Статья посвящена вопросам, связанным с развитием российского законодательства в сфере ответственности за торговлю людьми. Выделяются различные исторические периоды, исследуются правовые механизмы борьбы с указанным видом преступления.
В результате автором делается вывод о том, что в процессе становления законодательства об ответственности за торговлю людьми был пройден значительный путь, в результате которого и в современном законодательстве предусмотрены положения из ранее действующих законодательных актов.
Ключевые слова: рабство, работорговля, торговля людьми, организованная преступность, противодействие.
На сегодняшний день основной закон страны — Конституция РФ признает человека, его права и свободы в качестве основной ценности, подлежащей охране со стороны государства [2]. В качестве одного из наиболее тяжких преступлений против свободы человека признается торговля людьми.
Состав преступления торговли людьми предусматривает обширный перечень деяний — заключение договора купли-продажи потерпевшего между сторонами вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение в целях его эксплуатации.
На современном этапе торговля людьми является достаточно прибыльным нелегальным бизнесом, который напрямую связан с организованной преступностью [4, c. 71], что стало проблемой для многих государств, где данное преступное посягательство выходит за их границы.
Для того, чтобы дальнейшее развитие законодательства об ответственности за торговлю людьми было эффективным необходимо проанализировать исторический аспект данного вопроса.
Торговля людьми как явление известно человечеству уже несколько тысяч лет. Оно стало активно зарождаться еще в первобытном обществе, когда племенам стало выгодно не убивать соседние племена, а эксплуатировать их в своих целях [9, с. 203].
В России решить проблему торговли людьми пытаются уже достаточно длительное время. Отметим, что нормы, охраняющие права и свободы человека, были всегда в той или иной степени присущи российскому уголовному законодательству.
Предлагается условно выделить три основных этапа развития законодательства, предусматривающего ответственность за торговлю людьми [10, c. 133]:
— дореволюционный период;
— советский период;
— современный период.
Итак, дореволюционный период не отличается ярко выраженным институтом торговли людьми. Изначально как такового данного явления в том виде, в котором оно существует сейчас, не было. Для рассматриваемого промежутка времени было характерно крепостное состояние или долговая кабала.
Первым источником права, в котором упоминается о торговле людьми является Русская Правда, где в ст. 61 пространной редакции указывается на запрет продажи господином закупа. В случае совершения данного деяния, продавец обязан был вернуть деньги, а покупатель отпустить закупа. Далее Судебником 1497 года был введен Юрьев день, который предусматривал срок крестьянского выхода, однако в 1580 году право крестьян на переход от феодала к феодалу было отменено.
В Соборном Уложении 1649 года впервые наравне с ответственностью за похищение человека была предусмотрена ответственность за похищение женщин и младенцев, что свидетельствует о достаточной распространенности данного явления. Дальнейшее установление ответственности за торговлю людьми продолжилось в законодательных актах Петра I, где за похищение и продажу людей устанавливалась смертная казнь [7, с. 113].
Впервые в дореволюционный период торговля людьми приобретает криминальный характер во время правления Николая I в связи с принятием в 1845 году Уложения о наказаниях уголовных и исполнительных. В нем устанавливалась ответственность за продажу поданных России иностранным лицам, а также за торг африканскими неграми. В качестве наказания за совершенное преступление предусматривалась каторжная ссылка на срок от четырех до шести лет.
В Российской Империи в конце XIX века наиболее распространенной формой рабства выступала торговля женщинами в целях сексуальной эксплуатации. При чем, отметим, что данное положение было характерно не только для России, но и для других стран, что послужило созданием сразу двух крупных международных обществ, занимающихся рассматриваемой проблемой.
Одним из международных конгрессов 1899 года, созданным в Лондоне, была дана негативная оценка состояния проблемы сексуальной эксплуатации женщин в России. Конгрессом было указано, что Российская Империя является государством, где «содержатели и поставщики домов терпимости и других притонов разврата, будучи принуждены для успеха своего дела регулярно обновлять ряды эксплуатируемых ими проституток, не удовлетворяются вербовкою тех из них, которые добровольно и по собственному желанию предаются развратной жизни, но прибегают ко всяким, нередко преступным средствам для вовлечения и удержания женщин в этих домах и притонах» [5, c. 5].
Стоит отметить, что вышеуказанные положения нашли свое отражение закрепление в Уложении 1903 года, где в ст. 501 по аналогии с Уголовным Уложением 1845 года устанавливался запрет на продажу и передачу рабов, а также на торг неграми. За данные деяния устанавливалось наказание в виде каторги на срок до восьми лет.
В Уголовном Уложении 1903 года в значительной степени был расширен перечень уголовно наказуемых деяний в рассматриваемой сфере. К ним стали относиться продажа и передача в рабство или неволю ребенка, задержание или заключение в притоне разврата.
В целом, можно отметить, что в Российской Империи проблема работорговли не оставалась незамеченной, предпринимались различные попытки по борьбе с ней.
Другим было положение дел относительно рассматриваемого преступления в советский период [8, с. 41]. Стоит отметить, что властями того периода в целом отрицалось наличие торговли людьми на территории СССР, в результате чего данное преступление было декриминализовано. Уголовные кодексы советского периода не содержали ответственности за торговлю людьми.
