Игровая педагогическая технология формирования у студентов строительного колледжа межкультурных коммуникативных компетенций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 27.04.2023

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Серяпина, Л. В. Игровая педагогическая технология формирования у студентов строительного колледжа межкультурных коммуникативных компетенций / Л. В. Серяпина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101915/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье представлены примеры сценариев ролевых дидактических игр, которые направлены на формирование межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа.

Ключевые слова: межкультурные коммуникативные компетенции, ролевые дидактические игры, студенты, обучающиеся, колледж.

Выпускники строительного колледжа Самарского государственного технического университета по окончании обучения работают техниками, бригадирами, руководителями отделов первичных производственных подразделений транснациональных строительных компаний, в которых трудятся совместно с местными рабочими и специалистами из России большое число граждан иностранных государств в основном из соседних республик Центральной Азии. В наших [1] исследованиях показано, что для успешной и плодотворной работы по руководству такими транснациональными бригадами/отделениями техники-строители должны обладать совокупностью межкультурных коммуникативных компетенций (МКК). Нами разработана и успешно апробирована интегративная компетентностно-модульная технология формирования у студентов строительного колледжа совокупности МКК. В структуре интегративной компетентностно-модульной технологии содержатся три последовательно и преемственно реализуемых учебных модуля, каждый из которых формирует по одному компоненту совокупности МКК. Один из таких модулей — это организация и проведение ролевых дидактических игр. Комплексная дидактическая цель этого модуля заключается в формировании у студентов умений уважительного отношения к мнениям и суждениям представителей других культур, к их праву высказываний иных точек зрения, иных взглядов на вещи и события. Сюда же относится способность понимать различия и ценности культуры других народов, и умение их продуктивно использовать в производственной и обыденной деятельности трудового коллектива.

Ролевые дидактические игры проводятся по заранее разработанным автором сценариям. Очевидно, что действующими лицами в этих инсценировках являются техники-строители/бригадиры или руководители отделений первичных транснациональных строительных компаний; иностранные рабочие; рабочие и служащие — соотечественники, местные российские граждане. «Актерами» же, исполнителями ролей являются сами обучающиеся студенты 3-го курса колледжа, назначенные на роли заблаговременно, чтобы изучить предстоящий сценарий игры. Во время инсценировки исполнители ролей «актеры» должны стоя перед сидящими в аудитории студентами — «зрителями» исполнить свою «роль», чтобы и «режиссер» — ведущий преподаватель, и «зрители» — студенты группы могли не только хорошо слышать, но и видеть мимику, жестикуляцию и движения тела «актеров» — исполнителей ролей. Для лучшего образного восприятия ролевой дидактической игры приведем несколько примеров сценариев разработанных инсценировок.

Сценарий ролевой игры 1. Место события: офис бригады одной из тольяттинских транснациональных строительных компаний. За столом сидит бригадир техник-строитель первичного производственного коллектива. В офисе почти все члены бригады, так как заканчивается рабочий день: кто-то из рабочих умывается, кто-то переодевается, кто-то уже собирает свои вещи для ухода с работы. В это время к бригадиру подходят двое иностранных рабочих из Узбекистана и обращаются к своему бригадиру с просьбой предоставить им послезавтра двухдневный отпуск без сохранения оплаты для празднования священного для мусульман национального праздника Курбан-байрам и поездки в Самару в главную мечеть региона для совершения молитвенного обряда в соответствии с национальными традициями и правилами. Для бригадира просьба коллег по работе — иностранных рабочих оказалась неожиданной, трудной и болезненной: «Я не могу сейчас принять решение по вашей просьбе, дайте время подумать», — сказал он. С одной стороны, он понимал, что как раз в эти ближайшие три дня бригадиры должны закончить плановые работы на отведенном объекте и сдать их заказчику. Работа идет напряженно, трудятся все члены бригады, поэтому двухдневное отсутствие двух высококвалифицированных рабочих ставит под угрозу выполнение в срок плановых работ и сдачи их заказчику с последующими санкциями, с лишением всей бригады вознаграждений и другими неприятностями. С другой стороны, необходимо уважительно отнестись к убедительным просьбам коллег — иностранных рабочих отпраздновать священный для мусульман праздник Курбан-байрам, удовлетворить их духовные потребность побывать в мечети, и совершить там молитвенный ритуал по национальным традициям и правилам. Проанализировав и оценив все позитивные и негативные возможности решения возникшей проблемы, бригадир принимает решение предоставить рабочим — иностранцам двухдневный неоплачиваемый отпуск, а производственную задачу решить за счет отзыва из отпуска на два дня двух местных рабочих — жителей города, с которыми он встречался случайно в прошлый выходной на Приморском бульваре. Через некоторое время он подзывает рабочих-узбеков и говорит им: «Я принял решение предоставить вам двухдневный отпуск, пишите заявления, и я их завтра подпишу». Обрадованные рабочие-узбеки благодарят своего бригадира за великодушное решение и низко кланяются.

