Управление знаниями и способность к обучению для повышения инновационности организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 09.05.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Реджепов, Ы. Г. Управление знаниями и способность к обучению для повышения инновационности организации / Ы. Г. Реджепов, Д. А. Оразмаммедов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102428/ (дата обращения: 02.05.2024).



XXI век является свидетелем роста инноваций как одной из основных движущих сил промышленной конкуренции. Инновации становятся все более важными для создания и поддержания конкурентных преимуществ организации, а также ее вклада в рост и благосостояние. Другими словами, инновации сами по себе являются сильной конкурентной стратегией для достижения статуса производителя мирового класса и сервисного обслуживания и эффективной конкуренции на мировых рынках. Способность фирмы к обучению в контексте управления знаниями рассматривается как один из основных факторов инновационности. Таким образом, цель данной статьи — предложить целостный подход к построению организационной инновационности на основе управления знаниями (УЗ) и возможностей организационного обучения (ВОО).

Ключевые слова: управление знаниями, инновации, организационное обучение, возможности организационного обучения.

Согласно утверждениям экономистов, предпринимательство рассматривается как зависимость от классических факторов производства — земли, труда и капитала. Совсем недавно знания стали признаваться в отличие от труда и как самостоятельный фактор производства. Действительно, с 1980-х годов начинается эра информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), результатом которой является рост знаний как отдельного фактора производства. Эффективное использование ИКТ позволило фирмам разорвать цепочку поставок. Таким образом, точки доступа к ресурсам, дизайну, производству и рынку отделены друг от друга в целом, географически в частности. Эта ситуация вынудила организации развивать внешние связи и выстраивать стратегические партнерские отношения в рамках сложной бизнес-сети.

Связь между управлением знаниями и способностью организации к обучению. УЗ — это модель цикла, начиная с получения новых знаний и заканчивая их применением в организационных процессах. Несмотря на то, что УЗ и ВОО настолько важны в организационном контексте, лишь немногие исследования посвящены тому, как эти два фактора соотносятся друг с другом и влияют на инновационность. На самом деле широко признано, что OO дополняет УЗ. В поисках интегративного подхода к ВОО и УЗ модели жизненного цикла представляются полезными инструментами. Основываясь на представлении о том, что управление знаниями представлено как модель цикла, начиная с поступления новых знаний и заканчивая их применением в организационных процессах, модели жизненного цикла учитывают взаимосвязь между УЗ и ПР. Чтобы изучить взаимодополняемость этих двух концепций братства, модель цикла Кинга и др. (“создание, приобретение, уточнение, хранение, передача, совместное использование”) среди них, по-видимому, является наиболее всеобъемлющей эталонной моделью УЗ (рис. 1).

Модель цикла УЗ

Рис. 1. Модель цикла УЗ

Модель на рисунке 1 показывает, что внедрение цикла УЗ включает в себя либо создание, либо приобретение знаний. Создание знаний относится к разработке новых знаний внутри организации, в то время как приобретение знаний влечет за собой поиск, признание и ассимиляцию новых знаний за пределами организационных границ. После создания или приобретения новых знаний, систем и процессов, поступающие знания должны быть подготовлены для передачи их в память организации с целью максимального долгосрочного повторного использования. Это то, что мы называем совершенствованием знаний. На следующем этапе уточненные знания поступают на различные носители информации и становятся частью памяти организации. Иными словами, организационная память состоит из знаний, хранящихся в умах членов организации, хранящихся в электронных хранилищах, которые могут быть приобретены и/или сохранены группами или командами и встроены либо во внутренние, либо во внешние отношения, а также в бизнес-процессы, продукты и услуги. Для того чтобы оказывать влияние на всю организацию, накопленные знания следует либо передавать, либо совместно использовать. Передача знаний и обмен ими представляют собой два конца континуума. Передача — это целенаправленная передача знаний от отправителя известному получателю, в то время как обмен происходит через хранилище, людям, которые обычно неизвестны отправителю. Переданные или совместно используемые знания затем применяются в организационных процессах и практиках, чтобы положить конец коллективному и индивидуальному обучению и/или совместному решению проблем и инновациям.

На данном этапе необходимо сделать акцент на термине «инновация». Инновации чрезвычайно зависят от объема знаний, имеющихся в распоряжении организаций. Следовательно, для обеспечения успешных инноваций необходимо выявлять сложности, возникающие в результате стремительного роста богатства и охвата знаний, и управлять ими.

