Роль и функция пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 25.04.2023

Статья просмотрена: 2492 раза

Библиографическое описание:

Шабакина, Я. С. Роль и функция пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» / Я. С. Шабакина, С. Н. Степин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 317-319. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101903/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье, посвященной анализу повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», рассматриваются особенности изображения природы, а также их роль и функция.

Ключевые слова: сентиментализм, пейзаж, повесть, образ, героиня.

Тема статьи имеет прямое отношение к творчеству Н. М. Карамзина. Николай Михайлович Карамзин — великий русский писатель и литератор. Творчество этого писателя всегда привлекало и будет привлекать внимание многих исследователей и литературоведов. А имя главы русского сентиментализма утвердилось за ним на долгие годы. Сентиментализм — это направление в литературе, где художественное постижение внутренней жизни человека было главной творческой задачей для его представителей.

Н. М. Карамзин вовсе не был зачинателем сентименталистских традиций в самобытной художественной литературе. Вступая на свой творческий путь, он имел возможность опираться на достижения целого ряда предшественников.

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» его самое известное произведение и одно из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. Здесь есть эпизоды, которые прекрасно и точно описывают тонкие душевные переживания человека.

В прекрасной, но тем не менее трагичной повести «Бедная Лиза», описанию природы отводится достаточно большое место. Это мы можем наблюдать на протяжении всего повествования. Панорама происходящих событий вокруг изменяется в прямой зависимости от сюжета. Погоду, чуждую тревоге может внезапно сменить поднявшийся ветер и грохот грома. Всё это становится вестником приближающейся катастрофы и в без того непростой судьбе крестьянки Лизы. Такая особенность является показательной и подтверждает тончайшую духовную связь главной героини с природой.

В данной повести в каждой строке встречаются признаки сентиментализма: это искренние переживания самого писателя, который сочувствует главной героине, это и чувства влюбленных Лизы и Эраста, и описания природы, раскрывающие внутренний мир героев. Повествование идёт спокойно, плавно, в то время как влюбленные подвергаются целому накалу страстей, и познают всю силу эмоций. Первая встреча главных героев происходит весенним днём, тогда между молодыми людьми возникает искреннее нежное чувство. Картины цветущей природы становятся отражением чувств молодой девушки, которая находит свое счастье в любви.

Также живописные картины природы добавляют гармонию в повествование. Сперва их можно принять за случайными эпизоды, которые служат всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле всё значительно сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» — это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.

В начале повести Карамзин, создавая образ некого города, использует противопоставление: «ужасная громада домов и церквей», но «величественный амфитеатр», «великолепная картина». И сразу же идёт описание цветущих лугов, жёлтых песков, светлой реки, дубовой рощи. Мы не можем не отметить, что автору ближе прекрасное и естественное в природе, ему ненавистен город, не взирая на всё его великолепие. Таким образом, описание природы здесь, служит для выражения нравственной позиции автора.

При этом, Карамзин подчёркивает близость своей героини к природе: Лиза — это воплощение всего естественного и прекрасного в ней. Она выросла средь лугов и полей, в ней живёт привязанность к окружающему её миру. Её чувства и переживания обретают впечатление в природе, что помогает читателю более полно осмыслить состояние героини повести.

Далее значительный элемент изображений природы ориентирован на то, чтобы предоставить внутреннее чувство, а также волнения героини, так как непосредственно именно она представляет собой олицетворение всего природного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы‑реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы… везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света» [4, c. 11]. Природа в это мгновение прекрасна, но Лиза грустит, потому что в ее душе рождается новое, ранее неведомое чувство. Но несмотря на то, что героиня печальна, ее чувство прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг.

Меж Эрастом и Лизой начинается красивый роман, их отношение девственны, их объятия «чисты и безгрешны». Окружающий пейзаж так же чист и невинен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись… всего чаще под тению столетних дубов… — дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга» [4, c. 13].

В душе Лизы после расставания с Эрастом происходят такие же изменения, как и в природе, девушка чувствует себя виноватой и грешной. «Свет показался ей уныл и печален», «горлица соединяла жалобный голос свой с её стенанием» [4, c. 16]. Тем самым предвещается трагический финал повести, природа раскрывает состояние души главной героини.

Расставшись с Эрастом, Лиза несчастлива, ее сердце сжимается, но в нём есть маленький луч надежды, ведь она не знает, что это навсегда. Заря, которая льется по небу сулит нам нехороший финал и передаёт все чувства героини: боль, тревожность и смущение.

Лиза кончает жизнь самоубийством, узнав об измене своего любимого, бросаясь в пруд, где недавно была так беззаботна. Похоронили же ее под дубом, который был свидетелем наисчастливейших моментов ее жизни.