Однако в советском законодательстве все-таки предусматривалась ответственность за некоторые преступления в данной сфере. Так, УК РСФСР 1922 года устанавливал запрет на эксплуатацию проституции третьими лицами, наказывая за вербовку женщин для проституции и вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией. В Кодексы 1926 и 1960 гг. включалась уголовная ответственность только за насильственное лишение свободы. Несмотря на отрицание данной проблемы, СССР в 1954 году все-таки ратифицировал некоторые международные конвенции, направленные на борьбу с торговлей людьми. По большей части, ратификация таких конвенций происходила только в целях поддержания политического курса других государств.
Однако реальная картина в Советском Союзе была несколько иной. В данный период времени преобладал принудительный труд в качестве торговли людьми, который был узаконен в рамках действующего законодательства. Стоит отметить, что в результате использования принудительного труда были совершены многие грандиозные постройки того времени.
Начало современного периода борьбы с рассматриваемым преступлением связывается с принятием в 1993 году Конституции РФ, которая провозгласила права и свободы человека в качестве высшей ценности, подлежащей государственной защите. В это время проблема торговли людьми получает свое признание. В национальное законодательство активно начинают внедряться международно-правовые нормы, направленные на борьбу с рассматриваемым преступлением.
Так, Россией была ратифицирована Конвенция ООН «Против транснациональной организованной преступности» [1], в соответствии с Протоколом которой ратифицировавшие ее страны должны принять меры по борьбе с торговлей людьми и использованием рабского труда. В результате российскому законодателю пришлось внести изменения в Уголовный кодекс РФ от 1996 года [3], дополнив его новыми составами преступлений:
— торговля людьми (ст. 127.1 УК РФ);
— использование рабского труда (ст. 127.2 УК РФ);
— похищение человека (ст. 126 УК РФ);
— незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ);
— незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (ст. 128 УК РФ).
В силу того, что были введены новые составы преступлений, в юридический аппарат были введены такие понятия, как «торговля людьми» и «рабский труд».
Если говорить о статистических данных, то стоит отметить, что в 2017 году было зарегистрировано 21 преступление, связанное с торговлей людьми, в 2018 году — 32 преступления, за 2019 год их количество составило 22 преступления, а в 2020 уже достигло 38. В 2021 году всего 16 человек были осуждены по ст. 127.1 УК РФ. Стоит отметить, что приведенные данные не отражают реального положения преступности в сфере ответственности за торговлю людьми, так как данные преступные посягательства имеют повышенный уровень латентности, что не дает правоохранительным органам оперативно их выявлять.
Указанные преступления устанавливаются законодателем в качестве тяжких преступлений и предусматривают серьезную ответственность за их совершение.
Однако, следует отметить, что на сегодняшний день задача государства состоит не только во внесении соответствующих изменений в законодательство. В настоящее время проблема торговли людьми является актуальной, так как ежегодно жертвами данного преступления становится большое количество лиц, среди которых подавляющее большинство составляют женщины и дети [6, c. 111].
Представляется необходимым разработка программы, содержащей организационно-правовые мероприятия по борьбе с рассмотренным преступлением, которые были бы направлены на искоренение основных детерминант распространения данных преступных посягательств.
В целом, стоит говорить о положительном опыте развития ответственности за торговлю людьми в российском законодательстве. На всех этапах становления государственности так или иначе уделялось внимание вопросам установления наказания за совершение различных деяний, связанных с похищением, продажей человека. Необходимо перенять исторический опыт нашего государства и ужесточить ответственность за торговлю людьми.
Литература:
1. Против транснациональной организованной преступности: Конвенция ООН от 15.11.2000 // [Электронный ресурс]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml (дата обращения: 26.01.2023)
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
4. Алиев Я. Л. Генезис развития законодательства по противодействию торговле людьми / Я. Л. Алиев, Н. А. Корсикова, А. Ю. Сагайдак // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, — 2022. — № 3. — С. 71–77.
5. Алиева К. Э. Развитие ответственности за торговлю людьми в российском законодательстве / К. Э. Алиева // Студенческий. — 2020. — № 32–2 (118). — С. 4–6.
6. Береговой А. В. О состоянии торговли людьми в Российской Федерации / А. В. Береговой // Закон и право. — 2021. — № 7. — С. 110–112
7. Ванюшева Я. В. Историко-правовой анализ института ограничения торговли людьми в России / Я. В. Ванюшева // Проблемы экономики и юридической практики. — 2016. — № 2. — С. 111–114.
8. Гордей М. В. Развитие норм российского уголовного законодательства об ответственности за использование рабского труда: ретроспективный анализ / М. В. Гордей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2011. — № 2. — С. 39–44.
9. Сагалаков Э. А. Противодействие торговле людьми в истории русского права / Э. А. Сагалаков // Перспективы развития правовых систем стран ЕАЭС. Институциональные преобразования судебной и правоохранительной систем. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летнему юбилею академика С. З. Зиманова. Министерство образования и науки Республики Казахстан Академия «Bolashaq». — 2020. — С. 203–206.
10. Староверов А. В. Историко-правовой анализ возникновения и развития законодательства российского государства об ответственности за торговлю людьми / А. В. Староверов // Вестник Московского университета МВД России. — 2019. — № 6. — С. 132–136.