В статье определены теоретические и практические аспекты инноваций в сфере государственных услуг. Представлены виды инноваций в сфере государственных услуг, а так же классификация государственных электронных услуг. В настоящее время цифровые инновации в предоставлении государственных услуг становятся необходимостью и касается различных областей жизни общества.
Ключевые слова: государственные услуги, инновации, система, общество, население, электронное правительство, власть, форма, деятельность.
Современное государство существует в таких условиях, что эффективность его политики оценивается как качеством деятельности органов государственного управления, так и качеством предоставления услуг населению. Жителям нужно и важно получить услугу на высоком уровне, а для этого органы государственного управления должны обеспечить соответствующий уровень услуг и минимизировать затраты на их предоставление.
«На сегодняшний день единая трактовка понятия государственной услуги отсутствует. Под государственными услугами в общем смысле принято понимать деятельность, реализуемую органами власти и местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации» [5, с.1].
В Российской Федерации за последние несколько лет достигнуты заметные успехи в системе государственного управления, в особенности предоставления государственных услуг в электронной форме [4,с. 197].
На рисунке 1 представлены виды инноваций в сфере государственных услуг:
Рис. 1. Виды инноваций в сфере государственных услуг [4,с. 197].
Одним из толчком для этого стало принятие Федерального закона от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [1]. Примерами данной деятельности можно считать создание и реализация проекта «Электронное правительство» и, в частности, ключевые его звенья: сеть многофункциональных центров (МФЦ) по всей стране и портал «Госуслуги».
Электронное правительство даёт возможность государственным органам взаимодействовать между собой посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (далее — СМЭВ), гражданам через сеть интернет [3, с.16]. Например, получать государственные услуги, проактивные уведомления, оплачивать и обжаловать госпошлины, штрафы и задолженности, дистанционной подачи ходатайства без личного посещения судебных приставов через Единый портал. Электронное Правительство России — это комплекс информационных систем для предоставления государственных услуг в электронном виде.
Государственные электронные услуги можно классифицировать (рисунок 2):
Рис. 2. Классификация государственных электронных услуг [4,с. 197]
Таким образом, предоставление государственных услуг в электронном виде является одним из основных направлений концепции «Электронного правительства». Следует отметить, что внедрение «электронного правительства» демонстрирует большие преимущества для дальнейшего развития сектора услуг.
Рассмотрим Единый портал государственных и муниципальных услуг (далее — Единый портал) как одну из цифровых инноваций в сфере государственных услуг.
Единый портал начал своё функционирование с 25 ноября 2009 года — федеральная информационная система. Единый портал в РФ пользуется большими оборотами и существенно повлиял на жизнь каждого гражданина, предпринимателя и юридического лица. Преимущества: сократились сроки; улучшилось качество предоставления услуг, объединение в одном ресурсе услуг государственных учреждений [6, с.2855].
В Едином портале на сегодняшний день зарегистрировались 100 млн. человек, что составляет 69 % населения страны. За весь 2022 год зарегистрированных пользователей на Едином портале увеличилось на 11 %. Количество пользователей Единого портала значительно выросло в связи с увеличением доступных услуг для граждан в электронном виде
Федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственный власти субъектов РФ, используют свои официальные сайты и информационные системы, размещенные в сети интернет. При этом, Единый портал может объединить информационные системы всех ведомств, а также размещать информацию и сведений о государственных услугах, сроках предоставления и т. д. Это значительно ускорит множество процедур.
Единый портал в Российской Федерации обеспечивает (рисунок 3):
Рис. 3. Возможности Единого портала в РФ [6, с.2855].
В 2022 году на Едином портале реализована возможность получения гражданами проактивных уведомлений о возникновении прав на меры социальной поддержки при наступлении жизненных событий «Рождение ребенка», «Установление инвалидности» и «Наступление пенсионного возраста». Кроме того, реализован сервис, позволяющий получить выписку о назначенных мерах социальной поддержки с персонифицированной информацией о каждом факте назначения, включая название, размер, срок и периодичность выплат. Также обеспечена возможность получения справки с полным перечнем полагающихся гражданину социальных услуг, справки о размере пенсии и иных выплат, а также возможность подачи заявления на корректировку сведений индивидуального лицевого счета. С 1 сентября 2021 года доступен сервис обжалования постановлений по делу об административном правонарушении в области дорожного движения, позволяющий осуществить просмотр постановлений и фотоматериалов, получить уведомление о вынесении о постановления, а также подать жалобу на постановление в электронном виде.
Таким образом, цифровой инновацией в сфере государственных услуг стал Единый портал. Портал является системой электронного правительства. Создание Единого портала как составной части электронного правительства государства принесло огромную пользу гражданам. Но для того, чтобы реализовать преимущества электронных технологий, требуется решить несколько задач:
— внедрить необходимые технологии;
— наладить обмен данными между разными государственными структурами;
— добиться укрепления доверия к электронным технологиям среди населения.
Подводя итог, стоит отметить развитие цифровизации в предоставлении государственных услуг становится необходимостью и касается различных областей жизни общества.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ. 02.08.2010. № 1. Ст. 4179.
- Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 (ред. от 21.08.2020) «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ. 11.04.2016. № 15. Ст. 2084.
- Косоруков, А. А. Цифровое государственное управление: учебное пособие / А. А. Косоруков. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 226 c.
- Меретукова, И. В. Специфика оказания электронных государственных и муниципальных услуг / И. В. Меретукова // Эпомен. — 2021. — № 65. — С. 197–203
- Пизиков С. В. Общественное управление как инструмент повышения качества государственных услуг // Экономика Центральной Азии. — 2022. — Том 6. — № 2. — С.1–5
- Соловейкина, О. Ю. Совершенствование процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в условиях цифровой трансформации / О. Ю. Соловейкина, С. А. Трыканова // Инновации. Наука. Образование. — 2022. — № 50. — С. 2855–2859.
- Чотчаев, А. М. Анализ региональной модели развития цифрового общества в структуре оказания государственных и муниципальных услуг: принцип единого окна / А. М. Чотчаев // Мировая наука. — 2022. — № 1(58). — С. 157–162.