Данные примеры доказывают важность описания картин природы в произведении, потому что они помогают проникнуть в глубину души героев и постараться понять их переживания. Поэтому очень важно обращать внимание на природу, рассматривая повесть «Бедная Лиза», так как она помогает понять нам главную мысль автора, замысел произведения.

Пейзаж играет важную роль во многих произведениях литературы. В художественный текст он может быть включен с разными целями. Мир героини произведения, к которому она была так близка взаимопротивопоставлен миру людей подобных ее возлюбленному. Читатели и автор сопереживают героине повести, которая не умеет лукавить, а искренне любит.

Любовная история Лизы и Эраста тесно переплетена с природным фоном повести, который постоянно меняется в зависимости от этапа развития отношений героев. Примером такого соответствия эмоциональному фону наполненности пейзажа того или иного сюжетного поворота дают печальный осенний пейзаж начала повести, предсказывающий общую трагическую развязку произведения, картина ясного, майского утра с росой, когда происходит объяснение в любви главных героев, и картина жуткой ночной грозы, сопровождающей начало рокового исхода в судьбе героини.

Так, пейзаж из вспомогательного приема с «рамочными» функциями, из «чистого» украшения и внешней особенности текста превратился в целостную часть художественной конструкции, реализующей общий план произведения, стал средством продуцирования эмоций читателя, обрел «соотнесенность с внутренним миром человека как некое зеркало души».

Приведенные примеры показывают, как важно описание картин природы в художественном произведении. Изображение природы в повести помогает читателю проникнуть в глубину души героев и их переживания, понять позицию автора, разобраться в идейном замысле писателя и воспитать в читателе любовь к родной земле.

Литература:

  1. Аксаков, К. С. О Карамзине / К. С. Аксаков. — Санкт-Петербург: Лань, 2017. — 12 с.
  2. Егорoвa, Н. О. История отечественной литературы: учебное пособие / Н. О. Егорова. — Санкт-Петербург: ИЭО СПбУТУиЭ, 2012. — 348 с.
  3. Кошелев, В. А. Н. М. Карамзин в жизни и творчестве: учебное пособие: [12+] / В. А. Кошелев, А. В. Кошелев. — Москва: Русское слово — учебник, 2016. — 153 с.
  4. Карамзин, Н. М. Бедная Лиза. Письма русского путешественника / Н. М. Карамзин. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 483 с.
  5. Пумпянcкий, Л. В. Сентиментализм / Л. В. Пумпянский. — Санкт-Петербург: Лань, 2013. — 11 с.
Основные термины (генерируются автоматически): главная героиня, описание природы, природа, глубина души героев, пейзаж, повесть.


Похожие статьи

Состояние природы как отражение внутреннего мира героев...

Статья рассматривает традиционную для русской литературы тему природы и человека.

В повести «Котлован» бог и природа сливаются в единое целое.

Вощев называет его «мертвой душой» и обвиняет в том, что тот «весь класс испил» [5]. Вполне

Эпитеты «вопрошающий» и «мучительный» передают как состояние природы, так и ощущения самого главного героя.

Анализ поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» в свете расшифровки...

Библиографическое описание: Безина, Е. Д. Анализ поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» в

всё поколение к прекрасному, пока не. покажешь всю глубину его настоящей. мерзости.

Описание Манилова начинается с окружающего пейзажа. Дом, «открытый всем ветрам

И, наконец, Павел Иванович Чичиков. Именно Чичиков — не только главный герой, но и тот...

Формы присутствия природы в повести Бунина «Митина любовь»

Цель работы – выявить формы присутствия природы в повести И.А. Бунина «Митина любовь». Повесть можно разделить на две части: первая – жизнь Мити в Москве, в которой нет описания природы, кроме начала первой главы, где изображается весна.

Функции пейзажных описаний в художественном произведении

В зависимости от выполняемых в произведении функций, пейзаж может иметь разнообразные формы проявления: пейзажные описания, пейзажные образы, пейзажи-предварения, пейзажные штрихи, пейзажные детали, психологические и эпические пейзажные параллели.

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой...)

Библиографическое описание: Исмоилова, М. А. Лирический герой и природа (на

Человек и природа, человек и литература, литература и пейзаж — все эти понятия

В пейзажной лирике герой, восхищаясь красотой природы, ее богатством, разнообразием и мощью, передает всю эту гамму чувств».

А это значит, что в душе поэта также происходит угасание чувств.

Система точек зрения как композиционный приём в повести...

