Изучение мотивации учебной деятельности у учащихся 2-х и 3-х классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 29.03.2023

Статья просмотрена: 230 раз

Библиографическое описание:

Пуртова, А. А. Изучение мотивации учебной деятельности у учащихся 2-х и 3-х классов / А. А. Пуртова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101098/ (дата обращения: 07.05.2024).



Мотивация учебной деятельности представляет исключительный интерес для педагогов начальной школы, так как является одним из основных факторов влияния на активность учебной деятельности ребенка и его желание учиться.

Вопрос низкого уровня развития учебной мотивации в начальной школе всегда стоит остро, так как проблемы неуспеваемости, возникающие в этом возрасте, продолжают накапливаться и в среднем звене. Поэтому в начальной школе так необходимо изучать и формировать мотивацию учебной деятельности [3].

Обратимся к основополагающим первоисточникам. В своих трудах мотивацию учебной деятельности изучали Л. И. Божович, И. Лингарт, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина и др. [2]

Существует несколько подходов к пониманию сущности мотивов, в том числе и мотивов учебной деятельности, их осознанности, их места в структуре личности. Мы в своем понимании придерживаемся классификации мотивов, предложенной А. К. Марковой [3]

На начальном этапе обучения очень важно выявить особенности развития мотивации и сформировать ее так, чтобы преобладали познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Когда дети приходят в школу, большинство детей лишь опосредованно имеют представление об истинных мотивах учения, но уже в первой четверти, ежедневно решая учебные задачи, многие ученики начинают постигать истинный смысл обучения, особенно если этим процессом умело управляет учитель [4]

Исследование мотивации помогает проникнуть во внутренний мир, понять, как дети переживают свое положение учащегося и в чем для них заключается выполняемая учебная деятельность.

Для исследования я использую в своей деятельности как проективные методики, так и стандартизированные. Для начальной школы можно предложить целый комплекс методов и методик: Диагностику уровня школьной мотивации (Н. Г. Лускановой); Изучение мотивационной сферы учащихся (М. В. Матюхиной); Методику «Направленность на отметку» (Е. П. Ильина, Н. А. Курдюковой); Изучение учебной мотивации (М. Р. Гинзбург), Методика Эткинда (Цветовой тест отношений); Методику «Неоконченные предложения» Ж. Нюттена; Сочинение «Лесная школа» и др.

Предлагаю познакомиться с исследованием, позволяющим увидеть скрытый смысл внутренней мотивации учащихся начальной школы. В исследовании принимали учащиеся 2-х и 3-х классов ОЦ № 5 г. Челябинска в количестве 108 человек (52 и 56 человек соответственно). Возраст детей 9–10 лет. Исследование проводилась в марте 2023 года. Рассмотрим результаты исследования учебной мотивации по М. Р. Гинзбургу. Целью исследования являлось выявление уровня развития учебной мотивации учащихся. В форме анкеты учащимся предлагались неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Учащиеся выбирали окончания предложений из предлагаемых ответов.

При сформированной внутренней мотивации испытуемый должен был выбрать карточки с учебно-познавательным мотивом; широким социальным мотивом, основанном на выборе профессии в будущем.

При несформированности учебной мотивации характерными являются: внешний мотив; игровой мотив; позиционный.

Мотив получения высокой отметки является частью учебной деятельности, но он свидетельствует о несформированности учебной мотивации, так как у испытуемого нет познавательной потребности, и мы относим этот мотив к внешним. К учебной мотивации относим выбор детей, связанный с учебно-познавательным мотивом.

Анализ результатов по данной методике представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительные показатели выбора мотивов во вторых и третьих классах

Название мотива

2-е классы (%, кол. чел.)

3-е классы

(%, кол. чел.)

Общее количество по 2-м и 3-м классам (%, кол. чел.)

Учебно-познавательный мотив (очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов)

12,09 %

(13 чел.)

16,74 %

(18 чел.)

28,83 %

(31 чел.)

Широкий социальный мотив, основанный на выборе профессии в будущем (высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов)

14,88 %

(16 чел.)

13,02 %

(14 чел.)

27,9 %

(30 чел.)

Позиционный мотив (нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов)

5,58 %

(6 чел.)

3,72 %

(4 чел.)

9,3 %

(10 чел.)

Игровой мотив (сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового, внешнего мотивов)

4,5 %

(5 чел.)

6,51 %

(7 чел.)

11,6 %

(12 чел.)

Внешний мотив (низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива)

8,37 %

(9 чел.)

5,58 %

(6 чел.)

13,95 %

(15 чел.)

Результаты таблицы 1 демонстрируют, что учебно-познавательный мотив сформировался у 28,83 % учащихся, это очень высокий уровень мотивации. Любознательность является отличительной чертой этой группы школьников. При этом дети, которые хорошо учатся, в том числе и отличники, не всегда выбирали для себя данный вид мотивов, дня них преимущественно играли роль хорошие оценки и похвала учителя.

27,9 % ребят акцентировали свое внимание на широких социальных мотивах, это выбор профессии в будущем, польза обществу и подготовка к будущей жизни. Это высокий уровень учебной мотивации, данных детей отличает и позиционирование в обществе, им также важна оценка их труда и похвала. В данную группу вошло много детей, которые имеют средний балл в пределах 3,5–4,2. Многие из них хотели бы учиться лучше, но в силу развитости психических функций и других личностных особенностей этого сделать не могут, понимая, что реализация в жизни им необходима.

9,3 % школьников отличает позиционный мотив. Самая малочисленная группа. Дети имеют нормальный уровень мотивации, у них помимо преобладания позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов. Наиболее разнообразная группа, в нее входят ученики, которые любят выступать у доски, готовить дополнительный материал, ребята очень интересные и увлекающиеся, им свойственная непосредственность и открытость, но так же встречаются и ученики, наоборот, которые себя совсем никак не проявляют, скорее всего, желают быть популярными. Таким ребятам можно помочь проявить себя, давая конкретные задания, и проконтролировав ход их выполнения, давать возможность выступать перед классом для повышения самооценки.

11,6 % ребят имеют игровой мотив, это сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового, внешнего мотивов. Интересы таких школьников ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя быстро угасают.

13,95 % школьников имеют внешний мотив. Он оценивается как низкий уровень учебной мотивации, так как преобладают игровые, внешние мотивы (так хотят родители, чтобы мне покупали красивые вещи, общение со сверстниками), также у детей присутствовал оценочный мотив (хочу, чтобы меня любила и хвалила учительница). В этой группе присутствуют как дети, которые хорошо учатся, так и те, кто учится неважно.

Подведем итоги проведенному исследованию:

  1. По количественным показателям уровень мотивации второклассников и третьеклассников не отличается.
  2. Характерным является тот факт, высокий и очень высокий уровень мотивации сформирован у 56,73 % учащихся. Данные дети учатся на 4 и 5 и имеют широкий спектр интересов и занятий.
  3. В норме мотивация развита у 9,3 % детей. Они также достаточно активны, опираются на похвалу, социальное одобрение и мнение окружающих (как детей, так и взрослых).
  4. 25,55 % детей опираются на игровые и внешние мотивы, среди них есть самые разные категории детей, которые учатся на тройки — четверки, так и на четверки — пятерки.

Доверчивость младших школьников и их вера в авторитет педагога очень высока, и необходимо пользоваться благоприятными возможностями для формирования внутренней мотивации школьника. Мотивация учебной деятельности нуждается в изучении, чтобы правильно выстроить траекторию развития личности учащегося.

Литература:

  1. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. — М.: Педагогика, 1972. — с.22–79.
  2. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение, 1983. — 96с.
  3. Мосина Н. А., Казакова Т. В., Захарова Т. В. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2017. — № 6–2. — С. 290–301; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1726
  4. Тюрина Н. Н., Баркунова О. В. Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — № 3–1. — С. 135–138; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1937
  5. Славина Л. С. Роль мотива и способов поведения при выполнении школьниками общественных поручений // Мир психологии; URL: http://www.persev.ru/book/ls-slavina-rol-motiva-i-sposobov-povedeniya-pri-vypolnenii-shkolnikami-obshchestvennyh
Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, учебная деятельность, внешний мотив, мотив, начальная школа, оценочный мотив, ребенок, учебно-познавательный мотив, игровой мотив, позиционный мотив.


