В рамках настоящей статьи автор изучил дискуссионные вопросы о применении принципа свободы договора относительно регулирования отношений в контрактной сфере.
Целью написания данной статьи автор обозначил проведение правового анализа законодательства о государственных и муниципальных закупка для определения особенностей реализации принципа свободы договора на различных этапах заключения и исполнения контракта.
По результатам проведенного анализа автором было установлено, что законом предусмотрено большое количество условий контракта, что закономерно приводит к ограничению принципа свободы договора.
Нововведения же в контрактной системе расширяют применение принципа свободы договора в вопросе изменения условий контракта, что помогает достичь баланса принципа свободы договора между участниками закупок.
Ключевые слова: контракт, свобода договора, государственные и муниципальные закупки.
Согласно российскому законодательству, основанием для возникновения гражданства и обязательств является договор. Понятие, сущность, порядок заключения и состав участников гражданских правоотношений указаны в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Определение договора в ГК РФ закреплено в статье 420 ГК РФ. В соответствии с этим законодательным актом договором признается соглашение двух и более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей [1].
Базисом, на котором основаны основные идеи любой отрасли права, являются принципы права. Если обратимся к научной литературе, то увидим, что принципы права призваны обеспечивать внутреннее единство и целостность отраслей права, а также предсказуемость, непротиворечивость и последовательность правотворческого и правореализационного процесса» [3, с. 15].
В качестве принципов гражданского законодательства стоит выделить принцип свободы договора. Иными словами, данный принцип означает, что субъекты договорных отношений свободны в заключении договоров, выборе вида договора и определении содержания договора.
Однако, несмотря на закрепление в законе вышеуказанного принципа, его применение к контрактным отношениям является спорным вопросом.
Если мы обратимся к природе государственных и муниципальных закупок, опираясь при этом на гражданско-правовую концепцию договоров, то контракт, заключаемый по результатам проведенных торгов, является разновидностью гражданского договора.
Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что контракт, есть ни что иное, как «предпринимательский» договор, являющийся разновидностью гражданско-правового договора, регулирующийся нормами гражданского законодательства, но с некоторыми особенностями [5, с. 23].
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» также подтверждает сказанное выше, а именно, что контракт относится к разновидности гражданско-правового договора (п. 8 ч. 1 ст. 3).
Таким образом, напрашивается вывод, что, поскольку контракт является одним из видов гражданско-правового договора, основывающимся на принципе свободы договора, то и контракт заключается в соответствии с указанным принципом.
А вот теперь перейдем к особенностям контракта и дискуссионным вопросам относительно его свободы. Основным аспектом принципа свободы договора выступает возможность сторон самостоятельно определять условия договора [8, с. 134]. При этом, условия контракта определяются в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ и нормами федерального закона № 44-ФЗ.
Гражданский кодекс Российской Федерации говорит нам, что контракт должен содержать обязательные условия, характерные для любого иного договора, а именно его предмет, условия необходимые в силу закона или иного нормативного правового акта (обычные условия), условия, по которым стороны контракта достигли соглашения (случайные условия).
Федеральный закон № 44-ФЗ не раскрывает понятия существенных условий, но в статье 34 содержатся условия, обязательные для исполнения контракта. Эти условия можно отнести к существенным. Условия контракта являются детализированными, но из указанной статьи мы видим, что к обязательным условиям относятся условие о цене контракта, условие об ответственности сторон, порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчик и т. п.
Условия контрактов определяются заказчиком, об этом свидетельствует анализ указанного федерального закона. Таким образом, мы видим, что заказчик обладает преимуществом перед контрагентами, что не соотносится с принципом свободы договора.
Условия будущего контракта определяются заказчиком в проекте контракта, который является важным приложением к извещению о проведении закупки.
Контрагент может изменить положения контракта несколькими способами: путем подачи разъяснений положений проекта контракта, путем размещения протокола разногласий до подписания контракта, путем подачи жалобы в антимонопольную службу.
На примере Иркутской области, за январь-сентябрь 2020 года рассмотрено 777 жалоб о нарушении Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Обоснованными полностью или в части признаны 86 [2].
Приведенные статистические данные говорят нам о том, что положения государственного (муниципального) контракта, разработанные заказчиком, не всегда удовлетворяют интересы участников государственных (муниципальных) закупок, что оказывает влияние на установление незаконных или невыполнимых условий контракта, а также создает ограничение для участия в конкурентных закупках.
Также в качестве примера, доказывающего неприменение в полной мере к контрактам, принципа свободы договора, выступает ограничение возможности изменить условия контракта в период его исполнения.
