Феномен личности святого Иоанна Кронштадтского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 18.05.2023

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Павлов, В. Н. Феномен личности святого Иоанна Кронштадтского / В. Н. Павлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 697-699. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102849/ (дата обращения: 28.04.2024).



Данная статья посвящена становлению личности и деятельности одного из самых известных священников XIX — начала XX столетия — святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он явил образец священнического служения на все времена! Прославленный миссионер, духовник, благотворитель — далеко не полный перечень заслуг святого пастыря. Изучение его творений и истории его жизни способно принести огромную пользу любому человеку.

Ключевые слова: святой Иоанн Кронштадтский, Церковь, миссионер, проповедник, благотворительная деятельность, духовное состояние, российское общество, канонизация.

Эпоха, в которую жил и трудился святой праведный Иоанн Кронштадтский, представляет собой время социальных и общественных потрясений с одной стороны, и духовно-религиозного застоя с другой. Многие понимали, что только Церковь способна внести ясность в жизнь народа, помочь восстановить веру, вдохнуть живой дух в умирающее и измученное народное тело.

И вот, на фоне тогдашних процессов, тогдашнего отступления, Господь послал России праведника, русского богоносца, совершенно уникального пастыря, который засиял не только на всю Россию, но и на весь мир — отца Иоанна Кронштадтского.

Иоанн кронштадтский как истинный пастырь «зажег священный огонь в тысячах душ; он спас от отчаяния тысячи опустошенных сердец; он возвратил в Церковь тысячи гибнувших чад…» [3, с. 8]. Невольно вспоминаются слова святого апостола Павла о том, что когда умножается грех, тогда изобилует и благодать.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский всей своей жизнью доказал, какой она может быть, если человек непрестанно пребывает со Христом.

Иоанн Кронштадтский — явление огромное, громадного масштаба. О. Иоанн Кронштадтский — известный человек в России конца ХIХ — начала ХХ вв. Возможно больше него знали только императора, но больше ли чтили неизвестно. В самой известной биографии кронштадтского пастыря, написанной митрополитом Вениамином (Федченковым), о. Иоанн назван фокусом народной жизни. Действительно к нему сходились все линии, все нити, все лучи народной жизни, соединяясь в фокусе, который и являл свет. В дореволюционной России не было ни одного бедного жилища, где бы не было изображения кронштадтского пастыря. Он был известен всем. И мусульманам, и евреям, и живущим заграницей, потому что он молился за всех [4, с. 111].

За 2000 лет истории Церкви, за тысячу лет православия в России только в ХХ в. был канонизирован первый священник белого духовенства. Это был о. Иоанн Кронштадтский. Были священники святые, которые прославлены за мученичество, либо как равноапостольные, либо как блаженные, т. е. они прославлены не как священники, а за какой-то другой подвиг, Иоанн Кронштадтский прославлен именно за священство. В этом смысле он стал воплощением идеала священника, который составляет фундамент Церкви.

Каждый из нас призван к святости и приходить в храм на Литургию нужно не потому, что так надо, а как на самое главное делание — радостное и освящающее нас [4, с. 132].

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (в миру Иоанн Ильич Сергиев) родился в семье дьячка Ильи Сергиева. Семья будущего священника была очень набожной. Отец служил в церкви, как и его предки, которые на протяжении трех веков были церковно- и священнослужителями. Мать Иоанна Кронштадтского — Феодора — была глубоко верующим человеком, ее вера послужила будущему пастырю крепкой опорой и достойным примером [1, с. 4]. В своем дневнике он пишет о том, что его «маминька» заслуживает все его достояние и все его сердце [2].

Младенец Иоанн родился очень слабым. Из пяти детей в этой семье трое умерли в раннем возрасте, поэтому его родители решили крестить ребенка «страха ради смертнаго». Небесным покровителем мальчика стал преподобный Иоанн Рыльский. По вере родителей и действию благодати Божией, младенец Иоанн стал крепнуть и развивался в дальнейшем как здоровый малыш. Несомненно, для глубоко верующих родителей ребенка это послужило знамением особого Божиего расположения к младенцу, и они стали с самого раннего возраста приобщать будущего святого к вере и служению Богу и людям. По воспоминаниям самого святого, уже с четырех-пяти лет родители стали обучать младенца молитвам и воспитывать его религиозность. Приобщение к службам, молитве, благоговению преподавалось прежде всего собственным благочестивым примером. Отец брал сына с собой на службы, показывал ему богослужебные книги, а «маминька» являла собой пример богодухновенной домашней молитвы [5, с. 22].

