Ключевые слова: графический дизайн, обучающие курсы, UX, UI, оформление образовательных материалов, визуальный дизайн, маркетинг, целевая аудитория, студенты.
Цель настоящего исследования: Выявление особенностей и принципов формирования и оформления обучающего онлайн-материала.
Основные задачи исследования:
— Раскрыть понятие UI дизайна, его роль и возможности влияния на восприятие материала обучающимися
— Изучить различные подходы UI дизайна
— Сформулировать принципы создания грамотного UI дизайна на примере онлайн курсов
Объект исследования : Электронные ресурсы c различными форматами образовательного контента.
Актуальность: « 28 сентября 2022 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко рассказал, что в России насчитывается около 130 млн интернет-пользователей, что составляет практически 90 % населения страны»3, а это база развития рынка онлайн-образования. Онлайн образование в России активно развивается: большие корпорации делают ежемесячно внутренние курсы для сотрудников, много стартапов с предложением освоить новую профессию и даже в рамках привычных офлайн университетов открываю «Цифровые кафедры».
Если есть рынок, есть и конкуренция, и важно уметь выделиться и удержаться на нём. На рынке онлайн-образования важную роль играет продуманный UI (пользовательский интерфейс) — инструмент взаимодействия с потребителем, который позволяет не только привлечь, но и управлять аудиторией. В 2023 году потребители уже избалованы и ожидают априори от цифрового продукта красивый внешний вид.
Заимствованное иностранное «UI (User Interface) Design» уходя от всех иностранных слов, вошедших в привычный оборот, звучит, как «Замысел пользовательского взаимодействия» — это наука о том, как создавать эффективный “язык общения” для взаимодействия человека с продуктом, сервисом или системой и даже не цифровым предметом. В определении главную роль играет слово «Взаимодействие» — так как именно его описывают UI-дизайнеры: будь то свайп, нажатие кнопки, или поворот ключа, для заведения автомобиля. Далее появляется описания вида этого взаимодействия, его цвет, форма, то, как сделать его интуитивно понятным пользователю.
UI-дизайн отвечает, к примеру, за удобство попадания на кнопку, цветовую гамму и насколько удобночитабельный текст. UI-дизайн является важным аспектом и при создании образовательного контента, потому что именно он определяет, насколько хорошо пользователи смогут воспринимать и запоминать информацию, предоставленную в обучающем курсе.
UI-дизайн — это инструмент продвижения, удержания, а также общения и высказывания уважения к потребителю.
Маркетологами уже давно доказано, что большинство людей пренебрегают поговоркой: «Не стоит судить книгу по обложке». Это касается и электронных ресурсов любой формы от сайтов и презентация до видеороликов и метавселенных. Можно безумно долго доказывать полезность своих курсов и качество их материала, но без красивой упаковки и грамотной разложенной информации, они являются лишь монолитом текста.
При создании обучающих курсов, уроков, статей многие делают акцент на объем контента, пренебрегая его структурой и оформлением. В то время как продуманное оформление сильно влияет и на маркетинговую составляющую, повышая доверие и интерес к курсам, и оказывает влияние на эффективность самого обучения.
Когда материал структурирован, грамотно скомпонован, разбавлен визуальными примерами, обучающимся становится приятно возвращаться к нему, проще в нем находить нужные части. Способность быстрой навигации по контенту и отсутствии «воды» даёт возможность обучающимся пользоваться материалом, как справочной-шпаргалкой при практической работе.
Так мы приходим к пониманию того, что нужно делать не «курсы ради курса», а понимать потребности и восприятие материалов нашей целевой аудиторией, а для этого нужно её проанализировать.
Знания дизайнером теорий цвета, композиций мало, надо также понимать много специфик маркетинга, психологии и экономики. Так «целевая аудитория» — потенциальные потребители, но из базовых понятий экономики мы знаем, что это не одно и то же, что и покупатель продукции. Поэтому UI-дизайн нужно делать для пользователей и учитываем мнение покупателей, а значит иметь под рукой психологический портрет и опыт и тех, и других. Для избежания дальнейшей путаницы в терминологии уйдем от популярного термина «целевая аудитория», а если речь идет и о «покупателях» и о «пользователях» далее в статье будет просто «аудиторией», c пониманием того, что это круг лиц, с которыми мы можем взаимодействовать. Знание своей аудитории позволяет нам подойти к прорабатыванию маркетинговой стратегии и UI более осмысленно и подготовленными, построить грамотную коммуникацию с потребителем для достижения своих целей.
Помимо самой подачи материала в приятном и воспринимаемом слушателями виде, UI как инструмент маркетинга может управлять не только вниманием, но и призывать к действиям пользователей. Наиболее яркий пример влияния UI можно наблюдать у потребителей дошкольного возраста, когда весь интерфейс подстроен под детское восприятие — большие буквы, яркие картинки, а ещё лучше персонаж, который сопровождает ребенка на протяжении всего обучения, вовлекая его в процесс изучения. В такой ситуации с первого взгляда кажется, что вставлять рекламу и призывать к оплате потребителя бесполезно и незаконно. Однако надо понимать, что ребенок является потребителем нашего продукта, но не покупателем. В таком случае можно использовать UI и призвать пользователя позвать взрослого и ответственного человека, всего лишь добавив в интерфейс мелкий шрифт и сложный пример. Данные объекты отключат внимание ребенка и вызовет потребность позвать родителей, а в идеале убеждая их по пути к девайсу, что ему нужно продолжение, а там что-то не то сейчас.
Задача дизайнера значительно больше, чем нарисовать красивую картинку. Поэтому важно заказчику предоставить максимум информации в техническом задании, помимо основных целей, задач, cроков проекта необходимо:
- Описание среднестатистического потребителя или несколько сегментов потребителей и их потребности.
