Психологические предпосылки появления речи у детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 22.05.2023

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Дыба, Л. И. Психологические предпосылки появления речи у детей / Л. И. Дыба. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/467/103021/ (дата обращения: 28.04.2024).



Психологические предпосылки появления речи у детей

Дыба Людмила Исааковна, учитель-логопед высшей категории

МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 26» г. Гатчины (Ленинградская обл.)

C:\Users\User\Desktop\4216117280c5ed2e8eed0c54cdaff060e880daa9-1.jpg

Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок, и прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно, речь может возникнуть только при условии общения ребенка с взрослым.

Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа:

1 этап — эмоциональное общение (первое полугодие жизни);

2 этап — общение на основе понимания речи (со второго полугодия жизни);

3 этап — общение на основе речи (с 1,5–2 лет).

Эмоциональное общение.

Потребность в общении формируется у ребёнка в процессе взаимодействия с окружающими людьми и возникает в первые два месяца жизни на основе его первичных нужд.

Это так называемый «довербальный» период, когда общение с взрослыми осуществляется при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств. Малыш ещё не понимает речи окружающих, но именно в это время создаются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем.

В этот период у ребёнка формируется устойчивое избирательное реагирование на звуки человеческого голоса по сравнению со звуками физических объектов, равными первым по силе, длительности и высоте. Большое значение в этом возрасте имеет контакт с матерью, выражение ею любви, нежности. Голос матери — самый важный источник звука, ребёнок с удовольствием слушает её, реагирует на её интонацию.

Овладение эмоциональным общением происходит путём подражания. Ребёнок копирует мимику взрослого, чутко реагируя на каждое новое выражение лица, сигнализирующее об эмоциональном состоянии человека, который с ним общается.

По мере развития эмоционального общения у ребёнка постепенно возникает желание общаться, которое он выражает различными движениями и звуками. Это период «гуления», «гуканья», который продолжается 2–3 месяца. С трёх до пяти месяцев возникает лепет («ага», «угу»). По мере развития лепета увеличивается количество повторений одного и того же слога, слоги составляют цепочку, появляются первые слова — как правило, к 6 месяцам («ба-ба», «ма-ма»). Дети чаще воспроизводят слоги, которые подкрепляются, т. е. повторяются за ребёнком взрослыми.

Своеобразие эмоционального общения заключается в том, что сами дети не стремятся к общению: оно возникает только по инициативе взрослого. Впоследствии ребёнок сам проявляет инициативу, и задача взрослого заключается в том, чтобы максимально поддержать его стремление к общению.

Общение на основе понимания речи.

К концу первого полугодия жизни ребёнок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова.

Особенность общения на основе понимания состоит в том, что ребёнок сначала не говорит, но уже выступает в роли собеседника, выражая ответную реакцию сначала движением, мимикой, взглядом.

К 7–9 месяцам ребёнок начинает повторять за взрослым различные сочетания звуков («бух», «дай-дай», «тик-так»).

К концу первого года жизни, у ребёнка появляются первые слова. Общение ребёнка с взрослым в этот период является очень активным.

Общение на основе речи.

На третьем этапе происходит овладение различными средствами языка .

От одного года до трёх лет наблюдается активное пополнение словарного запаса, ребёнок составляет предложения, овладевает приёмами словоизменения и словообразования. Часто в этом возрасте развивается словотворчество, о котором писал К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти». К 4,5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Возникновение каждого нового типа общения не приводит к вытеснению предыдущего; некоторое время они сосуществуют, затем, развиваясь, каждый из типов общения приобретает новые, более сложные формы.

razvivayushchie-zanyatiya-dlya-detej.jpg

Роль общения в развитии ребёнка доказывают исследования так называемого «госпитализма». Госпитализм (от лат. Hospitaliers — гостеприимный) — нарушение психического развития, обусловленное дефицитом общения со взрослыми в первые годы жизни малыша. Изоляция ребёнка от стимулирующей среды человеческого окружения (семьи, детской группы и т. п.) рассматривается как депривационная ситуация, которая оказывает замедляющее влияние на его психическое развитие. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, при которой с самого рождения ребёнка имеет место недостаточное удовлетворение его аффективных потребностей, и прежде всего потребностей в ласке, теплоте, любви.

Госпитализм возникает не только в детских домах при раннем разлучении с матерью, но и в семьях, где не уделяют ребёнку необходимого внимания, неблагополучных семьях.

200284083-001-ret.jpg

Речь как высшая психическая функция, являясь основным механизмом мышления, может формироваться и развиваться только в условиях общения.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное общение, общение, взрослый, овладение речью, основа понимания речи, основа речи, первое, полугодие жизни, психическое развитие, тип общения.


Похожие статьи

Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в домах...

Поскольку эмоциональное общение со взрослыми является ведущей деятельностью в первом

В структуре общения с взрослым снижены такие показатели, как внимание и интерес, эмоциональное

Речь как средство общения и интеллектуального развития формируется лишь у 40

Обедненной оказывается и сфера общения детей со сверстниками.

Становление диалогической речи в онтогенезе | Статья в журнале...

Это первый тип диалога. Второй тип — инициатор общения становится взрослый.

6. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст] / под ред. М. И. Лисиной.

Развитие диалогической речи у детей. Автор: Важенина Наталья Николаевна.