Анализ точек зрения автора и персонажей относительно образа главного героя Левитана позволяет

Наряду с позициями героев, способных по достоинству оценить дар Левитана, в повести

Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, зрение, русский пейзаж

С. И. Чернов (1924–1988) — автор выразительных пейзажей алтайской природы.

Образы сада, парка, цветов в «Путевых письмах» Мэри Монтэгю

Главным объектом в нём тоже выступали цветы, которые топтал лихой конь лирического героя.

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой...) Человек и природа, человек и литература, литература и пейзаж — все.

Это поистине эпическое описание и художественное воплощение Востока начала XV111 века.

Романтизм в рассказах М. Горького 1890-х годов | Молодой ученый

Главные персонажи тесно связаны с пейзажем. Вокруг природы строится повествование.

Как и всегда, главный герой — изгой, он одинок. У него нет единомышленников.

Состояние природы как отражение внутреннего мира героев... Кроме того, главный герой.

счастье, главный герой, герой повести, смысл жизни, любовь, истинная свобода, истинное счастье...

Проблема экологии в рассказах В. П. Астафьева «Васюткино...»

Описание ведется от лица повествователя. «Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина — Васюткиного отца

Характерно и обращение многих героев к рекам, к природе на протяжении рассказа.

Это рассказ «Царь-рыба» из одноименной повести. Игнатьич, главный герой рассказа, искупает

Экология природы и «экология души» в рассказах М. М. Пришвина.

Похожие статьи

Состояние природы как отражение внутреннего мира героев...

Статья рассматривает традиционную для русской литературы тему природы и человека.

В повести «Котлован» бог и природа сливаются в единое целое.

Вощев называет его «мертвой душой» и обвиняет в том, что тот «весь класс испил» [5]. Вполне

Эпитеты «вопрошающий» и «мучительный» передают как состояние природы, так и ощущения самого главного героя.

Анализ поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» в свете расшифровки...

Библиографическое описание: Безина, Е. Д. Анализ поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» в

всё поколение к прекрасному, пока не. покажешь всю глубину его настоящей. мерзости.

Описание Манилова начинается с окружающего пейзажа. Дом, «открытый всем ветрам

И, наконец, Павел Иванович Чичиков. Именно Чичиков — не только главный герой, но и тот...

Формы присутствия природы в повести Бунина «Митина любовь»

Цель работы – выявить формы присутствия природы в повести И.А. Бунина «Митина любовь». Повесть можно разделить на две части: первая – жизнь Мити в Москве, в которой нет описания природы, кроме начала первой главы, где изображается весна.

Функции пейзажных описаний в художественном произведении

В зависимости от выполняемых в произведении функций, пейзаж может иметь разнообразные формы проявления: пейзажные описания, пейзажные образы, пейзажи-предварения, пейзажные штрихи, пейзажные детали, психологические и эпические пейзажные параллели.

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой...)

Библиографическое описание: Исмоилова, М. А. Лирический герой и природа (на

Человек и природа, человек и литература, литература и пейзаж — все эти понятия

В пейзажной лирике герой, восхищаясь красотой природы, ее богатством, разнообразием и мощью, передает всю эту гамму чувств».

А это значит, что в душе поэта также происходит угасание чувств.

Система точек зрения как композиционный приём в повести...

Анализ точек зрения автора и персонажей относительно образа главного героя Левитана позволяет

Наряду с позициями героев, способных по достоинству оценить дар Левитана, в повести

Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, зрение, русский пейзаж

С. И. Чернов (1924–1988) — автор выразительных пейзажей алтайской природы.

Образы сада, парка, цветов в «Путевых письмах» Мэри Монтэгю

Главным объектом в нём тоже выступали цветы, которые топтал лихой конь лирического героя.

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой...) Человек и природа, человек и литература, литература и пейзаж — все.

Это поистине эпическое описание и художественное воплощение Востока начала XV111 века.

Романтизм в рассказах М. Горького 1890-х годов | Молодой ученый

Главные персонажи тесно связаны с пейзажем. Вокруг природы строится повествование.

Как и всегда, главный герой — изгой, он одинок. У него нет единомышленников.

Состояние природы как отражение внутреннего мира героев... Кроме того, главный герой.

счастье, главный герой, герой повести, смысл жизни, любовь, истинная свобода, истинное счастье...

Проблема экологии в рассказах В. П. Астафьева «Васюткино...»

Описание ведется от лица повествователя. «Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина — Васюткиного отца

Характерно и обращение многих героев к рекам, к природе на протяжении рассказа.

Это рассказ «Царь-рыба» из одноименной повести. Игнатьич, главный герой рассказа, искупает

Экология природы и «экология души» в рассказах М. М. Пришвина.

Задать вопрос