Предисловие к дороге: Недостающее звено между УЗ и инновациями. Организационные знания (т. е. объемы знаний, которыми обладает организация и которые она постоянно приобретает) влияют на инновационный процесс, находит теоретическую и эмпирическую поддержку в нескольких исследованиях. В частности, установлено, что процессы и практика управления знаниями являются движущими силами инноваций. Вообще говоря, организационные знания преобразуются в основные организационные возможности организаций, которые способны эффективно использовать то, что они знают, для того, чтобы действовать раньше своих конкурентов, создавая инновационный портфель и управляя им, который конкуренты вряд ли смогут имитировать. Следовательно, ожидается, что управление знаниями и активами, основанными на знаниях, будет тесно связано с эффективностью инноваций. Однако эффективный переход знаний и нематериальных активов к общеорганизационным принципам и практике по-прежнему вызывает озабоченность. Действительно, в модели жизненного цикла предполагается, что знания, которыми либо делятся, либо передаются, должны быть готовы к инновационному использованию. Но так ли это на самом деле? Как можно усвоить переданные или совместно используемые знания, чтобы перейти на организационный уровень?

Концептуальная основа. Изучение и освоение бизнес-процессов может преобразовать знания и активы, основанные на знаниях, в постоянные организационные знания и, в конечном счете, в инновационные практики. В контексте этого переходного процесса ВОО подразделяется на две совместимые функции: поглощающую и преобразующую. Следовательно, возможности поглощения и преобразования как аспекты ВОО в совокупности поглощают и преобразуют “общие и передаваемые знания” и применяют их при разработке новых продуктов, обеспечивая таким образом конкурентное преимущество и высокую скорость производства. Основываясь на вышеупомянутых концепциях, мы считаем, что ВОО выполняет двойную роль абсорбирующей и преобразующей способности в модели цикла Кинга и др. Предлагаемая модель цикла УЗ в контексте организационных инноваций гласит следующее (рис. 2):

Улучшенный цикл УЗ

Рис. 2. Улучшенный цикл УЗ

Следовательно, знания и активы, основанные на знаниях, управляются и применяются в организационных инновациях в контексте механизма УЗ, который обеспечивается ВОО.

Заключительные замечания. Первоначальная цель этой статьи — представить всеобъемлющую презентацию и обзор двух основных концепций УЗ и ВОО, подчеркнув также их влияние на инновационность организации. Также предпринята попытка интегрировать их в целостный подход, чтобы дать руководителям представление об условиях в отношении организационной инновационности.

В заключение, это исследование подчеркивает важную роль, которую играет ВОО в цикле УЗ. Предпринята попытка устранить разрыв между УЗ и инновациями и заполнить его с помощью компонента ВОО, который, таким образом, вносит незначительный вклад в поток УЗ. Однако существует большая потребность в обогащении нашего концептуального вклада в область УЗ путем предоставления эмпирической поддержки построению нашей теории. Улучшенная модель цикла УЗ может побудить исследователей проверить эту модель эмпирически, чтобы поддержать обобщение наших утверждений.

Литература:

  1. Канлифф, А. Теория организации, 2008;
  2. Стивенсон Х. Х., Харилло Дж.Си. Парадигма предпринимательства: Предпринимательский менеджмент, стратег-кий менеджмент, 2007;
  3. Селуч К. Г., Кассуф К.Дж. Влияние восприятия рынка и ориентации на обучение на оцениваемые организационные возможности, 2002;
  4. Калантоне Р.Дж., Кавусгил Ст. Ориентация на обучение, способность фирмы к инновациям и эффективность работы фирмы, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, управление знаниями, жизненный цикл, инновация, организационное обучение, модель цикла, модель цикла Кинга, самое дело, целостный подход, эмпирическая поддержка.


Ключевые слова

инновации, управление знаниями, организационное обучение, возможности организационного обучения

Похожие статьи

Сравнительный анализ основных моделей жизненных циклов...

Другими словами, жизненный цикл организации — прогнозируемые изменения состояний организации, то есть

Знание этой концепции необходимо для эффективного управления компанией.

Но Грейнер не выделил этот кризис в самой модели, а добавил его спустя 26 лет.

Компания теряет инновационный, творческий подход и не стремится к изменениям.

Сравнительный анализ моделей жизненного цикла программного...

Жизненный цикл — совокупность последовательно меняющихся состояний организации

выработки требований к ПО, анализа, проектирования, кодирования, тестирования, интеграции и поддержки [2].

Модель управления и автоматизации этапов жизненного цикла...

Если для спиральной модели жизненного цикла в процессе разработки и внедрения...

Современный подход к формированию и реализации стратегии...

Изучается жизненный цикл управления знаниями, основы семантики информационных технологий

В данном университете управление знаниями изучается в рамках курса «Обучение и

Инновации и управление знаниями являются приоритетными направлениями в

стратегия управления знаниями на предприятии, современный подход к управлению...