Общение ребенка со взрослым — один из ведущих факторов его психического развития.

Роль взрослых в развитии речи детей дошкольного возраста

Ребенок овладевает речью путем подражания, повторяя то, что слышит от взрослых.

Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с

Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина.

Развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основу успешного обучения в школе.

Особенности общения со сверстниками детей старшего...

Невозможно переоценить значение общения в жизни человека.

Этапы развития общения детей, по аналогии со сферой общения со взрослым, Е. О

Помимо системных нарушений речи, у детей с ОНР задерживается развитие психических процессов, не формируются навыки коммуникации.

Обозначенные особенности развития речи снижают потребность в общении.

Регулирующая функция речи и произвольное поведение детей

Речевое общение в полном объеме — понимание речи и активная речь — развивается постепенно.

Эти действия лежат в основе первых проявлений произвольности ребенка.

Овладевая речью в процессе общения со взрослыми, ребенок получает не только средство эффективного

- Регулирующая функция речи помогает фиксировать результаты действия

Развитие речи у детей дошкольного возраста в век цифровизации

Отсутствие практики в общении является причиной отставания в развитии речи.

Первые три года жизни — это сензитивный период для развития речи.

Важным стимулом развития речи является общение со взрослым на основе характерной для данного возрастного этапа

Общение ребёнка со взрослым должно проходить в эмоционально-положительном тоне.

Теоретические основы использования невербальных средств...

Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский ученый Э. Холл, который и ввел термин

Роль невербальных средств общения в онтогенезе речи.

Рассмотрим, что обусловливает переход от невербальных средств общения к вербальным.

Невербальные компоненты являются фактором, стимулирующим появление и развитие речи.

Лингвистические основы развития речи дошкольников

 В статье рассматриваются лингвистические основы развития речи у детей дошкольного возраста.

Именно поэтому процесс овладения речью более интенсивен в дошкольном детстве [4].

Тихеева Развитие речи детей / Тихеева, Е.И. — М.: Просвещение, 2010.

Общение — та деятельность, которой человек овладевает уже на первом году жизни и...

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной...

В основу выделения уровней развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста

Речь эмоционально окрашена. Владеет средствами невербального общения.

3. Какие компоненты включает в себя понятие «культура речевого общения»≤.

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3–7 лет [Текст] / А. Г. Арушанова.

Похожие статьи

Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в домах...

Поскольку эмоциональное общение со взрослыми является ведущей деятельностью в первом

В структуре общения с взрослым снижены такие показатели, как внимание и интерес, эмоциональное

Речь как средство общения и интеллектуального развития формируется лишь у 40

Обедненной оказывается и сфера общения детей со сверстниками.

Становление диалогической речи в онтогенезе | Статья в журнале...

Это первый тип диалога. Второй тип — инициатор общения становится взрослый.

6. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст] / под ред. М. И. Лисиной.

Развитие диалогической речи у детей. Автор: Важенина Наталья Николаевна.

Общение ребенка со взрослым — один из ведущих факторов его психического развития.

Роль взрослых в развитии речи детей дошкольного возраста

Ребенок овладевает речью путем подражания, повторяя то, что слышит от взрослых.

Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с

Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина.

Развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основу успешного обучения в школе.

Особенности общения со сверстниками детей старшего...

Невозможно переоценить значение общения в жизни человека.

Этапы развития общения детей, по аналогии со сферой общения со взрослым, Е. О

Помимо системных нарушений речи, у детей с ОНР задерживается развитие психических процессов, не формируются навыки коммуникации.

Обозначенные особенности развития речи снижают потребность в общении.

Регулирующая функция речи и произвольное поведение детей

Речевое общение в полном объеме — понимание речи и активная речь — развивается постепенно.

Эти действия лежат в основе первых проявлений произвольности ребенка.

Овладевая речью в процессе общения со взрослыми, ребенок получает не только средство эффективного

- Регулирующая функция речи помогает фиксировать результаты действия

Развитие речи у детей дошкольного возраста в век цифровизации

Отсутствие практики в общении является причиной отставания в развитии речи.

Первые три года жизни — это сензитивный период для развития речи.

Важным стимулом развития речи является общение со взрослым на основе характерной для данного возрастного этапа

Общение ребёнка со взрослым должно проходить в эмоционально-положительном тоне.

Теоретические основы использования невербальных средств...

Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский ученый Э. Холл, который и ввел термин

Роль невербальных средств общения в онтогенезе речи.

Рассмотрим, что обусловливает переход от невербальных средств общения к вербальным.

Невербальные компоненты являются фактором, стимулирующим появление и развитие речи.

Лингвистические основы развития речи дошкольников

 В статье рассматриваются лингвистические основы развития речи у детей дошкольного возраста.

Именно поэтому процесс овладения речью более интенсивен в дошкольном детстве [4].

Тихеева Развитие речи детей / Тихеева, Е.И. — М.: Просвещение, 2010.

Общение — та деятельность, которой человек овладевает уже на первом году жизни и...

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной...

В основу выделения уровней развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста

Речь эмоционально окрашена. Владеет средствами невербального общения.

3. Какие компоненты включает в себя понятие «культура речевого общения»≤.

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3–7 лет [Текст] / А. Г. Арушанова.

Задать вопрос