Автор: Мияссаров Ильнур Равилевич

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (46) ноябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 1690 раз

Библиографическое описание:

Мияссаров И. Р. Теоретические основы качества продукции, работ, услуг и система управления качеством // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 177-180.

Повышение требований к качеству диктуется на современном этапе острой необходимостью повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировом рынке. Согласно международному рейтингу, Россия занимает 44-е место по конкурентоспособности (IMD).

Рис. 1. Рейтинг индекса конкурентоспособности промышленного производства


Для достижения современного уровня и стабильности показателей качества продукции на предприятиях внедряется система менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов. При этом необходимо учитывать интересы основных участников рынка: потребителей, производителей и конкурентов. Широко известно, что качество и спрос – являются важнейшими характеристиками конкурентоспособности.

Таким образом, учитывая вступление России в ВТО и необходимость повышения конкурентоспособности продукции, своевременное формирование профиля желаемого качества продукции, обеспечение заданного качества становится важнейшим элементом управления качеством продукции и подтверждает актуальность дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества с целью повышения эффективности и результативности ее функционирования.

Измерение и анализ финансовых затрат, непосредственно связанных с качеством производимой продукции и услуг, стали очень популярны после того, как Дж. Джуран впервые назвал убытки из-за низкого качества "золотой жилой".

Выдающихся успехов в обеспечении качества продукции достигла Япония. В 1970-х гг. корпорация Toyota стала родоначальником системы кружков качества. Во второй половине 20-го века американец Эдвард Деминг предложил контролировать качество не на конечном продукте, а на каждой стадии производства. США это предложение проигнорировали, а в Японии реализовали, поняв, что производство и контроль за качеством не должны быть разделены, тем более противопоставлены друг другу. Когда кружки качества выполнили свою задачу, их трансформировали в систему полного производственного обслуживания - новый канал выявления творческой инициативы работников.

Оказывается, что в среднем затраты на качество могут достигать 25% от суммы продаж. И, по мнению автора, никакой другой фактор не оказывает столь сильного влияния на экономические показатели компании, как этот. Все это связано с тем, что затраты на качество имеют не очевидный характер, вследствие чего могут быть рассмотрены руководством как незначительные или второстепенные. Так в книге "Principles of Quality Costs" затраты на качество представлены как "айсберг" у которого на первый взгляд видна лишь верхушка. (Рис. 2)

Рис. 2. Графическая интерпретация расходов на качество


Шоттмиллер Дж. дал такое определение затратам на качество: "Затраты на качество представляют собой разность между фактической себестоимостью продукции или услуги и ее возможной (уменьшенной) себестоимостью, определенной при условии отсутствия случаев предоставления некачественных услуг, отказа продукции или возникновения несоответствий при их производстве" [4].

Фейгенбаум и Джуран, которые были первыми из ведущих ученых, работавших в этой области, предложили выделить четыре группы затрат в соответствии с четырьмя основными группами факторов, влияющих на качество:

  • затраты на предупреждение низкого качества;

  • затраты на контроль (мониторинг) уровня качества;

  • затраты на исправление низкого качества, выявленного на предприятии-изготовителе продукции;

  • затраты на устранение негативных последствий, вызванных низким качеством изделий, попавших к потребителям.

К первой категории относятся затраты, связанные с действиями, направленными на предупреждение дефектов, например проектирование нового производственного процесса, усовершенствование конструкции изделия и технологических процессов, обучение и повышение квалификации работников и, безусловно, как уже отмечалось, затраты на устранение проблем с качеством в звене "поставщик - предприятие".

Затраты второй категории связаны с определением и подтверждением достигнутого уровня качества. Например, проверка и тестирование опытного образца, входной контроль и тестирование, контроль в ходе выполнения работ и контроль качества готовой продукции.

Затраты третьей категории - это затраты на внутренний брак, исправление бракованной продукции до того, как она попала к заказчику. Например, выбраковка, повторная обработка, ремонт, проверка после повторной обработки, простои из-за дефектов и возможные потери из-за упущенных продаж, связанные с тем, что для продажи готово меньшее количество товарной продукции.