Сценарий 2-й ролевой дидактической игры по своему сюжету аналогичен первому, но с негативными последствиями. К технику-строителю, руководителю первичного подразделения одной из самарских транснациональных строительных компаний в обеденный перерыв подошли трое иностранных рабочих из Казахстана с письменными заявлениями о предоставлении им однодневного отпуска без содержания для предстоящего послезавтра национального мусульманского праздника Курбан-байрам. Посмотрев заявление и выслушав своих коллег, руководитель отделения сильно возбужденным и повышенным тоном говорит: «Коллеги, сейчас нам не до празднеств! Предоставив вам даже небольшой, однодневный отпуск я ставлю под угрозу выполнение плана работ и сдачи их заказчику, что может привести к финансовым и административным санкциям, лишением всех членов отделения надбавок и премий. Мы этого допустить не можем! Отпразднуете позднее. Заберите свои заявления!». Рабочие-казахи берут со стола руководителя отделения свои заявления и молча уходят. О чем-то поговорив между собой, они через некоторое время опять подходят к своему руководителю отделения и заявляют: «Алексей Иванович, при таком Вашем решении и отношении к нашим религиозным святыням и празднествам мы приняли решение уволиться с завтрашнего дня по собственному желанию из Вашей компании. Найдем работу в другой организации!».

Сценарий 3-й ролевой дидактической игры также ориентирован на формирование межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа — участников этой игры. Как-то в обеденный перерыв один из иностранных рабочих из Таджикистана спросил руководителя бригады техника-строителя: «Владимир Михайлович, Вам не доводилось читать стихи-рубаи нашего древнего таджикского поэта и знаменитого ученого-математика Омара Хайяма?». «Как не приходилось? Еще при учебе в строительном колледже на уроках литературы наш преподаватель знакомил нас с некоторыми интересными рубаи этого знаменитого поэта древности. Я в то время очень заинтересовался ими, взял в библиотеке книги с произведениями Омара Хайяма и с увлечением читал и даже цитировал кое-какие рубаи. Вот Вы спрашиваете меня о таджикской литературе, а я тоже хочу спросить Вас, а Вы знакомы с поэзией великих русских поэтов: Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, с прозаическими произведениями великих русских писателей Федора Достоевского, Льва Толстого и других писателей?» — ответил Владимир Михайлович. «Конечно! Ведь в учебных планах средних образовательным школ республик Центральной Азии, в том числе Таджикистана, широко представлена в учебной дисциплине «Литература» прежде всего литература России и произведения, названные Вами и еще многих других российских писателей, изучаются в школе. Как у вас принято говорить «ближнего зарубежья»», — ответил собеседник. Здесь к разговору-дискуссии подключились рабочие-россияне и рабочие из других стран Центральной Азии.

