В статье рассмотрены виды юридической ответственности за коррупционные правонарушения, проанализировано законодательство и судебная практика в данной области. С точки зрения практического правоприменения в отношении коррупционных правонарушений представляет интерес классификация по степени общественной опасности, характеру общественно опасных последствий правонарушений. На основе этого критерия коррупционные проявления разделяют на две большие группы: коррупционные уголовные преступления и иные коррупционные правонарушения, включающие коррупционные административные правонарушения, гражданско-правовые правонарушения, коррупционные дисциплинарные проступки.
Ключевые слова : коррупция, коррупционное правонарушение, коррупционное преступление, уголовная ответственность, административная ответственность, гражданско-правовая ответственность, дисциплинарная ответственность.
Тема, несомненно, актуальна, так как на настоящий момент размеры ущерба в связи с совершением коррупционных преступлений выросли до миллиардов рублей. Ежедневно растет уровень распространения коррупции среди государственной власти и в частном секторе. Во многих странах она уже является угрозой национального масштаба, поскольку наносит колоссальный ущерб социальному и экономическому развитию.
В Российской Федерации сегодня принимаются активные меры по борьбе с данным преступным явлением. Основной антикоррупционный закон в нашей стране — это Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [6]. В нем содержится определение коррупции и направления борьбы с коррупционными явлениями. Вместе с этими положениями в законе дается определение сфер деятельности, которые чаще всего подвергаются воздействую коррупции, а также выделены субъекты коррупционных правонарушений.
Все сказанное выше приводит к выводу, что борьба с коррупцией — это важнейшая задача правоохранительной деятельности в РФ. К сожалению, коррупционные правонарушения со временем только распространяются, касаясь все большего числа граждан РФ.
В ныне действующем российском законодательстве, в том числе и в Федеральном законе «О противодействии коррупции», вплоть до настоящего времени не выстроен единообразный подход к определению понятия «коррупционное правонарушение» и его признаков.
Поскольку не существует четкого определения понятия, это приводит к невозможности выявления границ его правового регулирования. Из-за чего большая часть усилий по применению норм, отвечающих за регулирование борьбы с коррупцией, имеют разобщенный характер, а не единый и комплексный. На уровне закона нет разграничение таких понятий, как «коррупционное правонарушение» с понятиями «коррупционное преступление», «коррупционный проступок».
На основании определяющих принципов правовой доктрины и норм международного права, а также положений национального закона и практики, существует только один общий критерий классификации коррупционных правонарушений — это вид юридической ответственности, который установлен за эти нарушения [9].
Многие авторы, которые занимаются рассматриваемой проблемой определения понятия коррупционного правонарушения, классифицируют эти правонарушения в зависимости от уровня их опасности для общества, вреда, области социальных отношений, где имел место сам факт девиантного поведения. Так, В. Н. Зайковский считает, что правонарушение представляет собой содержащее признаки коррупции деяние, ответственность за которое регламентирована законом [8].
Рассмотрим особенности применения каждого из видов юридической ответственности за коррупционные нарушения:
— уголовная ответственность;
— административная ответственность;
— гражданско-правовая ответственность;
— дисциплинарная ответственность.
Уголовная ответственность. Эта ответственность предусматривается в соответствующих статьях Уголовный кодекс РФ [4] (далее — УК РФ), в судебном порядке ее применяют к лицу, которое виновато в совершении преступления.
За такого рода преступления УК РФ предусматривает разные меры: штраф, лишение права занимать некоторые должности или осуществлять конкретную деятельность, обязательные работы, принудительные или исправительные работы, лишение или ограничение свободы на конкретный срок. К тому же, коррупционные нарушения нередко связаны и с другими уголовными проступками [10].
Так, Г., Е. и А. организовали незаконное производство, хранение и сбыт алкогольной продукции, на производимой продукции незаконно размещались товарные знаки или сходное с ним до степени смешения обозначение, а также поддельные акцизные марки. Судом было установлено, что осужденные через посредника передавали взятки Ф. за предоставление им служебных сведений о планируемых проверках правоохранительными органами, проводимых в целях пресечения незаконного производства алкоголя, а также за бездействие в отношении преступной деятельности. Г., Е, и А., кроме других преступлений, осуждены за дачу взятки в особо крупном размере на сумму более 12 миллионов рублей [11].
По другому делу Н., работавший начальником отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ УФСИН России, был осужден за получение взяток, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года со штрафом в размере 1100000 рублей с лишением права занимать должности, связанные с функциями представителя власти. Н. требовал взятки за содействие в досрочном освобождении заключенных [12].
