Актуальность изучения метода айтрекинга в вузах Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 17.03.2023

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Ларина, В. О. Актуальность изучения метода айтрекинга в вузах Российской Федерации / В. О. Ларина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100808/ (дата обращения: 18.11.2024).



Айтрекинг — прогрессивный метод, позволяющий проведение исследований в различных областях, связанных с жизнью и деятельностью человечества. Он основан на отслеживании движений глаз.

Айтрекинг, или окулография (окулос — глаз, графия — черчу) дословно переводиться как чертёж глазом. Термин окулография используется редко, чаще — айтрекинг. Это достаточно молодой метод. Ему около 40 лет. В конце 19 века французский учёный Луи Эмиль Жаваль сделал открытие: глазные яблоки в процессе чтения движутся не монотонно. В 1908 году Эдмунд Хью сконструировал окулограф. А русский учёный Альфред Ярбус в 1950 году создал свой прибор для регистрации перемещения взгляда, с его помощью была записана траектория движения зрачков. К 21 веку методика айтрекинга компьютеризировалась: видеоокулограф был встроен в компьютер. Исследования показали, что человек не управляет взглядом. Движение взгляда осуществляется скачками, состоит из остановок (фиксаций) и перемещений (саккад). Это оформляется в виде карт, их обрабатывают и расшифровывают. В тепловой карте на тестируемое изображение накладываются результаты в виде цветовых пятен. Чем теплее цвет, тем больше внимания уделено этому элементу. В туманной карте изображение заливают чёрным цветом, точки фиксации остаются прозрачными. В графической карте видна схема перемещения взгляда. [2]

Область применения айтрекинга широка: медицина, образование, психология, судебная экспертиза, спорт, реклама и другие.

Значима роль айтрекинга в медицине. Его применяют в диагностике таких заболеваний, как ДЦП, спинная мышечная атрофия, инсульт, афазия, травмы позвоночника и черепно-мозговые. В педиатрии в области офтальмологии с помощью метода предпочтительного разглядывания выявляют проблемы и разрабатывают средства диагностики, лечения, профилактики глазных заболеваний в условиях клиники. В Санкт-Петербургской военно-медицинской академии им. С. И. Кирова сделан вывод, что метод предпочтительного разглядывания можно использовать в экспертной врачебной практике в качестве дополнительного контрольного метода визометрии в диапазоне остроты зрения от 0,01 до 1. [1]

На основе айтрекинга разработаны приборы (айтрекеры) в виде профессиональных и реабилитационных устройств. Первые используют при нейромедицинских исследованиях, вторые помогают людям с ограниченными способностями управлять компьютером глазами: набирать текст, пользоваться Интернетом. Для людей с ограниченными способностями айтрекинг — единственный способ взаимодействия с окружающим миром. С его помощью можно сделать людей с ОВЗ работоспособными. Видеоокулография применяется в биотехнических системах, которые позволяют пациенту с отсутствием речи и подвижности конечностей, но с сохранением подвижности глаз быть коммуникабельным. Панацея — ассестивный айтрекер для людей с диагнозом боковой амиотрофический склероз, травмами головного и спинного мозга. В педиатрии айтрекер применяется для детей с расстройствами аутического спектра, синдромами Ретта и Дауна, с задержкой развития интеллекта неясного генеза.

Принцип работы айтрекера прост: пациент смотрит в веб-камеру, встроенную в персональный компьютер. Движением глаз осуществляет позиционирование курсора, а нужною кнопку вводит задержкой взгляда на объекте. Пациенты с диагнозом бодрствующая кома (тело парализовано, но глаза подвижны) управляют интерфейсом с помощью взгляда, но могут использовать и голосовые команды. Они возвращаются в социум, становятся работоспособными. Для улучшения жизни таких людей можно разрабатывать специальные программы, например, виртуальные книги, музыкальные приложения и т. д., всё это будет управляться так же движением глаз либо голосом.

Сегодня методику айтрекинга изучают в Москве в лаборатории на базе Вышей школы экономики, в Санкт-Петербурге в военно-медицинской академии им. С. И. Кирова. В Нижнем Новгороде выпущено учебно-методическое пособие, которое находится в фонде электронных образовательных ресурсов ННГУ. В рамках данного практикума студенты получат навыки регистрации движения глаз, которые могут использовать в области психологии и физиологии. В Сочи в университете Сириус для студентов, прошедших отбор, была проведена программа «Айтрекинг — в контексте анализа чтения». Студенты работали с профессиональным айтрекером EyeLink 1000 Plus. Проводили эксперименты в специальной программе OpenSesame, обрабатывали результаты. Обучение показало ряд преимуществ метода:

— высокая точность исследований,

— широкий диапазон применения результатов,

— возможность использования метода в комбинации с другими,

— портативность прибора,

— популярность метода и заинтересованность им молодых ученых.

Выявлены недостатки: дороговизна прибора (от 100 тыс. до 5 млн. рублей) и дефицит специалистов в данной области.

Айтрекинг — междисциплинарная наука, в ВУЗах не преподаётся. Поэтому предлагается научным студенческим обществам разных ВУЗов интегрироваться в группы по обмену информацией, для повышения компетенций в данной области. Объединение научных обществ нужно для того, чтобы развивать методику в коллективе единомышленников, будущих профессионалов различных областей. Так, изучение применения метода айтрекинга в нейропсихологии станет успешнее, если исследования будут вести врачи, программисты, психологи, педагоги, работая в команде.

Современное студенчество интересуется передовыми технологиями и готово повышать уровень знаний не только в Сириусе и в Интернете, но и в ВУЗах России. Поэтому выдвигается предложение к Министерству образования РФ о включении в образовательный процесс ВУЗов изучения методики айтрекинга. Её важно изучать будущим врачам, нейропсихолингвистам, биологам, экономистам, дизайнерам, программистам, психологам, социологам, философам и военным. Их деятельность будет эффективнее с применением метода. На рынке труда будут востребованы специалисты, владеющие наукоемкими технологиями, такими как айтрекинг.

Литература:

  1. Айтрекинг в офтальмологии / А. А. Ковальская, С. А. Коскин. // Известия Российской Военно-медицинской академии. — 2019. — Т. 38. — № 1. — C. 30–32. — URL: https://journals.eco-vector.com/RMMArep/article/view/26113 (дата обращения: 10.01.2023).
  2. Eye-tracking — технология будущего / А. И. Хайдарлы, Т. В. Кофанова, Н. П. Путивцева // Международный научно-исследовательский журнал.- 2014. — № 4 (23). — URL: https://research-journal.org/archive/4–23–2014-april/eye-tracking-texnologiya-budushhego (дата обращения: 03.02.2023).
  3. URL: https://www.iguides.ru/main/other/kak_intel_vernula_stivenu_khokingu_golos/ (дата обращения: 24.02.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): движение глаз, Киров, область, предпочтительное разглядывание, Сириус.


Похожие статьи

Актуальность лингвометодических исследований фразеологии в работе с иностранными учащимися

Социальная значимость изучения основ нанотехнологии в общеобразовательной школе

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Методическая целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Проблемы вузовской подготовки бакалавров в области ИТ-образования и пути их решения

Значение дисциплины «Камерный ансамбль» в условиях непрерывного образования в ВУЗе

Практико-методические функции применения ИКТ и технических средств обучения в вузах Узбекистана

Проблематика заготовки древесины физическими лицами в рамках лесных отношений России

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Похожие статьи

Актуальность лингвометодических исследований фразеологии в работе с иностранными учащимися

Социальная значимость изучения основ нанотехнологии в общеобразовательной школе

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Методическая целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Проблемы вузовской подготовки бакалавров в области ИТ-образования и пути их решения

Значение дисциплины «Камерный ансамбль» в условиях непрерывного образования в ВУЗе

Практико-методические функции применения ИКТ и технических средств обучения в вузах Узбекистана

Проблематика заготовки древесины физическими лицами в рамках лесных отношений России

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Задать вопрос