До 01 января 2022 г. изменение условий контракта допускалось, если действует такое право, прямо предусмотренное законом, а также, если такая возможность установлена заказчиком в документах о закупке и контракте. Получается, если участник торгов, выиграв их и заключив контракт, уже не мог пересмотреть условия контракта.
В настоящее время ситуация поменялась, в законодательство о контрактной системе были внесены поправки в части порядка изменения существенных условий контракта.
С 08 марта 2022 г. ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ была дополнена ч. 65.1, а именно стало возможным по соглашению сторон изменить любые условия контракта, относящиеся к существенным (условия о цене контракта, о сроках, в связи с невозможностью исполнения контракта из-за непредвиденных обстоятельств).
Такое право может быть реализовано после получения решения Правительства России, высшего исполнительного органа субъекта или же муниципального органа, а также с условием соблюдения ч. 1.3–1.6 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
Так, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 22 марта 2022 года № 208-пп «О реализации части 65.1 [6] статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» основанием для подготовки проекта решения является достижение сторонами контракта предварительного согласия об изменении существенных условий контракта.
Кроме того, нужно также подтвердить фактические обстоятельства, которые не зависят от сторон контракта, но повлекли невозможность его исполнения.
Федеральный закон № 44-ФЗ не содержит информации и условий о том, что именно относится к непредвиденным обстоятельствам, дающим сторонам право на изменение условий контракта, не поясняет также какие документы нужно предоставлять сторонам контракта в целях подтверждения факта невозможности исполнения контракта.
Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 12.04.2022 № 24–01–07/31697 «По вопросам применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок» разъясняло, что непредвиденными обстоятельствами являются обстоятельства непреодолимой силы [4].
При этом, в научной литературе высказано мнение о том, что существенный характер изменения обстоятельств не может быть тождественен обстоятельствам непреодолимой силы, так как тот же форс-мажор не влечет возможности исполнения договорного обязательства, а при существенном изменении обстоятельств возможность исполнения контракта сохраняется [7, с. 6].
Итак, делая промежуточные выводы, становится понятно, что перечень непредвиденных обстоятельств, дающих право сторонам контракта изменить его условия, на законодательном уровне не урегулирован.
Таким образом, на практике при принятии соответствующего решения учитываются любые обстоятельства, которые не зависят от воли сторон контракта, наступление которых не позволяет сторонам исполнить условия контракта на согласованных ранее условиях.
В частности, к таким обстоятельствам обычно относят увеличение стоимости товаров, необходимых для поставки на основании контракта, нарушения, связанные с поставками импортного товара, и иные обстоятельства.
На основании изложенного, мы пришли к выводу о том, что правила контрактной системы, посвященные заключению контракта на торгах, с течением времени дают сторонам контракта все большую договорную свободу в вопросе изменения условий контракта.
Однако, ограничения принципа свободы договора все равно соблюдаются, так как изменить условия контракта стороны самостоятельно не могут, условия можно изменить лишь при доказанности наступления непредвиденных обстоятельств и только с соблюдением правил, установленных законом.
Ясно, что законодатель предусматривает применение к контрактам принципа свободы договора, однако, он может быть реализован исключительно с условием соблюдения императивных норм законодательства о контрактной системе.
Как нам кажется, устойчивость принципа свободы договора в контрактной системе сможет не только сбалансировать интересы сторон контракта, а также позволит реализовать основные начала гражданского законодательства в регулировании контрактных правоотношений. Но этот результат возможен при условии систематизации норм, которые регулируют порядок исполнения контракта в рамках единой гражданско-правовой направленности.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — N 32. — ст. 3301.
- Доклад для публичных слушаний за 3 квартал 2020 года: официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. — Режим Доступа: URL: http://irkutsk.new.fas.gov.ru/documents/b-n-6dc09d17–27dd-4f8a-bd85–18358da97ada.
- Ершов В. В. Правовая природа российского права: теоретические и практические аспекты / В. В. Ершов // Российский судья. — 2009. — № 5. — С. 13–18.
- Информационное письмо Минфина России от 12 апреля 2022 г. № 24–01–07/31697 // Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. — 2022. — № 5. 165.
- Кирпичев А. Б. Развитие правового регулирования муниципальных контрактов в законе о контрактной системе / А. Б. Кирпичев // Российское правосудие. — 2013. — № 11. — С. 22–26.
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ // Российская газета. — 2022. — № 51.
- Петрищев B. C. Существенное изменение качества: правоприменение статьи 451 ГК РФ и опыт стран общего и континентального права / В. С. Петрищев. М.: ГУ ВШЭ, 2007. — С. 5–6.
- Подшивалова Т. П., Кваниной В. В., Сагандыкова М. С. Принципы частных прав / Т. П. Подшивалова, В. В. Кванина, М. С. Сагандыкова. М.: Проспект, 2018. — 400 с.