Родители Иоанна Кронштадтского были простыми бедными людьми, но Бог был для них на первом месте и поэтому, видя в Крещении сына непосредственный Божий промысел, они употребили все свои силы, чтобы дать ему духовное образование. С шести лет они начали обучать ребенка грамоте, для чего отцом был куплен букварь, однако маленькому мальчику чтение давалось с трудом. В своих воспоминаниях Иоанн Кронштадтский очень четко описывает это, хотя, казалось бы, для ребенка такие ощущения не откладываются в памяти в столь раннем возрасте.

После обучения в приходском училище Иоанн четыре года обучался в духовном училище, окончив которое поступил в семинарию. Сведений об этом периоде учебы святого Иоанна немного, святой не очень охотно делился воспоминаниями. Возможно потому, что во время учебы у студента было некое искушение, связанное с его послушанием. Как одного из дисциплинированных и ответственных учеников его назначили «старшим над архиерейскими певчими» [5, с. 54]. Архиерейскими певчими тогда были «бурсаки» (студенты духовного училища), впрочем, как и сейчас в некоторых епархиях, в архиерейский хор набирают студентов духовных училищ и семинарий. Известно, что у них была не самая лестная репутация и на какое-то время они сумели соблазнить своим поведением старшего. Но по молитвам родителей и по внутреннему духу молодой семинарист сумел победить искушение, что стало ему научением в духовной борьбе на всю жизнь.

Иоанн, сделав соответствующие духовные выводы, еще серьезнее стал относится к учебе, чаще бывая в одиночестве и занимаясь чтением духовной или художественной литературы. Результатом углубленных занятий стало то, что Иоанн Сергиев стал первым учеником среди выпускников семинарии.

Дальнейшее получение образования предполагало обучение в Петербургской духовной академии, однако, в связи со смертью отца Ильи Сергиева в возрасте 49 лет, выпускник Иоанн не хотел продолжать учебу, желая пойти работать, чтобы помогать своей горячо любимой матери. Мать Иоанна отличалась строгим и решительным характером, а также непреложной верой в Господа, поэтому он продолжил обучение. Возможно материнское сердце и несомненно духовный опыт подсказывали ей, что ее сын станет одним из выдающихся духовных лидеров своего времени. Тем более, что во время выпускных мероприятий в семинарии, из Синода было спущено распоряжение направить одного воспитанника в Духовную Академию Петербурга для обучения за счет государства. Для Иоанна как для первого ученика по результатам выпуска все сложилось в его пользу. И здесь тоже можно увидеть такое стечение обстоятельств проявлением Промысла Божия об этом юноше.

В конце лета 1851 года молодой выпускник семинарии Иоанн Сергиев приехал в столицу Российского государства. Это можно расценивать только как чудо Божие, когда мальчик из северной глубинки, о которой вряд ли бы кто услышал, если бы не прославленный пастырь, попадает в столицу в одно из лучших учебных заведений того времени. Нельзя, конечно, умалять заслуги самого юноши, его старательность, ответственность, дисциплинированность и, конечно же, горячую и сердечную молитву [2].

О периоде обучения в академии о. Иоанна известно немного. Из его воспоминаний мы знаем, что он получил в академии обширные знания. Юноша все свое время посвящал образованию, изучению наук, чтению в отличие от своих однокашников, которые посещали увеселительные мероприятия. Все его мысли были направлены на изучение наук, которые Господь открывает людям внимательно и со тщанием раскрывающих себя для нового знания.

Уже во время земной жизни святого Иоанна Кронштадтского по его молитвам стали происходить чудесные исцеления больных. Обычно информация о чудотворцах распространяется в народе посредством сарафанного радио, но в случае с Иоанном Кронштадтским, жившим в эпоху развития средств информации и коммуникации, об этом начали писать в газетах и быстро превратили кронштадтского пастыря в медийную персону.