Похожие статьи

Психолого-педагогические условия формирования мотивов...

 В статье раскрываются виды мотивов к обучению в школе у детей и анализируются

Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.

В младшем школьном возрасте данное сочетание мотивов уже преобладает (52 %).

В основном у этих детей преобладают такие мотивы, как: учебный, социальный, игровой.

учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная...

Мотивация школьника проявляется в учебном процессе. Мотивация связана с большим количеством различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни.

учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная...

Мотив интереса занимает особое место. В учебной мотивации он составляет неотъемлемую часть. При работе над формированием учебной мотивации в начальной школе в первую очередь нужно стимулировать интерес ребенка к учению.

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний.

Формирование мотивации учения младших школьников...

Формирование учебной мотивации младших школьников... учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог обучения, младший школьник, итоговый контроль, учебная мотивация первоклассников, младший школьный возраст, методика...

Формирование учебной мотивации младших школьников...

Проблемы учебной мотивации были предметом исследования многих ученых. В приоритете — внешние, игровые мотивы, а так же мотив получения отметки. Мотив получение отметки, и учебные мотивы не вызывают интереса у обучающихся. учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог обучения, младший школьник, итоговый...

Проблемы мотивации у младших школьников | Статья в журнале...

Однако мотив, с которым ребёнок приходит в школу, обычно не связан с содержанием той

Стоит отметить и некие особенности мотивации для детей младших классов.

Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия...

Ключевые слова: мотив, мотивация, учебные мотивы, учебная деятельность младших школьников.

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив...

Ключевые слова: мотив, мотивация, внешние мотивы, внутренние мотивы, направление мотивов, иерархия мотивов, структура мотивации.

Структура мотивации ребенка раннего возраста характеризуется отсутствием устойчивой иерархии мотивов.

Мотивация как личностно-регулятивный механизм...

Именно данная тенденция воспитания и «мотивации» младшего школьника и сподвигла автора провести исследование оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов, а также мотивации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста.

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия формирования мотивов...

 В статье раскрываются виды мотивов к обучению в школе у детей и анализируются

Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.

В младшем школьном возрасте данное сочетание мотивов уже преобладает (52 %).

В основном у этих детей преобладают такие мотивы, как: учебный, социальный, игровой.

учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная...

Мотивация школьника проявляется в учебном процессе. Мотивация связана с большим количеством различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни.

учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная...

Мотив интереса занимает особое место. В учебной мотивации он составляет неотъемлемую часть. При работе над формированием учебной мотивации в начальной школе в первую очередь нужно стимулировать интерес ребенка к учению.

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний.

Формирование мотивации учения младших школьников...

Формирование учебной мотивации младших школьников... учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог обучения, младший школьник, итоговый контроль, учебная мотивация первоклассников, младший школьный возраст, методика...

Формирование учебной мотивации младших школьников...

Проблемы учебной мотивации были предметом исследования многих ученых. В приоритете — внешние, игровые мотивы, а так же мотив получения отметки. Мотив получение отметки, и учебные мотивы не вызывают интереса у обучающихся. учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог обучения, младший школьник, итоговый...

Проблемы мотивации у младших школьников | Статья в журнале...

Однако мотив, с которым ребёнок приходит в школу, обычно не связан с содержанием той

Стоит отметить и некие особенности мотивации для детей младших классов.

Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия...

Ключевые слова: мотив, мотивация, учебные мотивы, учебная деятельность младших школьников.

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив...

Ключевые слова: мотив, мотивация, внешние мотивы, внутренние мотивы, направление мотивов, иерархия мотивов, структура мотивации.

Структура мотивации ребенка раннего возраста характеризуется отсутствием устойчивой иерархии мотивов.

Мотивация как личностно-регулятивный механизм...

Именно данная тенденция воспитания и «мотивации» младшего школьника и сподвигла автора провести исследование оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов, а также мотивации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста.

Задать вопрос