Живая непринужденная беседа-дискуссия прерывается бригадиром, который говорит: «Уважаемые коллеги, пора заканчивать беседу, через пять минут кончается обеденный перерыв, начнем работать! Беседа-дискуссия была интересной и познавательной. Мы еще раз все убедились и подтвердили, что взаимное изучение литературы народов другой культуры сближает представителей разных культур и укрепляется дружбу между ними».

По результатам проведенного опроса выпускников строительного колледжа Самарского государственного технического университета выпуска 2020 и 2021 года об их удовлетворенности ролевыми дидактическими играми можно судить, что студенты колледжа с большим интересом и энтузиазмом принимают в них личное участие и считают их результативными в достижении целей их проведения.

Литература:

  1. Серяпина Л. В., Михелькевич В. Н. Обоснование совокупности кластера межкультурных коммуникативных компетенций студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях. Современные наукоемкие технологии. 2022. № 6. С. 178–182.
Основные термины (генерируются автоматически): рабочий, строительный колледж, бригадир, исполнитель ролей, Центральная Азия, Владимир, двухдневный отпуск, однодневный отпуск, руководитель отделения, Самарский государственный технический университет.


Ключевые слова

колледж, студенты, обучающиеся, межкультурные коммуникативные компетенции, ролевые дидактические игры

Похожие статьи

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Интерактивные формы профессионально ориентированного иноязычного обучения в вузе как способ активизации коммуникативных компетенций студентов

В статье рассматриваются наиболее перспективные формы обучения иностранному языку в процессе вузовской подготовки специалистов, которые способствуют развитию коммуникативных навыков студентов.

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Активные методы формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции

В данной статье автор рассматривает современные методы формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов гуманитарных направлений в процессе обучения иностранному языку. Автор полагает, что активные формы повышения мотивации спосо...

Проблема формирования межличностных отношений как средство развития профессиональных компетентностей будущего специалиста в студенческих группах отделения СПО Арзамасского филиала ННГУ

В статье исследуется проблема формирования межличностных отношений студентов СПО Арзамасского филиала ННГУ. Экспериментальным путем выявлена взаимосвязь межличностных отношений в группе c развитием профессиональных компетенций будущего специалиста.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе

Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности

Статья посвящена актуальной проблеме организации процесса проектной деятельности, направленного на формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников.

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку в развитии иностранной языковой компетенции студентов неязыковых специальностей

В статье говорится о важности развития иностранной языковой компетенции для успешной межкультурной коммуникации в мире. Использование компетентностного подхода в основе которого лежат интерактивные методы (деловые игры) позволит достичь эффективности...

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Похожие статьи

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Интерактивные формы профессионально ориентированного иноязычного обучения в вузе как способ активизации коммуникативных компетенций студентов

В статье рассматриваются наиболее перспективные формы обучения иностранному языку в процессе вузовской подготовки специалистов, которые способствуют развитию коммуникативных навыков студентов.

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Активные методы формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции

В данной статье автор рассматривает современные методы формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов гуманитарных направлений в процессе обучения иностранному языку. Автор полагает, что активные формы повышения мотивации спосо...

Проблема формирования межличностных отношений как средство развития профессиональных компетентностей будущего специалиста в студенческих группах отделения СПО Арзамасского филиала ННГУ

В статье исследуется проблема формирования межличностных отношений студентов СПО Арзамасского филиала ННГУ. Экспериментальным путем выявлена взаимосвязь межличностных отношений в группе c развитием профессиональных компетенций будущего специалиста.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе

Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности

Статья посвящена актуальной проблеме организации процесса проектной деятельности, направленного на формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников.

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку в развитии иностранной языковой компетенции студентов неязыковых специальностей

В статье говорится о важности развития иностранной языковой компетенции для успешной межкультурной коммуникации в мире. Использование компетентностного подхода в основе которого лежат интерактивные методы (деловые игры) позволит достичь эффективности...

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Задать вопрос