После кончины Иоанна Кронштадтского вопрос о его канонизации был бы решен в течении десятилетия, но исторические события отложили этот процесс до 1964 года, когда священник был причислен к лику святых зарубежной церковью, а в 1989 г. — и РПЦ [1, с. 118].

Наряду с чтением Священного Писания, святоотеческих творений раннехристианской эпохи. О. Иоанн питал неподдельный интерес к святым из народа. В своих дневниках он отмечал странников, юродивых, блаженных, приходящих в Кронштадт, которых он принимал с милостью и любовью. Он описывал то или иное свойство приходящего, а потом в жизнеописании или свидетельствах очевидцах можно подметить, что некоторые приемы при молитве святой пастырь использовал и сам.

Уникальность святого праведного Иоанна Кронштадтского дает нам поучительный пример спасения в миру особенно для священников. Любовь к службам, Таинству Евхаристии, сострадание к немощам людей, горячая сердечная молитва, общественная деятельность — все это образец истинного пастыря Церкви Христовой.

Литература:

  1. Верещагин В. В. Об о. Иоанне Кронштадтском: из записной книжки//Звезда, 1992, № 9. — 208 с.
  2. Дневник/cв. праведный Иоанн Кронштадтский. — Москва: Булат, 2005 — (Духовное наследие Русской православной церкви) — 2005.
  3. Добрый пастырь. Биография о.Иоанна Кронштадтского, письма к батюшке и воспоминания о нем. СПб., изд. Александро-Невской Лавры, 1994. — 368 с.
  4. Иоанн Кронштадтский, прав. Мысли о богослужении Православной Церкви — М.: Русский Хронограф, 2004. — 189 с.
  5. Отец Иоанн Кронштадтский/митр. Вениамин Федченков — Москва: Паломникъ, 2000. — 749 с.
Основные термины (генерируются автоматически): кронштадтский пастырь, святой, время, духовное училище, изучение наук, младенец Иоанн, народная жизнь, ранний возраст, Россия, святой пастырь, священник, Сергиево.


Ключевые слова

церковь, благотворительная деятельность, российское общество, миссионер, канонизация, святой Иоанн Кронштадтский, проповедник, духовное состояние

Похожие статьи

Содержание православной традиции почитания святых

Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире.

Почитание святых и молитва к ним является древнейшей традицией Церкви.

Во время гражданской войны в России (1917—1922) был учрежден Орден Святого Николая

Эта традиция характерна как для России так и для других стран, в частности почитание святым...

Петр Хрисолог, епископ Равеннский и его духовное наследие

В училище Корнелия юный Петр учится ценить слово, вдумываться в его смысл, взвешивать его.

В 165 проповеди Хрисолог говорит, что Корнелий, будучи сам свят, поставил его на святое

На Западе святой папа Григорий Великий во время болезни поручал диаконам читать свои проповеди.

[6] Обращение к этим наукам становится у Хрисолога общим местом.

Зарождение антропологических идей в русской православной...

Издавна наука стремится понять человека во всех проявлениях его сущностных качеств и межличностных отношений.

И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрёт, но здравее будет, ты бо, бия его по

2. Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Петербургский и Ладожский.

К сожалению, опыт православной педагогики в России невелик.

Две ипостаси иеромонаха Антония | Статья в журнале...

...главным редактором которого тогда являлся священник Михаил Мальцев, опубликовала большую статью «Пастырь.

После окончания Самарского духовного училища Василий Смирнов он в возрасте 19 лет

Но в жизни своей встретился со многими известными людьми старой России.

Окончил Кронштадтскую школу юнг, Кронштадтское мореходное училище.

Личность пастыря, окормляющего молодежь | Статья в журнале...

Пастырь, идущий к молодежи, должен знать, как свои таланты, так и свои недостатки.

«От священника, работающего с детьми, требуется напряженнейшее духовное делание, если не святость» [18

Нужно постараться стать их отцом и другом. «Пастырю необходимо изыскивать время для индивидуального и

2000, Вып. 11. Иоанн Златоуст, свят. Святые Творения.

У истоков женского образования в России | Статья в сборнике...