Административная ответственность. Коррупционные административные нарушения — это такие нарушения, которые представляют собой административные правонарушения, имеющие признаки коррупции, но не содержащие в себе состава преступления.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях [5] (далее — КоАП РФ) закрепляется около двадцати разных составов административных правонарушений, относящихся к коррупционным правонарушениям. Чаще всего коррупционные административные правонарушения имеют место в государственной и муниципальной сфере. Административная ответственность может лечь и на юридическое лицо, в отличие от уголовной ответственности.
Так, ООО «Л» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пятьсот тысяч рублей. В суде было установлено, что В. обладал полномочиями по осуществлению переговоров от имени ООО «Л» с должностным лицом Ростехнадзора по вопросу внесения и подписания протоколов проверки знаний о работе на энергоустановках и другой нормативно-технической документации проверяемых работников Общества. В. совершил противоправные действия в интересах ООО «Л» по передаче должностному лицу органа, осуществляющему государственный энергетический надзор, взятки (бутылки коньяка стоимостью пятьсот двадцать девять рублей) [13].
Срок давности привлечения к административной ответственности составляет 6 лет с момента совершения правонарушения. За совершение административных правонарушений коррупционной направленности КоАП РФ установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как: административный штраф; административный арест; дисквалификация.
Гражданско-правовая ответственность. Такой вид ответственности за коррупционные правонарушения применим к нарушителю согласно закону или договорным мерам воздействия, которые приводят к негативным последствиям имущественного плана, выражающиеся в возмещении убытков, выплате неустойки или возмещении вреда в интересах других лиц или же государства.
Цель установления гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения — это дополнительная возможность начать производство теми лицами, которые понесли убытки из-за определённого коррупционного деяния относительно лиц, несущих ответственность за данный вред, для получения компенсации. Гражданско-правовая ответственность предусматривается за коррупционные деяния в сфере дарения, государственных контрактов и т. д.
Так, ст. 16 Гражданского кодекса РФ [1] (далее — ГК РФ) устанавливает ответственность за убытки, а ст. 1069 ГК РФ [2] за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
К коррупционным правонарушениям относятся также обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных ГК РФ. Например, ст. 575 ГК РФ содержит запрет на дарение подарков, за исключением обычных, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Дисциплинарная ответственность. Это форма влияния на нарушителя трудовой дисциплины, которая по сути является наложением дисциплинарных взысканий. Есть два вида ответственности такого вида: общая, предусмотренная Трудовым кодексом РФ [3] и специальная. Последнюю ответственность несут некоторые категории служащих, например, государственные служащие. Отметим, что дисциплинарная ответственность может применяться исключительно к физическим лицам, в отличие от всех остальных видов ответственности [10].
Различные особенности привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные нарушения в нашей стране разработаны довольно давно, существует устоявшаяся практика их использования.
Например, Законом Ульяновской области «О государственных должностях Ульяновской области» [7] в ст. 9.1–1 установлены следующие дисциплинарные взыскания за совершение лицами, замещающими отдельные государственные должности, коррупционных правонарушений: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.
Таким образом, коррупция — одна из главных угроз национальной безопасности в наше время, как для России, так и для всего мира. В этом контексте борьба с коррупцией стала одной из основных задач на государственном уровне в России в последние годы. За совершение коррупционных правонарушений предусмотрены разные виды юридической ответственности, в зависимости от тяжести деяния. Физические лица за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность, а юридические лица — административную и гражданско-правовую.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // СЗ РФ. 1994. № 32. ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021 // СЗ РФ. 1996. № 5. ст. 410.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). ст. 3.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. 1996. № 25. ст. 2954.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). ст. 6228.
- Закон Ульяновской области от 30.01.2006 № 06-ЗО (ред. 20.12.2022) «О государственных должностях Ульяновской области» // Ульяновская правда. 2006. № 7.
- Зайковский, В. Н. Правонарушения коррупционного характера: общая характеристика, последствия, проблемы минимизации и ликвидации / В. Н. Зайковский // Государственная служба. — 2019. — № 3. — С.143–148.
- Пархомчук, М. А. Коррупционные правонарушения в России / М. А. Пархомчук // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 1. 93–96 с.
- Фадеев, А. В. Антикоррупционное законодательство России и зарубежных стран: криминологическое исследование: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / А. В. Фадеев. — М., 2012. — 32 с.
- Приговор Ленинского районного суда г. Ульяновска от 17.05.2019 по делу № 1–252/2018. [Электронный ресурс]. — URL: https://sudact.ru/regular/doc/ (дата обращения 22.02.2023).
- Приговор Заволжского районного суда г. Ульяновска от 03.06.2019 по делу № 1–151/2019. [Электронный ресурс]. — URL: https://sudact.ru/regular/doc/ (дата обращения 22.02.2023).
- Постановление Новгородского областного суда от 19.08.2019 по делу № 4А-206/2019. [Электронный ресурс]. — URL: https://sudact.ru/regular/doc/ (дата обращения 22.02.2023).