Сравнение моделей жизненных циклов организации

Сравнение моделей жизненных циклов организации. Авторы: Азимов Тимур Айбекович, Безнощук Лика Юрьевна.

Особенности спиралевидной модели жизненного цикла...

 Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, жизненный цикл

Еще в середине прошлого века была предложена линейная модель жизненного цикла, которая

Для разработки систем управления инновационными проектами разработан вариант

Их целью является расширение научного знания общества, установление того, что может быть...

Инновации в строительной сфере: подход к анализу жизненного...

Подход жизненного цикла проекта для анализа строительных инноваций.

Модели инноваций в строительной отрасли во многом отличаются от других.

Предложенный подход жизненного цикла поможет наблюдать и измерить основные движущие силы

Предлагаемое исследование позволяет пролить свет на скрытые инновации и тем самым помочь...

Основные модели формирования жизненного цикла проекта

Для успешного внедрения любого проекта организация должна принять решение о целесообразности его реализации посредством моделирования жизненного цикла проекта. Для этого используются определенные модели, которые будут описаны в данной статье.

Самообучающиеся организации: современные подходы...

Например, модель самообучающейся организации Р. Кандола и Дж.

2) Структура организации, обеспечивающая возможности для обучения и облегчающая его процесс.

Между сотрудниками происходит обмен знаниями, что является ярким примером

Обучение персонала — это один из элементов управления развитием сотрудников.

Жизненный цикл разработки программного обеспечения. Модели...

Жизненный цикл можно представить в виде моделей.

Этот подход может быть эффективным в снижении рисков в жизненном цикле разработки программного обеспечения.

Agile — итеративный поход к управлению разработки программного обеспечения.

Жизненный цикл — совокупность последовательно меняющихся состояний организации.

Похожие статьи

Сравнительный анализ основных моделей жизненных циклов...

Другими словами, жизненный цикл организации — прогнозируемые изменения состояний организации, то есть

Знание этой концепции необходимо для эффективного управления компанией.

Но Грейнер не выделил этот кризис в самой модели, а добавил его спустя 26 лет.

Компания теряет инновационный, творческий подход и не стремится к изменениям.

Сравнительный анализ моделей жизненного цикла программного...

Жизненный цикл — совокупность последовательно меняющихся состояний организации

выработки требований к ПО, анализа, проектирования, кодирования, тестирования, интеграции и поддержки [2].

Модель управления и автоматизации этапов жизненного цикла...

Если для спиральной модели жизненного цикла в процессе разработки и внедрения...

Современный подход к формированию и реализации стратегии...

Изучается жизненный цикл управления знаниями, основы семантики информационных технологий

В данном университете управление знаниями изучается в рамках курса «Обучение и

Инновации и управление знаниями являются приоритетными направлениями в

стратегия управления знаниями на предприятии, современный подход к управлению...

Сравнение моделей жизненных циклов организации

Сравнение моделей жизненных циклов организации. Авторы: Азимов Тимур Айбекович, Безнощук Лика Юрьевна.

Особенности спиралевидной модели жизненного цикла...

 Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, жизненный цикл

Еще в середине прошлого века была предложена линейная модель жизненного цикла, которая

Для разработки систем управления инновационными проектами разработан вариант

Их целью является расширение научного знания общества, установление того, что может быть...

Инновации в строительной сфере: подход к анализу жизненного...

Подход жизненного цикла проекта для анализа строительных инноваций.

Модели инноваций в строительной отрасли во многом отличаются от других.

Предложенный подход жизненного цикла поможет наблюдать и измерить основные движущие силы

Предлагаемое исследование позволяет пролить свет на скрытые инновации и тем самым помочь...

Основные модели формирования жизненного цикла проекта

Для успешного внедрения любого проекта организация должна принять решение о целесообразности его реализации посредством моделирования жизненного цикла проекта. Для этого используются определенные модели, которые будут описаны в данной статье.

Самообучающиеся организации: современные подходы...

Например, модель самообучающейся организации Р. Кандола и Дж.

2) Структура организации, обеспечивающая возможности для обучения и облегчающая его процесс.

Между сотрудниками происходит обмен знаниями, что является ярким примером

Обучение персонала — это один из элементов управления развитием сотрудников.

Жизненный цикл разработки программного обеспечения. Модели...

Жизненный цикл можно представить в виде моделей.

Этот подход может быть эффективным в снижении рисков в жизненном цикле разработки программного обеспечения.

Agile — итеративный поход к управлению разработки программного обеспечения.

Жизненный цикл — совокупность последовательно меняющихся состояний организации.

Задать вопрос