Женщины составляют 28% общего числа кандидатов наук и 13% докторов наук.

В раскольничьем быту, где жизнь была построена на святом почитании законов предков были мастерицы

Оно было не только первым женским училищем в России, но и первым в Европе.

Таким образом, изучение иностранных языков в княжеской семье совершалось легко.

Что такое виртуальная реальность и где ее используют

Например, виртуальную реальность можно использовать, чтобы отвлечься от боли во время медицинских процедур или помочь пациентам с фобиями преодолеть свои страхи, постепенно подвергая их виртуальному моделированию их страхов.

Формирование преподавательского состава Тобольской духовной...

...иметь ему всегда перед глазами книжку: Краткое руководство учителям народных классов.

Но после окончания семинарии они могли выбрать между духовной и светской карьерой.

Изучение русского языка и русской литературы в современной общеобразовательной школе.

К примеру, сын священника Василия Николаева Попова — Иоанн после окончания курса...

Анализ уязвимостей и актуальных биометрических методов...

Биометрические методы аутентификации. Данное направление в защите информации является одним из самых актуальных в настоящее время.

Похожие статьи

Содержание православной традиции почитания святых

Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире.

Почитание святых и молитва к ним является древнейшей традицией Церкви.

Во время гражданской войны в России (1917—1922) был учрежден Орден Святого Николая

Эта традиция характерна как для России так и для других стран, в частности почитание святым...

Петр Хрисолог, епископ Равеннский и его духовное наследие

В училище Корнелия юный Петр учится ценить слово, вдумываться в его смысл, взвешивать его.

В 165 проповеди Хрисолог говорит, что Корнелий, будучи сам свят, поставил его на святое

На Западе святой папа Григорий Великий во время болезни поручал диаконам читать свои проповеди.

[6] Обращение к этим наукам становится у Хрисолога общим местом.

Зарождение антропологических идей в русской православной...

Издавна наука стремится понять человека во всех проявлениях его сущностных качеств и межличностных отношений.

И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрёт, но здравее будет, ты бо, бия его по

2. Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Петербургский и Ладожский.

К сожалению, опыт православной педагогики в России невелик.

Две ипостаси иеромонаха Антония | Статья в журнале...

...главным редактором которого тогда являлся священник Михаил Мальцев, опубликовала большую статью «Пастырь.

После окончания Самарского духовного училища Василий Смирнов он в возрасте 19 лет

Но в жизни своей встретился со многими известными людьми старой России.

Окончил Кронштадтскую школу юнг, Кронштадтское мореходное училище.

Личность пастыря, окормляющего молодежь | Статья в журнале...

Пастырь, идущий к молодежи, должен знать, как свои таланты, так и свои недостатки.

«От священника, работающего с детьми, требуется напряженнейшее духовное делание, если не святость» [18

Нужно постараться стать их отцом и другом. «Пастырю необходимо изыскивать время для индивидуального и

2000, Вып. 11. Иоанн Златоуст, свят. Святые Творения.

У истоков женского образования в России | Статья в сборнике...

Женщины составляют 28% общего числа кандидатов наук и 13% докторов наук.

В раскольничьем быту, где жизнь была построена на святом почитании законов предков были мастерицы

Оно было не только первым женским училищем в России, но и первым в Европе.

Таким образом, изучение иностранных языков в княжеской семье совершалось легко.

Что такое виртуальная реальность и где ее используют

Например, виртуальную реальность можно использовать, чтобы отвлечься от боли во время медицинских процедур или помочь пациентам с фобиями преодолеть свои страхи, постепенно подвергая их виртуальному моделированию их страхов.

Формирование преподавательского состава Тобольской духовной...

...иметь ему всегда перед глазами книжку: Краткое руководство учителям народных классов.

Но после окончания семинарии они могли выбрать между духовной и светской карьерой.

Изучение русского языка и русской литературы в современной общеобразовательной школе.

К примеру, сын священника Василия Николаева Попова — Иоанн после окончания курса...

Анализ уязвимостей и актуальных биометрических методов...

Биометрические методы аутентификации. Данное направление в защите информации является одним из самых актуальных в настоящее время.

Задать вопрос