Цифровые истории как способ развития связной речи детей 6–7 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 10.05.2023

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Хрущева, Ю. Н. Цифровые истории как способ развития связной речи детей 6–7 лет / Ю. Н. Хрущева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 527-529. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102446/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматривается положительный опыт применения цифровых историй как способа развития связной речи детей 6–7 лет.

Ключевые слова: цифровое детство, цифровые истории, связная речь.

В современном мире человек уже не может представить свою жизнь без телефона, планшета, компьютера. Дети очень любят наблюдать за жизнью взрослых, особенно, когда мама и папа активно пользуются гаджетами, значит, они действительно интересны, поэтому уже с пелёнок у современных детей появляется большой интерес к гаджетам. Ещё не научившись ходить, они уже вовсю пользуются смартфонами и планшетами.

Цифровое детство — это реальность сегодняшнего дня. От использования новых технологий мы не уйдём, и не стоит запрещать своим детям пользоваться современными устройствами. Задача взрослых — научить детей правильно и с умом использовать гаджеты.

Мир меняется каждый день, и все меняются вместе с ним. В мире знаний воспитатель — это некий связующий элемент между потоком информации и воспитанником. Но для того чтобы идти в ногу со временем, воспитателю необходимо владеть современными педагогическими технологиями, приёмами и методами работы с детьми.

В дошкольной практике мы часто сталкиваемся с проблемами развития связной речи воспитанников 6–7 лет. На занятии по развитию речи дети с трудом рассказывают по сюжетной картине, тем самым демонстрируя низкий уровень развития связной монологической речи. И совсем другое дело — когда ребёнок рассказывает историю из личного опыта о событии и месте, где он побывал лично, сам всё видел своими глазами, прочувствовал, испытал эмоции.

Мы всегда приветствовали, что дети приносят в детский сад семейные фотографии, показывают их ребятам и делятся впечатлениями. А работая над стенгазетой, в которой поздравляли мам с праздником, увидели в этом увлечении большие развивающие возможности. Придав этому занятию образовательный характер, мы стали создавать ЦИФРОВЫЕ ИСТОРИИ. Постепенно их набралось много. И мы назвали это ГАЛЕРЕЯ ИСТОРИЙ.

Привлечение детей 6–7 лет к созданию историй с использованием цифровых технологий поможет детям приобрести необходимые знания, умения и навыки для достижения успеха в современном мире.

Исследователи человеческого мозга утверждают, что человек настроен на то, чтобы рассказывать истории, то есть упорядочивать разрозненные сведения в единое целое и обмениваться результатом с окружающими. Если предоставить детям возможность использования этого природного дара, они приобретут ощущение уверенности и будут развивать фундаментальные интеллектуальные навыки, что и обусловило создание цифровых историй как способ развития связной речи детей 6–7 лет.

Существуют следующие типы цифровых историй:

1) цифровые рассказы с использованием Microsoft Office Power Point;

2) цифровые рассказы с использованием Photo Story;

3) цифровые рассказы с использованием Киностудии Windows Live.

Этапы создания цифровых историй.

При выборе темы для рассказывания отталкиваемся от календарно-тематического планирования в своей возрастной группе, то есть дети составляют рассказы на конкретные темы. Они касаются событий, связанных с положительно-эмоциональными переживаниями детей. В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяют ребенку припомнить случай наиболее интересный, яркий и описать его. Мы использовали такие оптимальные темы, как «Как я провёл лето?», «Моя семья», «Мои братья и сёстры», «Мой папа лучше всех!», «Герб моей семьи», «Красота родного края, посвященная 85-летию Архангельской области», «Чтение в нашей семье», «Мои любимые игрушки», «Мой защитник», «Мои любимые домашние питомцы» и так далее. А также можно создавать истории не только по лексическим темам, но и по желанию или ситуации, например, «Музей», «День рождения» и т. п.

Обсудив темы с детьми, мы предлагаем родителям примерные варианты создания цифровых рассказов. Если в семье нет технических ресурсов, сами делаем коллажи или презентации с ребёнком в детском саду.

Основное содержание — это фото- и видеоматериалы с места событий.

Сделали! Что же дальше? А дальше не забываем, что наша цель — это развитие связной речи у детей! Следовательно, ребёнок выступает на занятии или мероприятии перед сверстниками.

Само название — цифровые — говорит о том, что эти истории существуют в электронном виде. Но в повседневной жизни ребёнку не всегда доступны девайсы, так как требуется помощь взрослого. Поэтому, чтобы созданные истории были всегда «под рукой» мы стали делать печатные фотографии, раскладывая их в конверты. Распечатывать лучше не просто фотографии, а слайды из презентации, так как там уже есть готовые комментарии. На конверте указывали автора истории, тему, дату создания.

Галерея историй обычно хранится в речевом уголке. Но это не принципиально. Папка трансформируется в любое место группы.

Детям очень нравятся созданные цифровые истории, так как они помогают детям освежить свои впечатления, поделиться ими со сверстниками, а также развивают диалогическую и монологическую речь при составлении рассказов из личного опыта. В процессе комментирования своих фото-историй у детей формируются навыки коммуникативного поведения.

Критерии детских рассказов, разработанные О. С. Ушаковой, помогают проанализировать и оценить качество и уровень развития связной речи дошкольников.

