Упражнения для развития памяти и концентрации внимания юных спортсменов-ориентировщиков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 22.05.2023

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Тимофеева, К. В. Упражнения для развития памяти и концентрации внимания юных спортсменов-ориентировщиков / К. В. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 422-423. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103053/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор пытается определить эффективность упражнений для развития памяти и концентрации внимания юных спортсменов-ориентировщиков.

Ключевые слова: память, концентрация внимания, упражнения, спортсмены-ориентировщики.

Спортивное ориентирование — вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны найти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. В условиях тяжелой физической работы спортсмену приходится все время вести наблюдение за окружающими объектами и картой, сопоставлять их друг с другом, а также приспосабливаться к неожиданным ситуациям и условиям, возникающим по ходу дистанции [1;2].

Соревнования по ориентированию проводятся в разных группах, которые могут быть сформированы как по возрастному принципу, так и по уровню мастерства участников. Сложность дистанции и длина определяются по возрастной группе и сложности местности соревнований. При этом дистанция (маршрут) должна быть незнакомой для всех участников, сочетать в себе сложности, которые спортсмен может преодолеть, умея ориентироваться и имея хорошую физическую подготовленность [3;4].

Чтобы быть успешным в спортивном ориентировании, спортсмену необходимо иметь навыки быстрого чтения карты, абсолютной концентрации внимания и способности быстро принимать решения, выбирая наилучший маршрут во время работы при высокой скорости движения.

Большое влияние на результат в спортивном ориентирование оказывает психическая подготовленность, которая обеспечивает надежное и безошибочное прохождение дистанций. Системообразующим фактором здесь является сознание, которое в свою очередь, включает в себя понятия память и концентрация внимания [5;6].

Для проверки эффективности упражнений для развития памяти и концентрации внимания юных спортсменов-ориентировщиков, мною, в период практики было проведено исследование на базе МАУ ДО «Каменская ДЮСШ» респ. Бурятия.

В эксперименте приняло участие 20 мальчиков и 10 девочек из числа занимающихся. Спортсмены были разделены на две группы — экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа выполняла предложенные мною упражнения, вместо упражнений указанных тренером в плане.

Исследование проводилось во время тренировочных занятий по спортивному ориентированию.

Для эксперимента использовалась таблица, состоящая из 15 условных знаков, которая предъявлялась испытуемым в течение 30 секунд. После этого на специальном бланке спортсмены-ориентировщики в течение двух минут воспроизводили увиденное. Оценивалась правильность изображения и месторасположение каждого условного знака.

Для тренировки распределения концентрации внимания использовался специальный бланк с 25 клетками, на котором каждая клетка разделена диагональю пополам. При этом чёрное число в верхнем левом углу каждой клетки обозначает её порядковый номер (от 1 до 25), а красные числа расположены в правом нижнем углу каждой клетки в произвольном порядке. Сначала было необходимо найти красную цифру 1 и записать в бланке ответа порядковый номер клетки, в которой она находится, затем найти красную цифру 2 и записать номер её клетки и т. д. В результате фиксировалось время нахождения всех красных цифр от 1 до 25, при этом за каждый пропуск цифры плюсовалось 10 секунд к общему времени выполнения упражнения.

При первоначальном выполнении задания на развития наглядно-образной памяти результат составил 37,4 %, после тренировки со специальными упражнениями у экспериментальной группы показатель памяти составил 43,4 %, следовательно, развитие памяти увеличился на 16 %. При выполнении задания по распределению концентрации внимания, результаты были подсчитаны по 5-ти бальной шкале, и также показали положительный итоговый результат.

Для оценки эффективности улучшения исследуемых показателей, в начале и в конце эксперимента были проведены соревнования по спортивному ориентированию в заданном направлении. В момент старта участники получали карту, на которой нанесены место старта и контрольные пункты, соединенные линией, которая обозначает последовательность прохождения. Победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции. В начале эксперимента показатель времени у экспериментальной группы был меньше, чем у контрольной. А в конце эксперимента, после применения упражнений, показатель времени контрольной группы улучшился [7].

Согласно исследованию, применение упражнений для развития памяти и концентрации внимания благополучно повлияло на тренировочный процесс, уменьшилось число ошибок, снизилось общее время выполнения технических заданий на местности. Все эти изменения привели к положительному сдвигу в результатах соревновательной деятельности.

Литература:

  1. Абашова, Е. В. Развитие памяти и внимания у спортсменов-ориентировщиков: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / Абашова Елена Владимировна. — Санкт-Петербург, 2019–15 с.
  2. Брайцева, В. А. Методика тактико-технической подготовки спортсменов 15–16 лет в кроссовых видах ориентирования: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / Брайцева Виктория Александровна. — Смоленск, 2020–48 с.
  3. Зайнулин, М. Н. Содержание понятий концентрации и деконцентрации внимания в спорте / М. Н. Зайнулин // Экстремальная деятельность человека. — 2016. — № 1 (38). — С. 34–36.
  4. Казанцев, С. А. Особенности внимания у спортсменов-ориентировщиков / С. А. Казанцев. — М., 2003. — 31–38 с.
  5. Константинов, Ю. С. Уроки ориентирования / Ю. С. Константинов, О. Л. Глаголева. — М.: ЦДЮТиК, 2005. — 328 с.
  6. Кугергина, А. Ю. Анализ способов оценки концентрации внимания / А. Ю. Кугергина // Инженерные кадры — будущее инновационной экономики России. — 2018. — № 3. — С. 85–88.
  7. Огородников, Б. И. Сборник упражнений по спортивному ориентированию / Б. И. Огородников, А. Л. Моисеенков, Е. С. Приймак. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 72 с.
Основные термины (генерируются автоматически): концентрация внимания, развитие памяти, спортивное ориентирование, экспериментальная группа, клетка, красная цифра, показатель времени, специальный бланк, упражнение.


