О проблеме формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов при обучении говорению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 19.05.2023

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Антюфеева, Ю. Н. О проблеме формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов при обучении говорению / Ю. Н. Антюфеева, Д. А. Татаринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 159-160. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102738/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье обсуждаются проблемы, связанные с развитием коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов, особенно в отношении навыков говорения. Выделяется такие основные проблемы как: недостаточная практика общения на языке, недостаток внимания со стороны преподавателей, ограниченные возможности для общения с носителями языка и недостаточное внимание процессу обучения говорению. В статье предлагается несколько решений, включая организацию языковых клубов и индивидуальную помощь, а также использование современных методов обучения, таких как обучение через игры и мультимедийные технологии.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, навык говорения, преподавание языка, учебный процесс.

Иноязычная коммуникативная компетенция — это способность использовать иностранный язык для эффективного общения в различных ситуациях и контекстах. Она включает в себя не только навыки говорения, но и понимание на слух, чтение и письмо. Иноязычная коммуникативная компетенция также включает в себя знание грамматики, лексики и культурных нюансов языка, а также умение выбирать подходящие формы речи в соответствии с целями общения и контекстом. Это важный аспект языкового обучения, поскольку он позволяет студентам эффективно взаимодействовать с носителями языка и успешно использовать иностранный язык в академических, профессиональных и повседневных ситуациях. Концепция иноязычной коммуникативной компетенции была предложена в 1972 году Х. Г. Хатчинсом и была развита в работах многих других ученых. На сегодняшний день её развитие является одной из главных целей обучения, кроме того, она определяет уровень профессионализма преподавателей [1].

Кристин С. М. Го и Анна Бернс (Christine C. M. Goh/ Anne Burns) определяют навык говорения следующим образом: «способность использовать язык для общения в устной форме, включая умение выражать свои мысли, идеи, чувства и потребности, а также умение понимать и воспринимать речь других людей» [2, с.2]. Он включает в себя правильное произношение, грамматику, лексику и умение использовать язык для общения и достижения целей в различных сферах жизни, таких как работа, учеба, социальные отношения и т. д.

Одной из проблем, связанных с формированием коммуникативной компетенции при обучении говорению, является недостаточная практика общения на языке. Многие студенты изучают язык только в рамках учебного процесса, не имея возможности использовать его в повседневной жизни. Это ограничивает их возможности для развития коммуникативной компетенции и применения языка на практике.

Другая проблема связана с тем, что многие студенты не уделяют достаточного внимания развитию навыков говорения на языке. Они могут хорошо понимать язык на слух, но имеют трудности с выражением своих мыслей и идей на языке. Это может быть связано с отсутствием практики говорения на языке, недостаточной мотивацией или страхом перед ошибками и неправильным произношением.

Третья проблема связана с тем, что преподаватели часто не обращают достаточного внимания на развитие навыков говорения у студентов. Они могут сосредоточиться на изучении грамматики и лексики, но не уделять достаточно времени и внимания развитию навыков говорения. Это может привести к тому, что студенты не смогут эффективно использовать язык на практике, несмотря на свои знания.

Четвертая проблема связана с тем, что многие студенты не имеют возможности общаться на языке с носителями языка или людьми, чей язык близок языку носителя. Это ограничивает их возможности для развития навыков говорения и коммуникативной компетенции на языке.

Для решения данных проблем следует принять во внимание следующие аспекты:

Во-первых, необходимо предложить студентам достаточную практику общения на языке вне учебного процесса в рамках организации различных мероприятий, таких как языковые клубы, конференции или же в формате индивидуальных занятий с преподавателем или тьютором.

Во-вторых, важно также улучшить методику преподавания говорения на языке в рамках учебного процесса. Преподаватели должны обращать больше внимания на развитие навыков говорения у студентов, включая работу над произношением, грамматикой и лексикой. Также необходимо использовать современные методы обучения, такие как обучение через ролевые игры или дискуссии.

Согласно исследованию, проведенному в Университете Лондона (University College London) в 2019 году, эффективность обучения говорению на языке может быть повышена через использование мультимедийных технологий, таких как видео и аудио материалы, а также использование онлайн-платформ для общения на языке с носителями языка [3].

В заключение, мы пришли к следующему выводу: формирование коммуникативной компетенции при обучении говорению студентов языковых вузов является важной задачей, которая требует комплексного подхода. Необходимо обеспечить студентов достаточной практикой общения на языке, индивидуальной помощью в развитии навыков говорения и улучшить методику преподавания говорения на языке в рамках учебного процесса. Только при таком подходе можно достичь значительных результатов в формировании коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов.