К ним относятся:

— содержательность (насколько полно и интересно ребенок передал содержание готового литературного текста и собственного рассказа);

— логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ без лишних вставок и повторений, пропусков существенных эпизодов);

— грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений между собой, т. е. грамотное оформление высказывания);

— точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом);

— богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств

Преимущества картотеки фото-историй:

— обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

— является трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Рассказывание историй при помощи цифровых технологий :

1) стимулирует исследовательскую деятельность, давая дошкольникам возможность самостоятельно изучать предмет, при этом делая процесс обучения увлекательным и интерактивным;

2) формирует навыки критического мышления, развивает логику, помогает детям обдумывать тему глубже, чётче и всесторонне, особенно, если материал сложен;

3) даёт детям возможность сформировать собственную точку зрения и отношение к изучаемому материалу и более полно выразить своё мнение;

4) даёт детям возможность рассказать о себе, например, ребёнок описывает важные моменты из своей жизни или истории своей семьи (в цифровых рассказах можно выступать и от лица других людей, высказывая мнение с их точек зрения);

5) повышает результативность освоения образовательной программы за счёт более эффективного общения дошкольников;

6) помогает дошкольникам установить связь между тем, что они изучают в детском саду, и тем, что происходит за его пределами. При рассказе историй естественным образом формируются навыки выступления на публике, обсуждения различных тем, фотографий и фильмов;

7) развивает творчество, помогая детям осваивать новые подходы к пониманию и упорядочению материала.

Таким образом, создание галереи цифровых историй и картотеки фото-историй полностью соответствует требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде и реализует современные подходы к развитию связной речи детей 6–7 лет.

Литература:

  1. Образовательная среда ДОУ как фактор детского развития: методическое пособие / И. Е. Мартьянова, С. А. Севенюк, Л. А. Кузнецова, В. С. Власова, А. Р. Трунова, Т. В. Сидорова, Е. А. Негатина, С. В. Шишкина. — Самара, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, история, детский сад, связная речь детей, галерея историй, личной опыт, связная речь, способ развития, уровень развития, цифровое детство.


Ключевые слова

связная речь, цифровое детство, цифровые истории

Похожие статьи

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами...

У 24 % детей старшего дошкольного возраста определен низкий уровень развития связной речи. Такие дошкольники пересказывают рассказ и составляют рассказ только с помощью взрослого. У детей лексический запас ниже возрастной нормы.

Развитие речи у детей дошкольного возраста в век цифровизации

Отсутствие практики в общении является причиной отставания в развитии речи.

В век цифровизации неоправданно рано происходит знакомство детей с гаджетами.

В возрасте около 3 лет , благодаря развитию предметных действий и речи, в игре детей...

В раннем детстве мышление детей ещё конкретно, носит практический характер, поэтому первое.

Развитие связной речи дошкольников через погружение...

В лингвистике и в психологии понятие «связная речь» включает как диалогическую, так и к монологическую формы речи. Формирование связной диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка-дошкольника.

Современные педагогические методы и технологии по развитию...

– Речевые способности (развитие связной речи — как составление рассказа из опыта

Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — М.: Детство-Пресс, 2005. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи.

Живопись как средство развития связной речи детей старшего...

Известно, что использование картин и другой наглядности (рисунков, схем, моделей) способствует речевому развитию ребёнка дошкольного возраста. Занятиям с детьми по картинам принадлежит ведущее место в методике развития речи детей.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу. В настоящее время логопедическую работу с детьми ОНР надо начинать в раннем возрасте.

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников

Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Н. Ф. Ладыгина, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова. Закономерности речевого развития дошкольников изучались Л. С. Выготским, А. Н. Гвоздевым, А. А. Леонтьевым и др.

Развитие связной речи — высшей формы мыслительной...

Это объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействие на окружающих.

1. Развитие речи детей в ДОУ (в таблицах и схемах).

8. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.

цифровая лаборатория, рассуждение, ребенок, детский сад, развитие речи, речевая...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Вопрос развития связной речи детей был и находится в центре внимания педагогов и психологов.

становится средством общения с окружающими; складываются коммуникативная и обобщающая функции речи; речь отражает опыт взаимодействия с окружающим миром.

Похожие статьи

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами...

У 24 % детей старшего дошкольного возраста определен низкий уровень развития связной речи. Такие дошкольники пересказывают рассказ и составляют рассказ только с помощью взрослого. У детей лексический запас ниже возрастной нормы.

Развитие речи у детей дошкольного возраста в век цифровизации

Отсутствие практики в общении является причиной отставания в развитии речи.

В век цифровизации неоправданно рано происходит знакомство детей с гаджетами.

В возрасте около 3 лет , благодаря развитию предметных действий и речи, в игре детей...

В раннем детстве мышление детей ещё конкретно, носит практический характер, поэтому первое.

Развитие связной речи дошкольников через погружение...

В лингвистике и в психологии понятие «связная речь» включает как диалогическую, так и к монологическую формы речи. Формирование связной диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка-дошкольника.

Современные педагогические методы и технологии по развитию...

– Речевые способности (развитие связной речи — как составление рассказа из опыта

Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — М.: Детство-Пресс, 2005. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи.

Живопись как средство развития связной речи детей старшего...

Известно, что использование картин и другой наглядности (рисунков, схем, моделей) способствует речевому развитию ребёнка дошкольного возраста. Занятиям с детьми по картинам принадлежит ведущее место в методике развития речи детей.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу. В настоящее время логопедическую работу с детьми ОНР надо начинать в раннем возрасте.

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников

Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Н. Ф. Ладыгина, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова. Закономерности речевого развития дошкольников изучались Л. С. Выготским, А. Н. Гвоздевым, А. А. Леонтьевым и др.

Развитие связной речи — высшей формы мыслительной...

Это объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействие на окружающих.

1. Развитие речи детей в ДОУ (в таблицах и схемах).

8. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.

цифровая лаборатория, рассуждение, ребенок, детский сад, развитие речи, речевая...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Вопрос развития связной речи детей был и находится в центре внимания педагогов и психологов.

становится средством общения с окружающими; складываются коммуникативная и обобщающая функции речи; речь отражает опыт взаимодействия с окружающим миром.

Задать вопрос