежегодной всероссийской научной конференции с международным участием, Москва, 27–28 ноября 2020 года / Под редакцией О. В. Гаман-Голутвиной, Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. — С. 113–114. — EDN REGIDR.
  5. Левитин, Дэниел Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды / Дэниел Левитин; пер. с англ. О. Терентьевой; [науч. ред. Н. Шихова]. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 272 с.
  6. Новицкая, Т. Е. Критическое мышление в контексте негативных эффектов медиатизации / Т. Е. Новицкая // Трансформация коммуникации в цифровую эпоху: Материалы научной онлайн-конференции с международным участием, посвященной всемирному дню почты, Москва, 09 октября 2019 года / Ред. А. К. Мамедов, И. Н. Чудновская. — Москва: ООО «МАКС Пресс», 2020. — С. 97–103. — EDN ZNJJJS.
  7. Петухова, А. В. Ффект фрейминга в политической коммуникации / А. В. Петухова // Современные тренды развития регионов: управление, право, экономика, социум: Материалы XX Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Челябинск, 27–28 апреля 2022 года / Отв. редактор С. В. Нечаева. Том Часть 1. — Челябинск: Челябинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2022. — С. 104–106. — EDN IAANNB.
  8. Смеюха Виктория Вячеславовна Поведение аудитории в социальных сетях: этический аспект // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povedenie-auditorii-v-sotsialnyh-setyah-eticheskiy-aspekt
Основные термины (генерируются автоматически): внимание, критическое мышление, представленная информация, человеческая психика.


Похожие статьи

Дискурс-анализ как метод интерпретации политических медиатекстов

Специфика конструирования «постправды» в медийном пространстве

Медиалингвистика как наука

Лингвостилистические особенности современного американского политического дискурса

В статье исследуются лингвостилистические особенности современного американского политического дискурса.

Особенности исследования политического дискурса через анализ концептов

Организационная культура как объект изучения социологии управления

В исследовании сделан обзор истории развития направления социологической науки, изучающего роль и значение организационной культуры, на примере американской школы социологии управления.

Влияние СМИ на формирование культурных ценностей: аксиологический аспект

Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании

В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образ...

Визуальная репрезентация: семиотические и философские аспекты культуры

В статье проводится сравнительный анализ точек зрения ученых на семиотический подход к визуальной культуре.

Понятие «медиапроект» и специфика медиапроектирования

Похожие статьи

Дискурс-анализ как метод интерпретации политических медиатекстов

Специфика конструирования «постправды» в медийном пространстве

Медиалингвистика как наука

Лингвостилистические особенности современного американского политического дискурса

В статье исследуются лингвостилистические особенности современного американского политического дискурса.

Особенности исследования политического дискурса через анализ концептов

Организационная культура как объект изучения социологии управления

В исследовании сделан обзор истории развития направления социологической науки, изучающего роль и значение организационной культуры, на примере американской школы социологии управления.

Влияние СМИ на формирование культурных ценностей: аксиологический аспект

Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании

В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образ...

Визуальная репрезентация: семиотические и философские аспекты культуры

В статье проводится сравнительный анализ точек зрения ученых на семиотический подход к визуальной культуре.

Понятие «медиапроект» и специфика медиапроектирования

Задать вопрос