Литература:

  1. Hutchinson, T. The concept of ‘communicative competence’ in ELT. ELT journal, 41(2), 88–96.
  2. Goh, C. C. M., & Burns, A.. Teaching Speaking: A Holistic Approach. Cambridge University Press. 2012. p.307.
  3. University College London. (2019). Using multimedia to improve speaking skills in language learning. URL : https://www.ucl.ac.uk/ioe/news/2019/jan/using-multimedia-improve-speaking-skills-language-learning (Дата обращения: 7.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетенция, язык, развитие навыков говорения, учебный процесс, носитель языка, иноязычная коммуникативная компетенция, студент, достаточное внимание, индивидуальная помощь, иностранный язык.


Похожие статьи

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения...

Коммуникативная компетентность при обучении иностранному...

Коммуникативная компетенция обеспечивает способность студентов к вступлению в диалог с

Преподаватели иностранного языка используют активные методы и формы в обучении.

иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, основной объект обучения

Коммуникативная цель обучения английскому языку как общая стратегия обучения.

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция...

Итак, иноязычная коммуникативная компетенция представляет собой демонстрируемое и практическое знание языка, обеспечивающее достижение коммуникативных целей в устной и письменной, продуктивной и рецептивной, монологической или диалогической форме.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Коммуникативная цель обучения английскому языку как общая стратегия обучения.

Специфика учебного предмета «Иностранный язык» заключается в том, что, во-первых

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих

– Компенсаторная компетенцияРазвитие умений выходить из положения в условиях...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции...

Обучение языку направлено на формирование речевых умений, а в качестве объекта обучения выступает речевая деятельность.

Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент языковых вузов, студент

Говорение как один из способов формирования коммуникативной...

Роль грамматических навыков в системе формирования...

Главной целью формирования коммуникативной компетенции является состоявшийся

Похожие статьи. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование

Роль грамматических навыков... иностранный язык, навык, грамматик, учащийся, язык, речевая...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

Так, освоение языка, прежде всего, через призму его коммуникативной функции способствует формированию мотивации у учащихся к изучению иностранного языка через понимание связи между изучаемым предметом и личным интересом от его использования.

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

Коммуникативная компетенция уточнила, что значит «знать язык».

Цель обучения — это эффективная коммуникация на иностранном языке.

Произношение должно быть понятным (но не обязательно как у носителя языка).

 Принцип значимости и осмысленности: обучение происходит при помощи языка, который учащийся использует осмысленно.

Роль грамматических навыков...

Выделяются основные цели в коммуникативно-ориентированном обучении грамматике, а также дается

навыков в коммуникативно-ориентированном обучении иноязычному общению / А. Н. Петруль.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, навык, грамматик

коммуникативная компетенция, грамматик, язык, иностранный язык, языковая...

Похожие статьи

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения...

Коммуникативная компетентность при обучении иностранному...

Коммуникативная компетенция обеспечивает способность студентов к вступлению в диалог с

Преподаватели иностранного языка используют активные методы и формы в обучении.

иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, основной объект обучения

Коммуникативная цель обучения английскому языку как общая стратегия обучения.

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция...

Итак, иноязычная коммуникативная компетенция представляет собой демонстрируемое и практическое знание языка, обеспечивающее достижение коммуникативных целей в устной и письменной, продуктивной и рецептивной, монологической или диалогической форме.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Коммуникативная цель обучения английскому языку как общая стратегия обучения.

Специфика учебного предмета «Иностранный язык» заключается в том, что, во-первых

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих

– Компенсаторная компетенцияРазвитие умений выходить из положения в условиях...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции...

Обучение языку направлено на формирование речевых умений, а в качестве объекта обучения выступает речевая деятельность.

Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент языковых вузов, студент

Говорение как один из способов формирования коммуникативной...

Роль грамматических навыков в системе формирования...

Главной целью формирования коммуникативной компетенции является состоявшийся

Похожие статьи. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование

Роль грамматических навыков... иностранный язык, навык, грамматик, учащийся, язык, речевая...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

Так, освоение языка, прежде всего, через призму его коммуникативной функции способствует формированию мотивации у учащихся к изучению иностранного языка через понимание связи между изучаемым предметом и личным интересом от его использования.

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

Коммуникативная компетенция уточнила, что значит «знать язык».

Цель обучения — это эффективная коммуникация на иностранном языке.

Произношение должно быть понятным (но не обязательно как у носителя языка).

 Принцип значимости и осмысленности: обучение происходит при помощи языка, который учащийся использует осмысленно.

Роль грамматических навыков...

Выделяются основные цели в коммуникативно-ориентированном обучении грамматике, а также дается

навыков в коммуникативно-ориентированном обучении иноязычному общению / А. Н. Петруль.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, навык, грамматик

коммуникативная компетенция, грамматик, язык, иностранный язык, языковая...

Задать вопрос