Ключевые слова

упражнения, память, концентрация внимания, спортсмены-ориентировщики

Похожие статьи

Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста

В работе представлены результаты исследования по разработанному методу распределения нагрузки в соревновательных упражнениях пауэрлифтинга у юношей, с учетом темпов биологического развития организма спортсменов.

Профилактика психологического утомления как фактор здоровьесбережения у подростков, занимающихся пулевой стрельбой

Статья посвящена проблеме сохранения здоровья подростков в процессе занятий пулевой стрельбой. Освещены вопросы по профилактике психологического утомления и применение восстановительных средств и методов в тренировочном процессе стрелков-пулевиков.

Физическая подготовленность детей по спортивной гимнастике на спортивно-оздоровительном этапе

В статье авторы изучают уровень физической подготовленности гимнастов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки с целью разработки планирования тренировочного процесса.

Повышение специальной выносливости у учащихся на секционных занятиях по легкой атлетике

Данная статья рассматривает методы повышения специальной выносливости у учащихся через секционные занятия по легкой атлетике. Предлагается программа тренировок, которая поможет развить у детей не только физическую выносливость, но и упорство, целеуст...

Профилактика спортивного травматизма у юных спорсменов, занимающихся пауэрлифтингом

В статье представлены результаты исследования по разработанному методу профилактики спортивного травматизма у юношей, занимающихся пауэрлифтингом.

Влияние физической нагрузки разной направленности на организм юных гимнасток

В работе представлены результаты исследований особенностей функциональной реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма юных гимнасток на физическую нагрузку разной направленности в процессе тренировки.

Особенности физического развития юных спортсменок в художественной гимнастике

В статье представлены результаты исследований динамики физического развития и основных показателей уровня здоровья гимнасток 7–13 лет различных регионов Казахстана.

Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге

В статье представлены результаты исследования по определению уровня развития специальной силовой выносливости у юношей занимающихся пауэрлифтингом. Дана сравнительная характеристика развития силовой выносливости при применении общепринятой методики т...

Модель системы управления учебно-тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста спортсменов

Статья затрагивает одну из составляющих системы управления учебно-тренировочным процессом спортсменов в пауэрлифтинге, а именно необходимость учета физиологического развития опорно-двигательного аппарата и биологического возраста юношей при занятиях ...

Временные резервы процесса чтения карты в спортивном ориентировании в теории и на практике

В статье описывается зависимость результата в спортивном ориентировании от навыка чтения карты и способы сокращения временных затрат на этот компонент, выявленные в ходе проведения опроса действующих квалифицированных спортсменов-ориентировщиков.

Похожие статьи

Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста

В работе представлены результаты исследования по разработанному методу распределения нагрузки в соревновательных упражнениях пауэрлифтинга у юношей, с учетом темпов биологического развития организма спортсменов.

Профилактика психологического утомления как фактор здоровьесбережения у подростков, занимающихся пулевой стрельбой

Статья посвящена проблеме сохранения здоровья подростков в процессе занятий пулевой стрельбой. Освещены вопросы по профилактике психологического утомления и применение восстановительных средств и методов в тренировочном процессе стрелков-пулевиков.

Физическая подготовленность детей по спортивной гимнастике на спортивно-оздоровительном этапе

В статье авторы изучают уровень физической подготовленности гимнастов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки с целью разработки планирования тренировочного процесса.

Повышение специальной выносливости у учащихся на секционных занятиях по легкой атлетике

Данная статья рассматривает методы повышения специальной выносливости у учащихся через секционные занятия по легкой атлетике. Предлагается программа тренировок, которая поможет развить у детей не только физическую выносливость, но и упорство, целеуст...

Профилактика спортивного травматизма у юных спорсменов, занимающихся пауэрлифтингом

В статье представлены результаты исследования по разработанному методу профилактики спортивного травматизма у юношей, занимающихся пауэрлифтингом.

Влияние физической нагрузки разной направленности на организм юных гимнасток

В работе представлены результаты исследований особенностей функциональной реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма юных гимнасток на физическую нагрузку разной направленности в процессе тренировки.

Особенности физического развития юных спортсменок в художественной гимнастике

В статье представлены результаты исследований динамики физического развития и основных показателей уровня здоровья гимнасток 7–13 лет различных регионов Казахстана.

Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге

В статье представлены результаты исследования по определению уровня развития специальной силовой выносливости у юношей занимающихся пауэрлифтингом. Дана сравнительная характеристика развития силовой выносливости при применении общепринятой методики т...

Модель системы управления учебно-тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста спортсменов

Статья затрагивает одну из составляющих системы управления учебно-тренировочным процессом спортсменов в пауэрлифтинге, а именно необходимость учета физиологического развития опорно-двигательного аппарата и биологического возраста юношей при занятиях ...

Временные резервы процесса чтения карты в спортивном ориентировании в теории и на практике

В статье описывается зависимость результата в спортивном ориентировании от навыка чтения карты и способы сокращения временных затрат на этот компонент, выявленные в ходе проведения опроса действующих квалифицированных спортсменов-ориентировщиков.

Задать вопрос