- Примеры конкурентов и сильные стороны их дизайна.
- Описание брендинга, стиля, принципов и корпоративной социальной ответственности компании. Последнее это концепция, в соответствии с которой организация учитывает интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на социум.
- Описание основной функциональности и принципов работы интерфейса.
- Требования к анимации и интерактивности элементов.
- Требования к адаптивности и мобильной версии.
- Маркетинговую стратегию продвижения продукта
Можно много и долго описывать идеальный UI-дизайн, где стараться выжить из него максимум пользы для маркетинга, продаж, удовлетворения ожиданий пользователя, CEO-оптимизации разработки, однако и по стоимости такой дизайн выйдет в многих случаях не оправданно дорого. Так как это работа включает и экономистов, и юристов, и маркетологов с дизайнерами и, конечно, разработчиков.
Однако заказчик может выбрать для себя более экономически целесообразный подход, выделив приоритеты. Существует несколько подходов к созданию UI-дизайна:
- User-Centered Design (UCD) — фокусируется на нуждах и ожиданиях пользователей. Цель — создание интерфейса, который максимально удовлетворяет потребностям пользователей.
- Visual Design — уделяет много внимания визуальному аспекту интерфейса. Визуальный дизайнер использует разнообразные элементы, такие как цвет, текстуру, форму и т. д., для создания привлекательного и легко запоминающегося интерфейса.
- Function-Driven Design — уделяет больше внимания функциональности интерфейса, а не его внешнему виду. Дизайнер сосредоточен на разработке удобных и интуитивно понятных функций, которые будут находиться в центре внимания пользователей.
- Agile Design — основан на методологии Agile, которая предполагает быструю итеративную разработку. Дизайнер работает в тесном сотрудничестве с разработчиками и потребителями, чтобы быстро создавать итерации интерфейса и тестировать их на реальных пользователях. Однако такой подход сравним с взглядом через замочную скважину. Дизайнеру приходится работать поэтапно, разбивая целое на части, что зачастую приводит к созданию «Франкенштейнов».
- Cross-Functional Design — подразумевает обмен знаниями между дизайнерами, разработчиками, маркетологами и другими заинтересованными сторонами. Члены команды тесно сотрудничают и обмениваются опытом, чтобы создать полноценный и эффективный интерфейс.
Проанализировав рынок, получилось сформировать семь основных принципов грамотного UI-дизайна в целом и несколько для онлайн-образования:
- Консистентность или однородность дизайна: Весь интерфейс должен быть нацелен на облегчение использования продукта, cнижать когнитивную нагрузку, за счет того, что похожие элементы функционируют одинаково и делают взаимодействие интуитивно понятным. В обучающем контенте не только создает ощущение знакомства у пользователей, но и помогает учащимся легче понимать информацию.
- Простота: UI-дизайн должен быть простым и понятным для пользователей. Пользователи должны с легкостью находить основную информацию и направляться на то, что им нужно. Возможно, какие-то подсказки, карта сайта, использование популярных интерфейсов.
- Наглядность: у UI-дизайна должны быть яркие, понятные и наглядные иллюстрации и графика.
- Психология цвета: цветовая схема должна соответствовать типу курсов, которые предлагаются. Яркий и красочный интерфейс может быть ненужным, если материал серьезный и требует сосредоточенности. Стоит помнить, что цвета могут вызывать различные эмоции и настроения у разных сегментов пользователей.
- Минимализм: современные UI-дизайны ориентируются на минимализм, вдохновленные не только скандинавским дизайном, но и заботясь о пользователе и их перегруженности информативным шумом.
- Респонсивный и адаптивный дизайн: дизайн должен быть отзывчивым и адаптивным на разное количество экранов и устройств, которые используют пользователи. Это поможет обеспечить удобство и эффективность использования продукта.
- Уникальность: UI-дизайн должен быть индивидуальным и отражать уникальные особенности курса и пользователей.
- Типография: Четкие, разборчивые шрифты облегчают процесс обучения и способствуют лучшему запоминанию информации. Важно грамотно подобрать и размер шрифта и межстрочные и межбуквенные интервалы.
- Обратная связь и подтверждение: Обратная связь и подтверждение необходимы для того, чтобы помочь учащимся понять свой прогресс и дать им чувство выполненного долга.
- Доступность: Важно разрабатывать дизайн с учетом доступности, чтобы гарантировать, что все учащиеся, включая людей с ограниченными возможностями, могут получить доступ к контенту и использовать его.
- Использование визуальных элементов: Визуальные элементы, такие как иконки, изображения и видео, могут сделать процесс обучения более интерактивным и увлекательным.
- Использование геймификации: Использование элементов геймификации, таких как значки, награды и индикаторы прогресса, может сделать процесс обучения более увлекательным и приятным.
- Персонализация: Персонализация процесса обучения может помочь учащимся почувствовать себя более вовлеченными в процесс и помочь им достичь лучших результатов.
- Использование микровзаимодействий: Микровзаимодействия, такие как эффекты наведения курсора мыши и анимация щелчков мыши, могут сделать процесс обучения более увлекательным и интерактивным.
Если грамотно подойти к задаче UI-дизайна, заранее понять пользователя, продумать приоритеты и цели проекта, выбрать подход к реализации задачи, а также оценить конкурентов — то можно не только качественно сделать ресурс, но и сэкономить на доработках и двойной, а то и неэффективной работе.
Литература:
- «UX дизайн. Практическое руководство по проектированию опыта взаимодействия», Рас Унгер, Кэролайн Чендлер, 2011, 327 стр.
- «Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия». А. Купер, Р. М. Рейманн, Д. Кронин, К. Носсел 2009, 621 cтр.
- http://government.ru/news/46639/ -Сайт правительства России