К четвертой категории относятся затраты на брак, выявленный потребителями, представляют собой затраты на выполнение гарантийных обязательств, возврат продукции, судебные иски и т.д.

Отметив различия в динамике этих затрат с ростом качества, они предлагали находить оптимальное соотношение между ними и, таким образом, определять распределение усилий между этими четырьмя направлениями. (Рис. 3)

Рис. 3. Взаимосвязь между расходами на качество и достигнутым уровнем качества


Общие расходы на качество складываются из расходов на предупредительные мероприятия, на контроль и потери (внешние и внутренние). С изменением достигнутого уровня качества изменяются составляющие затрат и их сумма — общие расходы на качество.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

  • удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

  • удельный вес продукции высшей категории качества;

  • средневзвешенный балл продукции;

  • средний коэффициент сортности;

  • удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

  • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: полезность, надежность, технологичность, эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации от покупателей, потери от брака и др.

Анализ качества должен решать и такую сложную задачу, как отслеживание текущей реакции потребителей. При этом следует иметь в виду, что в среднем только 4 из 100 неудовлетворенных потребителей пишут жалобу производителю. В то же время о некачественной продукции предприятия узнают 1000 потребителей, так как каждый неудовлетворенный информирует об этом 10 других. Причем статистика свидетельствует, что только 1 из 10 неудовлетворенных потребителей может продолжить покупать товары предприятия. При этом предприятие понесет в 5 раз большие издержки на привлечение нового покупателя, чем на удержание уже существующего.

Становится понятно, что простого учёта затрат на качество на данном этапе развития экономики не достаточно, что необходимо переходить к управлению всеми затратами в рамках единой экономической системы организации, часто называемой системой управленческого учёта. Отметим, что управленческий учет (в зарубежной практике так же иногда именуемый контроллингом) ориентирован на задачи управления и призван обеспечить руководство информацией, нужной для принятия обоснованных решений и для успешной реализации полного перечня управленческих функций на всех этапах управленческого цикла. Именно информационные потребности менеджмента определяют идеологию организации подобной экономической системы предприятия. Поэтому, если сегодня, говоря о системах качества, мы имеем в виду новый стиль менеджмента, нуждающийся в информации особенного вида, то мы вынуждены говорить и о новой организации управленческого учёта на основе принципов всеобщего качества. Радует то, что в процессе развития теории управленческого учёта возникли отдельные весьма полезные для систем качества инструменты, например, такие как бюджетирование, определение себестоимости на основе видов деятельности, организация учёта в разрезе центров ответственности, бережливое производство и т.д., которые, могут успешно использоваться для учета, анализа и планирования затрат на качество.



Список использованной литературы

  1. Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Серия статей по вопросам экономики качества // Методы менеджмента качества. - 2002. - № 4-9.

  2. Друри К. Управленческий и производственный учет: Пер. с англ. Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 1071 с.

  3. Фокс, М.Дж. Принципы и методы всеобщего руководством качеством. Модуль RRC № 416а / пер. с англ.; под общ. ред. проф. В.Н. Азарова. – М.: Фонд "Европейский центр по качеству", 1999. – 105 с.

  4. Шотгмиллер Д. Затраты на качество стимулируют процессы непрерывного совершенствования // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 2. - С. 4-9.

Основные термины (генерируются автоматически): качества продукции, качества продукции, управления качеством, управления качеством, менеджмента качества, менеджмента качества, показатели качества продукции, показатели качества продукции, управления качеством продукции, управления качеством продукции, систем менеджмента качества, систем менеджмента качества, повышения конкурентоспособности продукции, повышения конкурентоспособности продукции, рычаги управления качеством, рычаги управления качеством, управления качеством гостиничных, управления качеством гостиничных, качеством гостиничных предприятий, качеством гостиничных предприятий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос