Влияние магистрального нефтепровода на окружающую среду в период эксплуатации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 01.03.2023

Статья просмотрена: 291 раз

Библиографическое описание:

Омарбек, А. Н. Влияние магистрального нефтепровода на окружающую среду в период эксплуатации / А. Н. Омарбек, Б. С. Ахымбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100102/ (дата обращения: 27.04.2024).



Экономика многих стран на сегодняшний день имеет потребность в увеличении доли потребления нефти и нефтепродуктов с связи с ростом промышленной активности. Современные магистральные трубопроводные системы работают на пределе своих мощностей. Магистральные нефтепроводы (МН) в экономике страны занимают одну из ключевых позиций. Вопросы обеспечения надежной и безопасной эксплуатации магистральных нефтепроводов затрагивают не только систему нефтепроводного транспорта, но и многие другие отрасли, а также существенно влияют на достижение целей, сформулированных в концепции энергетического развития страны.

Ключевые слова: магистральный нефтепровод, эксплуатация, трубопровод, резервуарный парк, нефтеперекачивающая станция.

При нормальной эксплуатации линейной части нефтепровода никаких выбросов и сбросов в приземный слой атмосферы, в подземные и поверхностные воды, на почвенно-растительный покров не производится, так как нефтепровод представляет собой защищенную герметичную систему.

Во время нормальной эксплуатации НПС оказывается определенное отрицательное воздействие на отдельные компоненты окружающей природной среды. Основным источником загрязнения приземного слоя атмосферы углеводородами является резервуарные парки НПС.

С целью полной или частичной ликвидации негативных воздействий на окружающую среду при проектировании нефтепровода предусматривается следующие мероприятия:

– на расширяемых НПС предусматриваются строительство резервуаров, оборудованных понтонами, что примерно на 80 % сокращает выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

– резервуары будут обвалованы, что обеспечит вместе с профилированными дренажными канавами отвод случайно разлитой нефти от резервуаров в систему улавливания и очистки,

– генеральные планы НПС будут разработаны с учетом положений, повышающих устойчивость работы ее объектов,

– компоновка генерального плана и высотная посадка сооружений будут выполнены исходя из технологической схемы НПС, необходимых противопожарных разрывов, выделения коридоров для укладки инженерных сетей с учетом транспортных связей и условий строительства,

– выделение в отдельные зоны (с учетом пожарной взрывоопасности) резервуарных парков, технологических установок (магистральные насосные, печи подогрева и др. сооружения) и сооружений хозяйственного вспомогательного назначения (водоснабжение, теплоснабжение, энергоснабжение, пожаротушения, связи и др.),

– обеспечение постоянного контроля за точным соблюдением технологического регламента работы оборудования,

– использования существующих систем для сбора производственных и бытовых стоков на площадках НПС, что сводит до минимума загрязнение поверхностных и подземных вод.

Возможные аварийные ситуации и их анализ . Нефтепроводы являются потенциально опасными объектами, эксплуатация которых сопряжена с риском аварийных ситуаций, из которых наиболее тяжелыми, с точки зрения наносимого ущерба (имеется в виду ущербы материальный и экологический, а иногда имеющая место угроза жизни обслуживающему персоналу и населению) являются аварии, связанные с поступлением нефти в окружающую среду.

Аварийные ситуации рассматриваются раздельно для двух основных типов сооружений трубопроводной системы, различающихся конструктивными особенностями и условиями эксплуатации:

– линейной части трубопроводов,

– резервуарных парков НПС.

Линейная часть . Аварийные ситуации на линейной части возникают в результате действия различных факторов, отражающих особенности проектирования, строительства и эксплуатации трубопроводов в конкретных условиях окружающей природной и социальной среды. На основе статистических данных аварийности магистральных нефтепроводов, выделено 10 групп факторов, влияющих на возникновение аварийных ситуаций. Для каждой группы факторов (опасностей) определены весовые коэффициенты, характеризующие вклад данной группы в общую статистику отказов.

Таблица 1

Факторы аварийности магистральных нефтепроводов

группы

Наименование группы факторов

Доля группы, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Внешние антропогенные воздействия

Подземная коррозия

Атмосферная коррозия

Внутренняя коррозия

Качество производства труб и оборудования

Качество строительно-монтажных работ

Качество и сроки испытаний

Конструктивно-технологические факторы

Природные воздействия

Эксплуатационные воздействия

20,0

2,0

2,0

20,0

15,0

15,0

5,0

5,0

10,0

6,0

Как видно из таблицы, опасности возникновения аварийных отказов связаны, в основном, с качеством изготовления и монтажа трубопровода (30 %), коррозионными процессами (24 %), внешними (20 %) и природными (10 %) воздействиями.

Резервуарные парки НПС . Причины аварийных ситуаций в резервуарных парках НПС связаны, в основном, с разрушением (полным или частичным) резервуаров и пожарами в резервуарном парке.

Вероятность разрушения резервуара формируется за счет действия различных факторов, включая механические и коррозионные повреждения, дефекты конструкций и монтажа, пожар в резервуарном парке, а также активизацию оползневых процессов, землетрясение, наводнение и другие стихийные действия.

Частота распределения случаев аварий и отказов резервуарных конструкций по виду основных физических причин представлена в таблице.

Таблица 2

Основные физические причины аварий в резервуарных парках

Причины аварий

Число аварий, %

Хрупкое разрушение

Взрыв и пожар

Непроектный вакуум

Коррозионный износ

Ураганный ветер

Неравномерная осадка основания

прочие

63,1

12,3

7,7

3,1

1,5

1,5

10,8

Причины возникновения пожара в резервуарных парках НПС обусловлено, как правило, образованием взрывоопасных концентраций паров углеводородов в самом резервуаре или обваловании и активизациий источника воспламенения (инициирования) взрывоопасной смеси.

Источниками взрывоопасности являются:

– выделение паров углеводородов нефти в процессе больших и малых дыханий резервуаров,

– нерегламентированные участки нефти из технологического оборудования,

– сброс подтоварной воды, загрязненной нефтью и подводящих трубопроводов,

– разлив нефти при разрушении резервуаров.

Вывод

В данной работе были описаны влияние магистрального нефтепровода на окружающую среду в период эксплуатации и экологическая безопасность использования магистральных нефтепроводов, возможные аварийные ситуации и их анализ. Для ликвидации негативных воздействий на окружающую среду при проектировании нефтепровода предусматриваются различные факторы. Компьютерное моделирование еще на стадии проектирования трубопроводов и выбора маршрута позволяет оценить риски того или иного варианта, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. Установлено, что наносится ущерб окружающей природной среде в результате отказов объекта системы нефтепродуктообеспечения. Анализ литературных данных показывает, что проблемы загрязнения земель нефтью, по-прежнему остаются актуальными и требуют комплексного подхода в их решении.

Литература:

  1. Лурье М. В., Арбузов Н. С., Оксенгендлер С. М. Расчет параметров перекачки жидкостей с противотурбулентными присадками // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2012. № 2. С. 56–60.
  2. РД-23.040.00-КТН-254–10. Требования и методика применения противотурбулентных присадок при транспортировании нефти и нефтепродуктов по трубопроводам ОАО «АК «Транснефть».
  3. Лисин Ю. В. Разработка инновационных технологий обеспечения надежности магистрального нефтепроводного транспорта: Автореф. дис. … д-ра техн. наук. Уфа, 2013. 42 c.
  4. Мохаммад Насер Хуссейн Аббас. Улучшение параметров работы нефтепровода путем применения противотурбулентных присадок: Дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук. Уфа, 2009. 129 с.
  5. «Транснефтепродукт» // ОАО «АК «Транснефтепродукт». 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://transnefteproduct.transneft. ru/press/news/id=1487 (дата обращения: 14.04.2014).
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, резервуарный парк, воздействие, линейная часть, магистральный нефтепровод, нефтепровод, нормальная эксплуатация, окружающая природная среда, парк, проектирование нефтепровода.


Похожие статьи

Ключевые слова: магистральный нефтепроводов...

Нефтетранспортные предприятия планируют и, по мере выделения финансовых средств, выполняют капитальный ремонт и реконструкцию потенциально опасных участков магистральных нефтепроводов и их оснащение системами контроля и управления [4, 5].

Влияние магистрального нефтепровода на окружающую среду...

Экономика многих стран на сегодняшний день имеет потребность в увеличении доли потребления нефти и нефтепродуктов с связи с ростом промышленной активности. Современные магистральные трубопроводные системы работают на пределе своих мощностей.

Влияние магистрального нефтепровода на окружающую среду...

Экономика многих стран на сегодняшний день имеет потребность в увеличении доли потребления нефти и нефтепродуктов с связи с ростом промышленной активности. Современные магистральные трубопроводные системы работают на пределе своих мощностей.

Экологические аспекты трубопроводного транспорта

Понятие «магистральный трубопровод» закреплено в своде правил «Магистральные

Проектирование и строительство магистральных трубопроводов должно соответствовать

Рост аварийности на магистральных трубопроводах связан и с тем, что эксплуатация

На сегодняшний день снижение негативного воздействия на окружающую природную среду...

окружающая среда, железнодорожный транспорт...

...окружающей природной среды на время «жизни» магистральных нефтепроводов, с

РД-153–39.4–056–00 Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов.

Воздействие железнодорожного транспорта на состояние окружающей среды складывается из трех

Россия, окружающая среда, зона, кризисная ситуация, природная среда, Российская...

Воздействие линейных сооружений железнодорожного...

Осипова, Н. Г. Воздействие линейных сооружений железнодорожного транспорта на

Строительство, эксплуатация и модернизация железных дорог оказывают значительное влияние на

Формы воздействия транспорта на природную среду весьма разнообразны.

– транспортные средства, оказывающие кратковременное влияние на природную среду.

Обеспечение устойчивости проектного положения и прочности...

Опыт эксплуатации подземных магистральных нефтепроводов в зонах вечной мерзлоты

ответственных инженерных сооружений, является тепловое воздействие нефтепроводов на многолетнемерзлые грунты.

нефтепровод рассчитанный на давление 10,2 МПа

величины пролета для любого отечественного сортамента труб осуществлялась в среде Mathcad.

Анализ аварийности на объектах нефтегазовой отрасли России

...нарушению производственного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

природные или стихийные бедствия; – ошибки в организации производственного процесса

– разрушения в результате внешнего механического воздействия (35 случаев)

при эксплуатации которого высок риск аварий или иных инцидентов (аварийные ситуации)...

Воздействие на окружающую среду продуктов... | Молодой ученый

Воздействие газовой промышлености на окружающую среду: Доля газовой

Как правило, взаимовлияние трубопроводных комплексов и природной среды носит

Современные магистральные газопроводы диаметром до 1400 мм с рабочим давлением до

в окружающую среду до 150 млн.т нефти, не считая различных катастроф с танкерами или нефтепроводами.

Похожие статьи

Ключевые слова: магистральный нефтепроводов...

Нефтетранспортные предприятия планируют и, по мере выделения финансовых средств, выполняют капитальный ремонт и реконструкцию потенциально опасных участков магистральных нефтепроводов и их оснащение системами контроля и управления [4, 5].

Влияние магистрального нефтепровода на окружающую среду...

Экономика многих стран на сегодняшний день имеет потребность в увеличении доли потребления нефти и нефтепродуктов с связи с ростом промышленной активности. Современные магистральные трубопроводные системы работают на пределе своих мощностей.

Влияние магистрального нефтепровода на окружающую среду...

Экономика многих стран на сегодняшний день имеет потребность в увеличении доли потребления нефти и нефтепродуктов с связи с ростом промышленной активности. Современные магистральные трубопроводные системы работают на пределе своих мощностей.

Экологические аспекты трубопроводного транспорта

Понятие «магистральный трубопровод» закреплено в своде правил «Магистральные

Проектирование и строительство магистральных трубопроводов должно соответствовать

Рост аварийности на магистральных трубопроводах связан и с тем, что эксплуатация

На сегодняшний день снижение негативного воздействия на окружающую природную среду...

окружающая среда, железнодорожный транспорт...

...окружающей природной среды на время «жизни» магистральных нефтепроводов, с

РД-153–39.4–056–00 Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов.

Воздействие железнодорожного транспорта на состояние окружающей среды складывается из трех

Россия, окружающая среда, зона, кризисная ситуация, природная среда, Российская...

Воздействие линейных сооружений железнодорожного...

Осипова, Н. Г. Воздействие линейных сооружений железнодорожного транспорта на

Строительство, эксплуатация и модернизация железных дорог оказывают значительное влияние на

Формы воздействия транспорта на природную среду весьма разнообразны.

– транспортные средства, оказывающие кратковременное влияние на природную среду.

Обеспечение устойчивости проектного положения и прочности...

Опыт эксплуатации подземных магистральных нефтепроводов в зонах вечной мерзлоты

ответственных инженерных сооружений, является тепловое воздействие нефтепроводов на многолетнемерзлые грунты.

нефтепровод рассчитанный на давление 10,2 МПа

величины пролета для любого отечественного сортамента труб осуществлялась в среде Mathcad.

Анализ аварийности на объектах нефтегазовой отрасли России

...нарушению производственного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

природные или стихийные бедствия; – ошибки в организации производственного процесса

– разрушения в результате внешнего механического воздействия (35 случаев)

при эксплуатации которого высок риск аварий или иных инцидентов (аварийные ситуации)...

Воздействие на окружающую среду продуктов... | Молодой ученый

Воздействие газовой промышлености на окружающую среду: Доля газовой

Как правило, взаимовлияние трубопроводных комплексов и природной среды носит

Современные магистральные газопроводы диаметром до 1400 мм с рабочим давлением до

в окружающую среду до 150 млн.т нефти, не считая различных катастроф с танкерами или нефтепроводами.

Задать вопрос